Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Если разделительный баланс не позволяет определить долю правопреемника реорганизованного юридического лица либо исключает возможность исполнения в полном объеме обязанностей по уплате налогов каким-либо правопреемником и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанностей по уплате налогов, то по решению суда вновь возникшие юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов реорганизованного лица.

При выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц правопреемства по отношению к реорганизованному юридическому лицу в части исполнения его обязанностей по уплате налогов (пеней, штрафов) не возникает. Если в результате выделения из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц налогоплательщик не имеет возможности исполнить в полном объеме обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) и такая реорганизация была направлена на неисполнение обязанности по уплате налогов (пеней, штрафов), то по решению суда выделившиеся юридические лица могут солидарно исполнять обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) реорганизованного лица.
50. Списание безнадежных долгов по налогам и сборам.

 Безнадежной к взысканию признается задолженность, числящаяся за налогоплательщиком, плательщиком сборов, плательщиком страховых взносов или налоговым агентом и повлекшая формирование отрицательного сальдо единого налогового счета такого лица, погашение и (или) взыскание которой оказались невозможными, в случаях:

1) ликвидации организации в соответствии с законодательством РФ или законодательством иностранного государства, исключения юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства в связи с возвратом взыскателю исполнительного документа по основаниям,

2) завершения процедуры банкротства гражданина, индивидуального предпринимателя

3) смерти физического лица или объявления его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ, - в части задолженности по всем налогам, сборам, страховым взносам, а в части налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, в том числе в случае перехода наследства в собственность РФ;


4) принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности;

4.1) вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа если с даты образования задолженности, размер которой не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве, прошло более 5 лет;

4.2) снятия с учета в налоговом органе иностранной организации

4.3) принятия судом акта о возвращении заявления о признании должника банкротом или прекращении производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве;

5) в иных случаях, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах.

1.2. В случае, если после признания задолженности безнадежной к взысканию в соответствии с подпунктом 4.3 пункта 1 настоящей статьи у налогоплательщика возникает положительное сальдо единого налогового счета, указанная задолженность подлежит восстановлению в размере, не превышающем сумму положительного сальдо единого налогового счета на дату такого восстановления.

2. Органами, в компетенцию которых входит принятие решения о признании задолженности безнадежной к взысканию и ее списании, являются:

1) налоговые органы

3) таможенные органы, определяемые федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, - по налогам, пеням, штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.

3. Законами субъектов РФ, нпа представительных органов муниципальных образований могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм региональных и местных налогов.


нпа представительного органа федеральной территории "Сириус" могут быть установлены дополнительные основания признания безнадежной к взысканию задолженности в части сумм местных налогов.

4. Суммы налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов, списанные со счетов налогоплательщиков, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов, налоговых агентов в банках, но не перечисленные в бюджетную систему РФ, признаются безнадежными к взысканию и списываются в соответствии с настоящей статьей в случае, если на момент принятия решения о признании указанных сумм безнадежными к взысканию и их списании соответствующие банки ликвидированы.

5. Порядок списания задолженности, признанной безнадежной к взысканию, а также перечень документов, подтверждающих обстоятельства, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела (в части налогов, пеней, штрафов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза).
51. Участие Министерства финансов РФ в налоговых правоотношениях.

МИНФИН РФ дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов, плательщикам страховых взносов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах.

Министерство финансов Российской Федерации осуществляет следующие полномочия:

1) принимает следующие нормативные правовые акты:

порядок формирования отчетности об исполнении федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов бюджетной системы РФ и консолидированного бюджета РФ;

порядок ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

порядок применения бюджетной классификации Российской Федерации;

формы налоговых деклараций, расчетов по налогам и порядок заполнения налоговых деклараций и т. д.

2) осуществляет:

составление проекта федерального бюджета;

утверждение и ведение сводной бюджетной росписи федерального бюджета;

представление в Правительство РФ отчетности об исполнении фед. Бюдж и консолидированного бюдж. РФ;


управление в установленном порядке средствами Стабилизационного фонда Российской Федерации;

методическое руководство в области бюджетного планирования, направленного на повышение результативности бюджетных расходов;

методологическое обеспечение кассового обслуживания органами Федерального казначейства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;

организацию ведения главными распорядителями средств фед. бюджета мониторинга бюджетного сектора;

заключение от имени РФ дог-в о предостав. гос. гарантий РФ и дог-в обеспечения регрессных треб. гаранта;

управление в установленном порядке государственным долгом Российской Федерации и т. д.
52. Понятие налоговой обязанности. Основания возникновения, приостановления и прекращения налоговой обязанности.

Налоговая обязанность- конституционная обязанность физических лиц своевременно и в полном объеме уплачивать законно установленные налоги и сборы в пользу государства и муниципальных образований

Обязанность по уплате налога или сбора возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.

2. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.

3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:

1) с уплатой налога и (или) сбора в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;

3) со смертью физического лица - налогоплательщика или с объявлением его умершим в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством РФ. Задолженность по налогам, указанным в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 НК, умершего лица либо лица, объявленного умершим, погашается наследниками в пределах стоимости наследственного имущества в порядке, установ-ом гражданским законодательством РФ для оплаты наследниками долгов наследодателя;

4) с ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения всех расчетов с бюджетной системой РФ в соотв. со 
ст. 49 настоящего Кодекса;

5) с возникновением иных обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и сборах связывает прекращение обязанности по уплате соответствующего налога или сбора.
53. Налоговое планирование: понятие и его формы. Налоговая минимизация и оптимизация.

Налоговое планирование – это целенаправленные законные действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его расходов на уплату налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей.

Основные формы организации налогового планирования

· К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

· сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства мониторинг налоговых вопросов выделенным работником бухгалтерии или финансового отдела предприятия);

· текущее налоговое планирование и текущий контроль за выполнением налоговых обязательств;

· экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

· разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.

Минимизация налогов – это целенаправленные действия налогоплательщика, которые позволяют в определенной степени уменьшить его обязательные выплаты в бюджет, производимые им в виде налогов, сборов, пошлин и других платежей.

При минимизации налогов происходит снижение суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет, за счет применения механизмов, позволяющих уменьшать суммы всех налогов с применением, как законных так незаконных схем.