Файл: Курсовая работа Формирование основ экологической культуры школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 11

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Чтобы воспитать у ребенка ответственное и бережное отношение к природе, наиболее эффективной, по мнению педагогов, является комбинация занятий на уроках с внеурочной деятельностью таким образом, чтобы содержание внеурочной работы было как бы продолжением занятий в классе. Хорошо организованная внеклассная деятельность дает детям возможность использования дополнительного материала, что обогащает знания, умения и расширяет кругозор. Когда учащиеся непосредственно наблюдают окружающий мир, анализируют его состояние, они уже могут извлечь из этого урок, может быть, переосмыслить свое отношение к природным ценностям
Внеклассная работа в этом направлении призвана развить интерес учащихся к познанию окружающей среды, к применению уже полученных знаний в практической деятельности. Кроме того, внеурочные занятия способствуют формированию самостоятельной исследовательской деятельности учащихся.
Разные виды деятельности во время внеклассной работы позволяет школьникам ощутить воздействие человека на природу, непосредственно наблюдать существующие проблемы экологического характера, овладеть элементарными умениями охраны окружающей среды, быть готовыми всячески помочь сохранить чистоту, красоту и богатство природы и призвать других людей к необходимости беречь ее.

Итак, эффективность внеурочной работы с целью сформировать основы экологической культуры учащихся во многом определяется ее связью в плане содержания с занятиями на уроках природоведения и биологии

Выделяют три вида взаимодействия урочных и внеурочных занятий:

1 ) познавательная взаимосвязь состоит в том, что знания, полученные во время урока, обогащаются во внеклассной деятельности благодаря непосредственному наблюдению природы, просмотру познавательных передач из мира науки, чтению дополнительной литературы и т.п.;

2 ) ценностное взаимодействие проявляется во взаимосвязи естествоведческих знаний школьников с социальной сферой, что позволяет более широко рассмотреть роль человека в охране окружающей среды;

3) деятельностная линия взаимосвязи имеет, пожалуй, самое важное значение, поскольку наиболее наглядно отношение ученика к природной среде проявляется именно в его практических действиях
В ходе внеурочной работы как организованной и систематизированной деятельности педагог решает такие задачи, как предоставить ученикам дополнительные знания, воспитать у учащихся умение работать в коллективе и т.д. Еще одним немаловажным положительным моментом внеклассной работы является предоставленная ученикам возможность выбрать тот вид деятельности, который им нравится. Это способствует поддержанию интереса к изучаемому предмету, а выполнение той или иной практической работы с интересом несомненно приносит хорошие результаты.



Е.П. Торохова полагает, что пример педагога здесь играет важную роль, ведь учитель оказывает довольно сильное влияние на сознание школьников, на их поведение. Также для успешного экологического образования учащихся учитель должен учитывать возрастные особенности учеников, уровень их эмоционального и интеллектуального развития, принимать во внимание их особенности восприятия окружающего мира.

В современной школе важным также является и вопрос о выборе методов и форм проведения урока и внеклассного мероприятия. Во многом этот выбор зависит от особенностей учебной группы, уровня развития учащихся, их интересов, а также от окружающих условий.

современной школе важным также является и вопрос о выборе методов и форм проведения урока и внеклассного мероприятия. Во многом этот выбор зависит от особенностей учебной группы, уровня развития учащихся, их интересов, а также от окружающих условий.

Внеурочная работа сама по себе может иметь несколько форм:

1) индивидуальная работа подразумевает, что ребенку даются определенные задания для самостоятельного выполнения, например, чтение литературы дома, проведение элементарных экспериментов, наблюдение и уход за растением или животным, наблюдение за явлениями природы, ведение дневниковых записей и т.д.;

2) групповая деятельность предполагает формирование временной группы (т.е. дети объединяются в группы только до завершения конкретного задания) или постоянной группы (например, действующие школьные кружки: «Юный исследователь», «Юный эколог», «Кружок защитников животных» и т.д.);

