Файл: 4. Понятие налога и сбора, их правовые признаки. Принципы налогового права.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

77-78. Налоговая компетенция Российской Федерации.

Статья 12 НК РФ. Виды налогов и сборов в РФ. Полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ, представительных органов мун. образований, представительного органа федеральной территории "Сириус" по установлению налогов и сборов (действующая редакция)

1. В РФ устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

2. Федеральными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи.

3. Региональными налогами признаются налоги, которые установлены НК и законами субъектов РФ о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с настоящим НК и законами субъектов РФ о налогах, если иное не предус. наст. пунктом.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по рег-м налогам и налогоплательщики определяются НК.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, могут устанавливаться особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

Региональные налоги, обязательные к уплате в федеральной территории "Сириус", устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать в указанной территории в соответствии с НК.

4. Местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК и НПА представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.


Местные налоги и сборы устанавливаются НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов), если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращ действ на территориях поселений (межселенных территориях), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) в соответствии с НК и НПА представительных органов поселений (муниципальных районов), муниципальных округов, городских округов (внутригородских районов) о налогах и сборах.

В городском округе с внутригородским делением полномочия представительных органов муниципальных образований по установлению, введению в действие и прекращению действия местных налогов на территориях внутригородских районов осуществляются представительными органами городского округа с внутригородским делением либо представительными органами соответствующих внутригородских районов согласно закону субъекта РФ о разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа с внутригородским делением и ОМСУ внутригородских районов.

Местные налоги и сборы в городах федерального значения устанавливаются НК и законами указанных субъектов РФ о налогах и сборах, обязательны к уплате на территориях этих субъектов РФ, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать на терр. городов федерального значения в соответствии с НК и законами указ субъектов РФ

Местные налоги и сборы в федеральной территории "Сириус" устанавливаются НК и нормативными правовыми актами представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах и обязательны к уплате в указанной территории, если иное не предусмотрено пунктом 7 настоящей статьи. Местные налоги и сборы вводятся в действие и прекращают действовать в фед. Терр. "Сириус" в соответствии с НК и НПА представительного органа федеральной территории "Сириус" о местных налогах и сборах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения
, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены НК. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК.

Представительными органами мун. образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения, представительным органом федеральной территории "Сириус") в порядке и пределах, которые предусм. НК, могут устанав-ся особенности определения налоговой базы, налоговые льготы, основания и порядок их применения.

При установлении местных сборов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения, представительным органом федеральной территории "Сириус") определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК, ставки сборов, а также могут устанавливаться льготы по уплате сборов, основания и порядок их применения.

5. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы отменяются НК.

6. Не могут устанавливаться федеральные, региональные или местные налоги и сборы, не предусм. НК.

7. НК устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК.

Законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов РФ и представительные органы муниципальных образований в случаях, порядке и пределах, которые предусмотрены НК, вправе устанавливать по специальным налоговым режимам:

виды предпринимательской деятельности, в отношении которых может применяться соответствующий специальный налоговый режим;

ограничения на переход на специальный налоговый режим и на применение специального налогового режима;

налоговые ставки в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности;

особенности определения налоговой базы;

налоговые льготы, а также основания и порядок их применения.


Дополнительный материал.

 Налоговая компетенция Правительства рф

  1. ФКЗ «О Правительстве РФ» - статья 15. Полномочия Правительства РФ в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики

разрабатывает и реализует налоговую политику;

2. Имеет полномочия принимать нормативные акты в налоговой сфере. В настоящее время, Правительство:

- определяет порядок списания безнадежных долгов по налогам и сборам ст.59 НК

- определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер, утверждается Правительством Российской Федерации ст.64 НК.

- определяет порядок постановки на налоговый учет, изменения сведений и снятия с учета организаций и предпринимателей ст.83,84 НК

- определяет выплаты и размеры сумм причитающихся свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, подлежащих выплате ст.131 НК.

3. Принимает решение о переносе сроков уплаты налогов на будущее

- принимает решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов п.4. ст.63 НК

- предоставляет отсрочку или рассрочку по уплате федеральных налогов в части, зачисляемой в федеральный бюджет, на срок более одного года, но не превышающий три года ст.64 НК.

III. Налоговая компетенция финансовых органов.

Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов РФ и муниципальных образований (далее — финансовые органы) являются субъектами налоговых правоотношений, наде­ленными властными полномочиями по определенному кругу во­просов, и выступают в указанных правоотношениях от имени го­сударства.

В пределах своей компетенции они издают НПА по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правовой статус Министерства финансов определяетсяПОСТАНОВЛЕНИЕМ Правительства РФ от 30.06.2004 N 329 (ред. от 01.12.2004) "О МИНИСТЕРСТВЕ ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" "Собрание законодательства РФ", 02.08.2004, N 31, ст. 3258.,

в соответствии с которым Министерство финансов РФ (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ... налоговой деятельности
.

Оно осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной налоговой службы.

Министерство финансов Российской Федерации для осущест­вления своих полномочий может создавать в установленном по­рядке свои территориальные органы.

Правовой статус финансовых органов субъектов РФ и финансовых органов муниципальных образований определяется НПА органов государственной власти субъектов РФ и НПА ОМСУ

Налоговым законодательством устанавливаются следующие полномочия Минфина России (его подразделений) и финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований.

1. Полномочия по принятию НПА в сфере регулирования вопросов налогообложения.

Минфин России и финансовые органы вправе принимать указанные НПА в случаях, прямо предусмотренных налоговым за­конодательством. Так, Минфин России имеет право принятия нормативных актов

- по вопросам определения порядка исчисления налоговой базы для индивидуальных предпринимателей (п.2.ст. 54 НК РФ);

- проведения инвентаризации имущества налогоплательщика при проведении налоговой проверки (п.п.6.п.1.ст. 31 НК РФ),

определяет правила заполнения поручений на перечисление налога в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства (п.7.ст.45 НК)

- определяет особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, особенности учета иностранных организаций (ст.83 НК), определение порядка постановки на учет организаций и физических лиц (ст.84 НК), порядок и условия присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика (ст.84 НК), порядок ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков (ст.84 НК).

Финансовые органы субъектов РФ и финансовые органы муни­ципальных образований имеют также право принятия НПА в случаях, предусмотренных законодатель­ными актами о налогах и сборах, принимаемых соответствующи­ми законодательными (представительными) органами власти или представительными ОМСУ,