Файл: Литературоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 34

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Литературоведение как наука.

Литературоведение - это наука, изучающая литературу. У слова литературоведение есть два значения:

1) широкое (развитие, становление, формирование литературного исторического процесса). Наука о художественной литературе берет свое начало из сочинения Аристотеля "поэтика". В 19 веке наука стала дисциплиной благодаря циклу статей Белинсокго о творчестве Пушкина. Появляется также ряд монографий, посвященных литературоведению (историческая поэтика Веселевского, Потебни)
2) узкое (познание основ художественного произведения)

Теория литературы исследует природу словесного творчества, систематизирует общие законы, вырабатывает методологию анализа художественного произведения.

История литературы по мере накопления отдельных литературных фактов создает базу данных, относящихся к прошлому: так складывается история литературы, которая занимается изучением своеобразия различных национальных литератур, а также обращает внимание на литературные периоды, художественный метод. стиль, периоды творчества отдельных писателей. История литературы - это также наука об историческом развитии, поскольку ни один человек не живет вне времени, поэтому историческая почка - важный объект изучения.

Литературная критика. С критики начинается литературоведение, она занимается разбором и анализом появившихся произведений. Литературный критик- это посредник на пути постижения литературного произведения от автора к читателю. Писателю важно знать, как воспринимаются и оцениваются его произведение. Читателю критик поможет увидеть достоинства и недостатки произведения, сориентироваться в потоке литературы. Критика имеет два значения:

1) узкое (оценочная категория) на уровне нравится\ не нравится

2) широкое (профессиональный взгляд). К великим критикам относятся: Чернышевский, Писарев, Добролюбов, Страхов, Белинский

Второстепенные литературоведческие дисциплины:

1) Текстология (занимается историей текста, текстологи восстанавливают пропуски текста в произвдениях (утраты страниц). Задача текстолога - критическая проверка и восстановление подлинности текста.

2) Полиграфия. Она имеет дело с древнеписьменными памятниками, исследует материал, на котором зафиксирован текст.


3) Атрибуция - занимается определением имени анонимного автора.

4) Библиография - отрасль научного описания и систематизации информации. В библиографию включаются биографические сведения в книге. У библиографического описания есть своя последовательность:

  1. Автор

  2. Заглавие

  3. Издательство

  4. Место и год издания

  5. Объем в страницах




  1. Литература как вид искусства.

Литература, как и другие виды творческой деятельности, является способом познания и преобразования жизни. Литература не регистрирует все стороны реальности, а лишь воспроизводит те, которые соответствуют её возможностям, природе, предназначению. Литературное творчество процессуально, оно фиксирует и познаёт динамику преобразования природной и общественной действительности, вскрывает противоречивую сущность явлений, либо мистифицирует их, и тогда реальность существования становится проблемой, требующей поиска новых решений, в итоге расширяется представление человека о самом себе.

Художественная литература способствует пониманию жизни и общественных отношений, позволяет избегать волнений или, напротив, становится источником изменения окружающей физической и психической среды, это духовно-практический процесс, динамичная структура объяснения и изменения мира. Обобщение закономерностей и принципов литературного творчества позволяет сделать вывод о многообразии функций литературы.

  1. Познавательнаяфункция: литература помогает познать природу, человека, общества, придать им «человеческое измерение».

  2. Коммуникативная. Художественный язык литературы, основываясь на исторически сложившейся системе знаков и символов, становится эффективнейшим средством общения между людьми, поколениями и народами.

  3. Другая функция литературы – оценочная. Заключается в том, что каждое произведение прямо или косвенно даёт оценку современности, вскрывает негативные либо позитивные аспекты социальных отношений, событий, философских идей.

  4. Эстетическаяфункция состоит в её способности воздействовать на взгляды людей, формировать эстетический вкус, активизировать творческие способности читателя и побуждать его к эстетическому самовыражению. Литература, без принуждения и минуя утилитарность, предлагает читателю эстетический идеал, эталон прекрасного и образ неизменного.

