Файл: Экзаменационные вопросы предмет и задачи изучения истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 111
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Конституция РСФСР 1925 г. была заменена новой Конституцией РСФСР, принятой в 1937 г.
51.Конституция СССР 1936 г.: общая характеристика.
5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.
Политической основойСССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.
Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.
По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.
Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.
Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.
Глава Iрассматривала вопросы общественного устройства. В ней отражалось наличие в обществе дружественных классов рабочих и крестьян. Государственное руководство обществом согласно Конституции осуществляет рабочий класс как передовой класс.
В главе IIотражались принципы советского социалистического федерализма, добровольность объединения равноправных советских союзных республик, разграничивалась компетенция Союза и союзных республик, закреплялся суверенитет союзных республик. Конституция определяла перечень вопросов, относящихся исключительно к компетенции Союза ССР.
В главах III—VIII КонституцииСССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. — Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.
Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.
Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.
Глава IX КонституцииСССР была посвящена избирательной системе СССР. Закреплялось всеобщее, равное и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирательное право предоставлялось гражданам СССР, достигшим 18-летнего возраста. Каждый гражданин имел один голос. Женщины пользовались правом избирать и быть избранными наравне с мужчинами.
В главе X Конституции СССРрассматривались основные демократические права и свободы граждан СССР: право на труд; на отдых; на материальное обеспечение в старости; право на образование; равные права граждан СССР независимо от пола, национальности и расы; свобода совести, слова, печати, митингов и собраний, уличных шествий и демонстраций; неприкосновенность личности, жилища, тайна переписки; право граждан СССР на объединения в общественные организации.
В Конституции СССР также были закреплены и обязанности граждан СССР: соблюдать Конституцию, исполнять законы, блюсти дисциплину труда, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития, беречь и укреплять общественную социалистическую собственность.
В главе XIбыли закреплены принципы организации и деятельности органов суда и прокуратуры: рассмотрение дел во всех судах с участием народных заседателей, принцип независимости судей и подчинения их только закону, открытое разбирательство дел (за некоторыми исключениями), обеспечение обвиняемому права на защиту, ведение судопроизводства на языке союзной или автономной республики либо автономной области с обеспечением для лиц, не владевших этим языком, переводчика, а также право выступать на суде на родном языке.
Высший надзор за исполнением законов всеми народными комиссариатами и подведомственными им учреждениями, а также отдельными должностными лицами и гражданами СССР Конституция возлагала на Прокурора СССР. Республиканские, краевые, областные прокуроры, а также прокуроры автономных республик и автономных областей назначались Прокурором СССР сроком на пять лет. Органы прокуратуры должны были осуществлять свои функции независимо от местных органов власти, подчиняясь только Прокурору СССР.
Глава XII Конституциибыла посвящена вопросам о гербе, флаге и столице СССР.
В главе XIIIустанавливался порядок изменения Конституции СССР. Она могла быть изменена только по решению
Верховного Совета СССР, принятому большинством не менее 2/3 голосов в каждой из палат.
На XVIII Всероссийском съезде Советов была принята Конституция РСФСР 1937г.Она состояла из 151 статьи, сведенных в 15 глав. Конституция РСФСР 1937 г. почти не отличалась от Конституции СССР 1936 г. Она была построена «в полном соответствии с Конституцией СССР» (ст. 16 Конституции СССР 1936 г.).
52.Государственное устройство СССР по Конституции 1936 г.
5 декабря 1936г. VIII Чрезвычайным съездом Советов СССР была утверждена новая Конституция СССР.
Политической основойСССР являлись Советы депутатов трудящихся, экономической основой — социалистическая система хозяйства и социалистическая собственность на орудия и средства производства.
Конституция СССР 1936 г. преобразовала Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов в Советы депутатов трудящихся.
Провозглашалось, что Конституция закрепила победу в СССР социалистических общественных отношений и создание таких основ социализма, как ликвидация эксплуататорских классов, господство социалистической собственности, наличие дружественных классов — рабочих, крестьян и народной интеллигенции, наличие всеобщего избирательного права и др.
По своему содержанию Конституция СССР 1936 г. была значительно шире, чем Конституция СССР 1924 г. В ней появились новые главы: об общественном устройстве, о местных органах государственной власти, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан, об избирательной системе.
Данная Конституция с принятыми изменениями и дополнениями действовала до принятия Конституции СССР 1977 г.
Конституция СССР 1936г. состояла из 13 глав, включающих 146 статей.
Государственное устройство
В главах III—VIII КонституцииСССР рассматривались организация, система и порядок деятельности высших органов власти и управления СССР и союзных республик, высших органов власти автономных республик, местных органов власти. Высшим органом государственной власти в СССР стал Верховный Совет СССР, избиравшийся на четыре года. Верховный Совет СССР состоял из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Верховный Совет СССР избирал Президиум Верховного Совета СССР и Правительство СССР — Совет Народных Комиссаров (после 1946 г. — Совет Министров). Высшим органом власти Союза ССР в период между сессиями Верховного Совета СССР являлся Президиум Верховного Совета СССР. Совет Народных Комиссаров являлся высшим исполнительным и распорядительным органом СССР.
Аналогично высшим органам власти и управления СССР формировалась система органов власти и управления союзных и автономных республик.
Органами государственной власти в краях, областях, автономных областях, округах, районах, городах, селах были Советы депутатов трудящихся, которые избирались гражданами СССР на срок в два года.
53.Создание и развитие в СССР правоохранительных органов и органов государе гвенной безопасности.
54.Кодификация права в 5О-х - бО-х гг.
После смерти И.В. Сталина законодательство 30-40-х гг. оказалось устаревшим.
Оно не соответствовало провозглашенным социалистическим идеалам и изменившейся
социально-политической ситуации. Конечно, сталинские соратники сохраняли многие
методы и принципы решения возникающих проблем. И новые кодексы не стали ради-
кальным разрывом со сталинизмом. И все-таки в этот период был сделан определенный
шаг вперед. Главное заключалось в отказе от беззакония.
Гражданское право. В декабре 1961 г. Верховный совет утвердил «Основы граж-
данского законодательства Союза ССР и союзных республик». В них закреплялись госу-
дарственная, колхозно-кооперативная и собственность общественных организаций (на-
пример, профсоюзных). «Частной собственности» на средства производства, естественно,
в них места не нашлось. Государство защищало «личную собственность» граждан, накоп-
ленную за счет зарплаты: предметы личного потребления, трудовые сбережения, жилой
дом. При этом закон запрещал извлекать «нетрудовые доходы» из личной собственности.
Особенность советского гражданского права заключалась в том, что оно регулиро-
вало имущественные отношения в обществе, где нет частной собственности на средства
производства и землю. Возникал парадокс: Гражданский кодекс был, а гражданское право
(в его римском понимании) отсутствовало. Череда нестыковок продолжилась в 1964 г., ко-
гда был принят ГК РСФСР: в нем не оказалось места институту вещного права, хотя в ГК
РСФСР 1922 г. он закреплялся в отдельной главе. В результате в кодексе, наряду с поняти-
ем «юридическое лицо», присутствовало понятие «физическое лицо», но «объекта», по
отношению к которому это лицо могло проявить свою волю, для подавляющей массы на-
селения не существовало.
Земельное и колхозное право. Основная задача законодателя состояла в преодоле-
нии правовыми методами отставания сельского хозяйства. Основным методом решения этой