Файл: Законодательство Китая о банкротстве основные этапы эволюции Введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 39

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

10.7256/2409-7136.2017.1.18718 Юридические исследования, 2017 - 1

Законодательство Китая о банкротстве: основные этапы эволюции

Введение

В Китае проблемы правового регулирования несостоятельности в историческом и сравнительно – правовом аспекте исследуются многими учеными. Возрастает интерес к данной теме в последние годы и со стороны российских авторов, хотя количество работ, посвященных данной проблематике, учитывая масштабы расширяющихся экономических связей и активизацию сотрудничества субъектов предпринимательства двух стран, признать достаточным нельзя. Ограниченный доступ к информации о праве Китая в целом и в данной области отношений в частности, наряду с проблемой перевода с китайского языка, создает преграды для изучения темы банкротства в КНР. Научные работы, посвященные российскими авторами банкротству в Китае, носят единичный характер. Между тем, расширение экономических связей России и Китая, научно – технического сотрудничества двух стран делает насущной проблему изучения правовых механизмов реализации и защиты прав субъектов правоотношений в экономической сфере. Одним из таких механизмов является институт банкротства, существование которого связано с необходимостью решения целого комплекса задач, направленных одновременно на защиту участников экономических отношений на оздоровление экономики внутри страны в целом и создание благоприятного инвестиционного климата.

Институт несостоятельности в Китае, как и в России, находится в стадии развития, поэтому изучение опыта КНР может оказаться полезным для выработки ориентиров, приемлемых для развития российского законодательства о банкротстве. В обеих странах процедуры несостоятельности вводятся судом и проходят под его контролем, а дела о банкротстве рассматриваются по правилам гражданского судопроизводства, что также дает почву для проведения сравнения.

Обзор законодательства

По свидетельству Сюй И, возможность проследить историю древней китайской системы регулирования банкротства в связи с отсутствием необходимых источников представляется весьма затруднительной [16, c.71].В данной работе, опираясь на доступные источники литературы и законодательства КНР, сделана попытка рассмотреть эволюцию института банкротства в праве Китая с начала XX века и до наших дней.

В период, относящийся ко времени конца династии Цин, был принят первый закон о банкротстве – Закон Китайской Империи «О несостоятельности» 1906 г. Закон исходил из доктрины банкротства коммерсанта, в число которых включались и индивидуальные предприниматели. На практике Закон «О несостоятельности» применялся и к обычным гражданам: любой гражданин, добровольно признавший себя банкротом, мог предстать перед местным чиновником, и процедура банкротства проходила по этому закону [17, с.87].


После революции 1911 г. и провозглашения республики, когда традиционное пренебрежительное отношение к праву в Китае было сломлено, начался период активного законотворчества. Внешне китайское право европеизировалось и вошло в семью правовых систем, основанных на римском праве [7, c.359]. В 1908 г. Закон Китайской Империи «О несостоятельности» 1906 г. был отменен. Впоследствии, начиная с 1915 г., принималось несколько местных (региональных) законов о банкротстве, действовавших до создания в 1949 г. Китайской Народной Республики [26, c.3].

После победы Октябрьской революции в России Сунь Ятсен решил обратиться к советскому опыту [3, c.71]. Известно, что в России в 1920-е г.г., когда после нескольких лет военного коммунизма вновь оживились хозяйственные связи, и возникла потребность в институте банкротства, дискуссии относительно возрождения конкурсного процесса носили ярко выраженный политический оттенок. Так, предлагался полный отказ от судебных процедур несостоятельности и введение принудительного управления и ликвидации должника под руководством и надзором государственных органов. Но, несмотря на жесткую критику, система норм о банкротстве была необходима для продвижения новой экономической политики [15, c.39-40]. В Гражданском кодексе РСФСР 1922 г., принятом в условиях многоукладной экономики, ряд норм регулировал последствия признания неоплатными должниками юридических и физических лиц.

В 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР в которыйв 1927 г. были введены положения о несостоятельности. Эти нормы распространялись на государственные предприятия, действующие на началах коммерческого (хозяйственного) расчета, независимо от формы их организации; смешанные акционерные общества; товарищества с ограниченной ответственностью с преобладающим участием государственного капитала.

Не остался без внимания в указанный период институт банкротства и в Китае. В тридцатые годы там была проведена работа по созданию «Полной книги шести законов», в которой удалось свести воедино законы, сгруппированные по схеме: конституционное право, гражданское право, гражданское процессуальное право, уголовное право, уголовно–процессуальное право, административное право. К концу 1925 г. был подготовлен проект Гражданского кодекса Китайской Республики. Кодекс был принят по частям в 1929-1930 г.г. и окончательно вступил в силу в мае 1931 г. Новый Кодекс, включающий гражданское и торговое право, был разработан под влиянием японского Гражданского кодекса 1898 г. и Германского гражданского уложения 1900 г. и регулировал имущественные отношения в общей форме. Многие вопросы промышленной и торговой деятельности в нем не охватывались, что потребовало разработки отдельных законов [12, c.689-690].



В 1933 г. администрация юстиции Китайской Республики начала составлять проект Закона «О несостоятельности» и в то же время опубликовала Временные положения «О ликвидации задолженности коммерсантов». В 1935 г. на основе обобщения этих актов Институт законодательства Китайской Республики издал Закон «О несостоятельности».

В условиях плановой экономики и социалистического хозяйства в Советском Союзе согласно общепринятой в то время точке зрения институт несостоятельности почти не находил себе применения. Специального закона о банкротстве не существовало, хотя в хозяйственном обороте проблема неплатежеспособности возникала, и высшим органам управления приходилось, откликаясь на потребности практики, издавать нормативные акты, касающиеся названной проблемы. Так, изданное в 1958 г. Постановление Совмина РСФСР содержало указание на несостоятельность, объявленную по суду как основание для прекращения юридического лица. В 1965 г. Постановлением Совета Министров РСФСР был утвержден Примерный устав жилищно–строительного кооператива, которым была предусмотрена возможность признания кооператива по суду несостоятельным в качестве основания для его прекращения. Аналогичные нормативные акты принимались и союзным правительством, однако необходимыми процессуальными или материальными правовыми нормами данное право не подкреплялось [6].

Похожим образом под воздействием идеологических воззрений развивалась история института несостоятельности (банкротства) в Китае. Кроме того, неоспоримым фактом признается влияние на китайское право права СССР, в особенности права сталинского периода, поскольку победа коммунистической власти в Китае пришлась на 1940-е г.г. и совпала с расцветом сталинизма в СССР [3, c.75].

После образования Китайской Народной Республики новыми коммунистическими властями в феврале 1949 г. действие «Полной книги шести законов» было отменено. После официального провозглашения КНР ст. 17 Общей программы Народного политического консультативного совета Китая была подтверждена отмена гоминьдановского законодательства на государственном уровне [20, c.97]. Соответствующая участь постигла и законодательство о банкротстве.

Новые власти были вынуждены признать важность права и закона видя в них самый эффективный, быстро действующий инструмент перестройки общества, были изданы крупные законы, в том числе о судебной организации, была создана кодификационная комиссия, которая приступила к подготовке кодексов. Однако, в течение нескольких первых десятилетий после создания КНР в 1949 г. потребности в законодательстве о банкротстве, которое бы предусматривало реорганизацию предприятий, имевших финансовые затруднения, или ликвидацию разорившихся предприятий, не было [26, c.3-


4].

Органические законы 1949 г., направленные на воссоздание правовой системы Китая, исходили из советской модели, в которой не было места для специального законодательства, регулирующего банкротство. После 1957 г., когда отношения с Советским Союзом стали ухудшаться, Китай отказался от советской модели производства, считая ее «государственным капитализмом», отступлением от идеи борьбы за полное освобождение рабочего класса. Приоритет в Китае был отдан не экономическому росту, а социальным перестройкам, созданию нового типа общественных отношений [7, c.361]. Господствующая идеология проповедовала регулирование экономических отношений административными методами.

