Файл: Государство понятие и основные признаки. Термин государство.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«суверенитет» стало употребляться в последнее время в разных значениях. Так, единый суверенитет (а это неделимая власть) разделяют и говорят о суверенитете экономическом, финансовом и т. д. В качестве субъектов суверенитета называют личность, народ, нацию, различные административно-территориальные единицы (например, крупные города), желая этим подчеркнуть, например, приоритет интересов личности, изначальную принадлежность власти народу (есть даже теория «народного суверенитета»), независимость органов власти и управления, административно-территориальных единиц при решении вопросов местного значения и т. д. Таким образом, термин «суверенитет» в последнее время стал пользоваться особой популярностью, им обозначают в общем-то сходные, но все же различные понятия. Однако необходимо иметь в виду то обстоятельство, что сам термин был введен в научный оборот прежде всего для характеристики власти государства.
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.
Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX века являлось не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Если в XIX столетии и ранее государственные финансы, налогообложение занимали существенное место в многочисленных правовых теориях, то в XX столетии о правомерности и обоснованности налогов как государственно-правовая, так и финансовая науки говорят очень мало, или лучше сказать, этим вопросам почти не уделяется должного внимания. В настоящее время в отечественной теории государства и права в качестве одного из отличительных признаков государства называют взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета[5]. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке трактовка категории налогов как признака государства и связанный с этим вопрос о публично-правовой сущности налога, прошли известную эволюцию.
В дореволюционной российской теоретико-правовой литературе налоги, как правило, среди признаков государства не рассматривались. В настоящее время ряд авторов также придерживаются данной позиции[6]. В отечественной теории государства и права понимание налогов как существенного признака государства является продуктом более позднего времени и связано, в частности, с влиянием на нее идей классиков марксизма-ленинизма, отмечавших: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах, – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах»[7]. Как признак государства налоги выделяются Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[8]. Налоги всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций. Налогообложение составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных форм поступают ему от общества. Однако о государственных займах и налогах, которые составляют основное содержание понятия «казна»[9], нельзя, сказать, что они только обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за рамки этой далеко не единственной цели. Именно поэтому налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом государстве это становится особенно заметным. Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.
6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
Под населением понимается совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиненных его юрисдикции. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровнородственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальному признаку, т. е. по месту жительства. Новый принцип разделения населения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определенной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государственные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане одной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, занимающие ту территорию, на которую и распространяется власть государства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Государство не только признает, устанавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:
1) граждане данного государства;
2) иностранцы;
3) лица без гражданства (апатриды);
4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).
Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под суверенитетом его государства. Основными признаками государственной территории являются принадлежность государству и территориальное верховенство государства.
Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства. В пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Территориальное верховенство государства включает в себя понятие юрисдикции, т. е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать дела на своей территории. Оно предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Государство определяет внутренний режим своей территории и особый режим ее отдельных частей. В состав государственной территории входит:
1) сухопутная территория, включающая в себя всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей, а также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине;
2) водная территория, включающая в себя национальные воды (внутренние и территориальные воды);
3) воздушная территория, включающая в себя воздушное пространство над сушей и водами государства;
4) недра и др. части.
С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следующее определение государства:
Государство – это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения налоги, необходимые для осуществления его функций.
4. Неразрывная связь государства и права. Без права государство существовать не может. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, т. е. законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму. При такой подчиненности государства праву и формируется демократическое правовое государство.
5. Налоги – это взимаемые государством с населения материальные средства, необходимые для содержания государственного аппарата.
Налоги возникли с появлением государства и были обусловлены необходимостью формирования централизованного фонда средств для осуществления его деятельности. Становление института налогов стало заметным фактором в государственном развитии европейских стран в XVIII – XIX вв. Поэтому ключевым вопросом налоговой политики европейского государства XIX века являлось не столько обеспечение стабильного развития экономики посредством построения налоговой системы, сколько правовое обоснование налогов вообще. Если в XIX столетии и ранее государственные финансы, налогообложение занимали существенное место в многочисленных правовых теориях, то в XX столетии о правомерности и обоснованности налогов как государственно-правовая, так и финансовая науки говорят очень мало, или лучше сказать, этим вопросам почти не уделяется должного внимания. В настоящее время в отечественной теории государства и права в качестве одного из отличительных признаков государства называют взимание налогов и сборов с населения данной территории для содержания государственного аппарата, формирования общенационального бюджета[5]. Как в отечественной, так и в зарубежной правовой науке трактовка категории налогов как признака государства и связанный с этим вопрос о публично-правовой сущности налога, прошли известную эволюцию.
