Файл: Исторический обзор развития гимнастики. Происхождение гимнастики и основные закономерности ее развития.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 34
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Проводя урок, Аморос не придерживался определенной схемы. Он установил лишь общие принципы: упражнения должны быть доступны занимающимся и по возможности просты; проводить их надо последовательно, от легких к трудным, от простых к сложным; на занятиях учитывались индивидуальные особенности учеников. Были указания на то, что действие одного и того же упражнения можно усилить или ослабить, изменяя скорость, направление и амплитуду движений. Иногда упражнения исполнялись под военные песни, что содействовало развитию дыхания и возбуждало патриотические чувства. Это была первая попытка введения своеобразного музыкального сопровождения на занятиях. Упражнения французской системы гимнастики использовались в русской армии.
Сокольская система гимнастики возникла в середине XIX в. в связи национально-освободительной борьбой славянских народов находящихся в составе Австро-Венгрии.В Чехии возникло «сокольское движение» и стала создаваться сокольская система гимнастики. Ее основателем был профессор эстетики и истории искусств Пражского университета М. Тырш (1832-1884) — представитель патриотически настроенной либеральной буржуазии, стремившейся к освобождению своей родины из под австрийского гнета. Тырш был знаком со всеми системами гимнастики первой половины XIX в., но ни одну из них не считал пригодной для организации в Чехии массового гимнастического движения в целях подготовки народа страны к национально-освободительной борьбе.
Сокольская гимнастика по своему содержанию была близка к немецкой, но имела свои особенности. Тырш стремился придать всем положениям и движениям такую форму, которая вызывала бы у исполнителей и зрителей эмоциональный, подъем, чувство радости и эстетическое наслаждение. Основу этой системы составляли упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами и без них, пирамиды, упражнения с элементами фехтования, бокса, борьбы.
Урок сокольской гимнастики состоял из трех частей:
В первой (подготовительной) части выполнялись порядковые упражнения, общие вольные или упражнения с предметами (палкой, гантелями и др.).
Во второй (основной) части выполнились упражнения на снарядах, прыжки, боевые упражнения и др.
В третьей (заключительного части обычно применялись ходьба, умеренный бег, игры.
Занятия и единообразных костюмах, под музыкальное сопровождение, четкость выполнении упражнений, организация соревнований и массовых выступлений обеспечила успех сокольской гимнастики во многих странах. Она явилась основой современной спортивной гимнастики.
Указанные системы имели классовый характер и национальные традиции. Отрицательным было то, что они односторонни, их авторы не понимали педагогического значения гимнастики, им характерен империзм.
Элементы гимнастки в быту пародов России, как и других народов, населявших нашу страну, существовали издавна. Праздничные развлечения включали выступления скоморохов, акробатов. В Среднем Азии большой популярностью пользовались канатоходцы. У некоторых народов Кавказа использовались упражнения с большими тяжестями, служившими средствами разминки перед борьбой. Почти у всех народов были в почете верховая езда и вольтижировка. Развитию гимнастики в значительной степени способствовало стремление известных полководцев повысить уровень физической подготовки русской армии. Основы физической подготовки войск были заложены при Петре I. В гвардейских полках созданных Петром I, применялись различные физические упражнения с целью обучения солдат преодолению препятствий и другим военным навыкам и умениям. По указу Петра I гимнастика была введена в военно-морских учебных заведениях. Много внимания совершенствованию системы физической Подготовки русской армии уделяли выдающиеся русские полководцы А. Румянцев, А. Суворов, адмирал Ф. Ушаков и др.
А. В. Суворов (1730-1800) создал свою систему военно-физической подготовки, в основу которой были положены военно-полевая гимнастика, утренняя гимнастика, закаливание. Применялись с этой целью бег, преодоление препятствий, переноска предметов, штыковой бой. Традиции А. В. Суворова продолжил М. И. Кутузов.
Большая заслуга в разработке основ физической подготовки в русской армии принадлежит М. И. Драгомирову (1830-1915). Он существенно дополнил суворовскую систему обучения войск, определил задачи физической подготовки для различных родов войск, разработал методику занятий гимнастикой в армии.
4. Гимнастика в дореволюционной России.
