Файл: Учебнометодический комплекс по курсу Психология личности (1 и 2 часть) Авторсоставитель кпсхн Н. А. Выскочил Москва 2013.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 141

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ПСИХОАНАЛИЗА
Учебно-методический комплекс по курсу
«Психология личности»
(1 и 2 часть)
Автор-составитель: кпсхн Н.А. Выскочил
Москва - 2013

2
Оглавление
Раздел I. Теоретико-методологические вопросы психологии личности ............................... 4
Тема 1. Личность в системе современного научного знания .................................................. 4
1.1. Представления о личности в философии, социологии и психологии ............................. 4
1.2. Определение предметной области психологии личности ................................................. 6
1.3. Термин личность ....................................................................................................................... 8
1.4. Личность и смежные понятия .............................................................................................. 10
1.5. Представления о структуре личности ................................................................................. 13
1.5.1. Представления о структуре личности в отечественной психологии ......................... 14
1.5.2. Представления о структуре личности в зарубежной психологии .............................. 16
Тема 2. Методология и методы исследования личности ........................................................ 18
2.1. Методологические принципы в психологии личности ................................................... 18
2.2. Базовые проблемы психологии личности .......................................................................... 24
2.3. Методы исследования ............................................................................................................ 26
Раздел II. Основные концепции и теории личности в психологии ...................................... 38
Тема 3. Психоаналитический подход к изучению личности ................................................. 42
3.1. Психодинамическая теория личности З.Фрейд ................................................................ 43
3.2. Аналитическая теория К.Г.Юнга ........................................................................................ 54
3.3. Индивидуальная теория личности А.Адлера .................................................................... 56
3.4. Концепция развития личности Э.Берна ............................................................................. 59
3.5. Теория личности и мышечного панциря В. Райха ........................................................... 61
3.6. Гуманистическая теория личности Э.Фромм ................................................................... 64
3.7. Социокультурная теория К.Хорни ...................................................................................... 68
3.8. Межличностная теория психиатрии Г.С.Салливен ......................................................... 69
3.9. Эго-психология Э.Эриксона .................................................................................................. 70
Тема 4. Поведенческий подход к изучению личности. ........................................................... 76
4.1. Рефлекторное направление бихевиоризма ........................................................................ 77
4.1.1. Основные положения классического бихевиоризма Дж.Уотсон ................................ 78
4.1.2. Теория оперантного научения Б.Ф.Скиннера ................................................................ 79
4.2. Социальный бихевиоризм ..................................................................................................... 82
4.2.1.
Социально-когнитивная теория А.Бандуры ..................................................... 83
4.2.2.
Теория социального научения Дж.Роттера ....................................................... 85


3
Тема 5. Основные принципы и положения теории поля Курта Левина ............................. 88
5.1. Экспериментальные работы в школе Левина .................................................................. 90
Тема 6. Когнитивный подход к изучению личности Дж.Келли ............................................ 91
Тема 7. Гуманистическое направление в изучении личности .............................................. 94
7.1. Теория самоактуализации А.Маслоу .................................................................................. 96
7.2. Феноменологическая теория личности Карл Роджерс .................................................. 101
7.3. Экзистенциональная теория личности В.Франкл .......................................................... 104
Тема 8. Диспозициональное направление в изучении личности ........................................ 106
Тема 9. Деятельностный подход в изучении личности ......................................................... 110
Тема 10. Основные отечественные концепции психологии личности .............................. 113
10.1. Концепция личности А.Ф. Лазурского ........................................................................... 113
10.2. Концепция личности В.Н. Мясищева ............................................................................. 115
10.3. Концепция личности А.Г. Ковалева ................................................................................ 116
10.4. Концепция личности В.С. Мерлина ................................................................................ 117
10.5. Концепция личности К.К. Платонова ............................................................................. 119
10.6. Концепция личности А.Н. Леонтьева ............................................................................. 121
10.7. Концепция личности Л.И. Божович ................................................................................ 123
10.8. Концепция личности С.Л. Рубинштейна ........................................................................ 123
10.9. Концепция личности Д.Н. Узнадзе .................................................................................. 125
10.10. Концепция личности В.А. Ядова .................................................................................... 126
Научный терминологический словарь .................................................................................... 129
Список литературы ..................................................................................................................... 136

4
Раздел I. Теоретико-методологические вопросы психологии личности
Тема 1. Личность в системе современного научного знания
Психология – странная наука. Стоит задуматься над ее проблемами, как сразу все становится неясным. Мне представляется, что имеет смысл с самого начала определить, что такое личность. Имея такую систему координат, мы сможем глубже понять те разнообразные гипотезы и идеи, которые предлагаются нам различными теоретиками. К несчастью, личность – это явление столь всеобъемлющее и неопределенное, что описать его крайне сложно. С точки зрения здравого смысла человеческая личность безусловно существует, и едва ли кто-то будет в этом сомневаться. Действительно, в своей повседневной жизни, принимая решения и общаясь с окружающими, мы непременно учитываем особенности своей личности и личности других людей. Но как только мы пытаемся детально и объективно определить сущность личности, она каким-то мистическим образом растворяется в воздухе, оставляя нас в состоянии фрустрации и неопределенности. Это случается даже с некоторыми психологами, в результате они со всей серьезностью заявляют нам, что человеческой личности не существует вовсе. На мой взгляд, подобные утверждения так же опрометчивы, как неуловимо и сложно само понятие личности.
Астрология, теология, философия, литература и социальные науки — вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки ответить на выше поставленный вопрос, понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро как никогда, поскольку большинство серьезных недугов человечества — стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм, наркомания, расовые предрассудки, нищета — являются следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование человеческой цивилизации будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других (Хьелл, Зиглер, 2003).
Естественно, что интерпретация личности – задача крайне трудная, ведь личность – самая всеобъемлющая и человеческая из всех наших характеристик. Мы едва ли продвинемся в ее понимании, изучая другие живые организмы; в то же время точность наших наблюдений за окружающими нас людьми в немалой степени зависит от особенностей нашей собственной личности. Но сам феномен личности никуда не девается, и мне кажется, что единственное, что мы можем сделать, это смириться с тем, что наша задача чрезвычайно трудная, и взяться за ее решение.
1.1. Представления о личности в философии, социологии и психологии
Б.Г. Ананьев, анализируя особенности развития современной науки, еще в 60-е годы


5 прогнозировал резкое возрастание интереса к проблеме человека. По его мнению, первая из этих особенностей заключается в превращении проблемы человека в общую проблему всей науки в целом. Вторая особенность заключается во все возрастающей дифференциации научного изучения человека, углубленной специализации отдельных дисциплин. Третья же особенность науки характеризуется тенденцией к объединению различных наук, аспектов и методов изучения человека (Аверин, 2001).
Однако сам человек связан с окружающим миром системой многообразных отношений и связей. Дифференциация научных дисциплин, изучающих человека, о которой говорил Б.Г.
Ананьев, - это ответ научного знания на многообразие связей человека с этим миром, т.е. природой, обществом, техникой, культурой. В системе этих связей человек изучается как естественный индивид с присущей ему программой развития и определенным диапазоном изменчивости, и как субъект и объект исторического развития - личность, и как основная производительная сила общества - субъект труда, познания и общения, что подчеркивает его целостную природу.
Личность как предмет познания интересует все науки, изучающие человека. Поэтому имеет смысл уточнить представления о личности, сложившиеся как в самой психологии, так и в пограничных дисциплинах.
Личность в философии выступает как совокупность всех общественных отношений.
Проблема личности в философии - это проблема места, занимаемого личностью в обществе.
Личность в социологии - это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида, это продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством деятельности и общения. Очевидно, что понятие личности совпадает с понятием индивида и человека.
В психологии личность изучается в разных отраслях психологической науки.
Обусловлено это многоплановостью проявлений личности, противоречивостью, а порой и загадочностью человеческого поведения. Многоплановость поведения требует в свою очередь разноуровневого психологического анализа.
Разработка проблемы личности в общей психологии, как подчеркивает Б.Ф. Ломов, необходима для интеграции данных о сенсорно-перцептивных, мнемических, мыслительных, эмоционально-волевых процессах. Интеграция этих данных необходима для уточнения представлений о сенсорной организации человека, его интеллекте, эмоциональной сфере его личности. Таким образом, личность в общей психологии - это некоторое ядро, интегрирующее начало, связывающее воедино различные процессы индивида и придающее его поведению необходимую последовательность и устойчивость.
Дифференциальная психология делает акцент на изучении индивидуально- психологических особенностей личности и различий между людьми, а социальная
психология выводит структуру личности из структуры ее взаимодействия с другими людьми и социальным целым. Как отмечали Г. Линдслей и Э. Аронсон задача социальной психологии состоит в том, чтобы понять и объяснить как актуальное, воображаемое и предполагаемое присутствие других людей влияет на мысли, чувства и поведение индивида.


