Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 41
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Характер ошибок определяется на единой основе:
Незначительные ошибки – неточное выполнение деталей техники, практически не ведущих к снижению результата, качественных показателей двигательного действия;
Значительные ошибки – отклонение от правильного выполнения, не нарушающие структуру двигательного действия, его основы, но снижающим его результативность, количественные показатели (нарушение ритма, потеря темпа, недостаточная амплитуда, неустойчивое положение тела и т.д.).
Грубые ошибки – отклонения от правильного (эталонного) выполнения техники, нарушающие структуру, искажающие основу техники двигательного действия, приводящие к значительному снижению результатов.
-
Провести экспертную оценку одного двигательного действия из избранного вида спортивной деятельности (критерии взять из 4 здания) (3 респондента). Оценить правильность выполнения данного двигательного действия в виде выводов.
С целью создания унифицированной системы изучения успешности спортивной деятельности была разработана методика ее экспертной оценки. Структурные компоненты успешности спортивной деятельности, были занесены в протокол, в котором по 10-бальной шкале предполагается измерение отдельных ее признаков (табл. 1, 2, 3).
Таблица 1 - Внешняя (объективная) оценка спортивной успешности
Спортивный разряд, звание | б/р | 2 юн. | 1 юн. | 3 | 2 | 1 | КМС | МС | МСМК | ЗМС |
Спортивный стаж | нет | 1-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15-16 | 17 и > |
Лучшее занятое место с учетом ранга соревнований | 33 и ниже | 30-32 | 25-27 | 22-24 | 18-21 | 14-17 | 10-13 | 7-9 | 4-6 | 1-3 |
Перв- во ДЮСШ | Город. | Областн | Перв- во РБ | Кубок РБ | Чемп. РБ | Чемп. Европы | Чемп. мира | Кубок мира | Олимп. игры | |
Рейтинг в РБ | 51 и ниже | 46-50 | 40-45 | 31-35 | 26-30 | 21-25 | 16-20 | 11-15 | 6-10 | 1-5 |
Спортивный статус) | Не член сборной команды | резерва | стажеры | национальной команды | ||||||
перемен. | пост. | перемен. | пост. | перемен. | основной | |||||
Кол-во соревн. за год | нет | 1-2 | 3-4 | 5-6 | 7-8 | 9-10 | 11-12 | 13-14 | 15 -16 | 17 и > |
Наивысший ранг соревнований и занятое место | Перв-во ДЮСШ | Город. | Областн. | Перв- во РБ | Кубок РБ | Чемп. РБ | Чемп. Европы | Чемп. мира | Кубок мира | Олимп. Игры |
33 и ниже | 30-32 | 25-27 | 22-24 | 18-21 | 14-17 | 10-13 | 7-9 | 4-6 | 1-3 |
Внешнюю, объективную оценку составили девять показателей: спортивный разряд, звание; спортивный стаж; лучшее занятое место с учетом ранга соревнований; рейтинг в РБ; перспективность (спортивный статус) - от не члена сборной команды до основного состава национальной команды; количество соревнований за год; наивысший ранг соревнований и занятое место.
В спортивной деятельности основным критерием оценки успешности спортсмена, общим для всех видов спорта, является спортивное достижение, как показатель мастерства и способностей спортсмена в условиях соревнований, отраженный в результате и его стабильности. Высшим спортивным достижением является победа в соревнованиях крупного масштаба, как показатель, отражающий максимальные возможности человека в данном виде спорта, на конкретном этапе его развития.
Спортивная квалификация - «устойчивая характеристика спортсмена, обобщающая итоги выступлений на спортивных соревнования за определенный отрезок времени» [3, с.16]. Ее оценивают по среднему уровню спортивных результатов, их количеству, по особенностям соревнований, на которых достигнуты эти результаты. Стабильность, как многократное, относительно одинаковое по эффективности выполнение деятельности, выступает одной из основных предпосылок надежности деятельности в условиях соревнований. Стабильность результатов связана с психологическими особенностями спортсмена, что позволяет говорить о психической стабильности спортсмена, обеспечивающей его способность к созданию необходимого уровня готовности к соревнованию, к управлению психическим состоянием.
Таблица 2 - Внутренняя (субъективная) оценка спортивной успешности
Показатели | Баллы | Показатели | |||||||||
Негативное отношение к спорту | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Положительное отношение к спорту |
Недисциплинированность (нарушение режима.) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Дисциплинированность |
Не успешность выступлений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Успешность выступлений |
Низкий уровень сложности (трудности) упражнений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Высокий уровень сложности (трудности) упражнений |
Не стабильность выступлений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Стабильность выступлений |
Ошибочность выполнения соревновательных упражнений | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Безошибочность выполнения соревновательных упражнений |
Плохая физическая подготовленность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Хорошая физическая подготовленность |
Плохое «чувство времени» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Хорошее «чувство времени» |
Плохое «чувство темпа», «чувство ритма» | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Хорошее «чувство темпа», «чувство ритма» |
Низкая быстрота реакции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Высокая быстрота реакции |
Низкий уровень мотивации | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Высокий уровень мотивации |
Низкий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание) | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Высокий волевой самоконтроль (настойчивость, самообладание) |
Эмоциональная неустойчивость | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Эмоциональная устойчивость |
Не способность к саморегуляции | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Способность к саморегуляции |
Индивидуальный стиль не выражен | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Ярко выраженный индивидуальный стиль |
Латентную оценку успешности составил интегральный показатель, также выраженный в 10 балльной шкале, который рассчитывался с учетом оценок судей, коэффициента трудности, разрядного коэффициента, сбавок, результата Олимпийского чемпиона (или чемпиона мира), лучшего результата прошедшего сезона, ранга соревнований, занятого места в определенном виде программы.
