Файл: Предмет и задачи психогигиены. Понятие психического здоровья. Вопросы к семинару.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.02.2024

Просмотров: 20

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОГИГИЕНЫ. ПОНЯТИЕ

ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Определение психогигиены как научной отрасли гигиены. Предмет

исследования психогигиены. Задачи психогигиены.

2. Связь психогигиены с другими науками: психиатрией, психологией, патопсихологией, педагогикой

и др.

3.Разделы психогигиены. Методы психогигиены. Перспективы развития

4. Основные понятия «здоровье», «болезнь», «норма», «патология»,

«расстройство».

5.Современное мультидисциплинарное понятие психического

здоровья.

6.Биомедицинская и биопсихосоциальная модели соотношения

здоровья и болезни.

7.Критерии психического здоровья.

8.Предмет и задачи психопрофилактики.

9.Уровни психопрофилактики: первичный, вторичный и третичный. Связь психопрофилактики и психогигиены.

10.История возникновения и развития психогигиены и психопрофилактики.

ТЕМА 2. ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОГИГИЕНА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Психологические подходы к изучению развития человека в контексте его жизненного пути (краткая характеристика каждого возрастного периода).

    1. Психология младенца

    2. Психология раннего детства

    3. Психология дошкольника

    4. Психология младшего школьника

    5. Психология подростка

    6. Психология юности

    7. Психология зрелости

    8. Психология старости

  2. Краткая характеристика возрастных кризисов человека.

  3. Возрастные периодизации

  4. Психогенные реакции детского и подросткового возраста

ТЕМА 3. ПСИХОГИГИЕНА СЕМЬИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Семья как система: определение, функции, жизненный цикл семьи, кризисы.

2. Гармонизация семейных отношений. Предупреждение конфликтов в родственных отношениях.

3. Факторы риска в семейных отношениях. Общие рекомендации по гармонизации семейных отношений

4. Психогигиена интимной жизн. Беременности и материнства.

5. Детско-родительские отношения и болезнь. Гармонизация детско-родительских отношений

6. Факторы риска невротических расстройств у детей. Эмоциональный контакт родителей и детей как протективный фактор


7. Агрессивное поведение ребенка. Психологическая поддержка подростков с акцентуациями характера. Снижение риска депрессии у подростков.

8. Измена. Развод. Влияние разводов на семью и родственные отношения

9. Профилактика зависимого поведения в семье. Природа зависимого поведения

8.1. Профилактика зависимости у подростков

8.2. Поддержка в прерывании зависимости

8.3. Семейные факторы риска наркомании и алкоголизма

8.4. Созависимость

8.5. Влюбленность с чертами зависимости

10.Практика психологической помощи семье.
ТЕМА 4. ПСИХОГИГИЕНА ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Задачи и принципы психогигиены в школе

2. Диагностика психического состояния школьников.

3.Организация жизни ребёнка.

4. Психологические методы воздействия на ребенка; внушение, убеждение, эмоцинальное заражение и т.д.

5. Способы саморегуляци в школе

6. Игра как средство психогигиены.

7. Диагностика психологического климата в классе. Моббинг.

8. Классификация психических расстройств детского и подросткового возраста.

8.1.  Умственная отсталость.

8.2.  Общие расстройства развития (психозы детского возраста)

8.3.  Специфические расстройства развития (расстройства развития речи, расстройства чтения, счета, других школьных навыков). Расстройства развития двигательных функций.

8.4.  Поведенческие и эмоциональные расстройства, начинающиеся в детском и подростковом возрасте (гиперкинетические расстройства, расстройства поведения, тревожные расстройства, фобические расстройства, тикозные расстройства, неорганический энурез, заикание

9. Роль педагога на формирования личности школьника. Типы педагогов.

10. Значение психолого-педагогической службы в образовании.

ТЕМА 5. ПСИХОГИГИЕНА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И УМСТВЕННОГО ТРДА СТУДЕНТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Общие сведения о познавательных психических процессах.

1.1. психогигиена ощущений и восприятия

психогигиена памяти,

1.2. психогигиена внимания,

1.3. психогигиена мышления,

1.4. психогигиена воображения,

1.5. психогигиена речи



2. Способы совершенствования познавательных психических процессов.

3.Психофизиологические особенности учебной деятельности студента
4.Общие закономерности изменения физиологических и психологических проявлений умственной работоспособности и утомления в процессе обучения (дня, недели, по семестрам, за учебный год) 

5.Состояние и работоспособность студентов в экзаменационный период

6. Заболевания, связанные с несоблюдением гигиенических норм и правил организация труда студентов.

7. Организация рабочего места. Режим дня. Физические нагрузки.

8. Самооценка и самоконтроль психического состояния и состояния здоровья.
ТЕМА 6. ПСИХОГИГИЕНА ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Психогигиена физического и умственного труда. Профилактика утомления.

2.Создание рабочего место в психогигиеническом плане. Психопрофилактика в ситуациях социальной фрустрированности, интеллектуально и эмоционально напряжённой профессиональной деятельности.

3.Психопрофилактические аспекты труда.

4.Меры, уменьшающие эмоциональные, интеллектуальные перегрузки, снижающие вероятность и силу социальной фрустрированности во время реализации трудовой

деятельности.