6
При этом социальная психология изучает статус и социальные роли личности в различных общностях, ее самовосприятие в контексте этих ролей, установки, межличностные отношения и восприятие, связи личностей в совместной деятельности.
Существенный и ценный вклад в общую теорию личности вносят педагогическая, этническая психология, психология труда, психология развития и ряд других дисциплин.
Тем не менее важно определить предмет собственно психологии личности как самостоятельной отрасли психологического знания. Следует заметить, что в психологических словарях, вышедших последовательно в 1983, 1985 и 2003 гг. нет статьи, посвященной психологии личности, где определялся бы ее предмет. Конечно, это отражение кризиса, переживаемого психологией в целом и психологией личности в частности.
1.2. Определение предметной области психологии личности
Определение предметной области психологии личности связано с решением ряда существенных вопросов. В современной психологической литературе (см., например,
Асмолов А.Г., 2001) выделяются три наиболее важные особенности познавательной ситуации изучения личности:
- богатство феноменологии личности, выражающееся в разнообразии индивидуальных особенностей человека (установок, черт, потребностей, эмоций, предпочтений и проч.), которое мы соотносим с изучаемой областью знания;
- междисциплинарный статус проблемы личности, который означает, что данное понятие описывает очень широкую область знания, отдельные аспекты которой изучаются не только психологией, но и философией, историей, социологией и другими науками;
- неоднозначность положения, которое занимает личность в ходе исследования: она может быть (попеременно или одновременно) как объектом, так и субъектом исследования.
Первая особенность - богатство феноменологии личности - нашла отражение в двух различных точках зрения. Согласно одной из них все многообразие проявлений личности может быть сведено к какому-либо одному психическому явлению (типу темперамента, стилю поведения, мотивации, темпу и скорости речи и проч.), точное и адекватное изучение которого позволило бы исследовать личность в целом. В соответствии с другой точкой зрения человек как личность представляет собой системный объект, взаимодействующий с другими сложными системами (природой, обществом). Необходимость в системном подходе возникает именно тогда, когда многообразие информации, полученной о данном явлении, требует обобщения и систематизации, когда с целью создания целостной картины изучаются не только имманентно присущие объекту свойства, но и такие особенности, которые проявляются в процессе взаимодействия с другими системными объектами. Известный немецкий психолог, автор теории поля, Курт Левин говорил, что исследование личности вне ее окружения, вне контекста приведет к исключению из анализа важных для понимания сущности человека свойств, именно поэтому "вместо того, чтобы вычленять из ситуации тот


7 или иной изолированный элемент, значимость которого невозможно оценить без рассмотрения ситуации в целом, теория поля, как правило, предпочитает начинать с характеристики ситуации в целом" и только после этого "различные аспекты и части ситуации подвергаются все более и более конкретному и детальному анализу" (Левин К.,
2001 с. 253).
Итак, рассматривая какое-либо явление как систему, мы должны исследовать его в разных планах:
1) как некоторую качественную единицу, систему, имеющую свои специфические, уникальные черты;
2) как часть макроструктуры (например, общества);
3) как часть микросистем, закономерностям которых оно подчиняется.
Вторая особенность - междисциплинарный статус проблемы личности - требует определения специфики ее предмета в психологии. Из всего множества определений, которые даются в психологии личности, можно выбрать несколько. С точки зрения И.С.
Кона, "понятие личности означает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты"; по мнению К.К. Платонова, личность - это "человек как носитель сознания"; согласно Б.Г. Ананьеву, "личность - субъект общественного поведения и коммуникаций"; по К. Ясперсу, "индивида называют личностью в том случае, когда он обладает чувством самодовлеющего существования, чувством собственного, неделимого Я".
В целом понятие личности используется для обозначения особенностей, качеств, состояний индивида, обусловленных его предметной деятельностью и общением с другими людьми. Понятие человека шире понятия личности и обозначает субъекта познания, общения и деятельности. Термин "индивид" применяется в тех случаях, когда человека рассматривают как одного из многих представителей некоторой общности (группы, коллектива, вида) без указания на особые качества и условия деятельности. Понятие "индивидуальность" обозначает совокупность уникальных, неповторимых особенностей, которые в своем своеобразном сочетании образуют характер человека, отличающий его от других людей. Согласно С.Л. Рубинштейну, "свойства личности никак не сводятся к ее индивидуальным особенностям. Они включают и общее, и особенное, и единичное.
Личность тем значительнее, чем больше в индивидуальном преломлении представлено всеобщее".
Если мы хотим понять человека, его облик и поведение как целостное и цельное образование, мы должны изучить его как индивида, и как субъекта, и как личность, и, наконец, как индивидуальность. Следовательно, всякое противопоставление, а тем более