Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 128
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
77-78. Налоговая компетенция Российской Федерации.
Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов мун. образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов (действующая редакция)
1. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.
3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим НК и законами субъектов РФ о налогах, если иное не предус. наст. пунктом.
При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по рег-м налогам и налогоплательщики определяются НК.
Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с НК.
4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.
Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Местные налоги и сборы устанавливаются НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращ действ на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.
В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и ОМСУ внутригородских районов.
Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на терр. городов федерального значения в соответствии с НК и законами указ субъектов РФ
Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в фед. Терр. "Сириус" в соответствии с НК и НПА представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.
При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения
, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.
Представительными органами мун. образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусм. НК, могут устанав-ся особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.
При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.
5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.
6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусм. НК.
7. НК устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.
Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК.
Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:
виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;
ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;
налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;
особенности определения налоговой базы;
налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.
Дополнительный материал.
Налоговая компетенция Правительства рф
-
ФКЗ «О Правительстве РФ» - статья 15. Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики
разрабатывает и реализует налоговую политику;
2. Имеет полномочия принимать нормативные акты в налоговой сфере. В настоящее время, Правительство:
- определяет порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам ст.59 НК
- определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации ст.64 НК.
- определяет порядок постановки на налоговый учет, изменения сведений и снятия с учета организаций и предпринимателей ст.83,84 НК
- определяет выплаты и размеры сумм причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, подлежащих выплате ст.131 НК.
3. Принимает решение о переносе сроков уплаты налогов на будущее
- принимает решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов п.4. ст.63 НК
- предоставляет отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года ст.64 НК.
III. Налоговая компетенция финансовых органов.
Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (далее — финансовые органы) являются субъектами налоговых правоотношений, наделенными властными полномочиями по определенному кругу вопросов, и выступают в указанных правоотношениях от имени государства.
В пределах своей компетенции они издают НПА по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Правовой статус Министерства финансов определяетсяПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 01.12.2004) "О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3258.,
в соответствии с которым Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ... налоговой деятельности
.
Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы.
Министерство финансов Российской Федерации для осуществления своих полномочий может создавать в установленном порядке свои территориальные органы.
Правовой статус финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований определяется НПА органов государственной власти субъектов РФ и НПА ОМСУ
Налоговым законодательством устанавливаются следующие полномочия Минфина России (его подразделений) и финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.
1. Полномочия по принятию НПА в сфере регулирования вопросов налогообложения.
Минфин России и финансовые органы вправе принимать указанные НПА в случаях, прямо предусмотренных налоговым законодательством. Так, Минфин России имеет право принятия нормативных актов
- по вопросам определения порядка исчисления налоговой базы для индивидуальных предпринимателей (п.2.ст. 54 НК РФ);
- проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки (п.п.6.п.1.ст. 31 НК РФ),
- определяет правила заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п.7.ст.45 НК)
- определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК), определение порядка постановки на учет организаций и физических лиц (ст.84 НК), порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК), порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ст.84 НК).
Финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муниципальных образований имеют также право принятия НПА в случаях, предусмотренных законодательными актами о налогах и сборах, принимаемых соответствующими законодательными (представительными) органами власти или представительными ОМСУ,