Файл: Глебова Т. Ф. Долгушина А. И.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глебова Т.Ф.

Долгушина А.И.

Литературная гостиная «Честь и достоинство» 4 класс

Честь имею, друзья, честь имею!

Жить во лжи, без мечты не сумею…

Промолчать и предать не посмею,

Честь имею, друзья, честь имею!

1 ведущий: Мы открываем нашу литературную гостиную «Честь и достоинство».

( Инсценировка отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»)

1 чтец: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого мальчишку, где он живёт, кто его мама и папа. В потёмках я даже не успел как следует разглядеть его лицо.

- Давай пошли, сад уже закрывается.

- Не могу.


- Что не могу?

- Идти не могу.


- Как? Почему? Что с тобой?

- Ничего.


- Ты что – нездоров?

- Нет, здоров.


- Так почему ты не можешь идти?

- Я часовой


- Как часовой? Какой часовой?

- Ну, что вы не понимаете? Мы играем.


- Да с кем же ты играешь?

- Не знаю.


- Послушай, что ты такое говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь с кем?

- Да, Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие – то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу» Мне говорят «Тут пороховой склад. Стой и охраняй, пока я тебя не сменю. Дай честное слово, что не уйдёшь».

- Ну?

- Ну я и сказал: «Честное слово, не уйду»


- Ну и что?

-Я думаю, они ушли


-Как ушли?

- Забыли.


- Так чего же ты стоишь?

- Я честное слово дал. (1 мин 40 сек)

2 ведущий: Честь, честный, благочестие, чествовать. Вслушайтесь в эти слова. Они заставляют внутренне собраться, подтянуться, быть строже к себе.

3 ведущий. "Долг, Честь, Отечество, Польза", – так звучит девиз мальчишек – курсантов кадетских корпусов и суворовских училищ. Поступив в эти учебные заведения, они произносят слова присяги перед своими товарищами, с которыми предстоит вместе учиться, служить и работать на благо Родины.

Я, вступая в корпус Российских кадет, КЛЯНУСЬ

быть преданным Родине, стать настоящим

патриотом и гражданином своего Отечества!


КЛЯНУСЬ достойно продолжать славные традиции

Российских кадет, беречь свою честь и честь родного корпуса!

КЛЯНУСЬ свято следовать заветам кадетского братства:

быть верным Знамени корпуса, почитать родителей,

уважать старших, достойно нести высокое звание Российского кадета!

Но если нарушены слова присяги, то вновь все собираются на плацу. ( видеофрагмент из фильма «Кадетство»)

В 1943 году в Советском Союзе были созданы суворовские военные училища для детей воинов Красной Армии и партизан, а также для детей-сирот, родители которых погибли на фронте.

(дети говорят на фоне слайдов – детей войны)

Много лет уж прошло с той далекой поры,

На закате сверкали зарницы,

Черным пеплом легли в души той детворы

Дни - не выразить, не объясниться.

- Прогремит, - вы мечтали, - весною гроза...

Но гроза налетела иная:

Забелила виски, болью выстлав глаза,

Женщин в черный платок одевая.

Мы - эпохи не той, и нам трудно понять:

- Мама, где ты?! - над миром звучало;

Как в дыму той грозы у вас год шел за пять;

Как вас пуля со смертью венчала.
За годы существования суворовские училища в общей сложности выпустили 60 Героев Советского Союза и России, более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, десятки чемпионов мира. Выпускником суворовского училища является и ученик нашей школы Каратаев Сергей, который закончил училище с отличием, а школа получила благодарственное письмо
В толковом словаре В.И Даля дано определение: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».

***

Расскажу я о чести, о долге.

Снег ладонь обожжет горячо.

Путь короткий покажется долгий,

Если друг не подставил плечо.

Если в путь ты отправишься вскоре

Друга ты позови, не забудь.

Правда, знаешь, рождается в споре,

Друг укажет на правильный путь.
Часто мы слышим слова: честное слово, честный труд, честный поступок, честный человек. Порой мы не осознаём всей важности этих слов. А ведь слова эти очень важные.

Честь и достоинство

Какого цвета поступки

В школьном саду ты работал весной -

Зелёного цвета поступок. -

Больному принёс ты малины лесной

— Алого цвета поступок.

Ты дальнему другу письмо написал

— Синего цвета поступок.

Ты путнику в кружке воды отказал



Чёрного цвета поступок.

Честь – это слово требовательное. Честный, благородный человек никогда не будет громко кричать о своих добрых делах, но от этого его поступки становятся ещё красивее. Именно так поступают герои А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Инсценировка отрывка из повести Гайдара «Тимур и его команда»

Женька: Очень странно! Этот чердак был обитаем. Вот мотки верёвок, фонарь, два скрещённых сигнальных флага и карта посёлка, она вся исчерчена непонятными знаками. В углу охапка соломы. А это колесо! Оно похоже на штурвальное. Пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его верёвками, фонарями и флагами — большим кораблём. А я буду капитаном.

