ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 16
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок - игра
День Конституции
Подготовила: учитель начальных классов Семенова Ольга Владимировна
Первый день осенний в солнечных лучах,
Мальчики – в костюмах, девочки – в бантах.
Радостью искрится нынче всё вокруг,
И пестрят букеты в сотнях детских рук.
Пусть улыбки светят ярче всех огней,
Пусть подарит школа много светлых дней,
Каждый день проходит пусть у вас не зря.
С праздником, ребята! С Днём знаний, вас, друзья!
Цели: - формирование у учащихся понимания сущности и значения Конституции и государственных символов РФ,
- воспитание чувства уважения, гордости, патриотизма и значимости Конституции и символики нашего государства,
- расширение кругозора и повышение общей культуры учащихся.
Ход мероприятия.
1 этап - Подготовительный.
На доске: пословица на доске «Храни порядок, и порядок сохранит тебя», названия сказок: «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросёнка», «Золотой ключик», «Золушка», «Красная Шапочка», « Баба Яга», «Колобок»; раздать учащимся стихи и нформацию о государственных символах заранее
2 этап - Организация работы.
Учитель: 12 декабря вся наша страна будет отмечать праздник.
Вопрос классу: Какой это праздник? Что вы о нём знаете?
3 этап — Основная часть.
Учитель: долгое время в истории человечества царил закон «Око за око, зуб за зуб» Как вы понимаете это изречение?
Многие столетия в мире существовало рабовладение. Слабый не имел никаких прав. Владельцы рабов считали, что между людьми не может быть равенства. По их мнению, одни появлялись на свет, чтобы быть в услужении у других. Человека с другим цветом кожи или рождённого в другом государстве могли обратить в раба, подарить другому рабовладельцу, обменять на собаку и т.д. Только в 20 веке человечество научилось понимать, что это несправедливо. Люди подумали, что необходимо составить специальные законы по правам человека. Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
До наших дней дошло изречение мудрых:
- Храни порядок, и порядок сохранит тебя.
В 1918 году в России появился документ, который определял порядок. Называется - Конституцией.
Учитель: В этом году наша страна будет отмечать 20-летие Конституции РФ. День Конституции РФ - это официальный праздник и отмечается он 12 декабря, потому что именно в этот день всенародным голосованием в 1993 году была принята Конституция РФ, а с 19 сентября 1994 года этот праздник стал государственным и объявлен выходным днём.
Конституция (от лат.слова - устройство)- это основной закон государства. В нём написаны правила, по которым живут все жители России, и мы с вами тоже. Во второй главе Конституции нашей страны прописаны «Права и свободы человека и гражданина»
Вопрос классу: Какие права есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: по Конституции нашей страны мы имеем право на жизнь, мы имеем право выбирать профессию, имеем право на отдых, жильё и медицинскую помощь, и все люди равны перед законом, и каждого из нас защищает государство через милицию и суд.
Ребёнок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою тайну. Он сам может выбирать себе друзей.
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Вопрос классу: Какие свободы есть у каждого гражданина нашего государства?
Учитель: наши свободы - свобода слова, вероисповедания и совести. По этому закону все права и свободы, данные нам государством, не должны
нарушать или ущемлять права и свободы других граждан. Например, свобода слова - мы имеем право искать, собирать и распространять информацию, но
не имеем права вмешиваться в личную жизнь других людей, разглашать государственную тайну.
У каждого из нас есть обязанности, записанные в Конституции РФ.
Вопрос классу: как вы думаете, какие это обязанности?
Учитель: наши обязанности - охранять Родину, сохранять природу и окружающую среду.
1 - й у ч е н и к .Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Учеба - очень интересный труд,
Нам силу, радость,
Знания несут.
2 - й у ч е н и к . К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
Предлагаю вам поиграть в одну игру, которая называется « Разрешается – запрещается»
-
Петь, рисовать и танцевать,
Уроки в школе посещать,
Свои таланты развивать –
Это разрешается.
-
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребёнка
Строго запрещается.
-
Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг,
Слушать мнение ребёнка
Разрешается.
-
Этот трудится ребёнок,
Мало у него силёнок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
-
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
-
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Творческая работа
Предлагаю вам изобразить права на знаках – разрешающих или запрещающих
( раздать детям заготовку – круг, где дети будут изображать права) После приносят и вывешивают на доске то, что у них получилось.
