Файл: Исторический обзор развития гимнастики. Происхождение гимнастики и основные закономерности ее развития.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 32

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исторический обзор развития гимнастики.

1. Происхождение гимнастики и основные закономерности ее развития.

Гимнастические упражнения культивировались еще в Древнем Мире. 4000 лет до нашей эры в Китае, Индии и у других народов гимнастические упражнения применялись в лечебных целях. В китайских книгах тех времен указывается на то, что в Китае существовала гимнастика, которой занимались дома утром и вечером. Широко известная в настоящее время система гимнастических упражнений индийских йогов, берет свое начало в том далеком времени. Из различных источников (памятники, фрески, рисунки) известно, что гимнастические упражнения у всех древних народов Закавказья, римлян, евреев и др. пользовались популярностью. Известно, что в то время существовали канатоходцы и акробаты выступавшие при дворах знати. У древних критян акробатические упражнения использовались как часть религиозно-обрядовых церемоний.

Содержание, задачи и развитие гимнастики на разных исторических этапах определялись экономическим строем и культурой общества. Наиболее высокий уровень развития гимнастики получила в древней Греции в период от 776 г. до н. э. до 394 г. н. э. Греки открыли ее воспитательное свойство и сделали гимнастику источником античной красоты. Они ввели систематические занятия молодежи физическими упражнениями как государственную повинность и достигли благодаря этому высокого совершенства не только телесного, но и духовного развития человека. Однако забота о всестороннем развитии касалась только людей, относящихся к господствующим классам.

2. Гимнастика у древних народов, в античном обществе и в средние века.

Термин «гимнастика» впервые появляется у древних греков в период расцвета древнегреческой культуры в VIII в., до н. э. Само слово «гимнастика» происходит от греческого «гимнос» —; обнаженный; древние греки выполняли физические упражнения обнаженными. Они применяли весьма разнообразные физические упражнения: бег, прыжки, кулачный бой, плавание, борьбу, метание, упражнения со снарядами, с палками, мячами, прыжки со скакалкой, упражнения на деревянном коне и др. В дальнейшем в школе верховой езды римские воины изучали сложные приемы верховой езды на деревянном коне. Определенная часть упражнений военно-прикладного характера послужила фундаментом, на базе которого позже развивались упражнения на коне. Римляне также применяли деревянные лестницы и другие сооружения, с помощью которых учились преодолевать препятствия и штурмовать укрепления.


В средние века господствующие классы отвергали античную культуру. Занятия гимнастикой стали носить узкий практический характер: готовить рыцарей, которые стремились лишь к развитию грубой физической силы. Все это привело к тому, что первоначальное значение гимнастики — быть «здоровым», сильным и крепким — было предано полному забвению. В раннем средневековье христианство учило заботиться только о спасении души, тело предлагалось подавлять как пристанище дьявола.

3. Гимнастика в новое и новейшее время.

Первые попытки гуманистов (Виторио да Фельтре и др.) возродить значение гимнастики как средства всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Однако в XV столетии, благодаря изучению античной культуры, снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. Представители позднего гуманизма (Филельфо, Миркуриалис), отбрасывая принцип религиозно-схоластического воспитания и образования, указывали, что гимнастика должна содействовать всестороннему воспитанию человека.

Иероним Меркуриалис в своем труде «Об искусстве гимнастики» подробно описал все виды упражнений того времени, систематизировал их и разделил гимнастику на три вида: военную, лечебную и атлетическую. Как врач по специальности, Меркуриалис особое значение придавал лечебной гимнастике, так как она укрепляет здоровье человека. Военную гимнастику он ставил па второе место по ценности, а третий вид, атлетическую, называл порочной, подвергал критике. Миркуриалис считался одним, из первых теоретиков оздоровительно-гигиенического направления в гимнастике. В те же времена развивалось и другое— атлетическое направление, целью которого было развитие силы и ловкости с помощью овладения сложной техникой движений на коне, а также акробатических упражнений. В 1599 году известный французский акробат А. Туккаро опубликовал первое руководство по акробатике под названием «Три диалога об упражнениях в прыжках и вольтижировке в воздухе». Акробатика пользовалась большой популярностью. На городских и деревенских праздниках часто выступали акробаты, канатоходцы, прыгуны. Иногда эти выступления носили соревновательный характер. На одной из гравюр того времени изображена пирамида в шесть этажей, построенная из 18 человек. Профессиональная акробатика, широко распространенная в то время, оказала большое влияние на развитие гимнастики.


В период перехода от феодализма к капитализму многие про­грессивные философы и педагоги предлагали внести новую систему всестороннего воспитания молодежи с тем, чтобы новое поколение окончательно освободилось от влияния старых феодальных традиций и догм.

В то время значительное влияние на развитие гимнастики оказали идеи передовых представителей буржуазии. Педагог, философ Ян Амос Каменский (1592-1670) в своем труде «Великая дидактика» изложил систему обучения, которая также касалась закономерностей связи умственного воспитания с физическим. Созданные им дидактические принципы до сих пор не утратили своего значения и лежат и основе этапов усвоения гимнастических упражнений, которыми пользуются и современной школе.

Жан-Жак Руссо (1712-1778) сноп педагогические воззрения изложил в труде «Эмиль, или О воспитании». Руссо рекомендовал пользоваться гимнастическими упражнениями в широком диапазоне: для развития органон чувств, управления движениями, соизмерения своих сил, умения бегать, прыгать, метать, плавать, выполнять упражнения и преодолевать препятствия в естественных условиях природы. Он призывал использовать силы природы для закаливания, всестороннего физического развития и совершенствования всего организма.

Известное значение для развития гимнастики имели взгляды Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Он считал, что физическое воспитание должно начинаться в семье с самого раннего детства, где родители, помогая младенцу сначала стоять, а затем делал, первые шаги, осуществляют тем самым «естественную домашнюю гимнастику». Он говорит, что очень важно развивать силы и способности, заложенные в ребенке от природы. На этой основе Песталоцци предлагал ввести в школе «Элементарную гимнастику», выполняемую ребенком в бытовой обстановке и в процессе его трудовой деятельности. Особая роль Песталоцци в развитии гимнастики состоит в том, что он разработал метод расчленения сложных движений на составные элементы и их различные сочетания.

Взгляды Руссо, Песталоцци и других прогрессивных мыслителей того времени были подхвачены в ряды западных стран буржуазной интеллигенцией, которая начала создавать свои системы физического воспитания человека.

Создание национальных систем гимнастики относится к началу XIX в., что обусловлено было общественными запросами. Способы ведения борьбы требовали одновременности действий, четкого выполнения команд, перестроений на поле боя и т. п. Педагогам и врачам того времени гимнастика представлялась единственно правильным методом физического воспитания молодежи.


В первой половине XIX в. наметились три направления в развитии гимнастики: гигиеническое (гимнастика рассматривалась как средство ук­репления здоровья и развития физических сил человека);
Атлетическое (гимнастика расценивалась как средство развития двигательных возможностей человека путем применения сложных упражнений, в том числе на гимнастических снарядах); прикладное (гимнастика использовалась как средство обучения солдат преодолению различных препятствий, встречающихся на войне).

Конец XVIII — начало XIX века характеризуется увеличением системотворчеством во всех отраслях знаний — природоведении, философии, правоведении, политике. Поэтому нет ничего странного в том, что филонтрописты Фит (1763-1836) и Гуте Мутс (1759-1839) стремились к созданию, стройной законченной системы гимнастики. В общем эта попытка им удалась, если учитывать условия той эпохи. Никто еще до них не собирал такого большого и разнообразного материала по физическому воспитанию, никто не смог так тщательно его систематизировать.

Из двух названных филонтропистов наибольший успех выпал на долю Гутс-Мутса. Это в значительной степени объясняется его некоторыми субъективными качествами — практицизмом, близостью к реальной жизни, способностью легко ориентироваться в окружающей общественной среде и быстро откликаться на ее запросы. Книга Гуте Мутса «Гимнастика для юношества» (Шнепфенталь, 1793) выдержала несколько изданий и нашла распространение не только в Германии, но и за ее рубежом.

Фит был склонен к отвлеченному мышлению, к философским обобщениям. Его «Опыт энциклопедии физических упражнений» (Берлин, 1795) стал достижением лишь небольшого круга чита­телей-интеллигентов.

Гутс-Мутс и Фит были бы забыты даже современниками, если бы первые годы XIX века не всколыхнула буря наполеоновских войн. Для борьбы с Наполеоном, провозгласившим себя императором Франции, нужна была здоровая, сильная и крепкая молодежь. Возникла потребность в гимнастике. Почву для нового расцвета гимнастики к этому времени успели подготовить филантрописты.
Система Гутс-Мутса дала две ветви. Одна из них укрепилась на немецкой земле и развивалась здесь в так называемый турнен, создателем которого считают Фридриха Людвига Яна (1778-1852). Система Яна была расчитана преимущественно на немецкую университетскую молодежь.

Другая ветвь системы Гутс-Мутса пересекла границы Германии, проникла в Данию и оттуда попала в Швецию, где Пер Генрих Линг (1776-1839) трансформировал ее в своеобразную по форме и содержанию гимнастическую систему. Она и поныне из­вестна во всем мире под названием «шведская гимнастика».


Немецкая система гимнастики складывалась в период оккупации Пруссии войсками Наполеона. Основателем этой системы был Ф. Ян (1778-1852). Он стремился использовать гимнастику для военной подготовки молодежи в нолях освобождения страны от оккупации. Основу системы составляли упражнения на снарядах и военные игры, так как они, по мнению Яна, лучше развивали физические силы и укрепляли волю человека. Он назвал свою гимнастику «турнкунст» (искусство изворотливости), а учеников — турнерами. Позднее немецкую гимнастику стали называть «турнен».

Шведская система гимнастики возникла вслед за немецкой гимнастикой. В ней удачно разработано было гигиеническое направление. П. Линг (1776-1839) начал изучать гимнастику в Дарий в первой половине XIX в. Дания была тогда одной из первых стран Западной Европы по распространению гимнастики. В 1813 году по инициативе П. Линга в Стокгольме был открыт специальный институт. Там П. Линг применял свои методы и средства физического воспитания. Он считал, что нужно использовать такие упражнения, которые укрепляют и развивают тело человека. Педагогическое значение гимнастики он не учитывал.

Его сын Р. Линг (1820-1886) продолжал дело начатое отцом, разработал схему урока, систематизировал упражнения, ввел специальные снаряды и выдвинул ряд методических положений. Упражнения классифицировались по анатомическому признаку. Основой их были симметричность, прямолинейность и напряженность Точному положению частей тела придавалось большое значение.

Урок шведской гимнастики строился по схеме, состоящей из 16 частей, следовавших в строгом порядке одна за другой. Она связывала инициативу преподавателя, хотя многим казалось научно обоснованной, что явилось причиной большой популярности шведской гимнастики и ее распространения во многих странах, в том числе в России.

Французская система гимнастики, имевшая в основном воен­но-прикладную направленность, формировалась почти одновременно со шведской. Создателем гимнастической системы во Франции был Аморос (1770-1848). Он был знаком с системой военно-физической подготовки А. В. Суворова и использовал ее при создании своей системы. Лучшими он считал такие упражнения, которые помогают приобрести навыки, необходимые в жизни и военных условиях — ходьба и бег на местности с препятствиями, всевозможные прыжки в снаряжении, переноска груза или «раненого», плавание и ныряние, борьба, метание, стрельба, фехтование и вольтижировка. Применялись снаряды, которые следовало преодолевать с наибольшей скоростью и экономией сил (лестница, канаты, шесты, заборы).