  5. Эмоциональнаяфункция. Литература оказывает воздействие на чувства читателя. Она облагораживает внутренний мир человека, вызывает переживания, становится источником эстетического наслаждения.

  6. Одно из основных назначений литературы – воспитательное. Книга несёт в себе бесценные духовные знания, формирует индивидуальное и общественное сознание человека, она воздействует на человека, не претендуя на то, чтобы её содержание воспринимали за действительность. Произведение отражает опыт самого писателя и других людей.


Литература и наука. Художественное творчество и научный поиск объединяются задачей с помощью воображения и анализа возвыситься над горизонтом фактов, наметить пути глубокого и всестороннего исследования вечных вопросов и проблем действительности, постигнуть феномен красоты и смысла бытия (натурфилософия и литература используют приём эксперимента, понятие «хронотопа» пришло в литературу из математики).

Литература и другие виды искусства. Древние формы освоения мира основываются на синкретизме. Долгое время границы искусств не были чётко очерчены. Немецкий эстетик Г.Э. Лессинг в «Лаокооне» отстаивает мысль о необходимости разграничения искусств и намечает систему их классификации. Сравнивая поэзию и живопись, Лессинг подчёркивает: «… временная последовательность  область поэта, пространственная – область живописца». Развитие кино и телевидения внесло коррективы в отношения искусств. Кино и телевидение свидетельствует о прямом взаимодействии литературы, музыки и изобразительного искусства. Двадцатый век со всей очевидностью доказывает расширение границ искусств, имеющих многовековую историю.

Литература и живопись. Культура древности отмечена единством слова и изображения: слово было изображением, а изображение – словом.

Язык изображений – самый доступный из всех форм информации. На протяжении многих столетий связь между словом и изображением являлась очень тесной. Нередко художники в своих картинах стремились добиться выразительных возможностей слова. Художник долгое время состязался с писателем, который, в свою очередь, соперничал с живописцем в точности описания внешности людей.

Практически все искусства, кроме архитектуры и музыки, участвуют во взаимодействии слова и изображения. В процессе исторического развития между поэзией и живописью возникли конфликты. Леонардо да Винчи в сочинении «Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором» отразил полемику: «Если ты назовёшь живопись немой поэзией, то и живописец может сказать, что поэзия – слепая живопись. Теперь посмотрим, кто более увечный урод: слепой или немой?». Словесное мастерство сравнивалось с талантом живописца, слово – с красками.

Разные эпохи проходят под эгидой того или иного искусства. Античность отмечена расцветом архитектуры и скульптуры. В эпоху Возрождения торжествует живопись. Литература сентиментализма и романтизма выдвигает идею необходимости синкретизма искусств и начинает страстно убеждать в нерасчленимости слов и красок. Известны словесные описания, настолько интенсивные по заключённой в них живописности, что созданные литературные образы побуждают к зрительной конкретизации написанного. Удачны словесные пейзажи И.С. Тургенева. Литература остаётся надёжным источником мифологических и исторических сюжетов для живописных произведений. С особой эмоциональностью художники иллюстрируют книжные сюжеты. На картинах В.М. Васнецова и М.А. Врубеля художественная реальность литературных сюжетов обрела зримые формы. Картины Сальвадора Дали передают разрозненность человеческих мыслей.


XX век создаёт произведения, в которых повествовательный источник перестаёт быть основой живописного конфликта. Эстетическая мысль основывается на синтетическом стиле кинематографа.