Возобновление интереса к теме банкротства в Китае в 1980–х г.г. связано с изменением экономической политики. Когда в конце 1970-х г.г. власти осознали необходимость реформирования экономической и правовой систем, стала складываться новая политика прагматичного Дэн Сяопина, выраженная в его знаменитой формуле: «Неважно, какая кошка – белая или черная, если она ловит мышей». Это потребовало создания законодательной базы, соответствующей потребностям рыночной экономики. С конца 1978 г. после смерти Мао Цзэдуна новое руководство страны приступило к проведению широкомасштабной политики реформ и открытости, а китайское право стало приобретать современный облик. В 1978 г. была принята Конституция КНР (5 марта 1978), а на Всекитайском совещании по вопросам законодательного строительства была обнародована программа принятия или восстановления наиболее важных для страны законодательных актов. В результате семьдесят процентов принимаемых в последующие годы законов и подзаконных нормативных правовых актов было направлено на регулирование экономической сферы [19, c.73].

Принятая в 1982 г. новая Конституция КНР отражала основные идеи реформы, предпринятой Дэн Сяопином, и правовая система страны развивалась в направлении принятия необходимых для стимулирования экономического развития страны правовых документов. Несмотря на коммунистический характер политической власти, руководством страны была осознана необходимость создания многоукладности в экономике. Конституция КНР 1982 г. подтвердила, что основой социалистической экономической системы страны является социалистическая общественная собственность на средства производства, а именно общенародная собственность и коллективная собственность (ст.6). В то же время Конституция КНР впервые определяла положение единоличного хозяйства, говоря о том, что личное хозяйство трудящихся городов и сельской местности, действующих в рамках, установленных законом, является частью общественной экономики.


В условиях действия социалистических принципов и государственной централизации в экономической сфере, при сохранении доминирующего положения государственной собственности позиции частного сектора в экономике Китая стали укрепляться. В деревнях была введена система обязательного подряда, которая через несколько лет нашла распространение и в городах. Небольшие предприятия, например рестораны, эксплуатировались как частные. Если раньше получение прибыли в производстве считалось прерогативой коллектива или государства, то теперь это стало доступно любому гражданину [24, c.71]. Уже к середине 1980–х г.г. частные и госкапиталистические формы хозяйствования получили развитие, а в результате изменений, внесенных в Конституцию КНР в 1988 г., экономическая реформа была подтверждена на конституционном уровне.

Как и в начале XX века, при проведении реформ в этот период Китай обращается к правовому опыту зарубежных стран, с которыми наиболее активно развивает экономическое сотрудничество. Общие положения гражданского права КНР, принятые в 1986 г., включали нормы о банкротстве предприятий – юридических лиц (ст.45,47). Согласно п.3 ст. 45 данного Закона одной из причин прекращения предприятия как юридического лица является объявление его банкротом. Если предприятие объявляется банкротом, народным судом образуется комиссия по окончательным расчетам (ст.47). Таким образом, в КНР был дан толчок к развитию специального законодательства, регулирующего банкротство.

В процессе правотворчества Китай в этот период широко использовал экспериментальный порядок принятия нормативных правовых актов. В таком же экспериментальном порядке «для использования в судах» был принят и Закон КНР «О банкротстве предприятий (в опытном порядке)» от 2 декабря 1986 г. (вступил в силу с 1 ноября 1988). В ст.1 Закона были обозначены цели его принятия: способствовать развитию плановой социалистической экономики, потребностям реформировании экономической структуры, самостоятельным операциям предприятий, находящихся в общенародной собственности, усилению системы экономической ответственности и демократического управления, улучшению работы, увеличению экономической эффективности и защите законных прав и интересов кредиторов и должников. При этом сфера действия Закона о банкротстве была ограничена: он касался исключительно предприятий общенародной собственности (ст.2).

Модель предприятия общенародной собственности в КНР соответствует организационно – правовой форме унитарных предприятий в России. Предприятие общенародной собственности имеет право самостоятельно сбывать сверхплановую продукцию и часть плановой продукции,