Файл: Курсовая работа Формирование основ экологической культуры школьников во внеклассной работе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 14

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
.
В занятия в «Кружке юных экологов» входит также проектная деятельность учащихся. Для работы над проектом дети могут разделиться на группы по интересам, что способствует развитию у них лидерских качеств и умения работать сплоченно, в коллективе.

Работа над созданием проекта как раз включает ранее названные компоненты деятельности в кружке. Так, в процессе поиска дополнительного материала для проекта, дети в любом случае углубляются в изучаемый предмет, приобретают новые знания. А подготовка презентации проекта требует от учеников креативности и творчества. Кроме того, сама работа над проектом - это великолепный практический опыт: далее, в старших классах, в колледже или университете учащимся предстоит создавать и защищать собственные проекты, поскольку в последние годы, как уже ранее упоминалось, метод проектирования приобретает популярность в современной педагогике. В качестве примера проекта, разработанного шестиклассниками, можно привести «Ботанический уголок в классе». В ходе внеурочного занятия в кружке были обозначены цели и задачи проекта. Целью данного проекта было оформление зеленого уголка в классной комнате. Задачи проекта вытекали одна из другой:

1 ) Так как учащиеся пока не имели представления, каким должен быть ботанический уголок, для начала была поставлена задача подготовки набросков, эскизов и их коллективного обсуждения.

2 ) Следующая задача, поставленная перед учениками, состояла в том, чтобы выбрать, какие растения должны войти в зеленый уголок.

3 ) Третья задача была решена с помощью учителя биологии, который научил детей правильно подбирать подходящую почву для растений и помог им посадить отобранные для уголка растения. В качестве критериев оценивания выступали следующие условия: ·растения, посаженные в ботаническом уголке, должны быть комнатными; ·видов растений должно быть несколько; ·вся растительность должна быть красиво оформлена, т.е. растения следовало посадить в горшки. В ходе решения задач проекта возникали некоторые вопросы, например, где найти отростки, которые можно посадить. Разумеется, вариантов было несколько. Так, некоторые ученики предложили приобрести их в цветочном магазине. Однако это было довольно затратно, поэтому сошлись на варианте взять отростки домашних комнатных растений. Решив этот вопрос, дети при помощи классного руководителя разработали план действий, пунктами которого были:

·пронаблюдать, какие растения чаще всего используются в других школьных кабинетах, как они оформлены;


·нарисовать эскиз будущего ботанического уголка;

·выбрать, какие растения войдут в состав зеленого уголка и найти о них сведения;

·подсчитать, сколько видов растений будет посажено;

·подобрать посадочную почву и подготовить необходимый материал для посадки растений;

·аккуратно, красиво и креативно оформить ботанический уголок.

Итак, дети работали над данным проектом в соответствии с составленным планом действий. Сначала они прошли по школьным кабинетам и выяснили, что почти в каждой классной комнате есть зеленые растения, цветы. Так у них хотя бы был наглядный пример озеленения класса. В качестве домашнего задания нужно было провести самостоятельный поиск информации об увиденных растениях и определить, встречаются ли они у учеников дома, ведь в таком случае дети могли бы из дома принести отростки для ботанического уголка. К составлению эскизов будущего зеленого уголка учащиеся подошли серьезно и очень креативно. Было предложено несколько интересных набросков оформления уголка. В результате обсуждения каждого представленного варианта был выбран тот эскиз, который лучше всего подходил классной комнате. В проектную деятельность также были вовлечены родители учащихся, которые оказали помощь в подготовке подобранной почвы и в посадке отростков. Заключительной частью работы над проектом было само оформление ботанического уголка. К нему дети также отнеслись творчески и изобретательно. Таким образом, разработка проекта «Ботанический уголок в классе» позволила учащимся проявить свои творческие способности, развить практические умения ухаживать за комнатными растениями, что очень важно для формирования основ экологической культуры в целом. Однако на этом деятельность учеников в «Кружке юных экологов» не закончилась. Как уже говорилось ранее, деятельность кружка направлена не только на приобщение учащихся к окружающей их природе, но и на формирование представления о здоровом образе жизни самого человека. В этой связи следующим проектом, над которым велась работа в кружке, стал проект «Здоровые зубы». Цель этого проекта - самостоятельное исследование учащимися причин заболевания зубов и путей сохранения их здоровья. В задачи данного проекта вошли: ·изучение строения человеческих зубов; ·установление причин болезни зубов; ·проведение эксперимента, направленного на изучение того, как некоторые вещества в составе пищевых продуктов влияют на поверхность зубов; ·рекомендации и советы по сохранению здоровья зубов. Работа над проектом состояла из двух частей:



1 ) Подготовительная часть включала беседу с учениками, подготовку материала и оборудования, необходимого для дальнейшего проведения опыта. Кроме того, у одного из учеников 6 класса мать работала стоматологом. Она нашла время для того, чтобы присутствовать на внеклассном мероприятии и рассказать детям о причинах болезни зубов и о том, как правильно за ними ухаживать. При помощи родителей ученики собрали сведения о тех веществах, которые разрушают зубную эмаль, и выяснили, в каких продуктах эти вещества содержатся.

2 ) В практической части проекта учащиеся под учительским контролем провели несложный опыт, который позволил выявить, каким образом те или иные пищевые добавки сказываются на состоянии зубов. Для проведения эксперимента детям понадобились лимонная, уксусная кислоты, некоторые напитки, которые дети очень любят, например, Coca Cola, а в качестве примера зубной поверхности была использована белая яичная скорлупа. В результате наблюдения, которое велось на протяжении месяца, ребята увидели следующие результаты: ·скорлупа, опущенная в лимонную кислоту, разложилась на хлопья; ·опущенная в уксусный раствор скорлупа просто растворилась; ·скорлупа, погруженная в излюбленный детьми напиток Coca Cola, потемнела и треснула. На основе проведенного небольшого опыта учащиеся установили, что наиболее разрушительно на состояние зубов влияют уксус и лимонная кислота, а Coca Cola также оказывает отрицательное влияние на здоровье и внешний вид зубов. В качестве дополнительного задания детям было предложено составить несколько рекомендаций по уходу за зубами, исходя из тех правил, о которых им рассказал врач-стоматолог, а также с опорой на результаты экспериментальной работы. Одним из самых значимых моментов в работе над этим проектом является то, что учащиеся не просто пассивно слушали свод правил по уходу за зубами, но и сами опытным путем выяснили, от чего зависит здоровье зубов человека. Именно наглядный эксперимент позволил им сделать определенные выводы для себя и поделиться рекомендациями с другими. Таким образом, метод проектов, внедренный во внеурочную деятельность учащихся, развивает способности детей, их поисковую и деятельностно-практическую деятельность, обогащает знания учеников об экологии, формирует основы здорового образа жизни и экологическую культуру школьников.

2.3 Вывод по 2 главе

Несмотря на многообразие форм проведения внеклассных мероприятий по природоведческому направлению, в современной школе из них используются далеко не все. В связи с этим, судя по результатам исследования, уровень сформированности экологической культуры школьников является довольно низким. Отсюда следует необходимость активнее внедрять внеклассную работу в образовательно-воспитательный процесс.


Для организации непрерывного обучения по направлению экологии нужна специально разработанная программа экологического обучения и воспитания учащихся, которая задействует познавательную, деятельностно-практическую, исследовательскую и творческую деятельность детей. Также эта программа должна сочетать в себе традиционные и современные формы, методы и приемы организации разных видов деятельности учащихся.
В частности, метод проектирования, особенно включающий проведение наглядного эксперимента, признается довольно эффективным во внеклассной работе. Такая форма организации внеурочной работы позволяет повысить уровень знаний в области экологии, воспитать бережное отношение к богатствам природы, осознать себя частью окружающего мира. Организация работы учащихся в «Кружке юных экологов», как показывает исследование, повышает интерес учащихся к проблеме экологии в современном мире и способствует развитию одного из элементов экологической культуры - экологического воспитания.

