Файл: Государство понятие и основные признаки. Термин государство.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Государство: понятие и основные признаки.

Термин «государство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, с точки зрения социологического подхода государство рассматривается как специфическая организация общества. Так, Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных граждан, имеющее целью совершенствование жизни. В таком случае государство тождественно таким понятиям, как «страна», «нация», «общество», «отчизна», «родина». Такая трактовка государства существовала до XVI–XVII веков, когда отсутствовало разграничение понятий «общество» и «государство». В настоящее время в данном смысле государство понимается, когда говорят, например, о российском, американском, французском и т. д. государстве, имея в виду все представляемое общество. Р. Моль считал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, буду­чи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных це­лей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они со­ставляют предмет общей необходимости». Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно воз­никшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Данные взгляды разделялись рядом русских дореволюционных юристов. Н. М. Коркунов определял государство как «общественный союз, представляю­щий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Е. Н. Трубецкой отмечал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пре­делах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории рассматривали государство Г. Ф. Шершеневич и Ф. Ф. Кокошкин. Хвостов писал, что государство
«это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной влас­ти». С этой точки зре­ния государство представляет собой не столько стоящую над обществом сово­купность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществ­ляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех чле­нов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политиче­ских, управленческих процессов и отношений.

Наряду с социологическим, формируется и юридическое понимание государства. Так, Г. Еллинек считал, что государство представ­ляет собой особое общественное образование и особое правовое явле­ние. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право – существенный элемент государства, – писал Еллинек, – то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы». Государство может рассматриваться как совокупность юридических норм и правил, регулируемых органами власти. Государство – это общий правопорядок, утверждал Цицерон. Он видел в государстве союз лю­дей, объединенных общими началами права и общей пользы. Государство, с точки зрения И. Канта, – объединение людей под эгидой права. Это более узкий подход, при котором вне поля зрения остаются реалии внеюридических социально-политических процессов, воздействующих на государственные институты в реальной жизни.

Существует также политико-юридичес­кое понимание государства, при котором оно рассматривается как система связей и взаимоотношений внутри общества во всем многообразии форм и структур власти. В этом случае понятие «государство» будет отождествляться с «государственной машиной», «правительством», «аппаратом власти». Н. Макиавелли первым ввел термин «stato» для обозначения государства как института политической власти. До него для обозначения государства использовались разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, деспотия и др. Позднее, особенно в эпоху Просвещения, в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей либерализма обосновано четкое разграничение понятий
«общество», «государство», «индивид». При этом некоторые мыслители, например, немецкий ученый В. Гумбольдт, признавал приоритет общества над государством, а Г. В. Ф. Гегель – приоритет государства над обществом. Современные отечественные исследователи предлагают следующие определения. «Государство – это организа­ция политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[1]. «Государство – это особая организация публичной, политиче­ской власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принужде­ния, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим общест­вом и обеспечивает его интеграцию»[2]. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[3]. Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[4]. Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы.

В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.

1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливает
­ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей. В самом общем смыс­ле власть можно определить как способность и возможность оказывать опре­деляющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Государственная власть осу­ществляется органами, которые занимаются только управлением. Противо­положность этой власти – власть общественная, реализация которой характе­ризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управле­ние обществом или социальной группой осуществляется при помощи инсти­тутов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне (таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении).

2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять на­силие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.

Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безус­ловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство само­защиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятель­ность, и как средство для создания условий для нормальной жизнеде­ятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В. Е. Гулиев, Д. Н. Бах­рах) достаточно четко проводят различие меж­ду насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова про­тивоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.

Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безо
­пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая по­лиция и ряд других.

Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предус­мотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, да­же если ему пытаются придать узаконенный характер.

Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечело­веческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью неза­конного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.

3. Суверенитет государства. Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного госу­дарства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:

- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;

- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстер­риториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);

- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтож­ным любого проявления другой общественной власти;

- в исключительных полномочиях государства на самостоятель­ное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, ука­зах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов уп­равления и иных государственных учреждений.

Существуют отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверени­тет». Суверенитет – это ничем и никем не ограниченная абсолют­ная власть или власть, имеющая определенные пре­делы? Наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность. Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? Само понятие