Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 136

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
законодательством РФ преимущество в очередности исполнения перед платежами в бюджетную систему РФ влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолж. - в размере 20 т.р..

Статья 135. Неисполнение банком поручения налогового органа о перечислении налога, авансового платежа, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа.

Неправомерное неисполнение банком в установленный НК срок поручения налогового органа о перечислении суммы задолженности влечет взыскание штрафа в размере одной стопятидесятой ставки рефинансирования Центрального банка РФ, но не более 0,2 процента за каждый календарный день просрочки.

Совершение банком действий по созданию ситуации отсутствия денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента, счете инвестиционного товарищества, в отношении которых в банке находится поручение налогового органа,

влечет взыскание штрафа в размере 30 процентов не поступившей в результате таких действий суммы.

Статья 135.1. Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществления банковских действий. Непредставление банком, кредитной организацией, у которой отозвана лицензия на осуществление банковских операций, справок о наличии счетов (счета инвестиционного товарищества), вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах (счете инвестиционного товарищества), вкладах (депозитах), выписок по операциям на счетах (счете инвестиционного товарищества), по вкладам (депозитам) в налоговый орган в соответствии с пунктом 2 статьи 86 НК и (или) несообщение об остатках денежных средств (драгоценных металлов) на счетах, операции по которым приостановлены, в соответствии с пунктом 5 статьи 76 НК, а также представление справок (выписок) с нарушением срока или справок (выписок), содержащих недостоверные сведения,

Статья 135.2. Нарушение банком обязанностей, связанных с электронными денежными средствами

Статья 135.3. Представление банком налоговому органу недостоверных сведений в рамках процедуры получения налогоплательщиками имущественных налоговых вычетов в упрощенном порядке

57. Налоговые преступления.

Непосредственный объект – порядок уплаты налогов.(Ст.198, 199, 199.1, 199.2 УК РФ)

Предмет преступления – налоги и сборы. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (ст. 198 УК РФ)

Предметом преступления являются налоги и сборы, взимаемые с физического лица.

Объективная сторона заключается в уклонении от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, которое осуществляется путем:

– непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых является обязательным;

– включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Под включением в декларацию заведомо искаженных данных о доходах или расходах следует понимать умышленное указание в декларации любых не соответствующих действительности сведений о размерах доходов и расходов.

Уголовно наказуемым деяние будет только в случае, если имело место уклонение от уплаты налогов и сборов вкрупным размере, а по ч. 2 – в особо крупном размере. Понятие крупного и особо крупного размера дано в примечании к ст. 198 УК РФ.

Субъективная сторона характеризуется умышленной формой вины.

Субъектом преступления является физическое лицо (гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, имеющее облагаемый налогом доход и обязанное в соответствии с законодательством представлять в целях исчисления и уплаты налога в органы налоговой службы декларацию о доходах.


Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ)

Предмет преступления – налоги и сборы, взимаемые с организаций в соответствии с НК РФ. К организациям относятся все указанные в налоговом законодательстве плательщики налогов, за исключением физ лиц. Способы совершения преступления, предусмотренного данной статьей, Субъекты преступления – руководитель организации-налогоплательщика и главный (старший) бухгалтер, лица, фактически выполняющие обязанности руководителя и главного (старшего) бухгалтера, а также иные служащие организации-налогоплательщика, включившие в бухгалтерские документы, заведомо искаженные данные о доходах или расходах либо скрывшие другие объекты налогообложения.

58. Налоговые споры: понятие и классификация.

Налоговые споры — юридические споры, возникающие между налогоплательщиками или другим участниками налоговых правоотношений с одной стороны и налоговыми органами, и их представителями с другой. Предметом споров являются исчисление и уплата налогов и сборов, иногда они возникают в результате аудита.

Налоговые споры можно классифицировать по следующим основаниям:

1. В зависимости от стороны - инициатора спора:

  • споры, возникающие по инициативе налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов. Например, предъявление налогоплательщиками исков в суд о возмещении убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;

  • споры, инициируемые налоговыми органами. Налоговые органы могут взыскать налоговые санкции с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

  • споры, инициируемые иными лицами. Иные лица выступают инициаторами налоговых споров в тех случаях, когда они возражают против каких-либо решений или действий налоговых органов, не связанных с уплатой (перечислением) налогов и сборов.

2. По предмету все налоговые споры могут быть условно подразделены на две основные категории:

  • споры об исполнении фискально-обязанными лицами законодательства о налогах и сборах;

  • споры, возникающие из причинения вреда незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

3. По содержанию требований, предъявляемых одной из спорящих сторон другой. Наиболее распространенными на практике являются налоговые споры:

  • о взыскании налоговых санкций с лиц, нарушивших законодательство о налогах и сборах;

  • о признании недействительными ненормативных актов налоговых органов;

  • о возмещении убытков, причиненных незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.


4. По порядку рассмотрения:

  • во внесудебном порядке. В данном случае вышестоящей налоговой инстанцией (вышестоящим должностным лицом) рассматриваются жалобы фискально-обязанных лиц на незаконные акты нижестоящих налоговых органов, на действия или бездействие их должностных лиц;

  • в судебном порядке рассматриваются налоговые споры, которые возникают по искам (жалобам), подаваемым фискально-обязанными лицами, налоговыми органами или иными лицами в суды.

Налоговые споры могут быть классифицированы и по иным основаниям в зависимости от целей исследования.
59. Защита прав налогоплательщиков в Конституционном Суде РФ.

Налогоплательщики вправе обжаловать в Конституционном Суде РФ только закон (либо его отдельную норму), в том числе положения НК РФ и положения законов субъектов РФ. Все иные нормативные и ненормативные акты - указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты государственных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, письма и разъяснения Минфина России и ФНС России и т.д. - налогоплательщики обжаловать в Конституционном Суде РФ не вправе.

Основанием к рассмотрению дела является обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствует ли Конституции РФ тот или иной налоговый закон (отдельная норма закона).

Статья 37 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" закрепляет общие требования к обращению (напомним, в нашем случае обращение именуется жалобой).

Обращение направляется в Конституционный Суд РФ в письменной форме и подписывается управомоченным лицом (управомоченными лицами).В обращении должны быть указаны (применительно к жалобам налогоплательщиков):

  1. Конституционный Суд РФ в качестве органа, в который направляется обращение;

  2. Наименование заявителя (в жалобе гражданина - фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

  3. Необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

  4. Наименование и адрес государственного органа, издавшего акт (в нашем случае - закон или кодекс), который подлежит проверке;

  5. Нормы Конституции РФ и Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ", дающие право на обращение в Конституционный Суд РФ;

  6. Точное название, номер, дата принятия, источник опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте;

  7. Конкретные основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом РФ (т.е. в жалобе налогоплательщика должно содержаться обоснование неконституционности обжалуемого законодательного акта);

  8. Позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции РФ;

  9. Требование, обращенное в связи с жалобой к Конституционному Суду РФ;

  10. Перечень прилагаемых к обращению документов.

  11. Статья 38 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" устанавливает перечень необходимых документов, прилагаемых к обращению (перечислим их применительно к жалобам налогоплательщиков):


  1. Текст акта, подлежащего проверке;

  2. Доверенность или иной документ, подтверждающий полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде РФ в качестве представителя;

  3. Документ об уплате государственной пошлины;

  4. Перевод на русский язык всех документов и иных материалов, изложенных на другом языке.

К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда РФ, а также другие документы Обращения налогоплательщиков в Конституционный Суд РФ оплачиваются государственной пошлиной:

  • жалоба юридического лица - в размере 15 МРОТ;

  • жалоба гражданина (в том числе индивидуального предпринимателя) - в размере одного МРОТ.

Жалоба налогоплательщика на нарушение налоговым законом конституционных прав и свобод будет признана допустимой при одновременном соблюдении двух условий:

  1. Закон затрагивает конституционные права и свободы налогоплательщика;

  2. Закон применен или подлежит применению в конкретном деле, рассмотрение которого завершено или начато в суде или ином органе, применяющем законПо итогам рассмотрения жалобы налогоплательщика Конституционный Суд РФ, обнаружив неконституционность оспоренной налогоплательщиком нормы закона, признает данный закон либо его отдельные положения не соответствующими Конституции РФ. В этом случае дело налогоплательщика, в котором был применен неконституционный закон, подлежит пересмотру в установленном порядке.


60.НДФЛ: правовой режим.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) является федеральным прямым (подоходным) налогом.

По п. 1 ст. 207 НК РФ налогоплательщиками НДФЛ признаются:

-        физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации;

-        физические лица, получающие доходы от источников в РФ, не явл. налоговыми резидентами РФ.

Несмотря на то что в данной статье специально не выделены такие виды физических лиц, как индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой и адвокаты, непосредственно в тексте гл. 23 НК РФ регламентируются особенности исчисления ими налога.

Объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками: