Файл: Содержание Введение Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы Заключение Приложение а приложение б введение.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………......3
Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы……………4
Заключение…..……………………………..……………………………………………..7
Приложение А…………………………………………………………………………….8
Приложение Б………………………………………………………………………….15
Введение
Я, Силявкина Светлана Сергеевна, студентка III курса направления психологии Современной Гуманитарной Академии проходила учебно-ознакомительную практику в Ветринской средней общеобразовательной школе. Тема практики - «Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы». Практика проходила с 10 по 21 мая 2010 года. Общая продолжительность учебно-ознакомительной практики составила восемьдесят часов (десять рабочих дней). Моим руководителем во время прохождения практики была школьный психолог - Бутель Татьяна Григорьевна, стаж работы педагогом – 20 лет, из них школьным психологом – 5 лет.
Основной целью учебно-ознакомительной практики по психологии является расширение и усовершенствование уровня теоретической подготовки и выработка навыков применения этих знаний в практической психологической деятельности.
Основные работы и задания, выполняемые в процессе практики:
- наблюдение и анализ деятельности школьного психолога
- формирование навыков взаимодействия с педагогическим коллективом и родителями, обратившимися в психологическую службу школы;
- психологическое наблюдение;
- осуществление участия в процедуре психологической диагностики;
- проведение анализа учебно-ознакомительной практики и составление отчета.
Специфика работы психолога в условиях общеобразовательной школы
Прохождение мною практики непосредственно координировала школьный психолог, она же оказывала методическую и профессиональную поддержку. В начале собственно практической работы в школе психологом было проведено теоретическое занятие, посвященное ознакомлению с организацией психологической службы в конкретной школе, целями, задачами, направлениями и основным содержанием ее работы. Это занятие было проведено с учетом плана работы школьной психологической службы, по ходу беседы психолог демонстрировала конкретные методики, графики, результаты и другой наглядный материал, используемый в работе. Помимо решения собственно учебных задач, такая беседа дает понять, что результаты работы действительно нужны школе. Это побуждает относиться к работе более ответственно. План работы психолог составляет самостоятельно, но в обязательном порядке учитывает при этом пожелания руководства школы, учителей. Работает психолог непосредственно с детьми, учителями, администрацией школы, родителями учеников.
Школьный психолог конкретизировала объем работы и указала классы, с которыми предстояла работа. Далее следовало знакомство с классными руководителями и детьми. Совместно с классными руководителями было проанализировано расписание и определено, на каких уроках детей можно привлечь к психологической работе.
Практическое содержание моей деятельности включало в себя преимущественно психодиагностическую работу. Психолог предоставила определенный набор методик, который предложила провести в конкретных классах.
Групповая психодиагностическая работа с учениками пятых классов проходила под названием «Социально-психологическая адаптация пятиклассников». Социально-психологические особенности диагностировались с применением следующих методик:
1. Задание оценить учебные предметы по пятибалльной шкале. Психодиагностическая ценность данной пробы базируется на известной психологической закономерности, согласно которой авторитарность личности коррелирует с диапазоном оценок субъекта, т.е. чем больше разброс крайних оценок, тем больше авторитарность личности (или сопротивление авторитетам).
2. Методика «Неоконченные предложения», содержание которых было отобрано в соответствии с тематикой обследования:
- «Если я получу плохую оценку...»
- «Если учитель запишет мне замечание в дневник...»
- «Если меня нечаянно толкнет одноклассник...»
- «Мое настроение в школе обычно...»
- «Больше всего я не уважаю...»
При анализе оценивалось количество адекватных ответов, предполагающих гибкое и объективное реагирование в проектируемой ситуации, а также количество агрессивных высказываний (прямая или косвенная, скрытая агрессия, нормативное сопротивление, родительское давление), направленных либо на ровесников, либо на учителей.
Администрации школы представлена справка по результатам обследования, а также сделано сообщение на родительском собрании учащихся выпускных классов начальной школы.
Так же в соответствии с планом прохождения практики была проведена психодиагностическая методика типа школьной мотивации у учеников 6-9 классов. Проблема школьной мотивации - одна из важнейших в современном образовании. Особенность работы с ней заключается еще и в том, что это область, в которой необходимы совместные усилия специалистов образования - педагогов, психологов, администрации, а также родителей школьников.
Методик, диагностирующих школьную мотивацию, крайне мало, и практически все они предназначены для учащихся начальной школы. Однако вопрос мотивации при переходе в среднее и старшее звено не теряет своей актуальности. Даже наоборот, учитывая возрастное снижение учебной мотивации в подростковом возрасте, крайне важным становится определить то, что способно мотивировать учащихся, как могут воздействовать на них учителя и как строить программу обучения, чтоб преодолеть традиционное снижение успеваемости в 6-8 классах.
Цель данной методики - выявить не уровень мотивации учащегося. Ее суть в том, что школьная мотивация подразделяется на множество разных типов, выявляется преобладающий тип мотивации учащегося, то есть тот мотивационный механизм, который является доминирующим именно для него в его учебной деятельности. Эти типы представлены шкалами опросника. Кроме индивидуального результата, важным является подсчет среднего результата на класс, параллель, сравнение итогов одного класса и параллели с другими. Исходя из типа мотивации преобладающего у детей, можно видоизменять методы и структуру обучения, чтобы воздействовать на необходимые, активные, механизмы.
Опросник предназначен для учащихся 6-9 классов, однако возможно использование его и в 10-11 классах. Текст опросника помещен в приложении А.
В конце учебного года школьный психолог совместно с классными руководителями составляла индивидуальную психолого-педагогическую характеристику на учащихся. План характеристики помещен в приложении Б.
Так же за время прохождения практики я присутствовала на двух индивидуальных профконсультаций с учащимися 8-9 классов, которые проводила школьный психолог.
В школе психолог проводит индивидуальную консультативную и коррекционную работу Данная работа проводится в индивидуальные часы приема психолога в понедельник с 15 до 18 часов и во вторник с 14 до 18. За помощью обращались родители учащихся и сами учащиеся. Особенностью этого консультирования стало появление запросов со стороны старшеклассников, касающихся их личных отношений. Так же ведущими запросами родителей были успеваемость и поведение их детей школе. С тремя учащимися и их родителями психологом проводилась длительная диагностико-коррекционная работа.
Заключение
Подводя итог прохождения учебно-ознакомительной практики, можно сделать вывод, что все те цели и задачи, которые были поставлены на первоначальном этапе - выполнены
В ходе практики я приобрела следующие навыки и умения:
- профессионального общения и взаимодействия со школьниками;
- выбора метода психологической диагностики;
- проведения инструктажа по выполнению теста;
- контроля выполнения теста учащимися;
- анализа результатов.
Так же я получила опыт практического овладения отдельными методами психологического исследования. Выбор психологом диагностических методов зависит как от цели исследования, индивидуальных предпочтений психолога и от требований эффективности: в групповом обследовании нельзя применять методики, требующие длительного времени для заполнения и обработки данных, поскольку групповое обследование всегда носит ориентировочный, приблизительный характер. Практика дала мне возможность применить полученные теоретические знания.
В ходе практики выяснилось, что в функции психолога входит: психологическая диагностика; коррекционная работа; консультирование родителей и учителей; участие в педсоветах и родительских собраниях; психологическая профилактика.
Во время практики вызвало некоторые затруднения то, что сложно соотносить школьное расписание и психологическую работу с учениками. Для решения этой проблемы в школе, начиная со следующего учебного года, время работы кабинета психолога будет составляться с учетом расписания занятий. Администрация школы хорошо понимает необходимость участия психолога в школьном процессе и идет навстречу его потребностям и пожеланиям.
Приложение А
Методика типа школьной мотивации у учеников 6-9 классов
Уважаемый ученик! Этот опросник касается твоей учебы в школе. На каждый вопрос нужно ответить «да» или «нет» и поставить свой ответ в специальном бланке. Пожалуйста, будь предельно искренен, твои ответы помогут сделать обучение в нашей школе более эффективным.
1) мне кажется, лидером в классе достоин стать только ученик, который имеет хорошие результаты в учебе;
2) родители всегда поощряют меня за хорошие отметки в школе;
3) я очень люблю узнавать что-то новое;
4) мне нравится брать сложные задания, преодолевать трудности в их выполнении;
5) я хочу, чтоб одноклассники считали меня хорошим учеником;
6) я стремлюсь к тому, чтоб учитель похвалил меня, если я правильно выполнил задание;
7) я всегда рассказываю об успехах в учебе своим родителям;
8) меня пугает возможность остаться на второй год или быть отчисленным из школы за плохую успеваемость;
9) я часто скрываю свои плохие отметки от родителей, чтобы избежать наказания;
10) я учусь, прежде всего, потому, что знания пригодятся мне в будущем найти хорошую работу;
11) школа для меня, прежде всего, - место общения с друзьями;
12) мне нравится участвовать в различных школьных мероприятиях, и было бы здорово не тратить в школе столько времени на уроки;
13) учеба для меня сейчас - одна из основных сфер, в которой я могу проявить себя;
14) ребята в нашем классе не будут достаточно хорошо относиться к человеку, если он плохо учится, несмотря на другие его заслуги;
15) мое образование часто становится темой разговоров в нашей семье;
16) мне нравится проводить самостоятельные исследования, делать какие-то открытия;
17) мне важно доказать самому себе, что я способен хорошо учиться;
18) когда я получаю хорошую отметку, я стремлюсь, чтобы об этом знали мои одноклассники;
19) я расстраиваюсь, когда получаю тетрадь и вижу, что учитель никак не отметил мою работу;
20) я начинаю стараться на уроках, если знаю, что родители как-то поощрят мои старания;
21) я начинаю учиться старательнее, если знаю, что мою успеваемость будут разбирать на педсовете, на школьной линейке;
22) я прилагаю больше усилий к учебе, если знаю, что дома буду наказан за плохую успеваемость;
23) мне важно вырасти культурным образованным человеком;
24) мне нравятся те уроки, где есть возможность работать в группе, обсуждать с одноклассниками учебный материал;
25) можно сказать, что в школе я больше заинтересован играми и другими интересными делами, чем уроками;
26) я люблю участвовать в различных олимпиадах и викторинах в школе, потому что для меня это способ заявить о себе;
27) ребята в нашем классе всегда интересуются результатами контрольных работ друг друга;
28) для моих родителей очень важно, чтобы я был успешен в учебе;
29) мне нравится придумывать новые способы решения задач;
30) мне хотелось бы быть лучшим учеником в классе;
31) я хочу выглядеть в хорошем свете перед одноклассниками, поэтому стараюсь хорошо учиться;
32) мне нравится, когда учителя в конце урока перечисляют учеников, чья работа на уроке была самой лучшей;
33) мне очень важно, чтоб родители считали меня способным учеником;