В 80-90-е годы представители русской передовой интеллигенции интенсивно разработали вопросы физического воспитания. Появляется ряд оригинальных работ П. Ф. Лесгафта, Е. А. Покровского, Е. А. Дементьева и других. Для развития научной отечественной системы гимнастики наибольшее значение имели труды П. Ф. Лесгафта — выдающегося русского ученого-педагога, анатома. Основательно изучив постановку физического воспитания и гимнастические системы на Западе, Лесгафт изложил свою научную систему физического воспитания для школьников «Руководство по физическому образованию для детей школьного возраста». Его учение оказало значительное влияние на развитие теории и практики физической культуры в нашей стране. Целью физического воспитания Лесгафт считал всестороннее гармоническое развитие человека. К задачам гимнастики он относил следующее: 1) способствовать правильному развитию нашего тела; 2) увеличение физической силы организма; 3) содействовать правильному определению отдельных органов нашего тела, например, дыхательных, пищеварительных и др.; 4) содействие правильному развитию формы тела.
В основу подбора систематизации физических упражнений Лесгафт положил не формальные внешние признаки самых физических упражнений или условий их выполнения, а педагогические задачи. П. Ф. Лесгафт предложил ряд ценных методических указаний, вытекающих из его понимания основ физического образования.
1. Выбор способов физического образования должен определяться задачами, поставленными перед ними, а упражнения должны отвечать анатомическому строению организма, его физиологическим функциям и педагогическим требованиям.
2. При подборе упражнений нужно строго учитывать индивидуальные особенности, пол, возраст, физическое развитие учеников.
3. Во всех случаях необходимо соблюдать принципы постепенности, последовательности, доступности.
4. Физические упражнения должны быть взяты из жизненной практики.
5. Физическая нагрузка должна равномерно распределяться на весь организм человека.
6. Все движения ученики должны осознавать. Поэтому Лесгафт показу предпочитал рассказ. Он не был против метода показа, но, прежде чем выполнять движение, требовал обязательного его продумывания учениками.
Для определения достигнутых результатов в физическом развитии Лесгафт предложил осуществлять педагогический контроль в начале и в копне учебного года самим учителем, который должен был измерять у занимающихся рост, вес, силу, обхват груди, шеи, конечностей и т. д., данные произведенных наблюдений обязательно учитывать и использовать в дальнейшей практической работе.
П. Ф. Лесгафт негативно относился к применению в школе упражнении на гимнастических снарядах (перекладина, брусья, конь и др.), а также некоторых прикладных упражнений, считая, что эти упражнения требуют больших напряжений не только мышечных, но и нервных, что приводит к чрезмерному утомлению. Кроме того, искусственно созданные упражнения на снарядах не отвечают анатомическому строению школьника, его возрастным особенностям, что в конечном итоге может отрицательно повлиять на его развитие. Он также отрицательно относился к соревнованиям, объясняя, что они совершенно не согласуются с задачами общеобразовательных школ. Эти утверждения следует считать ошибочными. Современная практика, физического воспитания подрастающего поколения убедительно доказывает полезность снарядовой гимнастики, прикладных видов упражнений и соревнований как неотъемлемой части учебного процесса.
Следует отмстить, что система П. Ф. Лесгафта была самой передовой, прогрессивной. Многие ее положения в переработанном виде вошли в советскую систему физического воспитания.
Организация буржуазных гимнастических обществ в России относится к периоду второй половины XIX столетия. Так, первое гимнастическое общество было открыто немцами в Одессе в 1861 году; в 1863 году в Петербурге открывается гимнастическое общество «Пальма»; в 1868 году в Москве — Московский гимнастический союз; а в 1869 году — Петербургское гимнастическое общество. Подобные общества открываются и в других городах России. Эти общества находились под влиянием немецкой системы гимнастики, и в них главным образом культивировалась спортивная гимнастика. В 1883 г. в Москве организовано Российское гимнастическое общество, одним из основателей его был А. П. Чехов. В последующие годы в Россию проникает сокольская система. В 1900 году возникают первые организации «Сокол». Сокольская система быстро распространяется в школах России. Это объясняется политическими соображениями правящих кругов. Общество «Сокол» использовалось царским правительством для воспитания молодежи в целях защиты своих интересов. Преподаватели сокольской гимнастики воспитывали молодежь в духе преданности капиталистическому строю и русскому самодержавию.
В 1903 г. в Петербурге были организованы гимнастические общества «Маяк» и «Богатырь».