Итоговый показатель успешности рассчитывается по формуле: ЭОУсд= Оу/9 + Су/15 + Лу, где Оу, Су и Лу - объективный, субъективный и латентный компоненты успешности.
Таким образом, разработанная экспертная оценка успешности спортивной деятельности позволяет учитывать множество показателей (25), отражающих субъективную и объективную стороны деятельности, а также количественно их оценивать, в стандартизированной 10 балльной системе (стенов). Для всех сложнокоординационных видов спорта общими выступают первые два аспекта успешности, а латентный показатель, учитывает специфику судейской оценки в конкретном виде спорта, несмотря на его интегральную оценку.
Измерение количественно-качественных характеристик успешности спортивной деятельности позволяет научно-обоснованно подойти к разработке психоспортограммы вида спорта в целях совершенствования психологической подготовки спортсмена в целом, а также ее внешнего и внутреннего аспектов. Внешний аспект психологической подготовки проявляется в реализации определенной системы психомоторных процессов, которые характеризуют специфику вида спорта, внутренний - в многоуровневой системе свойств личности, общих и специальных, обеспечивающих гармоничное развитие спортсмена и реализацию потенциальных возможностей.
-
Выполнить анализ научной статьи в объеме 1 стр.
Название статьи. БЕГ. ВИДЫ И ПОЛЬЗА БЕГА
Авторы: З.И. Ахметьянова, В.М. Крылов
В данной статье рассматриваются виды спортивного бега, их характеристики.
Была изучена польза беговых упражнений для организма человека, в том числе как бег влияет на сердечно-сосудистую систему, нервную систему, на работоспособность и психологическое здоровье человека.
Проанализирована техника бега и ряд общих рекомендаций к подготовке к бегу, что делать после, чтобы получить максимальный эффект. Рассмотрели такой вид тренировочной нагрузки для спортсменов-бегунов, как специальные беговые упражнения (СБУ) и какие виды СБУ обычно выполняют.
-
Выполнить анализ функционального собрания обучающихся (1 респондент). Подобрать функциональную пробу или использовать стандартную тестирующую нагрузку – описать данную пробу. Для оценки состояния определить реакцию организма на тестирующую нагрузку. Можно использовать: время восстановления, ЧСС работы, ЧД, АД, и т.д. Сделать вывод об уровне физической работоспособности.
Проба Ромберга (простая и усложненные)
При изучении координационной функции нервной системы используют статические и динамические координационные пробы.
Для оценки статической координации применяется простая и усложненные пробы Ромберга.
При выполнении простой пробы Ромберга испытуемый стоит с опорой на две ноги (пятки вместе, носки немного врозь), глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы несколько разведены. Определяется время и степень устойчивости (неподвижно стоит исследуемый или покачивается) в данной позе, а также обращают внимание на наличие дрожания – тремора – век и пальцев рук.
Следует отметить, что простую пробу Ромберга применяют обычно в клинике при обследовании больных людей. Для спортсменов рекомендуют использовать усложненные пробы (проба Ромберга 2 и 3).
Проба Ромберга - 2: испытуемый должен стоять так, чтобы ноги его были на одной линии, при этом пятка одной ноги касается носка другой ноги, глаза закрыты, руки вытянуты вперед, пальцы разведены. Время устойчивости в позе Ромберга - 2 у здоровых нетренированных лиц находится в пределах 30-50 секунд, при этом отсутствует тремор пальцев рук и век. У детей показатели пробы зависят также от возраста (таблица 1). У спортсменов время устойчивости значительно больше (особенно у гимнастов, фигуристов, прыгунов в воду, пловцов) и может составлять 100-120 секунд и более.
Таблица 1 – Среднее время устойчивости в позе Ромберга -2 у детей, подростков и юношей, не занимающихся спортом (по А.Ф.Синякову)
Возраст (годы) | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
Время устойчивости (сек) | 13 | 16 | 21 | 24 | 28 | 30 | 36 | 44 | 48 | 50 | 52 | 51 | 53 |
Проба Ромберга -3: исследуемый стоит на одной ноге, пятка другой касается коленной чашечки опорной ноги, при этом глаза закрыты, руки вытянуты вперед.
Твердая устойчивость позы более 15 сек при отсутствии тремора пальцев и век оценивается как «хорошо»; покачивание, небольшой тремор век и пальцев при удержании позы в течение 15 сек - «удовлетворительно»; выраженный тремор век и пальцев при удержании позы менее 15 сек - «неудовлетворительно». Покачивание, а тем более быстрая потеря равновесия, указывают на нарушение координации.
Уменьшение времени выполнения пробы Ромберга наблюдается при утомлении, при перенапряжениях, в период заболеваний, а также при длительных перерывах в занятиях физической культурой и спортом.
Проба Яроцкого
Для оценки состояния вестибулярного анализатора используют простые координационные и вращательные пробы, где имеет место повышенное раздражение вестибулярных рецепторов. Среди вращательных проб самой простой является проба Яроцкого.
Проба Яроцкого: спортсмен выполняет вращательные движения головой в одну сторону со скоростью 2 вращения в 1 секунду. По времени, в течение которого обследуемый в состоянии выполнить эту пробу, сохраняя равновесие, судят об устойчивости вестибулярного анализатора. Нетренированные люди сохраняют равновесие в среднем в течении 28 сек, спортсмены - до 90 сек и более.
Порог уровня чувствительности вестибулярного анализатора в основном зависит от наследственности, но под влиянием тренировки его можно повысить.