Литература и музыка. Из всех литературных родов лирика наиболее близка музыке. Музыка и лирика в древности воспринимались как единое целое. Этот синкретизм наследуется и поэзией Нового времени. Сближает музыку и литературу категория темы, но у них различные средства создания образа: в литературе – слово, в музыку – звук. Поэтическое слово, попадая в сферу музыки, утрачивает конкретность. Слух – единственный инструмент восприятия музыкального произведения. Одна из целей поэзии – изобразить и выразить переживания при помощи сравнения, намёка или описания. Музыка часто используется для опосредованной характеристики литературных героев. Включение музыкальной партитуры в литературный текст делает их убедительным средством психологического анализа характеров и обстоятельств. Л.Н. Толстой («Крейцерова соната») и А.И. Куприн («Гранатовый браслет»), А. Ахматова («Реквием»).

Одним из традиционных стало сравнение музыкальных и литературных произведений: мелодии – с сюжетом, симфонии  с романом. Многие композиторы были вдохновлены литературными произведениями. Музыкальное начало пронизывает повествовательную ткань произведений Т.А. Гофмана. Гофмановский пейзаж представляет собой развёрнутый образ музыки, противопоставленный «житейским воззрениям» просвещённых филистёров. Ф. Стендаль утверждал, что испытывая музыкальное наслаждение, человек познаёт силу страсти. Если слово только называет чувство, то музыка выражает ещё неосознанное ощущение и воздействует на слушателя как непосредственное откровение. Благодаря этому музыка воспроизводит то, что недоступно слову.


  1. Понятие о художественном образе.

Проблема художественного образа. Любая эстетическая категория и любой вид искусства существуют благодаря образу. Образом можно назвать любое явление творчески воссозданное. Поэтому есть образ мира и человека, образ любого предмета, если он носит важную смысловую нагрузку. Худ. образ наделен:

  1. Чувственной достоверностью

  2. Пространственно-временной протяженностью

  3. Предметной законченностью

  4. Самодостаточностью

Художественный образ, с одной стороны, отражает действительный мир. С другой- творит новый, неповторимый.


Поэтическое искусство - это мышление в образах. Только овладев языком образов можно войти в мир худ. произвдения.

Книгу можно читать по-разному:

  1. Как печатный текст

  2. Как художественное произведение

Лосев дает наиболее точное представление об образе: он сравнил с жизненно важным органом в организме, удалив который, текст разрушится.

Функции художественного образа:

  1. Художественный образ символичен, поэтому он лишился предметности и наделяется абстрактными качествами (Плюшкин - символ скупости, Обломов - ленности)

  2. Худ. образ бесконечен. Каждое новое поколение воспринимает произведение и его образы по-своему.

  3. Худ. образ мифологичен. Он лишен предметности, поэтому парус одинокий - это метущийся странник, изгнанник.

  4. Худ. образ - результат активных действий творца, но он испытывает влияне судьбы. В набросках к роману "Евгений Онегин" Пушкин заявляет об объединенности Татьяны и Онегина, однако завершает неожиданно для самого себя разлукой, объясняя это судьбой.

  5. Худ. образ - волшебство. Настоящий образ вырывает читателя из действительности, в нем есть что-то непостижимое, завораживающее, как волшебство.

  6. Худ. образ - руководство к действию. Образ постоянно будит к поступкам.




  1. Деление литературы на роды и жанры.

Всякое литературное произведение в зависимости от того, КАК писатель изображает в нём действительность, относят к одному из трёх литературных родов: эпосу, лирике или драме.

Эпос (от греч. "повествование") - обобщённое название произведений, в которых изображаются внешние по отношению к автору события.

Лирика (от греч. "исполняемое под лиру") - обобщённое название произведений - как правило, поэтических, в которых нет сюжета, а отражены мысли, чувства, переживания автора (лирического героя).

Драма (от греч. "действие") - обобщённое название произведений, в которых жизнь показана через конфликты и столкновения героев. Драматические произведения предназначены не столько для чтения, сколько для инсценироваия. В драме важно не внешнее действие, а переживание конфликтной ситуации. В драме эпос (повествование) и лирика слиты воедино.

В пределах каждого рода литературы выделяют жанры - исторически сложившиеся виды произведений