Файл: Реферат Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах форма обучения очная Косыгина Н. О.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 20
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования Иркутской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Киренский профессионально-педагогический колледж»
Ножниновой Ирины Сергеевны
Развитие памяти с помощью рисуночного письма у младших школьников на уроках окружающего мира
Реферат
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»
форма обучения – очная
Руководитель: Косыгина Н.О
преподаватель профессионального цикла
Киренск, 2023
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Сущностная характеристика понятий «память», «виды памяти», «зрительная память».……………………………………………………...……...6
2. Психолого-педагогические особенности развития зрительной памяти в младшем школьном возрасте ………………………………………………......11
3. Эффективные приёмы развития зрительной памяти в ходе использования технологии рисуночного письма в начальной школе ………………………...15
Заключение……………………………………………………………………….22
Список литературы…………………………………………………....................23
Введение
В основе обучаемости младших дошкольников лежит уровень развития познавательных процессов: восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи. Память является важнейшей, познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения, и, как познавательный процесс обеспечивает целостность развития личности.
Природой памяти интересовались с древних времён не только психологи, но и философы, а позднее, с развитием естественных наук, свойства памяти неоднократно пытались вывести и объяснить психологи, педагоги, социологи и биологи: В. Анри, П.П. Блонский, А. Бине, А. Бергсон, Л.М. Выготский, П. Жане, P.М. Истомина, К. Коффка, А.Н. Леонтьев, Т. Мюллер, А. Пьерон, А.А. Смирнов, И.М. Сеченов, К.Д. Ушинский, В. Штерн, Ф. Шуман, Г. Эббингауз. Вопрос о развитии памяти впервые в отечественной психологии был широко рассмотрен П.П. Блонским, решавшим эту проблему с позиций выдвинутой им общей концепции развития памяти. Основным в этой концепции является положение о том, что 4 вида памяти (моторная, эмоциональная, образная и словесная) это генетически обусловленные ступени ее развития, возникающие именно в данной последовательности. Считается, что образная память есть более ранний и низкий уровень развития памяти по сравнению со словесной (вербальной). Не оспаривая П.П. Блонского хотелось бы отметить, что слова - по сути своей лишь языковые знаки, обозначающие какой-либо образ, хотя они и отягощены смыслом большим, нежели символическое обозначение предмета или явления. В.В. Виноградов приходил к выводу, что «нет слов и языковых форм, которые не могут стать материалом для образа». Отсюда следует, что слово без образа также бедно, как картина без красок.
Многими поколениями психологов безусловно доказано, что для развития памяти ребёнка характерно движение от образной к словесно-логической и в обязанности взрослого входит облегчить этот переход как можно действеннее. Ведь ещё А.А. Смирнов указывал на важность совместить деятельность первой и второй сигнальных систем, т.е. зрительное восприятие и слово. «Задача педагога – научить работать оба полушария одновременно и научить детей воспринимать мир всеми органами чувств» [22].
Таким образом, среди различных видов памяти ведущим у младшего школьника является зрительная, слуховая и часто двигательная. Выбор определён ведущими видами учебной деятельности в начальной школе: чтение и письмо. Зрительная память является одной из форм образной памяти. Именно в начальной школе формируется образная память, а уже в более старшем возрасте на её основе – словесно-логическая, т.к. образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. Детям с преобладанием зрительного вида памяти можно посоветовать яркие памятки, таблицы и схемы, содержащие рисунки [24].
В качестве ассоциаций в учебном процессе успешно применяется особое графическое средство обучения – рисуночно-идеографическое письмо. Оно представляет собой особую знаково-символическую систему, состоящую из отдельных изобразительных элементов – пиктограмм и идеограмм. В их создании используются общие законы схематизации любых графических изображений: выделение в них существенного, упрощение формы и повторение отдельных элементов. В педагогике появился даже термин «визуальное образование», означающий, что такая наглядность начинает играть в обучении всё большую роль, оттесняя иногда на второй план привычные традиционные средства. Идея использования элементов рисуночного письма или идеографического письма не нова и, как показывают работы многих авторов, очень эффективна.
Использование идеограмм и пиктограмм в педагогической практике имеет следующие положительные стороны:
Учащиеся лучше усваивают материал и достаточно точно воспроизводят его по памяти.
Значительно экономится время на уроке, что создаёт условия для творческой работы по дополнительному материалу.
Идеограммы можно объединять в крупные блоки, что позволяет изучать материал укрупнёнными дидактическими единицами, а это развивает гибкость ума, сообразительность, способность к переключению внимания.
Поэтому рисуночно-идеографическое письмо должно широко применяться в учебном процессе и служить объектом дальнейшего изучения и совершенствования [23].
Таким образом, выше указанные предпосылки позволили определить тему исследования, целью которого является – теоретическое обоснование эффективности использования рисуночного письма в развитии зрительной памяти младшего школьника.
Объект исследования: процесс развития зрительной памяти младших школьников.
Предмет исследования: использование рисуночного письма на уроках окружающего мира в начальной школе.
Задачи исследования:
-
Рассмотреть сущностную характеристику понятий «память», «виды памяти», «зрительная память», «технология», «технология рисуночного письма»; -
Изучить психолого-педагогические особенности развития зрительной памяти в младшем школьном возрасте; -
Выделить эффективные приёмы развития зрительной памяти в ходе использования технологии рисуночного письма в начальной школе.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, изучение нормативно-правовых документов, регулирующих деятельность НОО («Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования).
-
Сущностная характеристика понятий «память», «виды памяти», «Зрительная память
Память основа психической деятельности. Без памяти невозможно понять основы формирования мышления, сознания, подсознания [18].
Память считалась одним из наиболее разработанных разделов психологии. Но дальнейшее изучение закономерностей памяти в наши дни опять сделало её одной из узловых проблем науки. В настоящее время нет единой и законченной теории памяти.
Чёткого единства на счёт определения памяти у учёных нет. В широком смысле памятью можно назвать сохранение информации о раздражителе, после того как его действие уже прекратилось [13].
Так как ни одно из существующих определений памяти не может считаться достаточным, следует проанализировать и объединить в единое целое несколько формулировок, дополняющих друг друга.
По определению, данному в психологическом словаре, «память это система мнемонических процессов, которые служат для запоминания, сохранения и последующего воспроизведения в форме словесных отчетов и действий тех знаний, которые были усвоены в прежнем опыте субъекта» [15].
По определению А.В. Петровского, «память запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта» [21].
Ж. Пиаже считал, что «память - совокупность информации, приобретённой мозгом и управляющей поведением человека» [12].
По определению В.Г. Крысько, «память - процесс запечатления, сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или переживал» [11].
Взгляды на определение, сущность памяти менялись и развивались на протяжении многих веков. Психологи XVIIIXIX веков Англии и Германии - Г. Эббингауз, Г. Мюллер, А. Пильцеккер рассматривали память не как активный процесс (деятельность) человека с предметами или их образами, а как механически складывающийся продукт ассоциаций. Ее центральное понятие - «ассоциация» - обозначает связь, соединение и выступает в качестве объяснительного принципа всех психических образований. В итоге сложилась ассоциативная теория памяти.
В результате огромного числа экспериментально-психологических исследований сложились личностные теории памяти, которые выявили ряд факторов влияющих на протекание процессов памяти, особенно сохранения (активность, интерес, внимание).
В смысловой теории памяти (А. Бине, К. Бюлер) выдвигается смысловое содержание материала, а не механическое заучивание.
Мы выяснили, что память является основой психической деятельности. Без неё невозможно формирование поведения мышления, сознания, подсознания. Память лежит в основе способностей человека, является условием обучения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. Мы проанализировали основные теории памяти и выяснили, что единой и законченной теории памяти нет.
В наши дни мы живем в мире и ежедневно сливаемся с потоком информации. Объем знаний и навыков возрастает из года в год и накапливается, что предоставляет все большую нагрузку на память каждого последующего поколения. Совершенствование и развитие памяти является довольно сложным, однако это просто необходимо в наши дни для нормальной жизни в обществе.
Развитие личности происходит во всём многообразии ее познавательных процессов. Память является одной из их составляющих. Развитие памяти - это процесс изменения и становления образований, которые обеспечивают преемственность в жизнедеятельности каждого, формируют план актуального поведения и многое другое.
Таким образом, память - основа психической деятельности. Развитие памяти является жизненно необходимой задачей, потому что благодаря ей мы имеем возможность использовать как свой собственный опыт, так и опыт, накопленный предыдущими поколениями, для решения различных повседневных задач.
Рассмотрим виды и типы памяти.
В психолого-педагогической литературе большое место отдаётся изучению видов и типов памяти. Память включена во все многообразие жизни и деятельности человека, поэтому ее виды и типы чрезвычайно многообразны.
По определению, данному в большом энциклопедическом словаре «виды памяти – это различные формы проявления мнемической деятельности» [15, 112 c.].
Они дифференцируются в соответствии с тремя основными критериями:
1. По типу запоминаемого материала и характеру психической активности, преобладающей в деятельности, различают память двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую. Двигательная память связана с запоминанием и воспроизведением движений, с формированием двигательных умений и навыков в игровой, трудовой, спортивной и других видах деятельности человека. Образная память связана с запоминанием и воспроизведением чувственных образов предметов и явлений, их свойств. Словесно-логическая память память на мысли, суждения, умозаключения. В ней закрепляется отражение предметов и явлений в их общих и существенных свойствах, связях и отношениях [17].
Эмоциональный вид памяти, позволяющий фиксировать эмоциональную окраску событий, мы рассмотрели по Т.Б. Никитиной [19].
2. По характеру целей деятельности выделяют память непроизвольную и произвольную. По М.М. Иванову, запоминание и воспоминание, не сопровождаемые целенаправленным волевым актом, при которых отсутствует специальная цель запомнить или вспомнить, называется непроизвольной памятью. Если работа памяти сопровождается целенаправленным действием воли, мы говорим о произвольной памяти. Термином «непроизвольная память» обозначают процесс запоминания, который происходит без всяких усилий, как бы «автоматически». Этот вид запоминания характерен для сильных или необычных сигналов внешней среды, вызывающих эмоции и чувства, в частности, интерес. Произвольная память подразумевает случаи, когда перед человеком стоит задача запомнить ту или иную информацию и человек прилагает определенные волевые усилия для реализации данной задачи [10].
3. При запоминании по времени закрепления и сохранения материала различают кратковременную, сверхкратковременную и долговременную память. М.М. Иванов указывает нам, что сверхкратковременная (оперативная) память обслуживает производимые человеком действия во время их осуществления. При этом мы удерживаем «в уме» промежуточные результаты, необходимые для завершения всего действия. То же самое происходит при чтении, письме, слушании и т.д. Кратковременная память характеризуется очень кратким сохранением информации после однократного непродолжительного восприятия. Значит, эта информация побывала лишь в кратковременной памяти и не проникла в долговременную. Долговременная память характеризуется длительным сохранением информации, после неоднократного ее повторения и воспоминания [18].