«Путешествие» по стране Правознайке.
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
На доске названия сказок: «Дюймовочка», «Гарри Поттер», «Три поросёнка», «Золотой ключик», « Золушка», «Красная Шапочка», « Баба Яга», «Колобок»
1) В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
2) В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз под вергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
3) Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
4) В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жизни? (Красная Шапочка)
5) В каком произведении нарушено право на тайну корреспонденции?(Гарри Поттер)
6) В каком произведении нарушено право на неприкосновенность жилища? (Три поросёнка)
7) В каком произведении нарушено право человека владеть своим жилищем?(Золотой ключик)
8) В каком произведении нарушено право на отдых и досуг?(Золушка
Вопрос классу: Какие государственные символы вы можете назвать?
Учитель: Государственные символы России - это флаг, герб и гимн.
Вопрос классу: Что представляет собой наш государственный флаг?
Ученик 1: флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище с тремя равными по ширине полосами. Верхняя - белая, средняя - синяя, нижняя -красная. Считается, что белый цвет выражает чистоту устремлений, синий обозначает волю к миру, красный - готовность не жалеть своей крови при защите Родины. Государственный флаг РФ был принят в 1991 году.
Ученик 2: следующий символ - это гимн. Гимн - официально принятая торжественная песнь в честь государства. Музыка- Георгия Александрова, новый текст- Сергея Михалкова. Утвержден Указом Президента РФ от 30.12.2000 г
Гимн исполняется на торжественных праздниках и военных парадах, его слушают и поют стоя, проявляя тем самым уважение к главной песне своей Родины. (Учащиеся слушают гимн РФ стоя, с просмотром текста гимна). Несколько учащихся рассказывают гимн РФ по одному куплету и припеву.
Следующий символ - это герб.
Вопрос классу: Как выглядит наш герб?
Ученик 3: Государственный герб РФ представляет четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединённой лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём дракона.
Учитель: Государственная символика или её элементы постоянно окружают нас в повседневной жизни.
Вопрос классу
: Где мы встречаемся с гербом России в нашей повседневной жизни?
Учитель: Герб России изображён на паспорте гражданина России, свидетельстве о рождении, аттестате об окончании школы, вузовском дипломе, правительственных наградах, космических кораблях. Его можно увидеть на денежных знаках, почтовых марках, открытках, значках.
Вопрос классу: Где мы можем видеть флаг?
Учитель: Флаг России изображён на государственных номерах автомобилей, на форме военнослужащих, милиции. В воинских частях, которые несут боевое дежурство, каждый день начинается с поднятия флага и прослушивания гимна России. Честь поднять флаг отдаётся лучшему военнослужащему. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
4. Заключительная часть.
У ч и т е ль. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.
Блицопрос
1. Что такое Конституция?
2. Где записаны права и обязанности граждан России?(В основном законе России- Конституции.)
3. Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
4. Какие государственные символы России?
Стихи:
1 - й у ч е н и к . Мы знаем о законе мало
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
2 - й у ч е н и к . Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
3 - й у ч е н и к .Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.4 - й у ч е н и к . Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
Учитель: Какие выводы вы для себя сделали?
Помните, что вы живёте не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, КОНТРОЛИРОВАТЬ СВОЁ ПОВЕДЕНИЕ В ОБЩЕНИИ С ДРУГИМИ ЛЮДЬМИ:
- УМЕЙТЕ ВЫСЛУШАТЬ СОБЕСЕДНИКА, НЕ ПЕРЕБИВАЯ;
-УМЕЙТЕ ПРИЗНАВАТЬ, ЧТО БЫЛИ НА ПРАВЫ;
- ПОМОГАЙТЕ ТОВАРИЩУ, СТАРАЙТЕСЬ ДОГОВОРИТЬСЯ С НИМ;
- СТАРАЙТЕСЬ ГОВОРИТЬ ТОЛЬКО ПРАВДУ;
- РАДУЙТЕСЬ УСПЕХУ ТОВАРИЩА;
- ДАЛ СЛОВО – ДЕРЖИ ЕГО, ДАЛ ОБЕЩАНИЕ – ВЫПОЛНИ!