Файл: Больше узнаешь сильнее станешь! Брянцева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы гаоу нсо Школа интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля.ppt

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 23

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Больше узнаешь —
сильнее станешь!


Брянцева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГАОУ НСО «Школа – интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»
г. Новосибирск


Выпишите однокоренные слова,
разберите их по составу


За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озерной серой глади,
А дерево на солнце, как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.

на рябинке


на рябинке
рябин
рябинники


рябь
рябит


Основные способы
образования слов
в русском языке


Основные способы
образования слов в русском языке


ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Основные способы
образования слов в русском языке


Словообразование – раздел науки о языке,
который изучает способы образования слов


В русском языке слова образуются
следующими способами:
приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксный сложение переход одной части речи в другую

Приставочный


Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать
→ заехать
→ уехать
→ приехать


Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.


агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.

Суффиксальный


Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи:
брат → братство
слива → сливовый


Только этим способом образуются причастия и деепричастия
от глаголов.


читать → читающий
→ читавший
→ читая



Обратите особое внимание на наречия на –о
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный

Приставочно-суффиксальный


река → заречный
тёмный → затемно
окно → подоконник


Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
    глаголы с постфиксом –ся

    делать → разделаться

      наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему

    дружеский → по-дружески
    зимний → по-зимнему
    новый →по-новому

Бессуффиксный


Этим способом образуются
существительные со значением цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт


Определить способы образования данных слов:


залаять майский дружок глушь книголюб подстаканник невеселый


Основные способы
образования слов в русском языке


ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


1


2


3


4


Какое слово образовано приставочным способом?
1) сдержанный
2) подоконник
3) засушливый
4) безопасный


НЕВЕРНО


ВЕРНО


1


2


3


4


Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) рыбачий
2) перечитать
3) созвездие
4) обезболить


НЕВЕРНО


ВЕРНО


1


2


3


4


Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) восход
2) заповедник
3) выполнение
4) насухо


НЕВЕРНО


ВЕРНО


1


2


3


4


Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1) упрек
2) ручей
3) окружность
4) жадина


НЕВЕРНО


ОТЛИЧНО


Основные способы
образования слов в русском языке


ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ


Тренировочные упражнения:


От данных существительных образовать при помощи суффиксов прилагательные.
образец: север – северный ветер.
Код, камин, канат, жир, гнев, лавр


Составить с полученными прилагательными словосочетания «прил.+сущ.»


Образовать от данных глаголов
приставочным способом как можно больше слов. Записать их, обозначая приставку:
          1 ряд – клеить
          2 ряд – летать
          3 ряд – лить


Игра «Чьи трофеи богаче?»


Определить способ образования.
образец: безынициативный – без – приставка, н - суффикс (прист. – суф.)
        Бездомный, надлобный, подоконник, бесцельный, подберезовик, слева.


«Учись рассуждать и доказывать»


Из данного набора морфем собрать как можно больше слов:
1) Груз-, за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.
2) Ноч-, -ева-, за-, -ой, -ть, -ик, -н-, пере-.


Игра «Сборочный цех»


Запишите, какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова лед, гора, город.


Творческая работа (развитие ассоциативного мышления)


Работа с учебником:


Упр.169, 171, 172


Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно .... Затем определить, при помощи какой ... оно образовано и указать ... словообразования.
Если оно образовано при помощи суффикса, то это ...
способ.
Если при помощи приставки, то это ... способ.
Если при помощи приставки и суффикса, то это ... способ.


Проверь себя! Повтори!