Файл: Вопросы Сущность, значение и структура финансов в современных условиях.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 119

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


- Уголовное право закрепляет уголовную ответственность за совершение финансовых преступлений. Финансовое право использует уголовно-правовой метод регулирования, т.е. метод запретов.

- Гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения. Финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных правоотношений. Финансовые организации и органы, осуществляющие финансовую деятельность, вступают в договорные правоотношения, регулируемые гражданским правом.

- Банковское право является комплексной отраслью права, которая объединяет нормы финансового и гражданского права. Нормы финансового права закрепляют правовой статус кредитных организаций, порядок регулирования взаимоотношений между ЦБ РФ и кредитными организациями, порядок осуществления банковского надзора за деятельностью кредитных организаций.

- Налоговое право является подотраслью финансового права. Это значит, что налогово-правовые нормы являются разновидностью финансово-правовых норм, налоговые правоотношения являются разновидностью финансовых правоотношений, налоговый контроль разновидностью финансового контроля и т.д.
5. Источники и система  финансового права.

Система финансового права – это внутреннее строение отрасли права. Финансовое право состоит из 2 частей: общей и особенной.

Общая часть объединяет финансово-правовые нормы, закрепляющие формы, методы, принципы финансовой деятельности, нормы, разграничивающие полномочия между государственными органами и органами местного самоуправления в финансовой сфере, нормы, закрепляющие формы и методы осуществления финансового контроля и др.

Особенная часть финансового права состоит из финансово-правовых институтов, объединенных в разделы это:

- Бюджетная система;

- Внебюджетные целевые фонды;

- Финансы государственных и муниципальных предприятий;

- Государственные и муниципальные доходы;


- Государственные и муниципальные расходы;

- Организация страхового дела;

- Банковский кредит;

- Государственный и муниципальный кредит;

- Денежное обращение и расчеты;

- Валютное регулирование.

Источники финансового права – это акты государственных органов и органов местного самоуправления, в которых содержатся финансово-правовые нормы. Источниками финансового права являются:

- Конституция РФ, Конституции и уставы субъектов РФ и муниципальных образований.

- Федеральные законы: «О Центральном Банке РФ» ; «О банках и банковской деятельности» ; «Об аудиторской деятельности» ; «О бухгалтерском учете» ; «О валютном регулировании и валютном контроле»  и др.

-Законы субъектов РФ.

- Кодексы: Бюджетный кодекс РФ и Налоговый кодекс РФ (часть 1 и 2).

- Указы Президента РФ.

- Постановления Правительства РФ.

- Акты министерств и ведомств.

- Инструкции и положения Центрального Банка РФ.

- Международные договоры.

- Решения органов местного самоуправления.

- Постановления Конституционных судов.

Действие источников определяется в трех аспектах:

- Действие источников в пространстве определяется соответствующей территорией. Акты РФ действуют на территории РФ, акты субъектов – на территории соответствующих субъектов РФ, акты органов местного самоуправления – на территории соответствующих муниципальных образований.

- Действие источников во времени определяется моментом вступления источника в юридическую силу и моментом прекращения действия. Акты вступают в юридическую силу.

- Действие правовых актов по кругу лиц определяется по принципу территориальности и по принципу резидентства.


6.  Финансово-правовые нормы и их виды.

Финансово-правовая норма – это установленное государством и охраняемое мерами государственного принуждения должное правило поведения субъектов в финансовых правоотношениях.

Финансово-правовым нормам характерны как общие признаки, так и особенные. Общими признаками являются:



- устанавливается государством;

- охраняется мерами государственного принуждения;

- содержит правило поведения;

- содержится в правовых актах.

Особенностями финансово-правовых норм являются:

- носят императивный характер;

- финансово-правовые нормы выражают публичные интересы, т.е. государственные, а не частные;

- среди финансово-правовых норм больше компетенционных норм;

- для финансово-правовых норм характерна нестабильность.

Финансово-правовая норма имеет следующую структуру:

- гипотеза (условия, при которых действует норма);

- диспозиция (само правило поведения);

 - санкция (мера ответственности). Особенностью санкции является ее штрафной характер.

Финансово-правовые нормы можно классифицировать на следующие виды:

- По способу воздействия на поведение субъектов: обязывающие, запрещающие, уполномочивающие.

- По содержанию: материальные, процессуальные.

- По уровню принятия: федеральные нормы, нормы субъектов федерации, местные нормы.

- По срокам действия: постоянные, временные.

- По объему действия: общие, специальные.


7.  Понятие и виды финансовых правоотношений.

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муниципальных денежных фондов и доходов.

Виды финансовых правоотношений:

- По содержанию финансово-правовых норм: материальные (через которые реализуются права и обязанности субъектов финансового права); процессуальные (в которых выражается юридическая форма реализации материальных прав и обязанностей субъектов финансового права).

- По особенностям объекта финансовые правоотношения: имущественные (объектом которых, являются непосредственно деньги - налог, бюджетный кредит, трансферт и т.д.); неимущественные (объектом которых, являются не деньги, а иные явления, связанные с деньгами, - проект бюджета, закон о бюджете, финансовый контроль и т.д.)

Финансовые правоотношения можно классифицировать в зависимости от института финансового права на следующие виды:

- бюджетные правоотношения;

- налоговые правоотношения;

- неналоговые правоотношения;

- финансовые правоотношения в области государственного кредита;

- финансовые правоотношения в области страхования;

- правоотношения, возникающие при осуществлении государственных расходов, в том числе и при сметно-бюджетном финансировании;

- финансовые правоотношения в области банковской деятельности;

- финансовые правоотношения в области денежного обращения и расчетов;

- валютные правоотношения.
8.  Субъекты финансового права и защита прав субъектов финансовых правоотношений.

Субъект финансового права – это лицо, наделенное финансовым правом определенными правами и обязанностями, т.е. потенциальный участник финансовых правоотношений.

Субъект финансовых правоотношений – это реальный участник финансовых правоотношений. Таким образом, все субъекты финансовых правоотношений являются субъектами финансового права, но не все субъекты финансового права являются субъектами финансовых правоотношений. К субъектам финансовых правоотношений относятся:


1) общественно-территориальные образования;

2) коллективные субъекты;

3) индивидуальные субъекты.

К 1-й группе относятся: РФ; субъекты РФ; муниципальные образования.

РФ выступает субъектом в отношениях: по реализации бюджетных прав, прав по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, прав по регулированию государственного кредита (государственного долга), прав по регулированию денежного обращения (эмиссии).

Субъекты РФ выступают субъектами финансово-правовых отношений в аналогичных случаях, кроме права регулирования денежного обращения.

Муниципальные образования выступают субъектами в отношении бюджетных прав, прав по установлению, введению, взиманию местных налогов и сборов, прав по регулированию и управлению муниципальным долгом и прав по получению финансовой помощи от РФ.

Ко 2 группе субъектов относятся: органы государственной власти (представительные и исполнительные), органы местного самоуправления, предприятия, организации, учреждения, а также союзы и объединения предприятий и организаций.

Органы государственной власти и местного самоуправления выступают субъектами в отношениях по составлению рассмотрению, утверждению финансово-правовых актов.

Предприятия, организации, учреждения и иные субъекты выступают в отношениях по получению бюджетных ассигнований, бюджетных кредитов, в отношении обязанностей по уплате налогов и сборов, обязанностей налоговых агентов и т.д.

К 3 группе относятся граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Все перечисленные субъекты являются субъектами практически всех видов финансово-правовых отношений, кроме бюджетных.

Защита прав субъектов согласно действующему законодательству осуществляется как в административном, так и в судебном порядке.

Суть административного порядка заключается в том, что субъект вправе обратиться с жалобой в вышестоящий орган над тем органом, который нарушил его право. По общему правилу жалоба рассматривается в течение 1 месяца. В случае не результативности административного порядка субъект вправе защищать свои права в судебном порядке, т.е. обратиться с жалобой либо в суды общей юрисдикции по месту своего жительства, или по месту нахождения того органа, который нарушил его право, либо в арбитражные суды, или в конституционные суды.