3) к массовым мероприятиям относят олимпиады и викторины, экскурсии, конференции, вечера и т.п. Во внеклассной работе такой формы могут принять участие не только данная учебная группа, но и учащиеся из параллельных классов.
В наши дни очень большую популярность приобретают именно групповые занятия в кружках. Такая форма отражает фундаментальные аспекты экологического образования, такие как познавательный, деятельностный, ценностный, нормативный. Работа в кружке подразумевает использование разнообразных форм работы, в числе которых: ·групповые целенаправленные наблюдения за компонентами живой и неживой природы для уяснения связей между ними; ·поход на природе, экскурсия в краеведческий музей, зоопарк, заповедник; ·внеклассное чтение природоведческих книг, журналов; ·оформление живого уголка, проведение простейших экспериментов над животными и растениями; ·организация утренников, конкурсов, викторин, посвященных теме экологии; ·классные часы по теме охраны окружающей среды и т.д.


Игровая деятельность так или иначе формирует личность ребенка, воспитывая в нем положительные качества, например, избирательность, расчетливость, ответственность (если игра командная), находчивость. Элемент игры всегда делает образовательный процесс интересным и увлекательным. Кроме того, такие известные советские психологи, как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, считали, что игра является особой формой деятельности ребенка, в которой отражается его отношение к окружающей действительности и потребность оказывать воздействие на окружающий мир.

Еще одной интересной формой является метод проектов, который набирает свою популярность в последние десятилетия. Школьный проект - это оформленная работа над конкретной проблемой, предполагающая применение уже полученных знаний, развитие умений, но уже на уровне самостоятельного поиска возможных путей достижения реального результата
К учебному проекту имеется ряд требований: ·постановка проблемы; ·разработанный алгоритм действий по ее решению; ·исследовательская деятельность участников проекта. В качестве результата проектной работы выступает «продукт», иными словами это средство, разработанное учащимися для решения данной проблемы. Этот продукт школьники представляют в своей презентации. Учебный проект предоставляет ученикам возможность выполнять интересную для них работу как самостоятельно, так и в коллективе, что позволяет им проявить свои способности, внести свой вклад в работу группы и поделиться с учащимся своими достижениями в работе над проектом.

1.3Вывод по 1 главе

В ходе ознакомления с литературой, посвященной проблеме формирования экологических основ у школьников, было выяснено, что экологическое образование является важной составляющей всего образовательного процесса. Оно направлено на обучение детей основам экологии, воспитание у учащихся ответственного и бережного отношения к окружающему миру и к себе самому, иными словами на формирование основ экологической культуры учащихся. Экологическое воспитание школьников не должно ограничиваться только уроками природоведения и естествознания. Для углубления и закрепления знаний, расширения кругозора и накопления опыта важно, чтобы занятия в классе находили свое продолжение во внеурочной работе. Под внеклассной работой по курсу природоведения понимается деятельность учащихся, направленная на изучение данного предмета и осуществляемая после основных школьных уроков. Современной педагогике известны самые разные формы внеурочной деятельности, целью которой является экологическое воспитание и обучение детей школьного возраста и которая направлена на обогащение их знаний, развитие умений и навыков взаимодействия с окружающей средой. Однако, к сожалению, на сегодняшний день немногие из них используются в школе. воспитание внеклассный экология
.

Глава 2. Исследовательская работа по формированию основ экологической культуры школьников
В качестве примера исследовательской работы будет представлена научно-исследовательская работа Сулеймановой К И., студентки факультета естественнонаучного образования Чувашского Государственного Педагогического Университета им. И.Я. Яковлева. Данная исследовательская работа проводилась в МБОУ СОШ №155 г. Казань. В исследовании участвовали ученики 6 «Б» класса в составе 24 человек.

Цель проведенного исследования - выявить уровень экологической грамотности учащихся.

Задача исследования - собрать материал, позволяющий установить, насколько развита экологическая культура в данной учебной группе.

В качестве методики, примененной в ходе исследования, выступает анкетирование.