5. Психогигиена труда медицинских работников. Роль психотравмирующих факторов трудовой деятельности врачей

6. Психическая адаптация к труду и к бытовым ситуациям социального взаимодействия. Основные неблагоприятные факторы труда медицинских работников, их влияние на здоровье данной категории лиц, основные направления психопрофилактики труда врачей.

7.Профессиональная деформация личности. .Профессиональной деформации в мотивационной сфере.

8.Проявление профессиональной деформации в познавательной сфере. Профессиональная

деформация личностных характеристик
ТЕМА 7. ПСИХОГИГИЕНА ЭФФЕКТИВНОЙ КОММУНИКАЦИИ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Понятие и общие характеристики общения. Отличие деловой и межличностной коммуникации.

2.Модели коммуникации и личностные качества, необходимые для

успешного общения. Виды слушания.

3.Компетентность и причины плохой коммуникации. Вербальная коммуникация и невербальная коммуникация


4.Структура и виды межличностных конфликтов.

5.Конфликтогены.Стадии конфликтного взаимодействия.

6.Способы поведения в конфликтных ситуациях. Типы личности участников конфликтов.

7.Профилактика конфликтов в медицинской среде.

8.Синдром «психического выгорания» в коммуникативных профессиях. Понятие «психическое выгорание».

9.Трудности исследования синдрома«психического выгорания». Деперсонализация. Редуцирование личных достижений. Личностные и профессиональные факторы «психического выгорания».

10.Синдром «психического выгорания» у врачей. Основные факторы «выгорания» и способы их преодоления.
Тема 8. ПСИХОГИГИЕНА БЫТА

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

  1. Психогигиена сна. Рекомендации по улучшению сна.

  2. Психогигиена отдыха. Рекомендации по организации качественного отдыха.

  3. Психогигиена питания. Рекомендации по правильному питанию.

  4. Психогигиена кризисных состояний.

5.Экстремальные ситуации и факторы, определяющие их патогенность.

6.Фазы психологических реакций при природных и социальных катаклизмах.

7.Проявления PTSD.

8.Психологические аспекты реабилитации больных PTSD

  1. Самосознание и образ тела.

  2. Стресс, психологические и психосоматические реакции на него.

  3. Общий адаптационный синдром, психологические способы защиты от стресса.

  4. Внутренний конфликт и психологическая защита.

  5. Психологические аспекты формирования мотивации к сохранению здоровья и психологические последствия различных заболеваний.


Тема 9. ПСИХОГИГИЕНА ПАЦИЕНТА.

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:

1.Проблема определения и разграничение понятий болезни и здоровья.

2. Современное понимание болезни. Психосоматика. Паллиативное лечение.

3. Психическое реагирование на заболевание

3.1. пол

3.2.возраст

3.3. профессия

3.4.особенности темперамента

3.5.особенности характера

3.6.личностные особенности

3.7. типы психического реагирования

3.8. социальное положение больного

3.9. болевой синдром.

5. Личность врача. Типы пациентов. Типы врачей.

6.Факторы, влияющие на отношение к болезни.

7.Структура (уровни) внутренней картины болезни.

8.Психологические мотивы отказа от приёма лекарств.

9.Госпитализм и психическая депривация, причины и проявления.


10.Ятрогении и ятропатии, определение понятий, причины и проявления.

11.Врачебная тайна, содержание понятия, этические и правовые аспекты.

12.Эйтаназия, этические и правовые аспекты.

13.Психология умирающего больного.

Тема 10 : ПСИХОГИГИЕНА ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ И ЛЕЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Вопросы к семинару

1.Влияние заболеваний на психику человека и его поведение

2.Психологическая адаптация больного к заболеванию

3.Лечебно-профилактическое учреждение и пациент

4.Особенности психологического климата в амбулаторных учреждениях

5.Особенности психологического климата в стационарном учреждении

6."Трудные" больные

7.Врач как больной.

8.Психологические составляющие взаимоотношений между врачом и больным

9.Психологические составляющие взаимоотношений между медицинской сестрой и больным

10.Психологические составляющие тройственного союза: врач-сестра-больной

11.Психологиябольного ребенка (Реакция детей на госпитализацию и адаптация к медучреждению)

12.Психологические аспекты общения с пожилыми пациентами (Пациенты пожилого и старческого возраста)
13. Психологическое воздействие выписки
Тема 11. ПРОФИЛАКТИКА НАРУШЕНИЙ ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ

ВОПРОСЫ К СЕМИНАРУ:
1.Здоровый образ жизни: основные компоненты (условия жизнедеятельности и оптимальный режим; отдых, сон и питание; физические нагрузки, гипоксическая тренировка и гигиена)

2.Эмоциональная регуляция как профилактика нарушений психического здоровья

3.Эмоциональные факторы психического здоровья. Проблема эмоционального самоконтроля. Аффекты и психоэмоциональная неустойчивость. Психоэмоциональная саморегуляция.

4.Двигательная активность и физическое здоровье

Двигательная активность как физиологическая потребность.

5.Гиподинамия и здоровье. Двигательная активность как важнейшее условие здорового образа жизни.

6.Элементы двигательной активности. Работа мышц, обмен веществ и энергии, экономичность жизнедеятельности тканей, работоспособность человека.

7.Развитие гиподинамии. Заболевания, вызванные гиподинамией.