ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.02.2024
Просмотров: 35
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).
Эпический род литературы - это изобразительный род литературы, основной задачей которого является изображение человеческих характеров.
Основные различия эпоса:
Характер героя раскрывается с помощью таких приемов, как:
В эпическом произведении действуют:
Герой - яркая, индивидуальная личность. Может быть положительным\отрицательным
Тип - герой, состоящий из общих черт людей поколения и эпохи.
Прототип- реально существующий человек или историческая личность, черты которого легли в основу создания героя.
Характер- это яркий, положительный, эмоциональный образ, обладающий собственным мировоззрением и мировосприятием.
Повесть - это жанр средней эпической формы. Во многих европейских литературах повесть рассматривается как повествование, а не как отдельный жанр. В русской литературе повести назывались князья и высокопоставленные личности, а в конце 17 - начале 18 вв. Карамзин видоизменяет форму данного жанра.
Таким образом, включает в себе такие черты:
Рассказ- малая форма эпического рода. Свой расцвет рассказ приобретает в конце XIX века. Он становится законом разрождения разночинной литературы.
Особенности:
Очерк- это малая форма эпического рода. Особенности:
Они могут быть:
Новелла - малая форма эпического рода. В русской литературе новелл очень мало, и они имеют особенности рассказа, но отличаются быстрой развязкой (А. П. Чехов "Шуточка")
Сказка - маленькая форма эпического рода. Особенности:
Две группы сказок:
Три вида сказок:
Житие (относятся сказания). Как правило, не является самостоятельным жанром, а вхоже в романы.
В современной литературе появляются такие жанры, как
Лирика - это выразительный род литературы, предметом изображения которого становится внутренний мир, собственное "я" поэта.
Особенности:
Лирические жанры:
Ода - это тождественное воспевание и восхваление подвигов людей или великих героических событий в жизни общества. Ода - это комплимент.
Элегия - это грустная лирическая песня о смерти или всякой утрате, ведется от первого лица, и объектом изображения становится чувства лирического героя. В Элегии чаще всего рассуждают о бренности человеческой жизни, о переживаниях, тоске и одиночестве. Элегия помогает человеку найти свое пространство, и от жалобной песни со временем она переходит в повествование о настроении лирического героя. Ход мысли элегии таков: "я одинок в этом мире, но любовь, природа помогают мне разобраться со всеми трудностями. Давайте же ценить краткое мгновение счастья. Элегия бывает:
кладбищенская (раздумие о жизни и смерти)
медитативная (размышление о разных явлениях)
унылая, философская (предмет психологического состояния)
Послание - особенностью данного жанра является наличие адресата и обращения. Послания как правило выражали отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам, поэтому послание носит дружеский, сатирический, лирический характер. Впервые послание появляется в зарубежной литературе в эпистолярном жанре. В русской литературе появляется в творчестве Сумаркова, Ломоносова. Примеры посланий: "К..." Пушкина.
Эпиграмма - жанр, который зло высмеивает какое-либо общественное явление, а эпитафия - надгробная надпись. Эти жанры очень близки. Раньше эпиграмма была подписью на доспехах воина, а также на различных украшениях и домашней утрвари. Эпиграммой называлось и короткое стихотворение на памятникие до тех пор, пока не появилась разновидность эпиграммы - эпитафия. Так, эпиграмма начала высмеивать общественные явления, а эпитафия - чтить память усопшего. Эпиграммы бывают:
1)Медитативными
2)Комическими
Мадригал - это небольшое стихотворение любовно-комприментарного характера.
Эпиталама - свадебная песнь. Между мадригалом и эпиталамой есть связь: мадригалу свойственно остроумие и гипербола. Он может быть ироничнее и даже стать эпиталамой. Эпиталама - это жанр как лирический, так и музыкальный
Эклога - это стихотворение на темы сельской жизни. Особенность заключается в том, что дается идиллическая картина пейзажной и народной жизни. Как самостоятельный жанр встречается крайне редко, но частично может входить в элегии и даже в оды.
Стихотворная миниатюра - это небольше стихотворение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью авторской мысли. * "Умом Россию не понять" Тютчева
Сонет - вид жанра, основными признаками которого был объем - строфическое строение текста - 14 строк. Каждая строка заканчивалась точкой, ни одно слово не повторялось, была четкая последовательность мысли. Тезис или антитезис, синтез или развязка. В сонете было четкое чередование женской и мужской рифмы. Родина сонета - Италия. Первый русский сонет был написан Тредьяковским в 1735 году. В России особый интерес к этому жанру проявили поэты XIX века.
Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относятся к лироэпическому роду. В подобных жанрах, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, и, в то же время, вплетаются в изображение несвязанные с сюжетом переживания, которые дают уже субъективированное изображение жизни. Так в «Евгении Онегине» перед нами ряд эпических образов (Онегин, Татьяна), но в некоторых случаях Пушкин обращается к лирической обрисовке той жизни, которую он показывает в романе. Лиричность романа усиливается лирическими отступлениями и стихотворной формой.
Жанры лиро-эпического рода:
басня - стихотворный рассказ, в котором осмеиваются пороки людей и даются нравоучительные выводы; острый быстроразвивающийся сюжет; установившаяся композиция: в первой части лица, события, подвергаемые осмеянию, а во второй – вывод. Крылов, «Мартышка и очки»;
баллада – жанр, который носит героический, фантастический или бытовой характер; имеет исторический сюжет, заимствованный из поверий народа; баллада обязательно сюжетна. Жуковский, «Светлана»;
дума – жанр, основанный на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики; композиционно разделяется на две части: жизнеописание и нравственный урок. Лермонтов, «Дума»;
поэма. Имеет развёрнутый сюжет, повествовательные элементы, лирические отступления. Стоит отметить эмоциональную насыщенность языка и наличие либо стихотворной, либо прозаической формы. Различают эпическую(«Мёртвые души») и лирическую(«Реквием») поэмы;
роман в стихах – жанр, имеющий следующие особенности: развёрнутое изображение жизни, сложность сюжета, ряд действующих лиц, законченные характеры, несколько сюжетных линий, наличие лирического героя, лирические отступления, стихотворная форма. Пушкин. «Евгений Онегин», Есенин.«Анна Снегина».
Драма – изобразительно-выразительный род литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. В драме, как и в эпосе, наличествуют система персонажей, конфликты между героями, разворачивающиеся в пространстве и во времени, сюжет. Драму и эпос в отличие от лирики роднит объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей. По словам М. А. Горького, «пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».
В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях во взаимосвязях.
Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развёртывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах зрителей, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремлённостью, уплотнённостью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями.
Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию сюжета).
Диалог в драме – основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. С его помощью раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания и настроения.
Формой речевой характеристики персонажей в драме является монолог– речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. Распространён монолог в лирике, однако в драме монолог раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.
Изображение человека в драматическом роде отличается большей напряженностью, а чувства, мысли персонажа – большей сосредоточенностью. Если писатель должен описывать вещи, движения, звуки, то драматург непосредственно показывает их на сцене. Чтение не даёт читателю полного представления о содержании, драма получает своё окончательное воплощение на сцене. Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор,
ЭПОС | ЛИРИКА | ДРАМА |
эпопея | ода | трагедия |
роман | элегия | комедия |
повесть | гимн | драма |
рассказ | сонет | трагикомедия |
сказка | послание | водевиль |
басня | эпиграмма | мелодрама |
-
Эпический род литературы.
Эпический род литературы - это изобразительный род литературы, основной задачей которого является изображение человеческих характеров.
Основные различия эпоса:
-
Прозаическая форма -
Повествование - основное средство изображения -
Отсутствие рифмованности строк -
Большой охват времени
Характер героя раскрывается с помощью таких приемов, как:
-
портрет, -
пейзаж, -
интерьер, -
речь, -
поступки, -
внесенные элементы (сон, эпиграф, финал)
В эпическом произведении действуют:
-
герои, -
персонажи, -
типы, -
характеры, -
прототипы
Герой - яркая, индивидуальная личность. Может быть положительным\отрицательным
Тип - герой, состоящий из общих черт людей поколения и эпохи.
Прототип- реально существующий человек или историческая личность, черты которого легли в основу создания героя.
Характер- это яркий, положительный, эмоциональный образ, обладающий собственным мировоззрением и мировосприятием.
Повесть - это жанр средней эпической формы. Во многих европейских литературах повесть рассматривается как повествование, а не как отдельный жанр. В русской литературе повести назывались князья и высокопоставленные личности, а в конце 17 - начале 18 вв. Карамзин видоизменяет форму данного жанра.
Таким образом, включает в себе такие черты:
-
узкое содержание, небольшой объем -
в основе повествования один эпизод из жизни героев. Крайне редко их несколько -
Полно раскрывается характер главного героя (ев), а остальные персонажи нарисованы схематично -
Одна сюжетная линия (* "Шинель" Гоголя)
Рассказ- малая форма эпического рода. Свой расцвет рассказ приобретает в конце XIX века. Он становится законом разрождения разночинной литературы.
Особенности:
-
В основе изображения лежит одно событие, в котором принимает участие минимальное количество героев. -
Детальное схематичное изображение действительности. Характеры не развернуты, а изображены в основных чертах. -
Небольшой объем (*А. П. Чехов "Толстый и тонкий", "Лошадиная фамилия")
Очерк- это малая форма эпического рода. Особенности:
-
Отсутствие единого, подлежащего разрешения конфликта -
Цель - рассказать об отношении к действительности автора.
Они могут быть:
-
Художественными -
Описательными -
Этнографическими
Новелла - малая форма эпического рода. В русской литературе новелл очень мало, и они имеют особенности рассказа, но отличаются быстрой развязкой (А. П. Чехов "Шуточка")
Сказка - маленькая форма эпического рода. Особенности:
-
Наличие единого зачина -
Наличие таких приемов, как троекратие, магические цыфры -
Присутствуют яркие контрастные образы -
Наличие нравоучительного содержания -
Добро всегда побеждает зло
Две группы сказок:
-
Авторские (*аленький цветочек) -
Народные (*колобок, репа)
Три вида сказок:
-
бытовые -
о животных -
волшебные
Житие (относятся сказания). Как правило, не является самостоятельным жанром, а вхоже в романы.
В современной литературе появляются такие жанры, как
-
романы одного дня -
романы-анекдоты
-
Лирический род литературы.
Лирика - это выразительный род литературы, предметом изображения которого становится внутренний мир, собственное "я" поэта.
Особенности:
-
Строфическое построение. Строфа - это соединение строк общей рифмой. -
Лирика в большинстве своем не имеет сюжет в стихах XII, XIII, XIX в. сюжет включать нельзя -
Лирика монологична -
Наличие четкого ритма и рифмы, мелодичности -
Наличие лирического героя. Лирический герой - общий для всех произведений автора образ, через которого передаются мысли, чувства, поэтический мир. -
Субъектированность изображения, поскольку оно изображается не как внешнее, а как переживаемое
Лирические жанры:
Ода - это тождественное воспевание и восхваление подвигов людей или великих героических событий в жизни общества. Ода - это комплимент.
Элегия - это грустная лирическая песня о смерти или всякой утрате, ведется от первого лица, и объектом изображения становится чувства лирического героя. В Элегии чаще всего рассуждают о бренности человеческой жизни, о переживаниях, тоске и одиночестве. Элегия помогает человеку найти свое пространство, и от жалобной песни со временем она переходит в повествование о настроении лирического героя. Ход мысли элегии таков: "я одинок в этом мире, но любовь, природа помогают мне разобраться со всеми трудностями. Давайте же ценить краткое мгновение счастья. Элегия бывает:
кладбищенская (раздумие о жизни и смерти)
медитативная (размышление о разных явлениях)
унылая, философская (предмет психологического состояния)
Послание - особенностью данного жанра является наличие адресата и обращения. Послания как правило выражали отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам, поэтому послание носит дружеский, сатирический, лирический характер. Впервые послание появляется в зарубежной литературе в эпистолярном жанре. В русской литературе появляется в творчестве Сумаркова, Ломоносова. Примеры посланий: "К..." Пушкина.
