Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах закреплена в подп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ.3

Учет налогоплательщиков - один из основных институтов налогового права и одно из основных условий осуществления налогового контроля.

Учету в налоговых органах (налоговому учету) подлежат как налогоплательщики-организации, так и налогоплательщики - физические лица. Сведения о них включаются в единую автоматизированную информационную систему обработки данных налоговой службы (АИС «Налог») и в Единый государственный реестр налогоплательщиков.

Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством РФ. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств (абз. 3 п. 2 ст. 84) осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям (п. 7 ст. 83), осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 НК РФ, либо на основании заявления физического лица.

Налоговый контроль в России при осуществлении своих функций реализуется в виде определенных форм и с помощью многообразия различных методов. Именно эти два понятия «форма» и «метод» приведены на законодательном уровне в соответствии с положениями НК РФ для характеристики налогового контроля как процесса контрольной деятельности уполномоченных государственных органов за соблюдением исполнения налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами законодательства о налогах и сборах. Официально законодательством в отношении этих категорий установлено только то, что, согласно п. 1 ст. 82 НК РФ налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений от налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также других формах, предусмотренных НК РФ. При этом в целом в законодательстве прописан только порядок проведения налоговых проверок (ст. ст. 87 - 89 НК РФ) и осмотра (ст. 92 НК РФ), а последовательность действий контролирующих органов при осуществлении таких форм налогового контроля, как получение объяснений проверка данных учета и отчетности, НК РФ не регламентирована.
4

Кроме того, в главе 14 НК РФ, наряду с упомянутыми формами контроля, перечислены также следующие контрольные мероприятия: учет организаций и физических лиц, участие свидетеля, доступ должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение для проведения налоговой проверки, истребование документов при проведении налоговой проверки, истребование документов (информации) о налогоплательщике, плательщике сборов и налоговом агенте или информации о конкретных сделках, выемка документов и предметов, экспертиза, привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля, участие переводчика, участие понятых. Следуя положениям законодательства, можно сделать вывод, что все эти контрольные действия налоговых органов также представляют собой формы налогового контроля. Но, при этом анализ судебной практики, сложившейся за годы осуществления налогового контроля в России, показывает, что все вышеуказанные мероприятия помимо учета организаций и физических лиц становятся правомерными только при проведении налоговых проверок и непосредственно в составе этих проверок в виде отдельных процедур, приемов и способов.
71. Налоговый контроль: понятие, виды, особенности.

Согласно гл. 14 НК РФ налоговый контроль — это деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах.


Налоговый контроль классифицируют по различным основаниям:

1) по времени проведения:

- предварительный, т.е. проводится до отчетного периода по конкретно взятому налогу;

- текущий, проводится во время отчетного налогового периода, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщика;

- последующий - проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации.

1) в зависимости от субъектов выделяют контроль:

- контроль налоговых органов;

- контроль таможенных органов;

- контроль органов государственных внебюджетных фондов.

2) по объекту выделяются комплексный и тематический

- комплексный контроль охватывает все налоги

- тематический ограничивается проверкой отдельных видов налогов (например, проверка по уплате страховых взносов).

3) по характеру контрольных мероприятий:

- плановый контроль, т.е. подчинять планированию;

- внеплановый контроль - внезапно возникшая необходимость.

4) исходя из метода проверки документов контроль делят

- сплошной, т.е. охватывает проверку всех документов;

- выборочный, т.е. выбор части документов за определенный период.

5) по месту проведения: камеральный и выездной контроль. Согласно ст. 88, 89 НК РФ - камеральными именуются проверки, проводимые по месту нахождения налогового органа, выездные - с выездом на место получения дохода.

6) по периодичности проведения:

- первоначальный - т.е., впервые в течение календарного года;

- повторный, проверка повторяется (реорганизация, ликвидация)

Выделяют также встречный налоговый контроль.

Он имеет место, когда при проведении проверок налоговые органы получают информацию и документы о деятельности налогоплательщика от лиц, осуществляющих с ним деятельность.

 Налоговый контроль является составной частью финансового и одним из видов государственного контроля. Налоговый контроль представляет собой специальный способ обеспечения законности и осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности фискально обязанных лиц. Специфика налогового контроля зависит от сферы деятельности налогоплательщика, видов налогов, правового статуса налогоплательщика.


