Файл: Реферат Специальность 44. 02. 02 Преподавание в начальных классах форма обучения очная Косыгина Н. О.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 16

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Опорный сигнал по Шаталову – это «ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение; он способен мгновенно восстановить в памяти известную и ранее понятую информацию». Под опорным конспектом понимается «система опорных сигналов, имеющих структурную связь и представляющих собой наглядную конструкцию, замещающую систему значений, понятий, идей как взаимосвязанных элементов».

Эффект применения рисуночного письма связан с тем, что учащиеся легко запечатлевают изображаемые учителем сигналы, а затем используют зрительные образы в качестве плана своего рассказа и источника определенной информации.

Суть рисуночного письма заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично.

При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ребёнок непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. Очень важно, чтобы этот значок (рисунок) придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше.

На уроках окружающего мира данная работа позволяет составлять рассказы с установлением причинно-следственных связей, помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащает словарный запас детей.

На уроках окружающего мира можно осуществлять индивидуальный подход к каждому ученику, предлагая дифференцированные задания на развитие памяти с помощью рисуночного письма.

Необходимо выделить значение рисуночного письма для слабых учащихся. Запомнить отдельные термины, формулы для них бывает очень сложно, не говоря уж о последовательном раскрытии темы. Такие ученики часто теряются, замыкаются в себе и в конечном итоге теряют всякий интерес к предмету. Рисуночное письмо, в таком случае, действительно становится опорой для такого ученика. Рисунки позволяют без помощи учителя вспомнить и воспроизвести материал не только отдельного элемента, но и всей темы в целом. Постепенно пропадает скованность, появляется интерес к получению знаний. Даже такой маленький успех, как удачный ответ и получение хорошей отметки, повышает самооценку ученика, укрепляет веру в свои силы, что в конечном итоге приводит к повышению мотивации к предмету.


Приём пиктограмм – рисуночного письма, заключается в том, что слово изображается условным значком (пиктограммой), что помогает легко запоминать тексты. Для запоминания текста на уроках окружающего мира, каждое слово, рисуется пиктограммой.

Для запоминания текстов на уроках окружающего мира методика несколько видоизменятся: текст делится на фразы и зарисовывается картинками – фразами или целыми частями.

Рисунки-сигналы целесообразно вводить в ходе беседы при составлении, например, характеристики группы живых организмов. Сигналы могут изображаться на классной доске или демонстрироваться в виде готовых слайдов в презентации. Идеограммы, изображающиеся мелом на доске в процессе сообщения учащимся новых сведений, называются динамическими сигналами. При составлении рисунка учитель даёт пояснения по каждому элементу сигнала. Составленное из таких сигналов описание изучаемой группы животных является своеобразной учебной графической моделью, созданной на глазах учащихся. Этот способ составления и использования идеограмм следует считать основным.

Рисунки-сигналы должны быть простыми, чтобы их можно было легко и быстро изобразить на классной доске (и в рабочих тетрадях) в ходе беседы и при этом не требовалось специальное умение хорошо рисовать. В то же время они должны быть информативными.

Важно, чтобы часть сигналов могла быть использована при составлении характеристики нескольких систематических групп организмов или целого ряда биологических процессов и позволяла нам вносить в них некоторые изменения, отражающие особенности той или иной систематической группы или процесса.

Введение опорных сигналов на уроках происходит параллельно с работой с рисунками, таблицами, текстом учебника и натуральными объектами.

Овладение приёмами работы с рисуночным письмом значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Метод крокирования (метод символизации или метод рисуночного письма). Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали.




Рис.1. Пример рисуночного письма
Примерами использования метода «крокирования» (рисуночного письма) могут служить мнемоквадрат, мнемодорожка, мнемотаблица, коллаж.

Мнемотаблица - это схема, в которой заложена определенная информация. Суть мнемосхемы заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы – рисунки, ребенок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы могут быть представлены в трех вариантах:

Мнемоквадрат — структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы. Это отдельный схематичный несложный рисунок с определенной информацией. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки — коллаж, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории.

Коллаж - это определенный формат картона или плотный лист бумаги, на который наклеиваются или накладываются, рисуются различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Главной задачей коллажа – соединить, т.е. связать все картинки между собой. Таким образом, происходит обработка сюжетного метода запоминания.

Приём символизации - один из наиболее распространённых приёмов рисуночного письма, который используют практически все. Когда дети рисуют кроки-схемы предметов, животных, людей, явлений, понятий, они легко восстанавливают в памяти всё, что зарисовали. При работе по методу крокирования одновременно включаются сразу несколько сложных мыслительных процессов.

Приём символизации – один из наиболее распространённых приёмов рисуночного пмиьма, который используют практически все. Приём символизации относится к первому этапу запоминания – к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

Приём символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания при использовании этого метода:

  • кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

  • соединение образов в воображении (запоминание);

  • запоминание последовательности информации;

  • закрепление информации в мозге.

Символизация или кодирование - это подготовка информации к запоминанию, это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация
воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными значками, вроде математических символов.

В рисуночном письме приём символизации (крокирования) используется очень часто. Одно и то же слово (понятие) можно обозначить разными зрительными образами.

Искусство кодирования заключается в быстром подборе наиболее информативного образа, по которому можно легко восстановить запоминаемое понятие.

Применение приёма символизации при запоминании позволяет глубже понять запоминаемый материал. Символизация запоминаемых понятий - это как раз и есть то, что обычно называют «думать при запоминании», «осмыслить запоминаемый материал» [20].

Таким образом, суть рисуночного письма заключается в том, что на каждое слово (короткую фразу) придумывается значок, картинка, изображающая предмет, действие, признак и т. п.; таким образом, весь текст зарисовывается схематично. При произнесении текста с опорой на изображение предмета, ученик непроизвольно запоминает информацию, так как текст и предметные картинки соединяются в один сюжет. На уроках окружающего мира использование приёмов развития зрительной памяти в ходе использования технологии рисуночного письма в начальной школе позволяет составлять рассказы с установлением причинно-следственных связей, помогает детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащает словарный запас детей, развивает память учащихся.

Заключение
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы было конкретизировано определение «память». Память – сложнейший психический процесс запоминания, сохранения и последующего воспроизведения того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память – это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения. Память, как и любой другой психический процесс претерпевает значительные изменения, которые заключаются в том, что память ребёнка постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной.

Память занимает особое место среди психических познавательных процессов, лежит в основе обучения и воспитания, приобретения знаний, личного опыта, формирования навыков. Поэтому очень важно в этот период задать основу для развития памяти.


В младшем школьном возрасте память имеет свои особенности. Память младших школьников имеет преимущественно непроизвольный характер. Она постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредованной. Механическое запоминание у младших школьников хорошо развито. В младшем школьном возрасте запоминание становится всё более осмысленным. В целом, младший школьник может запоминать материал произвольно и непроизвольно, осмысленно и механически. Основу памяти составляет генетически обусловленная способность запечатлевать информацию.

Одним из средств, облегчающих запоминания и увеличивающих объем памяти путём образования искусственных ассоциаций на уроках окружающего мира является рисуночное письмо.

Список литературы


  1. Гаврина С.Е. Развитие памяти. Тесты для детей 8-10 лет / С.Е. Гаврина, Н.Л. Кутявина, И.Г. Топоркова. - М.: Академия, 2017. -18 с.

  2. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо, Е.А. Петрова, Л.М. Орлова. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 142 с.

  3. Головей Л. А. Развитие личности ребенка от семи до одиннадцати / Л.А. Головей. – Екатеринбург: У–Фактория, 2016. - 318 с.

  4. Головин С.Ю. Словарь психолога-практика / С.Ю. Головин. - Минск: АСТ, 2020. – 167 с.

  5. Гоник И.Л. Рекомендации по разработке рабочих программ учебных дисциплин в соответствии с требованиями ФГОС НОО: методические указания/ И.Л. Гоник, А.В. Фетисов. - Волгоград: ИУНЛ ВолгГТУ, 2021. – 7 с.

  6. Давыдов В.В. Психическое развитие младших школьников: экспериментальное психологическое исследование / В.В. Давыдов. – М.: Педагогика,2011. – 341 с.

  7. Джеймс У. Память [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.URL: https://clck.ru/33DJ8B.

  8. Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие / И. В. Дубровиной – СПб: Питер, 2014. – 296 с.

  9. Дубровина И.В. Об индивидуальных особенностях школьников / И.В. Дубровина. – М.: Знание, 2020. – 174 с.

  10. Иванов М.М. Техника эффективного запоминания в учёбе, деловом общении и повседневной жизни / М.М. Иванов.  М. : АО «МЕНАТЕП – ИНФОРМ», 2016. – 247 с.

  11. Крысько В.Г. Психология и педагогика: схемы и комментарии/ В.Г. Крысько. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2019. – 279 с.

  12. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий.  М.: ТЦ Сфера, 2018. – 142 с.

  13. Куприянович Л.И. Резервы улучшения памяти / Л.И. Куприянович. - М.: Наука, 2018. – 187 с.

  14. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2020. - 73 с.

  15. Мещерякова Б.Г. Большой энциклопедический словарь. / Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. -СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2016. – 254 с.

  16. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста / Ю.В. Микадзе. – СПб: Питер, 2018. – 288 с.

  17. Нартова-Бочавер С.К. Введение в психологию развития: учеб. пособие / С.К. Нартова - Бочавер, А.В. Потапова. - М.: Флинта: МПСИ, 2015. – 193 с.

  18. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высш. пед учеб. заведений / Р.С. Немов. - М.: ВЛАДОС, 2017. – 312 с.

  19. Никитина Т.Б. Как развить хорошую память / Т.Б. Никитина. – М.: АСТ–ПРЕСС, 2016. - 169 с.

  20. Описание педагогической технологии «Рисуночное письмо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.URL: https://infourok.ru/opisanie-pedagogicheskoy-tehnologii-risunochnoe-pismo-795621.html.

  21. Петровский А.В. Общая психология / А.В. Петровский. - М.: Академия, 2017. – 99 с.

  22. Смирнов А.А. Избранные психологические труды / А.А. Смирнов. – М.: Педагогика, 2012. – 342 с.

  23. Теремов А.В. Рисуночное письмо как средство обучения / А.В. Теремов. – М.: ТЦ Сфера, 2019. – 211 с.

  24. Ткаченко М.А. Способы развития зрительной памяти в начальной школе. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: WWW.URL: https://infourok.ru/sposobi-razvitiya-zritelnoy-pamyati-v-nachalnoy-shkole-635391.html

  25. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 26.11.2013 №1241» Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального о7бщего образования (принят Минобрнауки Российской Федерации. Москва: ТЦ Сфера, 2021.

  26. Эльконин Д. Б. Психология обучения младших школьников. / Д. Б. Эльконин. – М.: Педагогика, 2011. – 248 с.