В дореволюционной российской теоретико-правовой литературе налоги, как правило, среди признаков государства не рассматривались. В настоящее время ряд авторов также придерживаются данной позиции[6]. В отечественной теории государства и права понимание налогов как существенного признака государства является продуктом более позднего времени и связано, в частности, с влиянием на нее идей классиков марксизма-ленинизма, отмечавших: «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. Чиновники и попы, солдаты и балетные танцовщицы, школьные учителя и полицейские, греческие музеи и готические башни, цивильный лист и табель о рангах, – все эти сказочные создания в зародыше покоятся в одном общем семени – в налогах»[7]. Как признак государства налоги выделяются Ф. Энгельсом в работе «Происхождение семьи, частной собственности и государства»[8]. Налоги всегда являлись важнейшим, хотя и не единственным, источником покрытия государственных расходов, связанных с осуществлением им публично-правовых функций. Налогообложение составляет один из основных признаков государства, поскольку без налогов, других обязательных платежей государство не может содержать свой аппарат. Аппарат государства имеет уже с самого начала разветвлённую и сложную структуру, нуждается для своего содержания в определенных средствах, которые в виде налогов, дани, иных форм поступают ему от общества. Однако о государственных займах и налогах, которые составляют основное содержание понятия «казна»[9], нельзя, сказать, что они только обеспечивают содержание государственного аппарата. Их значение выходит за рамки этой далеко не единственной цели. Именно поэтому налоги, займы, другие аналогичные им категории можно и следует рассматривать как самостоятельный признак государства, смыкающийся, но не совпадающий с остальными его признаками. В гражданском обществе и правовом государстве это становится особенно заметным. Переход к рынку в значительной мере исключает прямое властное вмешательство государства в основные экономические процессы, предполагает воздействие на их развитие путём использования экономических рычагов и стимулов, прежде всего налогов, на основе взвешенной, научно обоснованной налоговой и инвестиционной политики.
6. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах.
Под населением понимается совокупность людей, проживающих на территории данного государства и подчиненных его юрисдикции. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровнородственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по территориальному признаку, т. е. по месту жительства. Новый принцип разделения населения позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определенной массой людей, на которых и могут быть рассмотрены государственные управленческие функции. Эта масса людей – не граждане одной национальности, живущие в разных странах, а все граждане, занимающие ту территорию, на которую и распространяется власть государства. Поэтому территориальная, а не кровнородственная и не национальная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Государство не только признает, устанавливает и гарантирует права и свободы граждан, но и возлагает на них целый ряд обязанностей. В состав населения (исходя их правового положения) входят:
1) граждане данного государства;
2) иностранцы;
3) лица без гражданства (апатриды);
4) лица, имеющие двойное гражданство (бипатриды).
Под государственной территорией понимают часть земного шара, включая сушу с ее недрами, воды и воздушное пространство над ними, которая является национальным достоянием данного народа и находится под суверенитетом его государства. Основными признаками государственной территории являются принадлежность государству и территориальное верховенство государства.
Территориальное верховенство – это полная и исключительная власть государства в пределах своей территории. Власть государства является высшей властью по отношению ко всем лицам и организациям, находящимся в пределах его территории. На территории государства исключается деятельность публичной власти другого государства. В пределах своей территории государство может применять все соответствующие закону средства властного принуждения к своим гражданам и иностранцам, если международным договором не установлено иное. Территориальное верховенство государства включает в себя понятие юрисдикции, т. е. права его судебных и административных органов в соответствии со своей компетенцией рассматривать и разрешать дела на своей территории. Оно предполагает осуществление субъектом международного права полного постоянного суверенитета над всеми его естественными богатствами, природными ресурсами и экономической деятельностью, включая право на владение, использование и эксплуатацию. Государственная территория не может использоваться иностранными государствами, юридическими и физическими лицами в промышленных целях без согласия территориального суверена. Государство определяет внутренний режим своей территории и особый режим ее отдельных частей. В состав государственной территории входит:
1) сухопутная территория, включающая в себя всю сушу, находящуюся под суверенитетом данного государства, независимо от места расположения ее отдельных частей, а также недра суши, национальных и территориальных вод на технически доступной глубине;
2) водная территория, включающая в себя национальные воды (внутренние и территориальные воды);
3) воздушная территория, включающая в себя воздушное пространство над сушей и водами государства;
4) недра и др. части.
С учетом рассмотренных признаков можно сформулировать следующее определение государства:
Государство – это исторически выделившаяся из общества суверенная универсальная особая политическая организация, призванная обеспечить нормальную жизнедеятельность людей, имеющая собственную территорию и взимающая с населения налоги, необходимые для осуществления его функций.