Файл: Государство понятие и основные признаки. Термин государство.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 40
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государство: понятие и основные признаки.
Термин «государство» употребляется в нескольких значениях. Во-первых, с точки зрения социологического подхода государство рассматривается как специфическая организация общества. Так, Аристотель определял государство как способное к экономической независимости сообщество равных граждан, имеющее целью совершенствование жизни. В таком случае государство тождественно таким понятиям, как «страна», «нация», «общество», «отчизна», «родина». Такая трактовка государства существовала до XVI–XVII веков, когда отсутствовало разграничение понятий «общество» и «государство». В настоящее время в данном смысле государство понимается, когда говорят, например, о российском, американском, французском и т. д. государстве, имея в виду все представляемое общество. Р. Моль считал, что «государство есть постоянный, единый организм таких установлений, которые, будучи руководимы общею волею, поддерживаемы и приводимы в действие общею силою, имеют задачей содействие достижению дозволенных целей определенного на данной территории народа, а именно, начиная от отдельной личности и кончая обществом, до тех пор, пока эти цели не будут удовлетворены собственными силами личности и пока они составляют предмет общей необходимости». Л. Гумплович рассматривал государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Данные взгляды разделялись рядом русских дореволюционных юристов. Н. М. Коркунов определял государство как «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Е. Н. Трубецкой отмечал, что «государство есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории рассматривали государство Г. Ф. Шершеневич и Ф. Ф. Кокошкин. Хвостов писал, что государство
«это союз свободных людей, живущих на определенной территории и подчиняющихся принудительной и самостоятельной верховной власти». С этой точки зрения государство представляет собой не столько стоящую над обществом совокупность различных учреждений, не столько особый слой людей, осуществляющий управленческие функции, сколько организацию, ассоциацию всех членов общества, которые объединяются в единое целое при помощи политических, управленческих процессов и отношений.
Наряду с социологическим, формируется и юридическое понимание государства. Так, Г. Еллинек считал, что государство представляет собой особое общественное образование и особое правовое явление. Его учение соответственно подразделяется на «социальное» и «правовое». «Так как право – существенный элемент государства, – писал Еллинек, – то познание последнего невозможно без изучения его юридической природы». Государство может рассматриваться как совокупность юридических норм и правил, регулируемых органами власти. Государство – это общий правопорядок, утверждал Цицерон. Он видел в государстве союз людей, объединенных общими началами права и общей пользы. Государство, с точки зрения И. Канта, – объединение людей под эгидой права. Это более узкий подход, при котором вне поля зрения остаются реалии внеюридических социально-политических процессов, воздействующих на государственные институты в реальной жизни.
Существует также политико-юридическое понимание государства, при котором оно рассматривается как система связей и взаимоотношений внутри общества во всем многообразии форм и структур власти. В этом случае понятие «государство» будет отождествляться с «государственной машиной», «правительством», «аппаратом власти». Н. Макиавелли первым ввел термин «stato» для обозначения государства как института политической власти. До него для обозначения государства использовались разнообразные более конкретные понятия: княжество, королевство, республика, деспотия и др. Позднее, особенно в эпоху Просвещения, в контрактных (договорных) теориях государства Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо и других представителей либерализма обосновано четкое разграничение понятий
«общество», «государство», «индивид». При этом некоторые мыслители, например, немецкий ученый В. Гумбольдт, признавал приоритет общества над государством, а Г. В. Ф. Гегель – приоритет государства над обществом. Современные отечественные исследователи предлагают следующие определения. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[1]. «Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет и руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию»[2]. «Государство – это организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества»[3]. Государство – это публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[4]. Несмотря на некоторые отличия, приведенные определения в целом лежат в одном русле, поскольку понимание государства ограничивается здесь указанием прежде всего на публичные учреждения – государственные органы.
В современной учебной литературе государство определяется как политико-территориальная суверенная организация публичной власти, имеющая специальный аппарат, способная делать свои веления обязательными для всей страны. Данная дефиниция синтезирует наиболее существенные черты и признаки государства. Понятие государства, его характеристики конкретизируются при раскрытии признаков, отличающих его как от родового строя, так и от негосударственных организаций общества.
1. Организация политической власти. Этот признак государства означает, что, во-первых, оно является властью, которая не сливает
ся с обществом, а выделяясь из него, в определенном смысле стоит над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечивать поддержание цивилизованного правопорядка, а отсюда нормальной жизнедеятельности людей. В самом общем смысле власть можно определить как способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств: воли, авторитета, права, насилия и т. д. Суть власти состоит в реальной возможности властвующих подчинять своей воле подвластных. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. Здесь управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих извне (таким образом, можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении).
2. Легализованное насилие (принуждение) является важнейшим признаком государства, поскольку только оно вправе применять насилие вплоть до лишения жизни ко всем гражданам, иностранцам и лицам без гражданства на территории государства.
Насилие (принуждение) со стороны государства – это, безусловно, крайняя мера, и ее следует рассматривать как средство самозащиты общества от деяний, нарушающих его нормальную жизнедеятельность, и как средство для создания условий для нормальной жизнедеятельности и цивилизованного правопорядка. Следует заметить, что в современной теории государства ряд авторов (В. Е. Гулиев, Д. Н. Бахрах) достаточно четко проводят различие между насилием и принуждением: насилие в буквальном смысле слова противоправно, принуждение осуществляется на основе и в соответствии с законом.
Для решения этих задач в любом государстве создается система правоохранительных органов: органы внутренних дел, органы государственной безо
пасности, прокуратура, суды, налоговая полиция, экологическая полиция и ряд других.
Важное значение имеет вопрос о формах легализации насилия. Они могут быть правовыми и антиправовыми. При этом легитимным может быть признано только то насилие, которое непосредственно предусмотрено правом и осуществляется в установленном им порядке. Любое другое насилие по общему правилу нельзя считать легитимным, даже если ему пытаются придать узаконенный характер.
Следует обратить внимание и на то, что любой государственный переворот всегда является незаконным, но не всегда антиправовым. Если установленный нормами закона порядок противоречит общечеловеческим ценностям, то народ вправе его изменить с помощью незаконного насилия. Именно поэтому в конституцию США вошла норма о праве народа на сопротивление угнетению.
3. Суверенитет государства. Он выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем иным организациям и лицам в стране и независимость ее в сфере взаимоотношений данного государства с другими государствами. Суверенитет государства внутри страны выражается:
- в единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны;
- в общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства и в пределах экстерриториальности (например, для граждан и учреждений, находящихся за границей);
- в прерогативе, т. е. возможности отмены и признания ничтожным любого проявления другой общественной власти;
- в исключительных полномочиях государства на самостоятельное издание, санкционирование и применение общеобязательных норм и иных предписаний, выраженных в нормативных актах (законах, указах, постановлениях, приказах и т. п.), решениях судов, органов управления и иных государственных учреждений.
Существуют отдельные дискуссионные вопросы, связанные с категорией «суверенитет». Суверенитет – это ничем и никем не ограниченная абсолютная власть или власть, имеющая определенные пределы? Наиболее распространенное в настоящее время понимание суверенной власти предполагает ее ограниченность. Кому принадлежит суверенитет в федеративных государствах – федерации в целом или субъектам федерации? Само понятие