Файл: Роль медсестры в применении современных технологий для улучшения безопасности пациентов.docx
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 32
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Медицинское обслуживание должно быть безопасным, риск-ориентированным, эффективным, адекватным и ставящим в центр внимания пациента. Основными критериями безопасности пациентов являются удовлетворенность качеством оказанной медицинской помощи, отсутствие конфликтных ситуаций и осложнений после лечебно-диагностических манипуляций и вмешательств. Вектором обеспечения безопасности пациентов в медицинской организации являются проведение превентивных мер по предотвращению отрицательных последствий медицинских вмешательств, дефектов организации работы медицинского персонала и осложнений, ассоциированных с поведением больного.
Политика медицинского учреждения направлена на формирование культуры безопасности, основанной на оценке и управлении рисками. Так, обеспечивается процесс идентификации, надежной оценки рисков и мер по снижению потенциальных рисков при проведении лечебно-диагностических процедур. Этот многогранный и управляемый процесс должен быть согласованным и регулируемым на всех этапах, построенным на культуре доверия и глубокого понимания принципов безопасности и защищенности больного при получении медицинской помощи. [9]
Задача каждой медицинской организации — проведение мероприятий, направленных на предупреждение рисков для пациентов. Для этой цели имеется ряд инструментов и технологий. Так, применяется процедура идентификации пациента перед каждой манипуляцией, инъекцией, приемом медикамента, взятием биоматериала, операцией и других ситуациях. В процессе лечения возможны нарушения сознания больного, может поменяться его местонахождение, а также любые другие обстоятельства, способствующие ошибочному определению пациента. Для этой цели применяются идентификационные браслеты с указанием фамилии, имени, отчества пациента, даты рождения и другой информации.
В рамках хирургической безопасности внедряются процедуры маркировки операционного участка, предоперационной верификации и проведение тайм-аутов. Необходимость данных процедур основана на предупреждении рисков возникновения ошибок при проведении хирургических вмешательств.
Для обеспечения сохранности и защищенности больного большое значение имеет передача достоверной информации о его состоянии и других аспектах
, связанных с диагностикой и лечением. В этом направлении разрабатывается и внедряется система передачи информации, которая определяет четкий порядок взаимодействия между медицинскими работниками, пациентом, лицами, осуществляющими уход за пациентом. Эффективная коммуникация между медицинским персоналом, пациентом и членами его семьи — залог успешной культуры безопасности.
Получение безопасных и качественных медицинских услуг повышается и за счет стандартизированной маркировки и надлежащего обращения с лекарственными средствами.
Любые лекарства при неправильном использовании могут нанести вред здоровью и иметь тяжелые последствия для человека. Кроме того, это приводит к дополнительным затратам на его лечение. Наиболее эффективным путем уменьшения или ликвидации таких ошибок является разработка процесса обращения с лекарствами и правилами их хранения и применения. Для этой цели медицинский персонал проходит инструктаж и проводятся аттестации специалистов на рабочем месте.
Одним из важных направлений в деятельности лечебного учреждения является его санитарно-эпидемиологическое состояние и соответствие требованиям инфекционной безопасности. Профилактика и контроль инфекционных заболеваний являются первоочередными задачами в деятельности медицинских организаций, а проведение профилактических мер по предотвращению возникновения внутрибольничных инфекций является одним из индикаторов медицинского обслуживания населения. Например, одним из факторов устранения инфекций является надлежащая гигиена рук согласно международным стандартам.
Персонал проходит обучение алгоритмам обработки и дезинфекции рук, включающее виды, этапы гигиены рук и показаний. Падение человека является медицинской, социальной, экономической проблемой. Для предупреждения рисков падения пациентов в медицинском учреждении разрабатывается программа предотвращения падений, включающая оценку всех пациентов на предмет риска падений, внедрения мероприятий по предотвращению подобных случаев, а также для регистрации и анализа всех случаев, связанных с падениями пациентов.
В данном материале изложены лишь основные аспекты безопасного пребывания пациента в условиях получения медицинской помощи. В основе профилактических мероприятий по обеспечению безопасности лежат: внедрение инновационных методов диагностики и лечения, основанных на принципах доказательной медицины; передовые технологии управления качеством медицинской помощи; оценка удовлетворенности пациентов качеством оказанных медицинских услуг; информирование и обучение больных. Оценка вышеперечисленных критериев безопасности пациентов позволяет осуществлять мониторинг и многоуровневый контроль безопасности в целом. Комплексная система обеспечения безопасности пациентов характеризуется высокой клинической результативностью, доступностью и является основополагающим индикатором деятельности медицинской организации. Внедрение обязательного социального медицинского страхования позволит
обеспечить солидарную ответственность государства, работодателей и граждан за здоровье, а также повысить качество и доступность медицинских услуг. [10]
В последние годы наблюдается тенденция к ужесточению норм безопасности для лечебно-профилактических учреждений. Актуальность проблемы обеспечения безопасности в медицине подтверждается тем, что в большинстве учреждений вопросы безопасности не рассматриваются вообще или решаются на минимальном уровне.
Для борьбы с вышеперечисленными угрозами используется комплекс мер, включающий: физическую охрану, технические системы безопасности, организационно-административные решения.
Кроме того, обеспечению безопасности пациентов препятствуют ряд проблем, которые для краткости можно обозначить так:
Ø чистота рук медицинского персонала;
Ø стерилизация инструментов;
Ø предупреждение падения пациентов;
Ø безопасность фармакотерапии;
Ø общение с пациентами;
Ø взаимодействие персонала;
Ø обеспечение качества медицинских вмешательств;
Ø предупреждение ошибок при выборе места хирургических вмешательств;
Ø предупреждение возгораний, электрических, радиационных и иных опасных воздействий на пациента.
Проблема чистых рук медицинского персонала решается посредством применения одноразовых стерильных перчаток, выполнения правил личной гигиены рук и текущей обработки перчаток антисептическими растворами. Широко распространено явление, когда делая перерывы при трудоемкой работе по протезированию зубов, врачи-стоматологи выходят из кабинета покурить, а потом, не меняя перчаток и даже не обрабатывая их, вновь соприкасаются со слизистыми оболочками рта. [11]
Врачи и медицинские сестры обязаны применять при лечении только стерильные инструменты. Инфицирование медицинских инструментов может происходить при контакте с тканями пациента, его кровью, слюной и другими жидкостями, перевязочным материалом и другими предметами. Загрязнение инструментов, хранящихся открыто, происходит за счет выпадения бактериального аэрозоля.
В настоящее время в медицинской практике широко применяют одноразовые стерильные инструменты и материалы. Инструмент, использующийся повторно, как правило, проходит многоуровневую очистку, обработку и стерилизацию. Эти процессы должны находиться под постоянным контролем врача, отвечающего перед пациентом за его безопасность. Поддержание стерильности инструментов в течение рабочего дня достигается их правильным хранением и аккуратным использованием.
Решению проблемы биологической безопасности пациентов также способствуют установление санитарно-противоэпидемического режима медицинских помещений, тщательной и своевременной уборкой с применением дезинфицирующих препаратов и ультрафиолетового облучения, предварительные и периодические медицинские осмотры и обследования медицинского персонала.
Падения пациентов в клинике можно предотвратить, если:
- предварительно целенаправленно опросить пациента об имеющихся или имевшихся в прошлом нарушениях равновесия;
- наблюдать за его состоянием во время и по окончанию манипуляций;
- не только рекомендовать, но и помогать пациенту медленно вставать с готовностью поддержать его;
- сопровождать пациента не только до выхода из медицинского кабинета, но и, если потребуется, до кресла в холле, на котором он может отдохнуть и восстановиться для самостоятельного передвижения.
Медицинские манипуляции выполняются, как правило, в чувствительной рефлексогенной зоне, поэтому у пациентов, имеющих опыт лечения в условиях грубых воздействий или неадекватной анестезии, обычно появляется страх перед инструментальным вмешательством. [12] Это создает характерный эмоциональный настрой и определяет неоправданно усиленные, либо извращенные психические реакции пациента, даже на слабые, подпороговые раздражители (например, в стоматологическом кабинете эмоциональное напряжение испытывают до 90% населения России), поэтому врачу, а врачу-стоматологу особенно, необходимо умело общаться с пациентами.
Успокаивающим эффектом обладают комментарии выполняемых и предполагаемых действий врача, которые лучше проводить, получив разрешение пациента. При наличии эндоскопической видеокамеры и экрана, на котором отображают происходящее в исследуемой полости, можно достичь высокого доверия к врачу даже у крайне недоверчивых пациентов. Благоприятным психологическим эффектом обладает видеосъемка врачебных манипуляций (операций) и выдача видеоматериалов пациенту в качестве приложения к медицинскому документу.
Некоторые пациенты нуждаются в приеме успокоительных средств перед посещением врача.
Одним из условий обеспечения качества медицинской помощи является личная профессиональная подготовка врача. Одним из приемов снижения количества врачебных ошибок служит заблаговременное изучение заболеваний и осложнений, возникших после медицинской помощи, и освоение способов их предупреждения.
В каждой медицинской организации, оказывающей медико-санитарную помощь населению в амбулаторных условиях, необходимо иметь алгоритмы действия персонала при угрожающих жизни состояниях пациента и набор медикаментов для оказания помощи в экстренной и неотложной форме. Весь медицинский персонал должен быть обучен приемам диагностики и оказания неотложной медицинской помощи при острой сосудистой недостаточности (обморок, коллапс, шок), острой сердечной недостаточности (стенокардия, ишемическая болезнь сердца, сердечные аритмии), артериальной гипер- и гипотонии, астматическом компоненте и обтурационной асфиксии, гипо- и гипергликемической коме, судорожных состояниях, парантеральном введении агрессивных жидкостей, а также иметь навыки сердечно-легочной реанимации при остановке дыхания и кровообращения.
Внедрение комплексной системы обеспечения безопасности пациентов в медицинских организациях позволит обеспечить радиационную, пожарную, химическую, биологическую, психологическую безопасность пациентов медицинских организаций. [13]
3. СЕСТРИНСКОЕ ДЕЛО ММЦ Г.АСТАНА ОТДЕЛЕНИЕ ХИМОТЕРАПИИ
Свою практику я прошла в ММЦ г.Астана в роли медсестры процедурного кабинета.
Процедурный кабинет является структурным подразделением по оказанию специализированной медицинской помощи больным с кожными заболеваниями и инфекциями, передаваемыми половым путем. В кабинете отпускаются процедуры и осуществляется забор анализов, как городскому, так и сельскому населению.
Процедурный кабинет находится на 2-ом этаже стационара, занимает одну комнату, площадью – 18,5 м². обслуживание больных ведется с 8 ч,00мин. до 17 ч,30мин.
Оснащение кабинета
Кабинет оснащен мебелью, современными контейнерами для дезинфекции изделий медицинского назначения. В кабинете имеются столы: рабочий, манипуляционный, для дезрастворов, бактерицидный облучатель, кушетка, два шкафа для лекарственных препаратов, пост процедурный медсестры. Имеются две аптечки:
1. аптечка доя оказания 1-ой помощи при анафилактическом шоке
2. аптечка для ВИЧ-профилактики
Имеется деструктор для деформации игл и последующей утилизации.
В кабинете соблюдается сандез. режим согласно приказам.
В процедурном кабинете ведется следующая документация:
- журнал забора крови на RW
- журнал учета инъекции