Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
списании по основаниям, изложенным в НК РФ. Такими основаниями являются, в частности, ликвидация организации, банкротство индивидуального предпринимателя или смерть физического лица. Но такое право таможенные органы имеют только в той части задолженности, которая не погашена по причине недостаточности имущества организации и индивидуального предпринимателя, а по физическим лицам – в части ее превышения над стоимостью наследственного имущества. Одновременно таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные ими налогоплательщикам неправомерными решениями или действиями (бездействием). Так же как и ФНС России ФТС России является единой централизованной системой таможенных органов, состоящей из центрального аппарата, таможенных управлений, таможен и постов. ФТС подчиняется Правительству РФ.

Права органов внутренних дел, следственных органов в части контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой перечисления налогов и сборов в бюджет достаточно ограниченны. Основная функция органов внутренних дел – предупреждение, выявление, пресечение и расследование нарушений законодательства о налогах и сборах, являющихся преступлениями или административными правонарушениями. Основная функция следственных органов – расследование нарушений законодательства о налогах и сборах. Органы внутренних дел имеют право по запросу налоговых органов участвовать совместно с ними в проводимых налоговыми органами выездных налоговых проверках. Кроме того, при выявлении органами внутренних дел, следственными органами каких- либо обстоятельств, входящих в компетенцию налоговых органов, органы внутренних дел обязаны в 10-дневный срок направить необходимые материалы в соответствующий налоговый орган. Так же как налоговые и таможенные органы, они несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам своими неправомерными решениями или действиями (бездействием) должностных лиц и других работников при исполнении ими служебных обязанностей.

Определенные полномочия налогового контроля возложены на Счетную палату РФ. Федеральным законом от 05.04.2013 № 41-ФЗ "О Счетной палате РФ" к ее задачам, в частности, отнесены: организация и осуществление контроля за целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов; оценка эффективности
предоставления налоговых и иных льгот и преимуществ, бюджетных кредитов за счет средств федерального бюджета, а также оценка законности предоставления государственных гарантий и поручительств или обеспечения исполнения обязательств другими способами по сделкам, совершаемым юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями за счет федеральных и иных ресурсов.

В ходе налогового контроля контролирующими органами проверяется правильность формирования налоговой базы, законность использования налоговых льгот, соблюдение сроков уплаты налогов и другие вопросы исполнения налогоплательщиками установленных законом обязанностей. Указанный контроль осуществляется в три последовательные стадии
73. Формы и методы налогового контроля, их правовое регулирование.

Форма налогового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой можно понимать:

- проверку;

- получение объяснений налогоплательщиков, налоговых органов;

- проверки данных учета и отчетности;

- осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения прибыли.

Налоговая проверка -это процессуальное действие налоговых органов по контролю правильности исчисления, своевременности уплаты налогов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных с данными, отраженными в документах налогоплательщика (бухгалтерского и налогового учета). Объектом налоговой проверки является совокупная деятельность налогоплательщика – как финансово-хозяйственная, так и непосредственно связанная с исчислением и уплатой налогов. В более узком смысле слова объектом проверки являются различные документы.

Осмотр территорий и помещений - это процессуальное действие, направленное на выявление обстоятельств, имеющих значение для налогообложения. Обязательный осмотр осуществляется при выемке документов, воспрепятствовании доступа должностных лиц на территорию предприятия, при наличии оснований предполагать, что следы преступлений могут быть скрыты, уничтожены. Осмотр оформляется протоколом.

Методы налогового контроля, их группировка

Метод налогового контроля – это конкретный способ, прием проверки законности хозяйственных операций, правильности их отражения в документах, обнаружения правонарушений и преступлений.


Методы налогового контроля не имеют самостоятельного значения и не могут использоваться обособленно от какой-либо конкретной формы налогового контроля.

Методы налогового контроля можно группировать по определенным признакам: степени однородности применяемых приемов, их трудоемкости, требованиям к квалификации проверяющих, возможностям автоматизации.

В соответствии с этими критериями, методы можно разделить на несколько групп:

- методы документального контроля,

- методы фактического контроля,

- расчетно-аналитические методы,

- информативные методы.

1) Методы документального контроля.

В данную группу методов включаются приемы, основанные на изучении документа как такового:

- формальная проверка,

- нормативная проверка,

- арифметическая (счетная) проверка документов и учетных регистров,

- сличение документов с учетными записями и изучение обоснованности бухгалтерских проводок;

встречная сверка и сопоставление (взаимная сверка, взаимный контроль, контрольное сличение) документов.