Эпиграмма - жанр, который зло высмеивает какое-либо общественное явление, а эпитафия - надгробная надпись. Эти жанры очень близки. Раньше эпиграмма была подписью на доспехах воина, а также на различных украшениях и домашней утрвари. Эпиграммой называлось и короткое стихотворение на памятникие до тех пор, пока не появилась разновидность эпиграммы - эпитафия. Так, эпиграмма начала высмеивать общественные явления, а эпитафия - чтить память усопшего. Эпиграммы бывают:
1)Медитативными
2)Комическими
Мадригал - это небольшое стихотворение любовно-комприментарного характера.
Эпиталама - свадебная песнь. Между мадригалом и эпиталамой есть связь: мадригалу свойственно остроумие и гипербола. Он может быть ироничнее и даже стать эпиталамой. Эпиталама - это жанр как лирический, так и музыкальный
Эклога - это стихотворение на темы сельской жизни. Особенность заключается в том, что дается идиллическая картина пейзажной и народной жизни. Как самостоятельный жанр встречается крайне редко, но частично может входить в элегии и даже в оды.
Стихотворная миниатюра - это небольше стихотворение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью авторской мысли. * "Умом Россию не понять" Тютчева
Сонет - вид жанра, основными признаками которого был объем - строфическое строение текста - 14 строк. Каждая строка заканчивалась точкой, ни одно слово не повторялось, была четкая последовательность мысли. Тезис или антитезис, синтез или развязка. В сонете было четкое чередование женской и мужской рифмы. Родина сонета - Италия. Первый русский сонет был написан Тредьяковским в 1735 году. В России особый интерес к этому жанру проявили поэты XIX века.
-
Лиро-эпический род литературы. (Отправлю лекции)
Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относятся к лироэпическому роду. В подобных жанрах, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, и, в то же время, вплетаются в изображение несвязанные с сюжетом переживания, которые дают уже субъективированное изображение жизни. Так в «Евгении Онегине» перед нами ряд эпических образов (Онегин, Татьяна), но в некоторых случаях Пушкин обращается к лирической обрисовке той жизни, которую он показывает в романе. Лиричность романа усиливается лирическими отступлениями и стихотворной формой.
Жанры лиро-эпического рода:
басня - стихотворный рассказ, в котором осмеиваются пороки людей и даются нравоучительные выводы; острый быстроразвивающийся сюжет; установившаяся композиция: в первой части лица, события, подвергаемые осмеянию, а во второй – вывод. Крылов, «Мартышка и очки»;
баллада – жанр, который носит героический, фантастический или бытовой характер; имеет исторический сюжет, заимствованный из поверий народа; баллада обязательно сюжетна. Жуковский, «Светлана»;
дума – жанр, основанный на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики; композиционно разделяется на две части: жизнеописание и нравственный урок. Лермонтов, «Дума»;
поэма. Имеет развёрнутый сюжет, повествовательные элементы, лирические отступления. Стоит отметить эмоциональную насыщенность языка и наличие либо стихотворной, либо прозаической формы. Различают эпическую(«Мёртвые души») и лирическую(«Реквием») поэмы;
роман в стихах – жанр, имеющий следующие особенности: развёрнутое изображение жизни, сложность сюжета, ряд действующих лиц, законченные характеры, несколько сюжетных линий, наличие лирического героя, лирические отступления, стихотворная форма. Пушкин. «Евгений Онегин», Есенин.«Анна Снегина».
-
Драматический род литературы. Типы пьес. (Отправлю лекции)
Драма – изобразительно-выразительный род литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. В драме, как и в эпосе, наличествуют система персонажей, конфликты между героями, разворачивающиеся в пространстве и во времени, сюжет. Драму и эпос в отличие от лирики роднит объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей. По словам М. А. Горького, «пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».
В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях во взаимосвязях.
Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развёртывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах зрителей, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремлённостью, уплотнённостью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями.
Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию сюжета).
Диалог в драме – основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. С его помощью раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания и настроения.
Формой речевой характеристики персонажей в драме является монолог– речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. Распространён монолог в лирике, однако в драме монолог раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.
Изображение человека в драматическом роде отличается большей напряженностью, а чувства, мысли персонажа – большей сосредоточенностью. Если писатель должен описывать вещи, движения, звуки, то драматург непосредственно показывает их на сцене. Чтение не даёт читателю полного представления о содержании, драма получает своё окончательное воплощение на сцене. Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор,