Файл: Вопросы Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 76

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВОПРОСЫ:

1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.

2. Современная финансовая система РФ.

3. Предмет и метод финансового права.

4. Особенности финансового права, его связь с другими отраслями права.

5. Источники и система  финансового права.

6.  Финансово-правовые нормы и их виды.

7.  Понятие и виды финансовых правоотношений.

8.  Субъекты финансового права и защита прав субъектов финансовых правоотношений.

9.  Принципы финансовой деятельности.

10. Понятие. методы и формы финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

11.  Правовое положение органов, осуществляющих финансовую деятельность.

12.  Понятие. формы финансовой деятельности органов местного самоуправления.

13.  Понятие и виды финансового контроля.

14. Методы финансового контроля.

15.  Органы финансового контроля.

16.  Аудиторский контроль.

17.  Понятие, значение и структура  государственного  и местного бюджета.

18. Бюджетное право и бюджетные правоотношения.

19.  Бюджетное устройство РФ и принципы ее построения.

20.  Состав доходов государственного бюджета РФ.

21.  Состав расходов государственного бюджета РФ.

22.  Порядок распределения доходов и расходов в бюджетной системе.

23.  Бюджетные полномочия PФ.

24.  Бюджетные полномочия субъектов РФ.

25.  Бюджетные полномочия органов местного самоуправления.

26.  Бюджетный процесс и основные принципы его организации.

27.  Составление, рассмотрение и утверждение федерального бюджета.

28.  Составление, рассмотрение и утверждение местного бюджета.

29.  Исполнение федерального бюджета и отчет об исполнении федерального бюджета.

30. Ответственность за нарушение бюджетного законодательства.

31.  Понятие и классификация целевых внебюджетных фондов.

32.  Правовое регулирование деятельности целевых бюджетных фондов.

33.  Правовой режим целевых государственных и местных фондов.

34.  Правовой режим финансов предприятий.

35. Правовое регулирование  себестоимости продукции (работ, услуг) предприятий, организаций.

36.  Правовой режим определения выручки и прибыли от реализации продукции  (работ, услуг) предприятий, организаций.

37.  Общие вопросы правового регулирования государственных доходов.

38.  Государственные налоги, их значение и задачи.

39.  Современная система налогов и сборов РФ.

40.  Налоговое право и основные источники его формирования.


41.  Понятие  и виды налоговых правоотношений.

42.  Субъекты налоговых правоотношений и защита их прав.

43. Ответственность за нарушение налогового законодательства.

44.  Налог на добавленную стоимость.

45.  Акцизы.

46.  Налог на прибыль организаций.

47.  Налог на доходы физических лиц.

48.  Налог на имущество организаций.

49.  Налог на имущество физических лиц.

50.  Налог на игорный бизнес.

51.  Налог на добычу полезных ископаемых.

52.  Водный налог.

53.  Местные налоги и сборы РФ.

54.  Правовое регулирование земельного налога.

55.  Транспортный налог.

56. Торговый сбор.

57. Сбор за право пользования объектами животного мира и водных биологических ресурсов.

58.  Система неналоговых доходов и необходимость их правового регулирования.

59.  Государственная и таможенная пошлина.

60. Специальные налоговые режимы.

61. Упрощенная система налогообложения.

62. Единый налог на вмененный доход.

63. Единый сельскохозяйственный налог.

64. Правовой режим страховых взносов, зачисляемых во внебюджетные фонды.

65.  Государственный кредит и государственный внутренний долг.

66.  Формы государственного внутреннего долга.

67.  Управление государственным долгом.

68.  Финансовые правоотношения в области государственного кредита.

69.  Правовое регулирование сберегательного дела.

70.  Банковская система РФ.

71.  Правовое положение ЦБ РФ.

72.  Правовое положение коммерческих банков.

73.  Взаимоотношения ЦБ РФ с кредитными организациями.

74.  Надзор ЦБ РФ за деятельностью кредитных организаций.

75. Понятие, принципы и виды банковского кредита.

76.  Правовое регулирование страхового дела.

77. Понятие и виды финансирования

78.  Правовой режим сметно-бюджетного финансирования.

79.  Сущность и функции денег.

80.  Денежная система РФ и ее правовые основы.

81.  Правовое регулирование обращения наличных денег.

82.  Правовые основы и порядок осуществления безналичных расчетов.

83.  Кассовые операции.

84.  Понятие валюты и валютных ценностей.

85.  Понятие и содержание валютного регулирования.

86.  Валютный контроль и ответственность за нарушение валютного законодательства.
ОТВЕТЫ:
1. Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.


Финансы – это экономическая категория, которая выполняет 2 основные функции:

1. распределительную;

2. контрольную.

Распределительная функция обеспечивает организацию сбалансированного и эффективного развития общественного воспроизводства, развитие всех отраслей экономики в целях обеспечения и удовлетворения потребностей населения и выполнения социально-экономических задач государства.

Контрольная функция выражается через контрольные полномочия органов осуществляющих финансовую деятельность, которые заключаются в предупреждении, выявлении и пресечении финансовых преступлений и правонарушений.
Финансы – это общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства, муниципальных образований, предприятий, организаций, учреждений.

В материальном выражении финансы представлены денежными средствами государства, которые сосредоточены в финансовых фондах государства.
Финансы состоят из нескольких звеньев, которые образуют финансовую систему РФ. 
2. Современная финансовая система РФ.

Финансовая система состоит из 5 звеньев:

1. звено: бюджетная система состоит из трех уровней:

- федеральный бюджет;

- бюджеты субъектов федерации;

- местные бюджеты.

Основным источником образования этого звена являются налоговые и неналоговые платежи, сборы, пошлины, доходы от использования и продажи государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и т.д.

2 звено – это внебюджетные фонды государства - это Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования и т.д. Источниками образования этого звена являются: страховые взносы; бюджетные ассигнования; добровольные пожертвования и т.д.

3 звено – финансы предприятий. В материальном выражении финансы предприятий представлены следующими фондами:

- фонд основных средств;

- фонд оборотных средств;

- фонд потребления;

- фонд накопления;

-
резервный фонд;

- валютный фонд и т.д.

Источниками образования этого звена являются: прибыль; бюджетные ассигнования; кредиты (государственный, банковский, коммерческий); финансовая помощь, оказываемая государством в виде субсидий и т.д.

4 звено - финансы страхования. Это звено также представлено фондами денежных средств, создающиеся за счет средств самих страхователей, и предназначенных для возмещения причиненного вреда жизни, здоровью, имуществу в результате несчастных случаев чрезвычайного, техногенного, природного характера.

5 звено – кредит: банковский, государственный  (муниципальный).

Банковский кредит это отношения по привлечению банком временно свободных денежных средств юридических и физических лиц и размещению их на условиях возвратности, возмездности и срочности.

Государственный кредит это отношения по привлечению государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц на условиях возвратности, возмездности и срочности и направления их покрытие бюджетного дефицита.

Вместе с тем государство может предоставлять из бюджета средства для временного использования (в кредит) различным субъектам. Такую форму кредита также следует считать государственным кредитом. Однако государство в этих случаях выступает в качестве кредитора.

3. Предмет и метод финансового права.

Финансовое право – это совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе создания, распределения и использования денежных средств государства и муниципальных образований.

Предметом финансового права являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности государства и муниципальных образований. К предмету финансового права относятся: закрепление структуры финансовой системы, разграничение полномочий между государственными органами и органами местного самоуправления в финансовой сфере, закрепление форм и методов образования и распределения централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований; источников их формирования, закрепление видов налогов и сборов, порядка их взимания; порядка осуществления денежного обращения и расчетов, валютных операций; закрепление форм, видов страхования; порядка банковского регулирования и банковского надзора  и т.д.


Методы финансового права – это приемы и способы, используемые финансовым правом для регулирования финансовых правоотношений. К методам финансового права относятся:

1.Метод государственно-властных предписаний – этот метод выражается в категоричной форме и носит императивный характер.

2.Метод согласований.

3.Метод рекомендаций.

4 Метод заключения договора.

Последние 3 метода – диспозитивные и получили широкое распространение в связи с расширением полномочий органов местного самоуправления при осуществлении финансовой деятельности.


4. Особенности финансового права, его связь с другими отраслями права.

В науке финансового права нет однозначного мнения по поводу происхождения финансового права как отрасли права. Одни ученые придерживаются мнения, что финансовое право является новой отраслью правовой системы и выделилось из административного права. Другие ученые считают финансовое право древнейшей отраслью права и относят его происхождение к временам появления государства.
Финансовое право тесно взаимосвязано с другими отраслями права. В частности:

- Государственное (конституционное) право закрепляет принципы осуществления финансовой деятельности; закрепляет правовой статус личности, человека, который реализуется и в финансовой сфере (например, обязанность по уплате налогов); закрепляет государственное устройство, от которого зависит бюджетная система. Конституционное право разграничило предмет ведения федеральных органов, органов субъектов федерации и органов местного самоуправления в финансовой сфере.

- Административное право регулирует отношения в сфере государственного управления, возникающие в процессе практической реализации исполнительной власти. Финансовая деятельность осуществляется в сфере государственного управления органами исполнительной власти, т.е. правовой статус финансовых органов закреплен нормами административного права. Финансовое право использует преимущественно административно-правовой метод регулирования. За совершение правонарушений в финансовой сфере предусмотрены меры административной ответственности.

- Муниципальное право закрепляет порядок организации деятельности органов местного самоуправления, а финансовое право закрепляет порядок осуществления финансовой деятельности органами местного самоуправления, в частности, бюджетную, налоговую деятельность,  деятельность в области регулирования муниципального кредита и др.