Файл: Больше узнаешь сильнее станешь! Брянцева Светлана Васильевна, учитель русского языка и литературы гаоу нсо Школа интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля.ppt
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 23
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Больше узнаешь —
сильнее станешь!
Брянцева Светлана Васильевна,
учитель русского языка и литературы
ГАОУ НСО «Школа – интернат с углубленным изучением предметов спортивного профиля»
г. Новосибирск
Выпишите однокоренные слова,
разберите их по составу
За кустами ивняка
Рябинники уселись на рябинке.
У них на грудках крапинки рябин,
Как будто рябь в озерной серой глади,
А дерево на солнце, как рубин:
В глазах рябит при тихом листопаде.
на рябинке
на рябинке
рябин
рябинники
рябь
рябит
Основные способы
образования слов
в русском языке
Основные способы
образования слов в русском языке
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Основные способы
образования слов в русском языке
Словообразование – раздел науки о языке,
который изучает способы образования слов
В русском языке слова образуются
следующими способами:
приставочный суффиксальный приставочно-суффиксальный бессуффиксный сложение переход одной части речи в другую
Приставочный
Наиболее продуктивен среди глаголов:
ехать → отъехать
→ заехать
→ уехать
→ приехать
Слова, образованные приставочным способом, всегда относятся к той же части речи, что и слова, от которых они образованы.
агент → суперагент
Сущ. Сущ.
интересный → преинтересный
Прил. Прил.
Суффиксальный
Суффиксация используется в словообразовании всех основных частей речи:
брат → братство
слива → сливовый
Только этим способом образуются причастия и деепричастия
от глаголов.
читать → читающий
→ читавший
→ читая
Обратите особое внимание на наречия на –о–
красиво ← красивый
интересно ← интересный
радостно ← радостный
Приставочно-суффиксальный
река → заречный
тёмный → затемно
окно → подоконник
Наиболее часто образуются этим способом
существительные с суффиксами –ник, -й(е), -ок
езда → наездник
берег → побережье
дар → подарок
- глаголы с постфиксом –ся
делать → разделаться
- наречия с приставкой по- и суффиксами –и, -ому, -ему
зимний → по-зимнему
новый →по-новому
Бессуффиксный
Этим способом образуются
существительные со значением цвета от прилагательных
синий → синь
зеленый → зелень
существительные со значением действия от глаголов
записать → запись
полететь → полёт
Определить способы образования данных слов:
залаять майский дружок глушь книголюб подстаканник невеселый
Основные способы
образования слов в русском языке
ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ТЕСТ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1
2
3
4
Какое слово образовано приставочным способом?
1) сдержанный
2) подоконник
3) засушливый
4) безопасный
НЕВЕРНО
ВЕРНО
1
2
3
4
Какое слово образовано суффиксальным способом?
1) рыбачий
2) перечитать
3) созвездие
4) обезболить
НЕВЕРНО
ВЕРНО
1
2
3
4
Какое слово образовано приставочно-суффиксальным способом?
1) восход
2) заповедник
3) выполнение
4) насухо
НЕВЕРНО
ВЕРНО
1
2
3
4
Какое слово образовано бессуффиксным способом?
1) упрек
2) ручей
3) окружность
4) жадина
НЕВЕРНО
ОТЛИЧНО
Основные способы
образования слов в русском языке
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Тренировочные упражнения:
От данных существительных образовать при помощи суффиксов прилагательные.
образец: север – северный ветер.
Код, камин, канат, жир, гнев, лавр
Составить с полученными прилагательными словосочетания «прил.+сущ.»
Образовать от данных глаголов
приставочным способом как можно больше слов. Записать их, обозначая приставку:
- 1 ряд – клеить
2 ряд – летать
3 ряд – лить
Игра «Чьи трофеи богаче?»
Определить способ образования.
образец: безынициативный – без – приставка, н - суффикс (прист. – суф.)
- Бездомный, надлобный, подоконник, бесцельный, подберезовик, слева.
«Учись рассуждать и доказывать»
Из данного набора морфем собрать как можно больше слов:
1) Груз-, за-, -ть, -и-, по-, -к-, на-, -а, пере-.
2) Ноч-, -ева-, за-, -ой, -ть, -ик, -н-, пере-.
Игра «Сборочный цех»
Запишите, какие образы возникают у вас, когда вы слышите слова лед, гора, город.
Творческая работа (развитие ассоциативного мышления)
Работа с учебником:
Упр.169, 171, 172
Чтобы определить способ образования слова, нужно найти слово, от которого оно .... Затем определить, при помощи какой ... оно образовано и указать ... словообразования.
Если оно образовано при помощи суффикса, то это ...
способ.
Если при помощи приставки, то это ... способ.
Если при помощи приставки и суффикса, то это ... способ.
Проверь себя! Повтори!