2.1 Выявление уровня экологической культуры учеников 6 класса

Данной группе учащихся было предложено заполнить анкету, включающую 8 пунктов-утверждений. Прочитав утверждения, дети должны были выбрать (обвести, подчеркнуть) тот вариант ответа, который наиболее близок к их точке зрения, т.е. верно/неверно. Анкета разработана доктором педагогических наук Л.В. Моисеевой.

Содержание анкеты:

1)Нужно заботиться о животных, потому что они приносят пользу человеку.

верно/неверно

2) Если во время прогулки в лесу я увижу свалку мусора, меня это огорчит.

верно/неверно

3) Находясь в лесу, нарву букет цветов и подарю их маме.

Верно/неверно

4)Если увидишь пчелу, убей ее, она может укусить.

Верно/неверно

5)Придя в лес, не шуми, шумом ты побеспокоишь птиц на гнездах, вспугнешь животных.

Верно/неверно

6)Наша страна богата природными ресурсами, эти запасы никогда не закончатся.

Верно/неверно

7)Человек должен заботиться о растениях, так как без них невозможна жизнь на Земле.

Верно/неверно

8)Заводы и фабрики могут наносить вред окружающей среде.

Верно/неверно

Полученные результаты обрабатываются математически. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл, неправильный - 0 баллов. Далее баллы суммируются. Исходя из количества набранных баллов, по следующей шкале определяется уровень экологической культуры:
Итак, в результате проведения анкетирования были получены следующие показатели:

2 ученика показали достаточно высокий уровень экологической образованности;


9 учащихся показали средний уровень;

13 человек показали низкий результат.

Полученные данные рассчитываются по формуле: R / n * 100%, где n - количество учеников, заполнивших анкету, R - количество правильных ответов (баллов). Низкий уровень: 13/24*100% = 54,2%. Средний уровень: 9/24*100% = 37,5%. Высокий уровень: 2/24*100% = 8,3%.



2.2 Пример разработки методики для проведения внеклассной работы, посвященной теме экологии, и ее применения на практике

В результате анализа педагогической литературы, в которой рассматривался вопрос об экологическом воспитании и обучении детей школьного возраста, была разработана и осуществлена идея создания «Кружка юных экологов».

Целью занятий в кружке является закрепление изученного на уроках биологии материала, воспитание ценностного отношения к окружающей среде, развитие умений и навыков практической деятельности. Основные задачи организации кружка:

формирование базовых экологических понятий;

наглядное изучение территории школы;

включение школьников в природоохранную деятельность;

приобщение учащихся к окружающему миру.


Работа кружка имеет следующие основные аспекты:

1)Познавательный аспект предполагает проведение внеклассных мероприятий в форме беседы, игры, конкурса и т.д. Это направление позволяет расширить и обогатить знания учащихся о природе.

2)Компонент исследования активизирует исследовательскую деятельность учащихся, способствует их самостоятельной поисковой работе, анализу материала. Исследование может проводиться в ходе экскурсии, работы над проектом или проведения элементарных экспериментов.

3)Наконец, творческий аспект предполагает активную и инициативную деятельность учеников, развивающую их творческий потенциал. Реализовать свои творческие способности дети могут в написании сочинений на экологическую тему, выставках поделок, рисунков, стенгазет и т.п.

Программу занятий в кружке можно разделить на несколько рубрик. Например, тема «Человек и растительный мир» предполагает изучение как комнатных, так и посаженных на школьной территории растений. Полезным также будет элемент краеведения, т.е. знакомство с той растительностью, которая характерна для данного региона. Рубрика «Человек и животный мир» позволяет детям больше узнать о животных. Опять же это предполагает и наблюдение за птицами и животными родного края, за их поведением, особенностями. Выделение такого раздела, как «Человек и окружающий мир» подразумевает сбор сведений о загрязнении природной среды, разработку статистик (например, подсчет среднего количества мусора, который человек выбрасывает за некоторый временной промежуток). Немаловажна и такая рубрика, как «Здоровье человека». Она направлена на изучение здорового образа жизни, следование правилам ЗОЖ и предполагает проведение подвижных игр, физкультминуток, которые способствуют укреплению здоровья учеников