Цель налогового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности налогообложения. Основная цель налогового контроля реализуется путем решения следующих задач:

-  обеспечение экономической безопасности государства;

- обеспечение надлежащего контроля за формированием доходов и рациональным их использованием;

- улучшение взаимодействия и координации деятельностью контрольных органов в РФ;

- проверки выполнения финансовых обязательств организацией и предприятий перед государством;

- проверка целевого использования налоговых льгот;

-пересечение и профилактика правонарушений в налоговой сфере. Эффективность налогового контроля зависит от качества организации бухгалтерского и налогового учета.
72. Налоговый контроль, осуществляемый органами исполнительной власти общей компетенции в РФ.

Органы, осуществляющий налоговый контроль

Субъектами налогового контроля являются налоговые органы, таможенные органы и органы внутренних дел.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах (п. 1 ст. 30 НК РФ).

В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах РФ» единая централизованная система налоговых органов состоит из федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и над­зору в области налогов и сборов, и его территориальных органов.

Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, является ФНС, которая осуществляет деятельность непосредственно и через свои территор органы

Таможенные органы пользуются правами и несут обязанности нало­говых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможен­ным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле, НК РФ, другими федеральными законами о налогах, а также иными федеральными законами (ст. 34 НК РФ).

Должностные лица таможенных органов также несут обязан­ности, предусмотренные налоговым и таможенным законодательст­вом Уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю и надзору в области таможенного дела является ФТС, которая осуществляет деятельность не­посредственно и через таможенные органы и представительства Службы за рубежом.


Органы внутренних дел вместе с налоговыми органами участвуют в проводимых налоговыми орг выездных налоговых проверках (гл. 6 НК РФ). По запросу налоговых органов органы внутренних дел участвуют вместе с налоговыми органами в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках.

Государство осуществляет деятельность по контролю за своевременным и полным исполнением налогового законодательства через систему специально образованных органов. В первую очередь к ним следует отнести налоговые органы. Именно на налоговые органы НК РФ и другими законами возложены главные задачи по контролю за реализацией налогового законодательства. Налоговые органы РФ – единая независимая централизованная система контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов. В случаях, предусмотренных законодательством РФ, на налоговые органы возложен также контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. Систему налоговых органов возглавляет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, ФНС России. ФНС России и ее территориальные органы являются юридическим лицом, имеющим самостоятельную смету расходов, текущие счета в учреждениях банков. В этой структуре существует вертикальная подчиненность нижестоящего органа вышестоящему и всеобщая подчиненность руководителю ФНС России. ФНС России и налоговые органы находятся в ведении Минфина России и подчиняются ему. Более подробно права и обязанности налоговых органов будут рассмотрены далее.

В число органов, осуществляющих налоговый контроль, входят также ФТС России и ее территориальные подразделения (таможенные органы), МВД России и органы внутренних дел, следственные органы, Счетная палата РФ. Соответствующее законодательство и, прежде всего, НК РФ четко прописывают права и обязанности каждого из этих органов в области налогового администрирования.

В частности, ФТС России и ее территориальные органы занимаются взиманием налогов исключительно при перемещении товаров через таможенную границу РФ. В соответствии с положениями НК РФ должностные лица таможенных органов несут такие же обязанности, как и должностные лица налоговых органов. Таможенные органы при взимании налогов пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. В частности, они пользуются правом контроля за своевременностью и полнотой уплаты налогов при таможенном оформлении товаров, могут привлекать к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства. Кроме того, таможенные органы осуществляют планирование поступлений налоговых и таможенных платежей, а также разрабатывают предложения в правительство по совершенствованию практики налогообложения при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Их функции в сфере налогового контроля ограничиваются взиманием с юридических и физических лиц экспортной и импортной таможенной пошлины, а также НДС и акцизов при импорте товаров в РФ. С середины 2010 г. таможенным органам предоставлено право принимать решения о признании безнадежной к взысканию задолженности по налогам, пеням и штрафам, подлежащим уплате в связи с перемещением товаров через российскую таможенную границу, и их