Файл: Основные психотерапевтические направления Основные направления.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Основные психотерапевтические направления
Основные направления
•
Психодинамическое направление
•
Феноменологическое (экзистенциально- гуманистическое) направление
•
Когнитивно-поведенческое направление
В основе каждого из направлений лежат определенные теории личности и имеется логически связанная собственная система психотерапевтических воздействий
1
. Психодинамическое направление
Рассмотрение психики человека с
точки зрения
динамики,
взаимодействия, борьбы и конфликтов ее составляющих и их влияния на психическую жизнь и поведение человека
Мишени воздействия – внутренний конфликт (сознательного и бессознательного) и его причина.
•
Классический психоанализ З. Фрейда
•
Юнгианский анализ (К. Юнг)
•
Индивидуальная психология А. Адлера
•
Лакановский психоанализ
•
Транзактный анализ (Э. Берн)
•
Терапия, сфокусированная на переносе (О. Кернберг)
Классический психоанализ
Зигмунд Фрейд
1856-1939, Австрия
•
Первый, кто заглянул в глубины психики и попытался проанализировать ее процессы, ранее не попадавшие в поле зрения науки («Исследование истерии», 1895)
•
Фрейд считал движущей силой психической динамики психосексуальность и связанные с ней психические конфликты
•
Топографическая модель психики (сознание, предсознательное и бессознательное), 1900.
•
Структурная модель психики (Оно, Я, Сверх Я), 1923
•
Эдипов комплекс
•
Механизмы психологической защиты, 1894
•
Невроз является следствием конфликта между
сознательным и бессознательным
Структура психики по Фрейду
Моральные стандарты, запреты, совесть; развивается в процессе воспитания как результат интернализации родительских и социальных ценностей
Сознательная часть личности (разум), находит компромиссы между «неразумными» требованиями Оно и требованиями реального мира (принцип реальности)
Бессознательная область психики, инстинкты, стремящиеся к немедленному удовлетворению (принцип удовольствия); влечение к жизни (Эрос) и влечение к смерти
(Танатос)
Сверх Я
(Супер Эго)
Я (Эго)
Оно (Ид)
Методы работы в классическом психоанализе
•
Метод свободных ассоциаций
•
Толкование сновидений
•
Интерпретация
•
Анализ сопротивления
•
Анализ переноса
Все техники направлены на извлечение бессознательного материала на уровень сознания и его проработку
Юнгианский анализ
КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ
1875-1961
•
Тесное сотрудничество с Фрейдом, но позже отказывается от идеи подавленной сексуальности в детстве, погружается в исследование мифов, историю цивилизаций и оккультных практик
•
Создает новый метод психотерапии – аналитическую
психологию, который основан на исследовании сходства жизненных ситуаций пациента с сюжетами мифов и сказок
•
В структуру психики добавляет область коллективного
бессознательного,
которое содержит
архетипы
–
универсальные образы культуры (Персона, Тень, Анимус
(для женщины) и Анима (для мужчины), Самость)
•
Основная цель анализа
- индивидуация человека
(объединение сознательного и бессознательного)
•
Методы работы:
техника амплификации
(работа со сновидениями), техника активного воображения (работа с образами), изучение сказок и мифов, самонаблюдение и ведение дневника
Индивидуальная психология
•
Направление классического психоанализа, в котором главную роль играют социальные
факторы (отказ от идеи бессознательного).
Над человеком главенствует сила общественных связей, контакты и чувство единства с другими
•
Жизнь каждого человека посвящена борьбе с
комплексом неполноценности, который может быть вызван физическими недостатками,
ощущением собственной беззащитности,
чрезмерной опекой или, наоборот, отсутствием родительского внимания
•
В процессе терапии пациент изучает свою жизнь, свой социальный контекст, влияние семьи, родителей и других факторов на личность. Это поможет сформировать у него личный подход к жизни, индивидуальное поведение и стиль жизни
Альфред Адлер
1870-1937
Лакановский психоанализ
•
Переработка структурной модели психики Фрейда -
3
регистра (области) психики: Реальное (все, что связано с телом), Воображаемое (субъективное представление о мире и самом себе), Символическое (язык, слова,
письменная речь)
•
большой Другой – символическая структура, из которой приходят нормы, запреты, смыслы и пр.