Заключение


Экологическая обстановка, сложившаяся в последние десятилетия в мире, вынуждает человечество посвятить свою деятельность сохранению состояния окружающей среды. Разумеется, для защиты своей планеты от катастрофической загрязненности, для сохранения и преумножения природных богатств человек должен быть экологически образованным и культурным. Задачами формирования основ экологической культуры как раз занимается школа. Однако, как показывает опыт, несмотря на изобилие и разнообразие методов преподавания природоведческих знаний, нынешнее поколение демонстрирует низкие показатели уровня экологической грамотности. В связи с этим встает вопрос о необходимости улучшения этих показателей. Достичь этого возможно при условии организации дополнительных занятий, проводить которые должны экологически культурные и образованные педагоги, не только разбирающиеся в преподаваемом предмете, но также умеющие применить эффективные методы и приемы работы с детьми. Именно высококвалифицированный преподаватель сможет воздействовать на формирование личности учащегося и повысить уровень его экологической, а также общей культуры.

В первой главе данной курсовой работы проблема экологического воспитания была рассмотрена на теоретическом уровне. Были представлены результаты ознакомления с педагогической литературой, которая посвящена методам и формам организации внеурочной деятельности в природоведческом направлении, известным современной педагогике. На основе изучения этой литературы был сформулирован вывод, что в научных работах известных педагогов и психологов проблема формирования компонентов экологической культуры школьников рассмотрена и проанализирована авторами в достаточной степени. В этих же трудах особое внимание уделяется как раз внеклассной работе по экологическому воспитанию и обучению. Однако опыт показывает, что многообразие современных методик экологического воспитания школьников не означает, что они действительно применяются в современной школе. Вторая глава посвящена исследованию уровня экологической грамотности детей. Результаты исследования, проведенного посредством анкетирования, показали очень низкий уровень экологической культуры учащихся. Поэтому во второй главе данной курсовой работы были рассмотрены примеры разработки методик проведения внеклассных мероприятий по направлению экологии и их применения на практике.


Во-первых, экологическое образование является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе, и его основная цель - формирование основ экологической культуры школьников. Во-вторых, теоретические компоненты экологического образования детей школьного возраста достаточно освещены в научной и методической литературе. В-третьих, несмотря на изобилие методов организации деятельности, учащихся по их экологическому обучению и воспитанию, уровень экологической грамотности остается низким. В-четвертых, для реализации повышения уровня экологической воспитанности необходимо создание программы экологического образования школьников, которая обеспечит активизацию различных видов деятельности учащихся и непрерывность образовательного процесса.


Список использованных источников
1.Агаларова П.И. Игры - соревнования в экологическом образовании школьников. - Дагестан: Эпоха, 2007. .

2.Бойко Л.А. Воспитание экологической культуры детей. - М.: Педагогика, 2015.

3.Глазачев С.Н. Теоретические основы формирования экологической культуры учителя: Диссертация доктора педагогических наук. - М.: Просвещение, 1998.

4..Гувеев В.В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения. - М., 1995. - № 6, с.

5.Ердаков Е.Н. Особенности непрерывного экологического образования. - Воронеж: МОДЭК, 2016. - 223 с.

10.Минаева В.М. Экологическое воспитание в школе. - Мн.: Народная асвета, 1987. - 112 с.

11.Моисеев Н.Н. Экология и образование. - М.: ООО «Юнисам», 1996. - 190 с.

12..Оценка качества знаний учащихся. / Под ред. Н.Ф. Виноградова и др. - М.: Дрофа, 2000. - 109 с. .Симонова Л.П.

13. Экологическое образование в школе: Учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2000. - 160 с.

14. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. - М.: Академия, 1999. - 359 с.

15.Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителя. - Сборник научных трудов. / Под ред. Тарасовой Т.И. - Борисоглебск, 2008. - 315 с.

Чебоксары 2021