Файл: Методические рекомендации по их написанию примерный перечень вопросов для экзамена, а также список рекомендуемой литературы.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 60
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт
Внешнеэкономических связей, экономики и права»
В г. Калининграде
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ
Учебно-методический комплекс
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция
Квалификация выпускника (бакалавр)
Калининград
2013
Мухина Г.А. Комплекс учебно-методических материалов для студентов факультета заочного обучения – Калининград: 2013. - 63 с.
Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя следующие составные части: содержание учебной дисциплины; перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы; планы семинарских, практических занятий и методические рекомендации к ним; тематику контрольных работ и краткие методические рекомендации по их написанию; примерный перечень вопросов для экзамена, а также список рекомендуемой литературы.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Относится к вариативной части профессионального цикла и соответствует его требованиям.
Программа предусматривает формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-14, ОК-16, ПК-3, ПК-6, ПК-10.
Предназначены для студентов заочной формы обучения (направление 030900 – Юриспруденция) и преподавателей.
1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями и задачами освоения учебной дисциплины (модуля) «Правоохранительные органы» являются:
1. получение целостного представления о понятиях и признаках правоохранительной деятельности;
2. овладение исходными знаниями российского законодательства, регламентирующего структуру, функции, полномочия, задачи, организационные основы системы правоохранительных органов;
3. усвоение ключевого юридического понятийного аппарата, применительно к деятельности правоохранительных органов;
4. приобретение навыков практического применения базовых знаний о деятельности правоохранительных органов.
2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Правоохранительные органы» входит в профессиональный цикл вариативной части (Б.3.27).
Дисциплина «Правоохранительные органы» позволяет студентам изучить комплекс необходимых теоретических знаний о сущности правоохранительной деятельности и основных функциях российских правоохранительных органов, что создает теоретический и практический фундамент для успешного усвоения в последующем специальных юридических дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы».
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:
— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения (ОК-3);
— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);
— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);
— способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
— способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
— готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том
числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать и понимать:
— требования и положения Конституции РФ, касающиеся деятельности правоохранительных органов;
— причины, условия и необходимость учреждения различных правоохранительных органов, их цели и задачи;
— организационную структуру и направления деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;
— место и роль правоохранительных органов в защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.
-
Уметь:
— пользоваться законами и нормативными актами, регламентирующими деятельность российских правоохранительных органов;
— применять в конкретных ситуациях действующее законодательство при решении задач, стоящих перед российскими правоохранительными органами.
3.Владеть:
— юридической терминологией;
— навыками работы с правовыми актами, касающимися деятельности правоохранительных органов;
— средствами и методами деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека и гражданина;
— навыками анализа правовых отношений, складывающихся в результате деятельности правоохранительных органов.
4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц - 108 часа.
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Недель в семестре | Лекции | Практические занятия | Самостоятельная работа студентов | Формы текущего контроля успеваемости |
1 | Правоохранительные органы | 2 | 18 | 2 | 10 | 87 | Аттестация Зачет |
| Всего по курсу | | | 2 | 10 | 87 | 108 |
4.1. Связи дисциплины «Правоохранительные органы»
с другими дисциплинами
Следует отметить, что дисциплина «правоохранительные органы» тесно связана с дисциплинами: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Уголовный процесс», «Прокурорский надзор», «Гражданский процесс», «Адвокатура», «Арбитражный процесс» и др.
4.2. Содержание дисциплины
Название темы | Всего часов | В том числе | ||
Лекции | Практические | СРС | ||
1. Основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». | 6 | - | - | 6 |
2. Судебная власть и система органов, осуществляющих её. | 6 | - | | 6 |
3. Демократические принципы правосудия. | 9 | - | - | 9 |
4. Судебная система и статус судей в РФ. | 10 | 2 | 2 | 6 |
5. Суды среднего звена. | 6 | - | - | 6 |
6. Деятельность судов общей юрисдикции. | 8 | - | 2 | 6 |
7. Арбитражные суды в РФ. | 6 | - | | 6 |
8. Организация прокуратуры в РФ. | 8 | - | 2 | 6 |
9. Органы осуществляющие предварительное расследование преступлений. | 9 | - | 2 | 7 |
10. Статус присяжных и арбитражных заседателей. | 10 | - | - | 10 |
11. Конституционный Суд РФ. | 6 | - | - | 6 |
12. Органы федеральной исполнительной власти в сфере юстиции. | 6 | - | - | 6 |
13. Оказание юридической помощи населению. Организация и деятельность нотариата и адвокатуры в РФ. | 9 | - | 2 | 7 |
Зачет | | | | 9 |
Итого: | 108 | 2 | 10 | 87 |
Тема 1. Основные понятия, предмет, система и дисциплины «Правоохранительные органы».
Предмет, цели и задачи дисциплины «Правоохранительные органы». Ее роль в формировании специалиста-правоведа. Система дисциплины «Правоохранительные органы».
Соотношение дисциплины с другими юридическими дисциплинами и дисциплинами специализации.
Основные понятия дисциплины: система, структура, компетенция, полномочия, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, суд, правосудие, судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование, оказание юридической помощи и др.
Правоохранительная деятельность — один из видов государственной деятельности, ее отличительные признаки. Цели, задачи правоохранительной деятельности.
Основные направления правоохранительной деятельности: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, исполнение судебных решений и др.
Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Виды правоохранительных органов и их система.
Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов, реализующих деятельность правоохранительных органов.
Тема 2. Судебная власть и система органов осуществляющих ее.
Судебная реформа 1864 года и её основное значение.
Принцип разделения и взаимодействия властей как важнейшая черта правового государства.
Понятие судебной власти. Полномочия (функции) судебной власти.
Суд как орган судебной власти. Роль суда как гаранта конституционных прав и свобод граждан.
Общее понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство.
Судебная система Российской Федерации как совокупность трех подсистем судебной власти: Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.
Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Система федеральных судов. Виды судов субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами.