Файл: Литературоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 36

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Модернизм (Отправлю лекции)

Модернизм (от франц. «modern» – «новейший», «современный») литературное направление первой половины XX в., характеризующееся разрывом с традициями реализма и поиском новых форм и средств выражения. Термин «модернизм» стал появляться в искусстве и литературе в XX веке.

Основные признаки модернизма:

1) неверие в разумность миропорядка (реальный мир враждебен человеку, полон грубости и жестокости, а человек в нём слаб и беспомощен), отрицание исторического прогресса и утверждение абсурдности бытия;

2) исключительный интерес к личности вне её социальной принадлежности – одинокой, чуждой миру, игрушке в руках мировых стихий;

3) мифотворческий метод восприятия и объяснения мира (мир непознаваем, каждый художник вправе создавать свою картину мира, это и будет эстетическая победа над мировым хаосом);

4) поклонение искусству как высшей ценности в жизни (отказ от традиционного принципа: «искусство служит народу». По мнению писателей-модернистов, искусство не должно служить, это общество должно ему служить. Художнику дозволено всё, ведь он украшает своими творениями жизнь).

Одной из философских основ модернизма стала философия Фридриха Ницше. Философ заявил: «Бог умер», каждый может поставить себя на его место, т.е. сформулировать собственные представления о добре и зле, вырвавшись за пределы узких рамок, которые ставит человеческое стадо, создавшее рабские представления о мире. Сверхчеловек Ницше – это существо, которое создает собственные представления о добре и зле, исходящие из него самого и не обусловленные никаким внешним авторитетом. Сверхчеловек предлагает высшую ступень субъективизма: каждый сам себе бог и закон. Мир человека определяется только самим человеком, если у него хватит на это силы. Основная движущая сила мира и человека – это воля к власти.

Еще одним важным вкладом в развитие модернизма стал психоанализ Фрейда. Человек, по мнению Фрейда, представлял собой не рациональную сущность, а комплекс бессознательных импульсов, подавляемых выработанным с помощью социализации столь же бессознательным «суперэго». В такой концепции на долю разумного «я» осталось только соблюдать равновесие между двумя проявлениями бессознательного.

У Шопенгауэра сущность мира предстает как неразумная воля, слепое бесцельное влечение к жизни. «Освобождение» от мира, бескорыстное эстетическое созерцание, аскетизм достигается в состоянии близком буддийской нирване.


Модернистское направление представляет собой пёструю картину литературных течений.

Литературное течение кратко можно определить как идейно-художественное своеобразие творчества группы писателей какого-либо исторического периода.

1 Мещеряков В.П, Козлов А.Н., Кубарева Н.М., Сербул М.Н.Теория литературы. М.: Дрофа, 2003 г. (Высшее педагогическое образование). 416 с.

2 Мещеряков В.П, Козлов А.Н., Кубарева Н.М., Сербул М.Н.Теория литературы. М.: Дрофа, 2003 г. (Высшее педагогическое образование). 416 с.

3 Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 780с.


4 Кожинов В.В. Основы теории литературы. Москва : Знание, 1962.

5 Галяева Р.И., Хабибуллина Л.Ф. История зарубежной литературы ХIХ века http://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/22035/10_73_kl-000720.pdf

6 Фесенко Э.Я. Теория литературы: учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2008. 780с.

7 Горький М. О социалистическом реализме — М: «Public Domain», 1933. 506с.

8