•
Ядром и симптомом любой травматической ситуации является наслаждение, которое одновременно заставляет тянуться к нему и, в это же время, причиняет боль,
сопротивляется
•
Речь пациента играет ключевую роль,
важно акцентировать внимание пациента на важном в его собственной речи
•
Цель работы – создать фантазм (исцеляющий вымысел) на месте симптома, терапевтическим образом видоизменить,
перенаправить симптом путем интерпретации или удачно рассказанной истории, метафоры и метонимии
Жак Лакан
1901-1981
Транзактный анализ
•
Трехкомпонентная структура личности:
внутренний Ребенок, Родитель и Взрослый,
1958
•
Транзакция
–
единица взаимодействия,
коммуникации между людьми.
Люди обмениваются транзакциями из
3-х эго- состояний
•
Сценарий как бессознательный план жизни,
который возникает под влиянием определенных событий детства
•
Треугольник
Карпмана
–
концепция взаимоотношений
«Жертва-Спасатель-
Преследователь»
•
Метод
«Нового решения»
и реперентинг
(создание нового Внутреннего Родителя)
Эрик Берн
1910-1970
Терапия, сфокусированная на переносе
•
СПП/TFP
—
это психодинамическая психотерапия с пошаговой инструкцией. Она была разработана специально для лечения
пограничной патологии и основана на идее о том, что пациент переживает внешнюю реальность через свой расщеплённый внутренний мир — и потому видит других в черно-белом цвете (идеализация или обесценивание). Задача терапевта — помочь пациенту осознать это искажение и научиться воспринимать и отрицательные,
и положительные черты людей одновременно
•
Перенос и
контрперенос.
Вся работа направлена на осознание пациентом и психотерапевтом происходящего и
его проработку
Основные идеи современного психоанализа
•
Наличие у нас бессознательного
•
Внутри нас существуют и
постоянно действуют конфликтующие силы: желания и потребности
•
Бессознательные представления об отношениях
(т.н.
«бессознательные фантазии»), которые существуют в нашей психике влияют на наши отношения с людьми
•
Ранний детский опыт влияет на формирование характера и на всю нашу последующую жизнь
•
Психически здоровый человек умеет выдерживать свои агрессивные и сексуальные импульсы и строить близкие отношения, основанные на признании индивидуальности другого человека и на понимании своей зависимости и нуждаемости от него
2. Феноменологическое направление
Фокус внимания направлен на специфические особенности личности
клиента (сознание, потребность в самореализации, уникальность и самоценность, жизненный смысл, вопросы выбора и ответственности).
Личность и ее проявления как феномен.
Мишени воздействия – бытие, жизнь личности и того, КАК клиент проживает эту жизнь в комплексе.
•
Клиент-центрированная терапия (К. Роджерс)
•
Понимающая психотерапия (Ф.Е. Василюк)
•
Гештальт-терапия (Ф. Перлз)
•
Экзистенциальная психотерапия (И. Ялом)
•
Логотерапия (В. Франкл)
Клиент-центрированная психотерапия
КАРЛ РОДЖЕРС
1902-1987
•
Практиковал психодинамическую терапию в
30-х годах. Но скоро начал сомневаться в ее ценности. Особенно не импонировало ему быть беспристрастным экспертом, соблюдающим нейтральность.
•
Он убедился в том, что менее формальный подход более эффективен, и начал использовать т.н. «недирективную терапию»
(1940) - он позволял своим пациентам решать, о чем говорить и когда, без направления и оценки или интерпретации со стороны терапевта
•
Основная цель, чтобы клиент двигался к достижению собственных целей, стал лучшей версией себя
Основа терапии по Роджерсу
- создание отношения, характеризуемого тремя важными и взаимосвязанными позициями («триада Роджерса»):
o
Безусловное позитивное отношение – должны быть созданы такие условия, при которых все, что может сказать клиент, не подвергается оценке ;
o
Эмпатия – терапевт должен понимать клиента, его чувства, сопереживать ему, быть с ним в контакте;
o
Конгруэнтность – соответствие чувств терапевта их внешнему проявлению, атмосфера искренности.
Понимающая психотерапия
ФЕДОР ЕФИМОВИЧ ВАСИЛЮК
1953- 2017
•
Переживание – ключевое понятие данного подхода, это работа, которую производит клиент и которую должен поддерживать психотерапевт
•
Пережить – значит совершить особую внутреннюю работу, переосмыслить, прочувствовать, продумать, принять решения, совершить действия. После всех этих действий человек выходит прожившим и преодолевшим свой кризис
Гештальт-терапия: здесь и сейчас
ФРИЦ ПЕРЛЗ
1893-1970, США
•
Практическое направление, которое вдохновлено идеями психологии восприятия
•
Человек воспринимает мир в виде целостных образов –
гештальтов, всегда стремится к целостности, завершенности.
Терапия помогает достичь этой целостности
•
Восприятие человека формируется таким образом, что в данный момент в данном поле выделяется главное – фигура, а остальное является фоном.
•
Эксперименты и феномены
•
Осознавание, актуальность , ответственность
•
Цикл контакта (преконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт). Для прерывания контакта на любом из этапов существуют причины, которые коренятся в психике человека. Гештальт исследует корни этих реакций и позволяет осознать свои сложности, чтобы выработать эффективную модель поведения и завершить гештальт
Экзистенциальная психотерапия: найти свой путь
ИРВИН ЯЛОМ
1931 – Н.ВР., США
•
Existentia
(лат.)
–
«существование»,
проживание собственного существования здесь и сейчас
•
Подход, который фокусируется на базисных
проблемах существования человека (смерть,
свобода, одиночество и бессмысленность жизни)
•
Основная цель – помочь клиенту обрести смысл, принять ответственность за свою жизнь, чувствовать себя свободно и открыто по отношению к миру; в выработке более зрелого и стоического отношения к базисным экзистенциальным проблемам
•
Чтобы добиться изменений,
терапевт работает с базовыми тревогами и страхами клиента
Базовые тревоги и страхи клиента
(по И. Ялому)
•
Работа с осознанием смерти
•
Работа с ответственностью и свободой
•
Работа с одиночеством
•
Работа со смыслом
Логотерапия
ВИКТОР ФРАНКЛ
1905-1997, АВСТРИЯ
•
Зная «зачем», можно преодолеть любое «как»
•
Разработана В. Франклом после пребывания в немецком концлагере (1942-1945), о чем он пишет в своей книге «Сказать жизни да!
Психолог в концлагере». Заметил, что в лагерях выживали не самые здоровые, а самые крепкие духом
•
Логотерапия («логос» – смысл) – один из видов экзистенциальной психотерапии,
основанный на поиске и анализе смыслов
существования через созидание, получение нового опыта, страдания (крайняя мера)
•
Техники парадоксальной интенции
(искусственное усиление собственной реакции) и дерефлексии (переключение внимание на другие аспекты жизни)
Основные идеи феноменологического направления
•
Терапия есть встреча двух равных людей
•
При создании терапевтом правильных условий улучшение у клиента наступает само по себе. Эти условия способствуют осознанности, самопринятию и выражению чувств «здесь и сейчас»
•
Изменения достигаются не вследствие применения специфических техник, а вследствие переживания клиентом особых отношений, а именно безусловного принятия и поддержки
•
Клиент полностью ответственен за выбор своего образа мыслей и поведения
3. Когнитивно-поведенческое направление
Фокус
внимания
направлен на
неадаптивное
мышление
и
поведенческие
паттерны,
которые снижают эффективную социализацию и влияют на эмоциональную сферу.
Мишени воздействия – неадаптивное мышление, поведенческие стратегии, эмоциональные реакции
1 волна
(
1910-50е гг.) – Поведенческая терапия (Скиннер, А. Бандура)
2 волна
(1960е гг.)
– Классический подход КПТ и рационально- эмоциональная психотерапия (поведение+когнитивизм)
3 волна
(1990е гг.)
- Новые течения, которые фокусируются на осознанности и принятии
4 волна
(2010е гг.- н.в.)
– Этап, связанный с использованием в терапии современных технологий:
гаджетов дополненной реальности и
программных приложений)