Файл: Экзаменационные вопросы предмет и задачи изучения истории отечественного государства и права.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 108
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
проблемы стало частичное использование принципа материальной заинтересованности.
В 1953 г. законом о сельхозналоге был резко сокращен объем налогов, введены
многочисленные льготы. Это делало выгодным работу колхозников на приусадебном
участке и увеличивало объемы продаж сельхозпродукции на городских рынках.
В 1955 г. правительство постановлением «Об изменении практики планирования
сельского хозяйства» расширило права колхозов в сфере планирования.
В 1956 г. ЦК КПСС и Совет Министров СССР разрешил колхозам самим устанав-
ливать размеры приусадебных участков колхозников, количества скота, находившегося в
их личном пользовании, устанавливать минимум трудодней.
В 1958 г. вместо прежней оплаты труда колхозников раз в год по окончании сель-
хозработ частью собранного урожая, была введена, как и в городе, ежемесячная зарплата.
Уголовное право. Прежде всего, требовалось восстановить справедливость по от-
ношению к незаконно осужденным гражданам. Процесс реабилитации шел крайне мед-
ленно, поскольку требовал переоценки истории СССР или, как минимум, того, что
происходило в 30–40-е гг. А власть до 1957 г. находилась в руках тех, кто творил эти безза-
кония. Поэтому реабилитация не сопровождалась признанием необоснованности арестов
миллионов граждан страны. Власть не извинилась перед оставшимися в живых и не по-
пыталась хоть как-то загладить вою вину.
В 1958 г. Верховный Совет принял Основы уголовного законодательства СССР и
союзных республик. Они состояли из 4 разделов и 47 статей.
Отменялся действовавший ранее принцип аналогии, то есть осуждение человека
за действия, не предусмотренные уголовным законодательством.
Советское государство и право (1917–1991 гг.)
295
Закон, устанавливающий или усиливающий наказание, не имел обратной силы.
Закон, устранявший или смягчающий наказание, такую силу имел.
Наказание могло применяться только по приговору суда.
Уголовная ответственность наступала с 16 лет, прежний возрастной предел, 14 лет,
сохранялся для совершивших особо тяжкие преступления.
Максимальный срок лишения свободы сокращен с 25 до 15 лет.
Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения для осужденных, про-
явивших хорошее поведение и честное отношение к труду.
В 1960 г. в РСФСР был принят УК РСФСР. Он отразил общую тенденцию демокра-
тизации общества и освобождения от мировоззрения времен революции. Например, ко-
декс освободился от классового подхода.
Трудовое право. Как и большинство других отраслей права, трудовое право юри-
дически оформляло отношения в максимально бесправном – сталинском – обществе.
А поскольку необходимость его демонтажа осознавалась крайне медленно, то и трудовые
отношения менялись такими же темпами. Прежде всего, практика прикрепления рабо-
чих и служащих к рабочим местам была отменена лишь через 3 года после смерти
И.В. Сталина – в 1956 г. Наконец-то была отмена судебная ответственность за самоволь-
ный уход с предприятия, а также за прогул.
В 1956 г. на 2 часа была сокращена продолжительность рабочего дня в предпразднич-
ные и выходные дни. Для подростков с 16 до 18 лет устанавливался 6-часовой рабочий день.
Тогда же был начат перевод рабочих и служащих на 7–6 – часовой рабочий день.
В 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях. Единым критерием для их
начисления становился возраст: для мужчин – 60 лет для женщин – 55, при трудовом ста-
же для мужчин – 25 лет, для женщин – 20 лет. Закон устанавливал правовые рамки для
начисления минимальной и максимальной пенсий. В результате этого закона средний
размер пенсий увеличился на 50-60%, а по старости – более чем на 90%.
В 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в предвыходные и пред-
праздничные _______дни.
В 1955–58 гг. повышалась зарплата низкооплачиваемым работникам, в 1964 г. –
учителям, врачам и медсестрам, работникам жилищно-коммунальных служб, общест-
венного питания и других отраслей народного хозяйства.
Продолжительность отпуска по беременности и родам была увеличена с 77 до 112 дней.
В 1957 г. Президиум Верховного Совета СССР утвердил новое Положение о поряд-
ке разрешения трудовых споров. В соответствии с ним на предприятиях из равного числа
представителей профсоюзов и администрации создавались комиссии по трудовым спо-
рам. Они рассматривали споры между рабочими (служащими) и администрацией. Реше-
ния комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете, а затем – в суде.
Уголовно-процессуальное право. В 1956 г. был отменен печально знаменитый уп-
рощенный порядок судопроизводства, введенный постановлениями ЦИК СССР 1 декаб-
ря 1934 г. и 14 сентября 1937 г. Вслед за этим были ликвидированы многие принципы,
понятия (например, «враг народа») и нормы сталинского времени.
В декабре 1958 г Верховным Советом СССР были приняты «Основы уголовного су-
допроизводства Союза ССР и союзных республик». Они состояли из 54 статей, сведенных
в 6 разделов.
Основы устанавливали следующие принципы уголовного судопроизводства:
− осуществление правосудия только судом,
− обязательное присутствие обвиняемого в суде,
− независимость судей, подчинение их только закону,
− гласность судебного разбирательства,
История российского государства и права
296
− обеспечение обвиняемому права на защиту,
− участие народных заседателей и коллегиальность рассмотрения дел в суде, недо-
пустимость привлечения к уголовной ответственности иначе как на основании и в по-
рядке, установленном законом.
Хотя судебная система осталась под контролем местных партийных и советских орга-
нов, в определенной степени она приблизилась к мировым стандартам юриспруденции.
Гражданско-процессуальное право. «Основы гражданского судопроизводства
Союза СССР и союзных республик» были приняты Верховным советом СССР в декабре
1961 г.
«Основы» были направлены на быстрое и справедливое рассмотрение граждан-
ских дел. Для этого, в частности, предусматривалось расширение участие общественных
организаций и коллективов трудящихся в рассмотрении гражданских дел.
Отталкиваясь от «Основ», все союзные республики разработали свои кодексы.
В РСФСР ГПК был принят в июне 1964 г. Он состоял из 6 разделов, 42 глав и 438 статей.
Кодекс расширял права общественных организаций, трудовых коллективов и гра-
ждан в гражданском судопроизводстве.
Большое значение имело расширение права суда при рассмотрении дел в порядке
надзора.
В целом ГПК 1964 г. обеспечивал в те годы эффективную работу судов.__
55. Основные тенденции развития советского государства и права в 50-е - бО-е гг.
На внешнеполитическую деятельностьСоветского государства значительное влияние оказывала сложившаяся после второй мировой войны международная обстановка. Главной ее особенностью было продолжение «холодной войны» между капиталистическими странами и Советским Союзом и другими социалистическими странами, начавшейся в первые послевоенные годы.
В мае 1955 г. между Советским Союзом, Болгарией, Польшей, Чехословакией, Румынией, Венгрией и Германской Демократической Республикой был заключен Варшавский Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. Таким образом, в Европе сложились две противостоявшие друг другу военные группировки — страны Североатлантическою блока (НАТО) и страны Варшавского Договора.
Советский Союз оказывал политическую и экономическую помощь странам Азии, Африки и Латинской Америки. При его содействии были прекращены войны в Индокитае, Египте и других странах.
СССР продолжал отстаивать вопросы всеобщего сокращения разоружения, запрещения атомного и водородного оружия и их испытаний, сокращения вооруженных сил и т. д.
Демократизация государственной жизни нашла отражение в мерах, направленных на
повышение роли Советов, активизацию их деятельности и упрочение связей с народными массами.
В январе 1957 г. ЦК КПСС принял постановление «Об улучшении деятельности Советов депутатов трудящихся и усилении их связи с массами», в соответствии с которым задачами Советов объявлялись: улучшение организационно-массовой работы, укрепление связей Советов с населением, вовлечение трудящихся в работу комиссий и т. п.
В результате принятых мер деятельность Советов значительно активизировалась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, теснее стали связи Советов с населением, активизировалась деятельность комиссий Советов и др.
В 1957—1960 гг. в союзных республиках были приняты новые Положения о местных Советах депутатов трудящихся. В данных нормативных актах устанавливались полномочия Советов, порядок их деятельности, структура и другие организационные вопросы.
В рассматриваемый период встала проблема повышения эффективности управления народным хозяйством.Существовавшая централизованная административно-командная система тормозила развитие экономики.
На смену отраслевому принципу управления промышленностью и строительством пришел территориальный.Страна была разделена на 105 экономических административных районов. В каждом из них создавался Совет народного хозяйства, который руководил всеми предприятиями и стройками района. Переход к территориальной системе управления преследовал цель приблизить управление к производству, преодолеть ведомственные барьеры, усилить кооперацию в различных сферах народного хозяйства. Однако значительных изменений в развитии промышленности и строительства не произошло.
В марте 1954 г. из состава МВД СССР был выделен и образован Комитет государственной безопасностипри Совете Министров СССР.
В октябре 1956 г. управления Министерства внутренних дел и управления милиции в областях и краях были реорганизованы в единые управления внутренних дел исполнительных комитетов областных (краевых) Советов депутатов трудящихся. Органы милиции в районах, городах и рабочих поселках были преобразованы в отделы исполкомов районных, городских и поселковых Советов депутатов трудящихся. Таким образом, в организационном построении органов внутренних дел был восстановлен