— Лево руля на борт!


Тимур: (по телефону) — Алло! Алло! Отвечайте. Какой осёл обрывает провода и подаёт сигналы, глупые и непонятные?

Женька: Это не осёл. Это я — Женя.

Тимур: Сумасшедшая девчонка! Оставь штурвальное колесо и беги прочь! Сейчас примчатся... люди, и они тебя поколотят.

Вбегают мальчишки.

Женька: Кто вы такие? Уходите! Это наш сад. Я вас сюда не звала.

Тимур: Тише, Женя! Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я — Тимур.

Женька: Ты Тимур?! Это ты укрыл меня ночью простынёй? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?

Тимур подошёл к ней, взял её за руку и ответил:

Тимур: А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно. Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода.

Гейка:— Он проспит. Он просыпается только к завтраку и к обеду.

Коля: — Клевета! Я встаю вместе с первым лучом солнца.

Гейка: Я не знаю, какой у солнца луч первый, какой второй, но он проспит обязательно.

Коля: В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, — обиженно сообщил Коля Колокольчиков. — Они сломали две ветки и помяли клумбу.

Тимур: Чей дом? ( Тимур заглянул в клеёнчатую тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?

Мальчик: Я.


Тимур: Кто это мог сделать?

Мальчик: Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием Фигура. Яблоня — мичуринка, сорт «Золотой налив», и, конечно, взята на выбор.



Тимур: Опять и опять Квакин! Гейка! У тебя с ним разговор был?

Гейка: Был.


Тимур: Ну и что же?

Гейка: Дал ему два раза по шее.


Тимур: А он?

Гейка: Ну и он сунул мне раза два тоже.

Тимур: Эк у тебя всё — дал да сунул... А толку что-то нет. Ладно! Квакиным мы займёмся особо. Давайте дальше.

2 мальчик: В доме номер двадцать пять у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.


Тимур: Вот хватил! Да там на воротах ещё третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил? Колокольчиков, ты?

Коля: Я.

Тимур: Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать—сделай хорошо. Люди придут — смеяться будут. Давайте дальше.

Сима Симаков: В доме номер пятьдесят четыре по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу — старуха девчонку колотит. Я кричу: Тётенька, бить не по закону! Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята! Вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто её волки съели!


Тимур: Погоди! Чей дом?

Сима: Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка — его дочь, зовут Нюрка. Колотила её бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины чёрная. Зовут Манька.


Тимур: Козу разыскать! Пойдёт команда в четыре человека. Ты... ты и ты. Ну, всё, ребята?

Гейка: В доме номер двадцать два девчонка плачет.


Тимур: Чего же она плачет?

Гейка: Спрашивал — не говорит.


Тимур: А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь её поколотил... обидел?

Гейка: — Спрашивал — не говорит.


Тимур: — А велика ли девчонка?

Гейка: — Четыре года.


Тимур: Вот ещё беда! Постой, а чей это дом?

Гейка: Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.

Тимур: Спрашивал — не говорит. Ладно... Это я сам. Вы к этому делу не касайтесь.

3 мальчик: — На горизонте показался Мишка Квакин! Идёт по той стороне улицы. Ест яблоко. Тимур! Выслать команду: пусть дадут ему тычка или взашеину!


Тимур: — Не надо. Все оставайтесь на местах, Я вернусь скоро.
Железников. РЫЦАРЬ

1 ведущий: Саша вышел во двор и огляделся... двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь. Ну, машины—это была его страсть. Он знал все марки автомобилей.

Шофер, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.

Саша: Здравствуйте, дядя.

Шофёр: Здравствуй, малый, если не шутишь.

Саша: Я не шучу.

Шофёр: А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды. Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.

Шофёр: Заходи, когда будет время.

Саша: — Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.

1ведущий: Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом. Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.

Шофёр: Эй, тётка! Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберёшь!

2 ведущий: И Саша это всё услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофёр. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:

Саша: Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас, я вас ударю!

Шофёр: Ух ты! Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь. Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите. Он тронул машину и помахал Саше рукой.

2 ведущий: А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в своё дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки? Нет, конечно! И бабушка это отлично знала. Тем более, что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей захотелось запеть эту песню вслух, так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему- то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки, когда они стали непонятно зачем поправлять шапку у Саши. Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек.

Мы всегда восхищаемся теми, кто умеет хорошо делать своё дело: строить лодки и собирать компьютеры, петь под гитару или играть в школьном театре, говорить на иностранном языке, рисовать природу или превосходно танцевать, заниматься любым видом спорта. Любое умение радует и удивляет окружающих. Но это требует целеустремленности, труда, увлеченности, воли. Но недаром говорится в русской пословице: «Чем труднее дело, чем выше честь». Ребята нашего класса защищают честь класса и школы на предметных олимпиадах и конкурсах, участники творческих коллективов успешно выступают на различных фестивалях, спортсмены одерживают победы на соревнованиях.