Файл: Курсовая работа по дисциплине Теория государства и права юургу 40. 05. 02. 2020. Юз105 кр.doc
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 59
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
точно, в деталяхотразить требования, предъявляемые к поведению людей. Право, обладая формальной определенностью, препятствует распространению насилия и произвола, утверждает надежный и устойчивый порядок в обществе. Только государство может устанавливать правовые нормы в официальных юридических актах10, которые являются единственным источником юридических норм.
3. Системность.
Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства.
4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Этот признак свидетельствует о поддержке требований права государством. Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности11 Например, нарушение запретов уголовного закона влечет применение уголовной ответственности к преступнику, которая осуществляется правоохранительными органами 12
5. Многократность применения.
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев.
6. Справедливость содержания юридических норм.
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jusestarsbonietaequi" 13 - гласит известное римское изречение.
7. Нормативность.
Право состоит из норм, т. е.правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адресатов правовых норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на территории России, а конституционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей
Различными авторами в теории государства и права даются несколько отличающиеся друг от друга определения права. Одни подчеркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений, третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов, четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобязательные правила поведения субъектов правоотношений. Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права.
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.
Значение права
Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.
Социальное назначение права выражается в следующем:
• с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;
• право обеспечивает возможность плодотворной активной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности;
• институты гражданского общества формируются на правовой основе14 Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития.
Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюдаценность права — это способность права служитьцелью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью
, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем 15 свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманными началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе.
3. Теории происхождения права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К их числу можно отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
3.1 Теологическая или божественная теория
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.16 Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон - отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон
, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон - это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом - Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость.17 Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
3.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в
Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного
3. Системность.
Ни одна правовая нормы не регулирует общественные отношения самостоятельно, все правовые нормы логически неразрывны, взаимосвязаны и соподчинены, они вытекают друг из друга, образуя целостную систему, называемую системой законодательства.
4. Гарантированность и обеспеченность исполнения принудительной силой государства.
Этот признак свидетельствует о поддержке требований права государством. Если предписания не исполняются добровольно, государство принимает необходимые меры для их воплощения: компетентные государственные органы применяют меры юридической ответственности11 Например, нарушение запретов уголовного закона влечет применение уголовной ответственности к преступнику, которая осуществляется правоохранительными органами 12
5. Многократность применения.
Юридические нормы обладают определенной неисчерпаемостью, их применение рассчитано на неограниченное количество случаев.
6. Справедливость содержания юридических норм.
Право признано выражать общую и индивидуальную волю граждан, утверждать господство принципов справедливости в обществе — в этом заключается его главное предназначение. "Jusestarsbonietaequi" 13 - гласит известное римское изречение.
7. Нормативность.
Право состоит из норм, т. е.правил поведения общего характера, адресованных персонально неопределенному кругу лиц, попадающих в ситуацию, регулируемыми данными нормами. Потенциально действие правовой нормы может быть распространено на любого, кто находится на территории государства, хотя круг конкретных адресатов правовых норм может быть различен: например, норма Конституции РФ, устанавливающая обязанность сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, касается всех, находящихся на территории России, а конституционная норма, закрепляющая обязанность заботиться о воспитании детей и обеспечить получение детьми основного общего образования имеет силу только в отношении родителей
Различными авторами в теории государства и права даются несколько отличающиеся друг от друга определения права. Одни подчеркивают выраженную в праве волю экономически господствующего класса, другие считают главным критерием права защиту равенства и справедливости субъектов правоотношений, третьи на первый план выдвигают идею свободы равных субъектов, четвертые говорят о политических силах, стоящих у власти, которые через государство определяют общеобязательные правила поведения субъектов правоотношений. Можно было бы привести и другие определения такого сложного общественного явления, как право. Именно его сложность вызывает различные подходы и акценты у исследователей, когда они дают определение права.
Право — это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством, в которых отражены существующие в обществе общественные отношения и интересы субъектов и которые регулируют поведение людей.
Значение права
Право как регулятор общественных отношений выступает важнейшим фактором социально-экономического развития общества.
Социальное назначение права выражается в следующем:
• с помощью права обеспечивается устойчивый порядок в общественных отношениях;
• право обеспечивает возможность плодотворной активной правомерной деятельности человека, препятствуя незаконному вмешательству, при помощи механизмов юридической ответственности;
• институты гражданского общества формируются на правовой основе14 Понятие ценности права призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности.
В общесоциологическом смысле понятие социальной ценности характеризует те явления объективной действительности, которые способны удовлетворять определенные потребности социального субъекта, необходимые, полезные для его существования и развития.
Понятие ценности права, следовательно, призвано раскрыть его положительную роль для общества, отдельной личности. Отсюдаценность права — это способность права служитьцелью и средством для удовлетворения социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом. Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью
, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, обеспечивать их подконтрольность, делать отношения цивилизованными. Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов. Далее, оно способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Ценность права и в том, что оно является выразителем и определителем 15 свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Наконец, ценность состоит также в его способности быть выразителем идеи справедливости. Оно пронизано гуманными началами. Формула Протагора: «Человек есть мера всех вещей» может быть отнесена и к праву, ибо оно является средством социальной защищенности личности. И самое последнее: как общечеловеческая ценность оно выступает фактором прогресса, источником обновления общества. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом общественного развития. Право в современных условиях приобретает планетарное значение, ибо является средством решения международных и межнациональных проблем и достижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе.
3. Теории происхождения права
Уже тысячелетия люди живут в условиях государственно-правовой
действительности. Они являются гражданами определенного государства, подчиняются государственной власти, сообразуют свои действия с правовыми предписаниями и требованиями. Естественно, что еще в глубокой древности они стали задумываться над вопросами о причинах и путях возникновения права. Создавались самые разнообразные теории, по-разному отвечающие на такие вопросы. Множественность этих теорий объясняется различными историческими и социальными условиями, в которых жили их авторы, разнообразием идеологических и философских позиций, которые они занимали. Раскрыть все теории не представляется возможным в силу их многообразия, поэтому остановимся лишь на некоторых из них, наиболее известных и распространённых. К их числу можно отнести:
- теологическую (божественную),
- патриархальную,
- договорную,
3.1 Теологическая или божественная теория
Теологическая или божественная теория восходит своими истоками к древнему миру. Ярким представителем и одним из главных разработчиков данной теории был крупнейший идеолог католицизма Фома Аквинский (XIII в). Согласно его учению, миром управляет Божественный разум. Центральной идеей теории является утверждение, что право создано Богом для регулирования жизни людей и что оно даруется человеку через посредство порока или правителя. Сейчас возможно увидеть такое представление о природе права в некоторых древних правовых системах, таких, как вавилонские законы, древнееврейские законы, законы Ману в Древней Индии, а также в исламском праве.
Право, есть действие справедливости в божественном порядке человеческого общежития, а сама справедливость выражает отношение человека не к самому себе, а к другим людям и состоит в воздаянии каждому ему принадлежащего.16 Фома Аквинский развивал учение, согласно которому мир основан на иерархии форм (божественная, духовная и материальные формы). Во главе иерархии стоит Бог. По его мнению, по тому же иерархическому принципу организовано и общество: подданные подчиняются царям и светским властям, рабы должны подчиняться господам.
Ф. Аквинский различал право и закон. Последний представлял собой «известное установление разума для общего блага, обнародованное теми, кто имеет попечение об обществе», т.е. правителями. Закон оценивается с точки зрения соответствия его праву как высшей справедливости, имеющей божественное происхождение. Вечный закон не доступен человеческому сознанию. Но человек различает добро и зло, должное и недолжное поведение.
На этой основе он разрабатывает рационалистические принципы, составляющие Естественный закон - отражение вечного закона человеческим разумом. К нему относятся законы общежития, стремление к самосохранению и продолжению рода. Вечный закон - это сам божественный разум, управляющий миром, его часть составляет Божественный закон, который содержится в Библии. Этот закон необходим людям по двум причинам. Во-первых, из-за несовершенства человеческого разума, не дающего возможности людям самим прийти к единому представлению о правде. Во-вторых, Библия должна помочь им в этом. От него производны все другие законы. В частности, от него производен естественный закон
, который есть отражение Вечного закона в человеческих отношениях. Естественный закон отражается и конкретизируется в человеческих законах. Человеческий закон - это позитивное право, выражающее требования естественного закона, подкреплённые санкциями. Этот закон необходим для того, чтобы люди вследствие грехопадения не извращали закон естественный. Но человеческие законы не совершенны, поэтому если они противоречат естественным установлениям и божественному закону, то им можно не повиноваться. Но любое выступление против законной власти он считал смертным грехом.
В эпоху капитализма теологические теории нашли выражение в виде неотомизма, который исходит из божественной природы права. Наиболее ярким представителем этого направления был Жак Маритен. По его мнению, существуют два мира: мир сущностей, духовный, нематериальный мир и производный от него мир материальный. Их единство определяется духовным началом - Богом. Право, как и государство, представляет собой результат действия духовных начал, отражение божественного разума в общественном порядке.
Теологическая теория - это ответ на вызов своего времени. Её достоинством является то, что именно её авторы впервые жестко связали вместе такие понятия, как право (пусть и как выражение божественной воли) и справедливость.17 Вместе с этим имеются большие трудности в том понимании права, которое предлагает божественная теория. Во-первых, эта теория требует веры в какое-либо божественное начало (Христа, Аллаха, Будду). Поэтому она ограничивает рациональное исследование вопроса о происхождении права в рамках веры. Во-вторых, не существует универсально приемлемой концепции Бога. Например, семитская религия иудаизма, ислам и христианство рассматривают Бога как личностное, антропоморфное существо мужского пола. Индуисты считают Бога абсолютной душой, а индивидуальную душу частью этой души. Поскольку человеку не дано постичь Абсолют, размышления становятся возможными через посредство младших братьев или объектов природы.
Божественная теория сыграла свою роль в обществе, однако на настоящем этапе общественного развития вряд ли она приемлема.
3.2 Патриархальная теория
Патриархальная теория происхождения права берет свое начало еще в
Древней Греции. Родоначальником ее считается Аристотель. Среди заметных сторонников данной теории выделяется англичанин Филмер (XVII в.) и русский исследователь государствовед Михайловский (XIX в.).
Право, по Аристотелю, является не только продуктом естественного