Применение методов фактического контроля характеризуется тем, что количественное и качественное состояние проверяемого объекта устанавливается на основании обследования, осмотра, обмера, пересчета, взвешивания, лабораторного анализа, экспертизы и другими способами аналогичного содержания.

Эта группа включает в себя следующие основные методы:

1) инвентаризация имущества налогоплательщиков (наличных денег, ценных бумаг, расчетов);

2) экспертиза (экспертная оценка): экспертиза качества материальных ценностей, достоверности документов, экспертное исследование подлогов;

3) привлечение специалиста для оказания содействия в осуществлении налогового контроля;

4) проверка объемов выполненных работ (проверка фактического объема выполненных работ);

5) контрольный запуск сырья и материалов в производство;

6) лабораторный анализ качества сырья и материалов;

8) контрольная закупка.

Формальная проверка проводится в целях подтверждения документа установленной форме и правилам оформления. На этапе формальной проверки могут быть обнаружены следующие признаки подделки:

• неправильное наименование документа;

• указание несуществующего учреждения, от имени которого документ выдан;


• внесение других заведомо ложных сведений;

• грамматические ошибки;

• неразборчивый почерк и т. п.

Отсутствие или неточное воспроизведение реквизитов чаще всего указывает на подлог.

Существует достаточно разветвленная система установления подлинности документа с использованием различных признаков подделки бланков, печатей и штампов, подписей и др.

Нормативная проверка предполагает изучение документа с точки зрения его соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, ГОСТам, нормам расхода сырья, правильности применения цен, размера налогов и т. п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции.

В ходе нормативной проверки могут быть обнаружены следующие нарушения:

• применение не предусмотренных нормативами измерителей хозяйственной операции (например, спирт в кг вместо лит. п.);

• применение непредусмотренных норм и правил (например, средней цены вместо дифференцированных цен и т. п.);

• отсутствие сведений о проведении промежуточных операций (например, применение норм естественной убыли по товарам, фактически не хранившимся на складе).

Счетная (арифметическая) проверка документов и учетных регистров является методом, применяемым, главным образом, при камеральных проверках. Она заключается в установлении правильности подсчетов итоговых сумм в документе. Арифметической проверкой могут быть установлены следующие виды подлогов в документах:

• заведомое механическое завышение или занижение итоговых сумм по горизонтальным строкам или вертикальным графам;

• последующие дописки штрихов и цифр — как в итоговых суммах, так и в отдельных строках и колонках.

В ходе сличения документов с учетными записями и изучения обоснованности бухгалтерских проводок производится проверка тождественности отражения записей в документах и регистрах бухгалтерского учета. Например, журналы-ордера сличают с главной книгой, накопительные ведомости — с мемориальными ордерами. Анализ обоснованности бухгалтерских проводок направлен на выявление соответствия бухгалтерских проводок плану счетов. С введением системы налогового учета источником информации для проверки обоснованности и правильности исчисления налога на прибыль являются аналитические регистры налогового учета.

74. Налоговые правоотношения: их особенности.

НПО – охраняемые государством общественные отношения, возникающие в сфере налогообложения, представляющие собой социально значимую связь субъектов посредством прав и обязанностей, предусмотренных нормами НП.

НПО – властные отношения по установлению, введению и взиманию нал. и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления нал. контроля, обжалования актов нал. органов, действий (бездействия) их должн. лиц и привлечения к ответ-ти за совершение нал. правонарушения (ст.2 НК РФ).

Для НПО характерны все признаки финансовых ПО:

  1. складываются в процессе фин. деятельности, направленной на формирование, распределение, перераспределение и использование государственных и муниципальных фондов денежных средств (носят распределительный характер);

  2. их возникновение, изменение и прекращение непосредственно связано с НПА; носят денежный; властный характер;

  3. властно-публичный характер – государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает их обязательной стороной.

Специфические особенности НПО:

  1. общественное отношение, урегулированное нормами НП, возникающее и развивающееся исключительно в сфере налогообложения;

  2. форма реализации публичных интересов (оно должно рассматриваться как публично-правовое отношение);

  3. являются сложносоставными – совокупность трех типов правоотношений: имущественных, организационных и смешанных (организационно-имущественных);

  4. юридическое неравенство сторон;

  5. особый состав участников;

  6. одна из сторон всегда – публично-правовой участник;

  7. могут возникать по инициативе любой из сторон (наличие правомочий, представляемых налогово-правовой нормой, или возложение ею определенных обязанностей – единственное условие, при соблюдении которого каждый, кто функционирует в сфере налогообложения, может быть инициатором возникновения или прекращения НПО);

  8. могут существовать только в правовой форме (при наличии соответствующего закона, только в форме правоотношения).