Файл: Литературоведение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 35

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, характеризующиеся определёнными структурными и содержательными признаками (см таблицу жанров).

ЭПОС

ЛИРИКА

ДРАМА

эпопея

ода

трагедия

роман

элегия

комедия

повесть

гимн

драма

рассказ

сонет

трагикомедия

сказка

послание

водевиль

басня

эпиграмма

мелодрама



  1. Эпический род литературы.

Эпический род литературы - это изобразительный род литературы, основной задачей которого является изображение человеческих характеров.

Основные различия эпоса:

  • Прозаическая форма

  • Повествование - основное средство изображения

  • Отсутствие рифмованности строк

  • Большой охват времени

Характер героя раскрывается с помощью таких приемов, как:

  • портрет,

  • пейзаж,

  • интерьер,

  • речь,

  • поступки,

  • внесенные элементы (сон, эпиграф, финал)

В эпическом произведении действуют:

  • герои,

  • персонажи,

  • типы,

  • характеры,

  • прототипы

Герой - яркая, индивидуальная личность. Может быть положительным\отрицательным

Тип - герой, состоящий из общих черт людей поколения и эпохи.

Прототип- реально существующий человек или историческая личность, черты которого легли в основу создания героя.

Характер- это яркий, положительный, эмоциональный образ, обладающий собственным мировоззрением и мировосприятием.

Повесть - это жанр средней эпической формы. Во многих европейских литературах повесть рассматривается как повествование, а не как отдельный жанр. В русской литературе повести назывались князья и высокопоставленные личности, а в конце 17 - начале 18 вв. Карамзин видоизменяет форму данного жанра.

Таким образом, включает в себе такие черты:


  • узкое содержание, небольшой объем

  • в основе повествования один эпизод из жизни героев. Крайне редко их несколько

  • Полно раскрывается характер главного героя (ев), а остальные персонажи нарисованы схематично

  • Одна сюжетная линия (* "Шинель" Гоголя)

Рассказ- малая форма эпического рода. Свой расцвет рассказ приобретает в конце XIX века. Он становится законом разрождения разночинной литературы.

Особенности:

  • В основе изображения лежит одно событие, в котором принимает участие минимальное количество героев.

  • Детальное схематичное изображение действительности. Характеры не развернуты, а изображены в основных чертах.

  • Небольшой объем (*А. П. Чехов "Толстый и тонкий", "Лошадиная фамилия")

Очерк- это малая форма эпического рода. Особенности:

  • Отсутствие единого, подлежащего разрешения конфликта

  • Цель - рассказать об отношении к действительности автора.

Они могут быть:

  • Художественными

  • Описательными

  • Этнографическими

Новелла - малая форма эпического рода. В русской литературе новелл очень мало, и они имеют особенности рассказа, но отличаются быстрой развязкой (А. П. Чехов "Шуточка")

Сказка - маленькая форма эпического рода. Особенности:

  • Наличие единого зачина

  • Наличие таких приемов, как троекратие, магические цыфры

  • Присутствуют яркие контрастные образы

  • Наличие нравоучительного содержания

  • Добро всегда побеждает зло

Две группы сказок:

  • Авторские (*аленький цветочек)

  • Народные (*колобок, репа)

Три вида сказок:

  • бытовые

  • о животных

  • волшебные

Житие (относятся сказания). Как правило, не является самостоятельным жанром, а вхоже в романы.

В современной литературе появляются такие жанры, как

  • романы одного дня

  • романы-анекдоты




  1. Лирический род литературы.

Лирика - это выразительный род литературы, предметом изображения которого становится внутренний мир, собственное "я" поэта.

Особенности:

  • Строфическое построение. Строфа - это соединение строк общей рифмой.

  • Лирика в большинстве своем не имеет сюжет в стихах XII, XIII, XIX в. сюжет включать нельзя

  • Лирика монологична

  • Наличие четкого ритма и рифмы, мелодичности

  • Наличие лирического героя. Лирический герой - общий для всех произведений автора образ, через которого передаются мысли, чувства, поэтический мир.

  • Субъектированность изображения, поскольку оно изображается не как внешнее, а как переживаемое


Лирические жанры:

Ода - это тождественное воспевание и восхваление подвигов людей или великих героических событий в жизни общества. Ода - это комплимент.

Элегия - это грустная лирическая песня о смерти или всякой утрате, ведется от первого лица, и объектом изображения становится чувства лирического героя. В Элегии чаще всего рассуждают о бренности человеческой жизни, о переживаниях, тоске и одиночестве. Элегия помогает человеку найти свое пространство, и от жалобной песни со временем она переходит в повествование о настроении лирического героя. Ход мысли элегии таков: "я одинок в этом мире, но любовь, природа помогают мне разобраться со всеми трудностями. Давайте же ценить краткое мгновение счастья. Элегия бывает:
кладбищенская (раздумие о жизни и смерти)
медитативная (размышление о разных явлениях)
унылая, философская (предмет психологического состояния)

Послание - особенностью данного жанра является наличие адресата и обращения. Послания как правило выражали отношение поэта к политическим, нравственным, философским вопросам, поэтому послание носит дружеский, сатирический, лирический характер. Впервые послание появляется в зарубежной литературе в эпистолярном жанре. В русской литературе появляется в творчестве Сумаркова, Ломоносова. Примеры посланий: "К..." Пушкина.

Эпиграмма - жанр, который зло высмеивает какое-либо общественное явление, а эпитафия - надгробная надпись. Эти жанры очень близки. Раньше эпиграмма была подписью на доспехах воина, а также на различных украшениях и домашней утрвари. Эпиграммой называлось и короткое стихотворение на памятникие до тех пор, пока не появилась разновидность эпиграммы - эпитафия. Так, эпиграмма начала высмеивать общественные явления, а эпитафия - чтить память усопшего. Эпиграммы бывают:
1)Медитативными
2)Комическими

Мадригал - это небольшое стихотворение любовно-комприментарного характера.

Эпиталама - свадебная песнь. Между мадригалом и эпиталамой есть связь: мадригалу свойственно остроумие и гипербола. Он может быть ироничнее и даже стать эпиталамой. Эпиталама - это жанр как лирический, так и музыкальный

Эклога - это стихотворение на темы сельской жизни. Особенность заключается в том, что дается идиллическая картина пейзажной и народной жизни. Как самостоятельный жанр встречается крайне редко, но частично может входить в элегии и даже в оды.

Стихотворная миниатюра - это небольше стихотворение строго законченной формы, отличающееся глубиной содержания и афористичностью авторской мысли. * "Умом Россию не понять" Тютчева


Сонет - вид жанра, основными признаками которого был объем - строфическое строение текста - 14 строк. Каждая строка заканчивалась точкой, ни одно слово не повторялось, была четкая последовательность мысли. Тезис или антитезис, синтез или развязка. В сонете было четкое чередование женской и мужской рифмы. Родина сонета - Италия. Первый русский сонет был написан Тредьяковским в 1735 году. В России особый интерес к этому жанру проявили поэты XIX века.


  1. Лиро-эпический род литературы. (Отправлю лекции)

Произведения, сочетающие признаки эпоса и лирики, относятся к лироэпическому роду. В подобных жанрах, с одной стороны, дано изображение жизни в законченных характерах, и, в то же время, вплетаются в изображение несвязанные с сюжетом переживания, которые дают уже субъективированное изображение жизни. Так в «Евгении Онегине» перед нами ряд эпических образов (Онегин, Татьяна), но в некоторых случаях Пушкин обращается к лирической обрисовке той жизни, которую он показывает в романе. Лиричность романа усиливается лирическими отступлениями и стихотворной формой.

Жанры лиро-эпического рода:

басня - стихотворный рассказ, в котором осмеиваются пороки людей и даются нравоучительные выводы; острый быстроразвивающийся сюжет; установившаяся композиция: в первой части лица, события, подвергаемые осмеянию, а во второй – вывод. Крылов, «Мартышка и очки»;

баллада – жанр, который носит героический, фантастический или бытовой характер; имеет исторический сюжет, заимствованный из поверий народа; баллада обязательно сюжетна. Жуковский, «Светлана»;

дума – жанр, основанный на реальных исторических событиях, преданиях, лишённых фантастики; композиционно разделяется на две части: жизнеописание и нравственный урок. Лермонтов, «Дума»;

поэма. Имеет развёрнутый сюжет, повествовательные элементы, лирические отступления. Стоит отметить эмоциональную насыщенность языка и наличие либо стихотворной, либо прозаической формы. Различают эпическую(«Мёртвые души») и лирическую(«Реквием») поэмы;

роман в стихах – жанр, имеющий следующие особенности: развёрнутое изображение жизни, сложность сюжета, ряд действующих лиц, законченные характеры, несколько сюжетных линий, наличие лирического героя, лирические отступления, стихотворная форма. Пушкин. «Евгений Онегин», Есенин.«Анна Снегина».



  1. Драматический род литературы. Типы пьес. (Отправлю лекции)

Драма – изобразительно-выразительный род литературы, возникший для постановки его произведений в театре. Во многих отношениях это самый условный род. В драме, как и в эпосе, наличествуют система персонажей, конфликты между героями, разворачивающиеся в пространстве и во времени, сюжет. Драму и эпос в отличие от лирики роднит объективное изображение жизни – через события, поступки, столкновения, борьбу персонажей. По словам М. А. Горького, «пьеса – драма, комедия – самая трудная форма литературы,  трудная потому, что пьеса требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказывания со стороны автора».

В пьесах нет описательности, авторских пояснений, нет повествования, а характеры героев раскрываются в их речи, действиях и поступках, в конфликтных ситуациях во взаимосвязях.

Основу драмы составляет действие. В отличие от эпоса, где действие описывается как совершившееся, происходившее в прошлом, действие в драме развёртывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах зрителей, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремлённостью, уплотнённостью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями.

Действие показывается через конфликт, лежащий в центре драматического произведения, определяющий все структурные элементы драматического действия (в частности, композиция пьесы подчиняется раскрытию сюжета).

Диалог в драме – основное средство развития действия и конфликта и основной способ изображения характеров. С его помощью раскрывается внешняя и внутренняя жизнь персонажей: их взгляды, интересы, жизненная позиция и чувства, переживания и настроения.

Формой речевой характеристики персонажей в драме является монолог– речь действующего лица, обращённая к самому себе или к другим, в отличие от диалога, не зависящая от ответных реплик. Распространён монолог в лирике, однако в драме монолог раскрывает идеалы, убеждения персонажей, их духовную жизнь, сложность характера.

Изображение человека в драматическом роде отличается большей напряженностью, а чувства, мысли персонажа – большей сосредоточенностью. Если писатель должен описывать вещи, движения, звуки, то драматург непосредственно показывает их на сцене. Чтение не даёт читателю полного представления о содержании, драма получает своё окончательное воплощение на сцене. Единственная возможность как-то объяснить психологию и внешность действующих лиц, которой располагает автор,