С 1885 г. в Москве Русским гимнастическим обществом проводятся первые соревнования по гимнастике. Последующие, соревнования проводятся в Москве в 1887, 1888, 1892 г.г. Количество участников не превышало 20 человек. В 1907 г. русские гимнасты начали принимать участие во Всесокольских слетах, которые проводились в Праге раз в пять лет. В марте 1911 г. был создан Олимпийский комитет России. В 1912 г. русские спортсмены участвовали в Олимпийских играх, но неудачное их выступление (15-16-е места) побудило буржуазное правительство и спортивную общественность проводить ежегодную русскую Олимпиаду. Первая такая Олимпиада была проведена в Киеве в 1913 г., вторая — в Риге в 1914 г. В обеих олимпиадах участвовало весьма ограниченное число представителей спортивной гимнастики, их количество не превышало 60 человек.
Таким образом, до 1917 г. теория и практика гимнастики в дореволюционной России получили некоторое развитие, но общее состояние гимнастики находилось на низком уровне.
5. Развитие гимнастики в СССР.
После свершения Великой Октябрьской социалистической революции по инициативе В. И. Ленина 22 апреля 1918 г. декретом ВЦИК в стране было введено всеобщее обязательное военное обучение (Всевобуч). Перед Всевобучем стояла задача — используя старых специалистов по гимнастике и спорту, подготовить кадры советских учителей, инструкторов. С этой целью по всей стране организовывается сеть краткосрочных курсов, школ, в программе которых главное место отводится гимнастике, в том числе спортивной и полевой. В то же время наряду с военно-спортивным Всевобучем гимнастика широко культивировалась и в старых буржуазных обществах «Сокол», «Шевердени» (горный орел) в грузин и др. Эти клубы своей деятельностью продолжали поддерживать контрреволюционное настроение и подрывали мероприятия, проводимые Всевобучем и Советским правительством.
Огромную роль в развитии советской физической культуры сыграл комсомол, который реализует решения Коммунистической партии и Советского правительства, направлял физическую культуру на путь подготовки парода к производственному труду и вооруженной защите Отечества. Одновременно комсомол вел активную борьбу против буржуазных спортивных обществ, которые вскоре были ликвидированы.
В 1920 г. в Москве открывается Центральный институт физической культуры. Наряду с подготовкой специалистов высшей квалификации ученые, преподаватели института успешно вели научно-исследовательскую работу, которая со временем завершалась созданием советской системы физического воспитания, основанной на материалистическом учении классиков марксизма-ленинизма. Историческое значение в развитии физической культуры, и в частности гимнастики, имело постановление Центрального Комитета (РКП(б) «О задачах партии в области физической культуры» 1925 г. В ней были определены идейно-методологическая сущность и общественно-политическое значение советской физической культуры и указаны пути ее развития. В постановлении, в частности, говорится: «Физическая культура должна составлять неотъемлемую часть общеполитического культурного воспитания и образования, оздоровления масс и должна быть включена в общий план деятельности соответствующих общественных и государственных организаций и учреждений (профсоюзов РЛКСМ, Красной Армии, школы и т. д.)». После этого постановления наступает переломный момент в развитии гимнастики в СССР. Возродились секции гимнастики, начался критический пересмотр существовавших гимнастических систем и методов, изменилось содержание работы по гимнастики. Были созданы новые программы по физическому воспитанию школьников, в которых гимнастике отводилось основное место.
В 1928 г. проводятся первые соревнования по спортивной гимнастике. В 1929 г. в Москве состоялась III научно-методическая конференция, где гимнастике было уделено большое внимание. Были определены основные разновидности, внесены коррективы в методику преподавания спортивной гимнастики. Большое значение и влияние на развитие гимнастики оказало введение комплекса ГТО I ступени (1931), комплекса ГТО II ступени (1932), и БГТО (1934). На основе комплекса ГТО происходит перестройка работы секций по гимнастике на более высокий спортивный уровень и значительный охват масс. Значительным событием в истории движения гимнастики является I Международная конференция, посвященная проблемам гимнастики. Она состоялась в Москве в 1933 г. В работе конференции приняли участие представители рабочих спортивных организаций Скандинавии, Швейцарии, Австрии. В своих решениях конференция определила место гимнастики в советской системе физического воспитания, содержание и задачи гимнастики в СССР, дала научное обоснование основ методики гимнастики, наметила пути дальнейшего ее развития, укрепления организационной работы по гимнастике, определила характер подготовки специалистов и решила ряд других вопросов. Эта конференция не могла решить всех проблем, стоящих перед гимнастикой, но она имела большое значение для дальнейшего развития гимнастики в СССР.