Файл: Методические рекомендации по их написанию примерный перечень вопросов для экзамена, а также список рекомендуемой литературы.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Методичка

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 60

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Филиал НОУ ВПО «Санкт-Петербургский институт

Внешнеэкономических связей, экономики и права»

В г. Калининграде

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ




Учебно-методический комплекс
Направление подготовки
030900 – Юриспруденция
Квалификация выпускника (бакалавр)

Калининград


2013

Мухина Г.А. Комплекс учебно-методических материалов для студентов факультета заочного обучения – Калининград: 2013. - 63 с.


Предлагаемые учебно-методические материалы включают в себя следующие составные части: содержание учебной дисциплины; перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы; планы семинарских, практических занятий и методические рекомендации к ним; тематику контрольных работ и краткие методические рекомендации по их написанию; примерный перечень вопросов для экзамена, а также список рекомендуемой литературы.


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Относится к вариативной части профессионального цикла и соответствует его требованиям.

Программа предусматривает формирование следующих компетенций: ОК-1, ОК-5, ОК-6, ОК-9, ОК-14, ОК-16, ПК-3, ПК-6, ПК-10.

Предназначены для студентов заочной формы обучения (направление 030900 – Юриспруденция) и преподавателей.

1. Цели и задачи освоения дисциплины
Целями и задачами освоения учебной дисциплины (модуля) «Правоохранительные органы» являются:

1. получение целостного представления о понятиях и признаках правоохранительной деятельности;

2. овладение исходными знаниями российского законодательства, регламентирующего структуру, функции, полномочия, задачи, организационные основы системы правоохранительных органов;

3. усвоение ключевого юридического понятийного аппарата, применительно к деятельности правоохранительных органов;


4. приобретение навыков практического применения базовых знаний о деятельности правоохранительных органов.

2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Правоохранительные органы» входит в профессиональный цикл вариативной части (Б.3.27).

Дисциплина «Правоохранительные органы» позволяет студентам изучить комплекс необходимых теоретических знаний о сущности правоохранительной деятельности и основных функциях российских правоохранительных органов, что создает теоретический и практический фундамент для успешного усвоения в последующем специальных юридических дисциплин.
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Правоохранительные органы».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

— осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей достижения (ОК-3);

— способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);

— обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);

— имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);

— стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК- 7);

— способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);

— способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9);

— способен осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);

— способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);

— готов принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том

числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции (ПК-14).
В результате освоения дисциплины студент должен:

  1. Знать и понимать:

— требования и положения Конституции РФ, касающиеся деятельности правоохранительных органов;

— причины, условия и необходимость учреждения различных правоохранительных органов, их цели и задачи;

— организационную структуру и направления деятельности правоохранительных органов Российской Федерации;

— место и роль правоохранительных органов в защите прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства.


  1. Уметь:

— пользоваться законами и нормативными актами, регламентирующими деятельность российских правоохранительных органов;

— применять в конкретных ситуациях действующее законодательство при решении задач, стоящих перед российскими правоохранительными органами.
3.Владеть:

— юридической терминологией;

— навыками работы с правовыми актами, касающимися деятельности правоохранительных органов;

— средствами и методами деятельности правоохранительных органов по защите прав и свобод человека и гражданина;

— навыками анализа правовых отношений, складывающихся в результате деятельности правоохранительных органов.

4. Структура и содержание дисциплины (модуля)
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц - 108 часа.


№ п/п

Раздел
дисциплины

Семестр

Недель в семестре

Лекции

Практические занятия

Самостоятельная работа студентов

Формы текущего контроля успеваемости

1

Правоохранительные органы

2

18

2

10

87

Аттестация

Зачет




Всего по курсу







2

10

87

108



4.1. Связи дисциплины «Правоохранительные органы»

с другими дисциплинами
Следует отметить, что дисциплина «правоохранительные органы» тесно связана с дисциплинами: «Теория государства и права», «История отечественного государства и права», «Уголовный процесс», «Прокурорский надзор», «Гражданский процесс», «Адвокатура», «Арбитражный процесс» и др.

4.2. Содержание дисциплины

Название темы

Всего часов

В том числе

Лекции

Практические

СРС

1. Основные понятия, предмет и система
дисциплины «Правоохранительные органы».

6

-

-

6

2. Судебная власть и система органов, осуществляющих её.

6

-




6

3. Демократические принципы правосудия.

9

-

-

9

4. Судебная система и статус судей в РФ.

10

2

2

6

5. Суды среднего звена.

6

-

-

6

6. Деятельность судов общей юрисдикции.

8

-

2

6

7. Арбитражные суды в РФ.

6

-




6

8. Организация прокуратуры в РФ.

8

-

2

6

9. Органы осуществляющие предварительное
расследование преступлений.

9

-

2

7

10. Статус присяжных и арбитражных заседателей.

10



-

10

11. Конституционный Суд РФ.

6

-

-

6

12. Органы федеральной исполнительной власти
в сфере юстиции.

6

-

-

6

13. Оказание юридической помощи населению.
Организация и деятельность нотариата
и адвокатуры в РФ.

9

-

2

7

Зачет










9


Итого:


108


2


10


87



Тема 1. Основные понятия, предмет, система и дисциплины «Правоохранительные органы».

Предмет, цели и задачи дисциплины «Правоохранительные органы». Ее роль в формировании специалиста-правоведа. Система дисциплины «Правоохранительные органы».

Соотношение дисциплины с другими юридическими дисциплинами и дисциплинами специализации.

Основные понятия дисциплины: система, структура, компетенция, полномочия, правоохранительная деятельность, правоохранительные органы, суд, правосудие, судопроизводство, прокурорский надзор, предварительное расследование, оказание юридической помощи и др.

Правоохранительная деятельность — один из видов государственной деятельности, ее отличительные признаки. Цели, задачи правоохранительной деятельности.

Основные направления правоохранительной деятельности: конституционный контроль, отправление правосудия, прокурорский надзор, охрана общественного порядка и обеспечение государственной безопасности, выявление и расследование преступлений, оказание юридической помощи и защита по уголовным делам, исполнение судебных решений и др.

Общая характеристика правоохранительных органов Российской Федерации. Виды правоохранительных органов и их система.

Общая характеристика и классификация нормативных правовых актов, реализующих деятельность правоохранительных органов.
Тема 2. Судебная власть и система органов осуществляющих ее.

Судебная реформа 1864 года и её основное значение.

Принцип разделения и взаимодействия властей как важнейшая черта правового государства.

Понятие судебной власти. Полномочия (функции) судебной власти.

Суд как орган судебной власти. Роль суда как гаранта конституционных прав и свобод граждан.

Общее понятие судебной системы Российской Федерации, ее единство.

Судебная система Российской Федерации как совокупность трех подсистем судебной власти: Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, судов общей юрисдикции, арбитражных судов.

Федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации. Система федеральных судов. Виды судов субъектов Российской Федерации, их соотношение с федеральными судами.