Файл: Денежная система рф.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 31

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" попытался разрешить этот конфликт. Так, в соответствии со статьей 7 настоящего закона проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения задач Банка России, направляются в Банк России для заключения. Кроме того, в соответствии со статьей 21 настоящего Закона Председатель Банка России или по его поручению один из его заместителей принимает участие в заседаниях Правительства Российской Федерации и может присутствовать на заседаниях Государственной Думы при обсуждении законопроектов об экономической, финансовой, кредитной и банковской политике. Кроме того, Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" обязывает Банк России и Правительство Российской Федерации информировать друг друга о планируемых мерах государственного значения, координировать свою политику и проводить регулярные взаимные консультации.

Несмотря на то, что до настоящего времени между Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации не возникало острых конфликтов в связи с проведением денежно-кредитной политики, нельзя исключать возможности их возникновения в будущем. Правительство РФ не обязано учитывать мнение Банка России в случае его несогласия, а право Председателя Банка России присутствовать на заседаниях Правительства РФ пока не гарантирует, что Правительство РФ учтет мнение ЦБ РФ. Российский законодатель не регулировал процедуры и формы учета мнения ЦБ РФ при принятии Правительством РФ решений по вопросам денежно-кредитной политики. В этой связи считаем целесообразным разработать определенные формы и процедуры учета мнения Центрального банка Российской Федерации по проектам постановлений и решений Правительства Российской Федерации при проведении денежно-кредитной политики. В случае расхождений в позиции Правительства РФ и Центрального банка предлагается предусмотреть возможность формирования совместной паритетной арбитражной комиссии для выработки согласованного решения. Если такое решение не может быть выработано, то окончательное решение должно быть принято Президентом РФ.

Помимо эмиссии денег для организации наличного денежного обращения, к вопросам прогнозирования наличного денежного оборота, работы с наличными денежными средствами и т.д. относятся. (статья 34 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Банк России уполномочен регулировать, отслеживать и контролировать эти вопросы путем издания нормативных правовых актов и отдельных правовых актов на основе имеющейся у него информации как о состоянии экономики в целом, так и о денежном обращении.


Центральный банк Российской Федерации возложил основные функции по прогнозированию денежного оборота на свои территориальные учреждения и определил, что предметом анализа в процессе прогнозирования денежного оборота являются:

  • формирующиеся тенденции в денежном обороте и его структуре;

  • источники поступления наличных денежных средств в кассы банковских учреждений и направления выдачи наличных денежных средств в кассах банковских учреждений

  • скорость возврата наличности в кассы банковских учреждений;

  • изменения и тенденции в экономике;

  • изменения индекса потребительских цен;

  • ситуация и развитие безналичных расчетов между юридическими и физическими лицами;

  • уровень инкассации денежных поступлений (в частности, торговых расписок), генерируемых на потребительском рынке;

  • территориальное размещение валюты в обращении и изъятие валюты из обращения, причины увеличения эмиссии (или уменьшения изъятия) валюты

  • неиспользованные возможности мобилизации наличных внутренних ресурсов банковскими учреждениями для удовлетворения потребностей предприятий в наличных денежных средствах;

  • результаты банковского мониторинга соблюдения фирмами процедур кассовых операций и управления денежными средствами;

  • продолжающиеся изменения в сферах использования домашних хозяйств денежных доходов и источниках их формирования;

  • состояние расходов юридических лиц на заработную плату и выплаты социального характера

  • причины задолженности по выплате заработной платы и пенсий.

Полномочия Центрального банка Российской Федерации в отношении управления денежными средствами достаточно обширны. Банк России регулирует хранение, транспортировку и инкассацию наличных денежных средств, определяет порядок операций с наличными денежными средствами, его юрисдикция включает вопросы уничтожения банкнот и монет Банка России и замены поврежденных банкнот и монет. ЗБР имеет право издавать по этим вопросам нормативные правовые акты, обязательные для исполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, всеми юридическими и физическими лицами.

Регулируя вопросы наличного денежного обращения, Банк России действует не только в сфере финансов и правоотношений, но и в сфере гражданских отношений. Так, если общие правила осуществления расчетов, в том числе наличного расчета, установлены гражданским законодательством (глава 46 ГК РФ), то особенности порядка осуществления наличного (и безналичного) расчета определяются нормативными правовыми актами Банка России. Это свидетельствует о том, что юридическое лицо Центрального банка Российской Федерации в сфере организации наличного денежного обращения также имеет некоторые гражданско-правовые аспекты.


Следует отметить, что законность полномочий Центрального банка, распространенных на сферу гражданско-правовых отношений, связанных с наличным денежным обращением, подтверждена Верховным судом Российской Федерации.

В связи с этим представляется необходимым принять закон о Центральном банке в форме федерального конституционного закона, который будет иметь преимущественную силу над федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы финансового и гражданского права.

Рассмотрение специфики правосубъектности Центрального банка Российской Федерации в сфере организации наличного денежного обращения показывает, что это сложный, многослойный вопрос, в содержании которого можно выделить три взаимосвязанных аспекта:

  • конституционный и правовой;

  • финансовый и юридический;

  • гражданский и правовой

3. СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ ДЕНЕЖНОЙ СИСТЕМЫ Любая денежная система основывается на нескольких основ¬ных принципах. Под принципами организации денежной системы понимаются основные правила, в соответствии с которыми осу¬ществляется функционирование и регулирование денежной сис¬темы. Рассмотрим основополагающие принципы современной де¬нежной системы, базирующейся на рыночных отношениях.

Одним из основных принципов является наличие централизо¬ванного регулирования. Регулирование со стороны государства характерно как для рыночной, так и для административно-ко¬мандной системы. Но при рыночной экономике помимо админи¬стративных рычагов система подвергается воздействиям экономи¬ческих реалий, что заставляет все финансовые механизмы опти¬мизировать свою работу.

Для денежных систем, далее, характерно прогнозирование и планирование денежного оборота.

Денежная система должна быть гибкой и соответствовать по¬требностям экономики: при росте объемов товаров и услуг денеж¬ная масса должна увеличиваться и наоборот.

Денежная эмиссия в современных условиях носит кредитный характер, т.е. наличные и безналичные деньги появляются в обо¬роте только в результате проведения банками кредитных опера¬ций. Кредитный характер денежной эмиссии обеспечивается сле¬дующими механизмами: центральный банк выдает кредиты ком¬мерческим банкам, коммерческие банки, в свою очередь, под оп¬ределенный процент, обеспечивающий, прибыль, предоставляют кредиты предприятиям. Выдача кредитов происходит на условиях платности, срочности и возвратности предоставляемых ссуд. Га-рантом возврата предоставленного кредита служат активы ком¬мерческих организаций и предприятий. Денежная эмиссия под¬креплена золотом, валютой, ценными бумагами и товарами. Таким образом, эмитированные денежные знаки обеспечены ма¬териальными активами.


Центральный банк подотчетен парламенту страны, и не подчи¬няется правительству. Борьба с инфляцией является одной из ос¬новных задач центрального банка. Правительство, в силу возложенных на него задач, для финансирования различных программ может обращаться к центральному банку за дополнительными де¬нежными средствами, которые не будут иметь материального под¬крепления. Поэтому для сохранения стабильности денежной сис¬темы роль арбитра в возможных противоречиях центрального банка и правительства выполняет парламент государства.

Денежные средства предоставляются правительству только на условиях кредитования. Этот принцип предотвращает попытки правительства финансировать дефицит федерального и местных бюджетов за счет увеличения денежной массы. Центральный банк должен кредитовать правительство под обеспечение денеж¬ных знаков государственными товарно-материальными ценнос¬тями, недвижимостью, государственными ценными бумагами и т.д.

Государство обеспечивает постоянный контроль за денежным оборотом и его элементами: пропорциями между объемами на¬личного и безналичного оборота.

На территории государства допускается функционирование только национальной валюты. Население может свободно обме¬нивать национальную валюту на валюты других стран, но исполь¬зовать валюту, полученную при обмене, разрешается только для платежей за рубежом.

Государством осуществляется регламентация обеспеченности денежных знаков, в частности устанавливается, какие виды товар¬но-материальных ценностей, драгоценных металлов и камней, иностранной валюты, ценных бумаг и т.п. могут служить обеспе¬чением денежной эмиссии.

Государством устанавливается структура денежной массы в обороте. С одной стороны, это достигается через установление пропорций между наличным и безналичным оборотом, с другой — через определение пропорций между денежными знаками разной купюрности во всем объеме денежной массы.

Важным принципом является обязательность исполнения кассовой дисциплины. Порядок кассовой дисциплины отражает набор общих правил, форм первичных кассовых документов, форм отчетности, которыми должны руководствоваться предпри¬ятия, организации и учреждения всех форм собственности при организации налично-денежного оборота, проходящего через их кассы. Контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлага¬ется на коммерческие банки. По мере развития и совершенство¬вания денежной системы все большее место в ней занимают раз¬личные формы безналичных расчетов, что делает ее более про¬зрачной для контроля, гибкой, экономит временные и матери¬альные затраты.


Государством определяется и порядок установления курса на-циональной валюты по отношению к иностранным валютам.

Денежная система Российской Федерации функционирует в соответствии с правовыми основами, заложенными Конститу­цией РФ, федеральными законами, нормативными актами Прези­дента РФ, Правительства РФ, Банка России.

Российская Федерация, как любое другое государство, имеет собственную денежную систему: банкноты — билеты Банка Рос­сии, а также металлическую монету. Основой системы выступает установленная законом денежная единица страны.

Официальной денежной единицей в Российской Федерации (национальной валютой) является рубль, состоящий из 100 копе­ек. Введение на территории РФ других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается. Банкноты и монеты являются безусловными обязательствами Банка России, обеспечиваются всеми его активами, и обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории страны.

Исключительным правом эмиссии наличных денег, организа­ции их обращения и изъятия на территории РФ обладает только ЦБ РФ.

Образцы банкнот и монет, планируемых к эмиссии, утвержда­ются Банком России. Сообщение о выпуске банкнот и монет новых образцов, их описание публикуются в средствах массовой информации.

Наличные деньги выпускаются в обращение на основе эмисси­онного решения — документа, выдаваемого Правлением ЦБ РФ в пределах размера выпуска денег в обращение, установленного Правительством РФ.

Контроль за организацией наличного и безналичного денеж­ного оборота также возложен на ЦБ РФ.

В целях обеспечения денежного обращения ЦБ РФ организует выполнение работ по прогнозированию требуемых объемов бу­мажных денежных знаков и монет и их производству, созданию для них соответствующих резервных фондов. Центральный банк определяет правила хранения, перевозки и инкассации наличных денег, а также устанавливает признаки платежности денежных знаков, порядок их замены и уничтожения. Кроме того, прерога­тивой Банка России является утверждение правил ведения кассо­вых операций для кредитных организаций, обязательных для всей территории и субъектов РФ.

Разработка и реализация единой государственной денежно-кредитной политики, направленной на защиту и обеспечение ус­тойчивости рубля, возложены на Центральный банк и Правитель­ство Российской Федерации.