Файл: Денежная система рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 30

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования «Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»

Зачетная (экзаменационная) работа

(№ 5 семестра)

Дисциплина: Финансы и кредит

наименование дисциплины

Реферат

(вид работы)

Тема: Денежная система РФ

(наименование темы)






Выполнил(а):
Гнездилова Валентина Владимировна

(Ф.И.О. студента)
ЭН – 19 (2)

(наименование, группа)





Проверил(а):
___________________________________

(Ф.И.О. преподавателя)
________________________

(дата)


Омск 2022 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение……………………………………………………………………………3

  1. Роль банковской системы в современной экономике…...……………......5

  2. Банк России как организация, ответственная за организацию денежного обращения…………………………………………………………………....7

  3. Сущность и элементы денежной системы РФ…………………………...13

  4. Актуальные вопросы функционирования денежной системы РФ….…..26

Заключение…………………………………………………………………………32

Список использованных источников …………………………………………….35

ВВЕДЕНИЕ
Под уни­вер­саль­ным сло­вом “день­ги” по­ни­ма­ет­ся мно­же­ст­во их раз­но­вид­но­стей, раз­ли­чаю­щих­ся ви­дом “де­неж­но­го ма­те­риа­ла”, спо­со­ба­ми об­ра­ще­ния, ис­поль­зо­ва­ния, уче­та де­неж­ной мас­сы, воз­мож­но­стью пре­вра­ще­ния од­них форм де­нег в дру­гие. Раз­ви­тие эко­но­ми­че­ских от­но­ше­ний при­ве­ло к эво­лю­ции де­нег от “то­вар­но-эк­ви­ва­лент­ных” до кре­дит­ных, бу­маж­ных, элек­трон­ных, пла­сти­ко­вых.

Этим и предопределяется актуальность выбранной темы исследования.

Объект исследованияденежная система РФ.

Предмет исследованияпроблемы функционирования денежно – кредитной система РФ.

Цель работы – рассмотрение особенностей денежной системы в РФ на современном этапе.

Задачи:

1. Дать понятие «денежно – кредитная политика государства»

2. Рассмотрение особенностей денежной системы РФ

3. Рассмотрение особенностей кредитной системы РФ на современном этапе


В работе были использованы следующие методы: финансовый анализ, синтез, метод экстраполяции.

Поставленные задачи определяют структуру работы: введение, 3 главы, заключение, список литературы и приложения.

Банковская система является неотъемлемой частью современной экономики. Его деятельность тесно связана с потребностями воспроизводства. Находясь в центре экономической жизни, обслуживая интересы производителей, банки выступают посредниками в связях между промышленностью, торговлей, сельским хозяйством и населением. Получается, что здоровая банковская система является важной предпосылкой эффективного функционирования всей рыночной экономики. Поэтому изучение банковской системы является сегодня одним из актуальных вопросов российской экономики. Очень многие современные предприниматели посвятили себя изучению и анализу функционирования банков в России, созданию наилучших условий для их успешной работы.

1.РОЛЬ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ В СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИКЕ

В зависимости от субординации банков в соответствии с действующим законодательством, а также иерархической структуры кредитной системы, существуют следующие типы банковских систем: централизованный монобанк, децентрализованный, двухуровневый (двухуровневый).

Коммерческие банки, только ЦБ РФ проводит операции по кредитованию; Коммерческие банки, только ЦБ РФ проводит операции по кредитованию.

Советская банковская система была основана на централизованной монобанковской системе. Она состояла из трех государственных банков (Госбанк, Стройбанк и Банк внешней торговли) и системы государственных сберегательных касс, которые находились на одном уровне и отличались лишь целями и функциями. В США существует децентрализованная (резервная) банковская система - Федеральная резервная система (ФРС), которая выполняет функции центрального банка. Сегодня в большинстве развитых стран, в том числе и в России, существует двухуровневая банковская система. Поэтому мы обращаем на это внимание. В него входят центральный банк (банк-эмитент), который является первым, верхний уровень системы, и коммерческие банки (коммерческие банки), которые являются вторым, нижним уровнем.

Так что высшим уровнем нашей банковской системы является центральный банк. Основными функциями центрального банка являются эмиссия денег и регулирование денежного обращения.

Денежное регулирование осуществляется следующими способами: Регулирование процентной ставки, операции на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, регулирование обменного курса. Влияние этих методов на денежный рынок, в частности, на увеличение денежной массы.


Повышение курса иностранной валюты является результатом действий Центрального банка, направленных на покупку иностранной валюты у участников рынка, что увеличивает рублевую денежную массу вместо купленной иностранной валюты.

Анализируя показатели инструментов с течением времени, можно сделать вывод об изменении денежной массы в стране. Итак, давайте рассмотрим три диаграммы. Два из них показывают динамику инструментов ЦБ - динамику отчислений в Фонд революционного развития и динамику ставки рефинансирования, а последний - динамику денежной массы в стране.

Самый высокий темп роста денежной массы наблюдался в конце 2009 года (ноябрь-декабрь). Он составил 13%. Сравнив эти данные с данными, представленными на графиках, можно сделать вывод, что этому росту способствовало снижение отчислений в Фонд обязательных резервов (на 1.67%) и снижение ставки рефинансирования на 0.75%. Наши результаты соответствуют предыдущим схемам: снижение отчислений в МРФ и снижение ставки рефинансирования приводят к расширению денежной массы.

2.БАНК РОССИИ КАК ОРГАНИЗАЦИЯ, ОТВЕТСТВЕННАЯ ЗА ОРГАНИЗАЦИЮ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ

Предмет правоспособности Банка России при организации валютного обращения определяется Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. В соответствии с пунктом 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации эмиссия валюты в Российской Федерации относится к исключительной компетенции Центрального банка Российской Федерации. Эмиссионная функция Банка России, как правильно отметил И.В. Зеликовский, является одной из основных функций ЦБ РФ и по существу конституционной функцией. Таким образом, эмиссия наличных денег является не только исключительным правом Банка России, но и его конституционной обязанностью.

Полномочия Центрального банка по организации денежного обращения, закрепленные в статье 75 Конституции Российской Федерации, по своему правовому характеру относятся к функциям государственной власти. Однако Конституция Российской Федерации, устанавливающая основные функции Центрального банка Российской Федерации, не решает конкретных вопросов правового регулирования организации и порядка валютного обращения в Российской Федерации. Конкретизация и дальнейшее развитие конституционных положений осуществляется федеральными законами.

На основании пункта 1 статьи 75 Конституции Российской Федерации Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России является монопольным эмитентом денежных средств и организует денежное обращение, а также


Д.В. Буданов, 2008 утверждает графическое изображение рубля в качестве знака (статья 4). Его права и обязанности в этой сфере определены нормами главы VI (статьи 27-34) указанного Закона.

В соответствии со статьей 29 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" выпуск валюты (банкнот и монет), организация их обращения и изъятие из обращения на территории Российской Федерации осуществляются исключительно Банком России. Как пишет А.Г. Братко: "Банк России - банк-эмитент. Банк России осуществляет эмиссию валюты и регулирует ее обращение независимо от органов государственной власти. В соответствии с Конституцией Российской Федерации (статья 75), Банк России абсолютно независим в этом вопросе, и выпуск денежных заменителей запрещен. Поэтому она должна быть централизована для нормального функционирования денежной системы. Ни субъекты Российской Федерации, ни органы исполнительной власти не вправе вмешиваться в осуществление этой экономически определенной и конституционно закрепленной функции Банка России".

Монополия на эмиссию денежных средств позволяет Банку России эффективно выполнять конституционную задачу по защите и обеспечению стабильности рубля. Эмиссия наличных денег служит основой для контроля денежного обращения в стране, позволяет ЦБ РФ активно влиять на деятельность коммерческих банков и других коммерческих организаций. Кроме того, монополия ЦБ РФ на выдачу наличных денег помогает избежать соблазна решать экономические проблемы с помощью печатного станка. Поэтому мы не можем согласиться с позицией Гейвандова Ю.А., который пишет: "Установление порядка во многих других сферах денежно-кредитного регулирования, затрагивает интересы общества в целом, а потому не может быть полностью передано на усмотрение Банка России". Даже статья 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ограничивает право Банка России издавать нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к его компетенции" [4]. Ссылка на статью 7 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" не является полностью обоснованной, поскольку выдача наличных денежных средств входит в компетенцию Банка России в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

В качестве эмиссионного центра Банк России осуществляет регулирование эмиссии, т.е. регулирование выпуска и изъятия денежных средств из обращения. В то же время постановление об издании включает следующие пункты:


  • определение результата эмиссии, как для отдельных регионов, так и для страны в целом (результат эмиссии может быть с "плюсом", когда деньги вводятся в обращение, или с "минусом", когда деньги изымаются из обращения);

  • операции по выдаче осуществляются в соответствии с документами.

Эмиссия денег является одним из основных средств реализации единой государственной денежно-кредитной политики. Следует отметить, что статья 45 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обязывает Банк России ежегодно представлять в Государственную Думу до 26 августа проект Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год, а до 1 декабря - основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год.

Основными направлениями единой государственной денежно-кредитной политики на предстоящий год являются следующие:

  • концептуальные основы денежно-кредитной политики Банка России;

  • краткое описание экономической ситуации в Российской Федерации;

  • прогноз ожидаемого выполнения основных параметров денежно-кредитной политики в текущем году;

  • количественный анализ причин отклонения от целевых показателей денежно-кредитной политики, установленных Банком России на текущий год; оценка перспектив достижения этих показателей и обоснование возможных корректировок к ним;

  • Сценарный прогноз (состоящий, как минимум, из двух вариантов) развития российской экономики в наступающем году с указанием цен на нефть и другие сырьевые товары для российского экспорта по каждому из сценариев

  • Прогноз основных показателей платежного баланса Российской Федерации на следующий год;

  • Целевые ориентиры, характеризующие основные заявленные Банком России цели денежно-кредитной политики на предстоящий год, включая интервальные показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, а также золотовалютных резервов;

  • Основные показатели денежной программы на предстоящий год;

  • варианты применения инструментов и методов денежно-кредитной политики, которые обеспечат достижение целей при различных сценариях развития экономической ситуации;

  • план действий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

Между тем, Конституция Российской Федерации возлагает на Правительство Российской Федерации полномочия по проведению единой финансовой, кредитной и денежно-кредитной политики (подпункт "б" пункта 1 статьи 114). С другой стороны, в соответствии с пунктом 2 статьи 75 Конституции Российской Федерации и статьей 1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации осуществляет свои полномочия, в том числе связанные с валютным обращением, независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Как отметил В.И. Лафицкий, "здесь сталкиваются конституционные нормы, регулирующие полномочия двух государственных органов - Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации".