ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 18
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Глебова Т.Ф.
Долгушина А.И.
Литературная гостиная «Честь и достоинство» 4 класс
Честь имею, друзья, честь имею!
Жить во лжи, без мечты не сумею…
Промолчать и предать не посмею,
Честь имею, друзья, честь имею!
1 ведущий: Мы открываем нашу литературную гостиную «Честь и достоинство».
( Инсценировка отрывка из рассказа Л. Пантелеева «Честное слово»)
1 чтец: Мне очень жаль, что я не могу вам сказать, как зовут этого мальчишку, где он живёт, кто его мама и папа. В потёмках я даже не успел как следует разглядеть его лицо.
- Давай пошли, сад уже закрывается.
- Не могу.
- Что не могу?
- Идти не могу.
- Как? Почему? Что с тобой?
- Ничего.
- Ты что – нездоров?
- Нет, здоров.
- Так почему ты не можешь идти?
- Я часовой
- Как часовой? Какой часовой?
- Ну, что вы не понимаете? Мы играем.
- Да с кем же ты играешь?
- Не знаю.
- Послушай, что ты такое говоришь? Как же это так? Играешь и не знаешь с кем?
- Да, Не знаю. Я на скамейке сидел, а тут какие – то большие ребята подходят и говорят: «Хочешь играть в войну?» Я говорю: «Хочу» Мне говорят «Тут пороховой склад. Стой и охраняй, пока я тебя не сменю. Дай честное слово, что не уйдёшь».
- Ну?
- Ну я и сказал: «Честное слово, не уйду»
- Ну и что?
-Я думаю, они ушли
-Как ушли?
- Забыли.
- Так чего же ты стоишь?
- Я честное слово дал. (1 мин 40 сек)
2 ведущий: Честь, честный, благочестие, чествовать. Вслушайтесь в эти слова. Они заставляют внутренне собраться, подтянуться, быть строже к себе.
3 ведущий. "Долг, Честь, Отечество, Польза", – так звучит девиз мальчишек – курсантов кадетских корпусов и суворовских училищ. Поступив в эти учебные заведения, они произносят слова присяги перед своими товарищами, с которыми предстоит вместе учиться, служить и работать на благо Родины.
Я, вступая в корпус Российских кадет, КЛЯНУСЬ
быть преданным Родине, стать настоящим
патриотом и гражданином своего Отечества!
КЛЯНУСЬ достойно продолжать славные традиции
Российских кадет, беречь свою честь и честь родного корпуса!
КЛЯНУСЬ свято следовать заветам кадетского братства:
быть верным Знамени корпуса, почитать родителей,
уважать старших, достойно нести высокое звание Российского кадета!
Но если нарушены слова присяги, то вновь все собираются на плацу. ( видеофрагмент из фильма «Кадетство»)
В 1943 году в Советском Союзе были созданы суворовские военные училища для детей воинов Красной Армии и партизан, а также для детей-сирот, родители которых погибли на фронте.
(дети говорят на фоне слайдов – детей войны)
Много лет уж прошло с той далекой поры,
На закате сверкали зарницы,
Черным пеплом легли в души той детворы
Дни - не выразить, не объясниться.
- Прогремит, - вы мечтали, - весною гроза...
Но гроза налетела иная:
Забелила виски, болью выстлав глаза,
Женщин в черный платок одевая.
Мы - эпохи не той, и нам трудно понять:
- Мама, где ты?! - над миром звучало;
Как в дыму той грозы у вас год шел за пять;
Как вас пуля со смертью венчала.
За годы существования суворовские училища в общей сложности выпустили 60 Героев Советского Союза и России, более 30 чемпионов и призеров Олимпийских игр, десятки чемпионов мира. Выпускником суворовского училища является и ученик нашей школы Каратаев Сергей, который закончил училище с отличием, а школа получила благодарственное письмо
В толковом словаре В.И Даля дано определение: «Честь – внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
***
Расскажу я о чести, о долге.
Снег ладонь обожжет горячо.
Путь короткий покажется долгий,
Если друг не подставил плечо.
Если в путь ты отправишься вскоре
Друга ты позови, не забудь.
Правда, знаешь, рождается в споре,
Друг укажет на правильный путь.
Часто мы слышим слова: честное слово, честный труд, честный поступок, честный человек. Порой мы не осознаём всей важности этих слов. А ведь слова эти очень важные.
Честь и достоинство
Какого цвета поступки
В школьном саду ты работал весной -
Зелёного цвета поступок. -
Больному принёс ты малины лесной
— Алого цвета поступок.
Ты дальнему другу письмо написал
— Синего цвета поступок.
Ты путнику в кружке воды отказал
Чёрного цвета поступок.
Честь – это слово требовательное. Честный, благородный человек никогда не будет громко кричать о своих добрых делах, но от этого его поступки становятся ещё красивее. Именно так поступают герои А.П. Гайдара «Тимур и его команда»
Инсценировка отрывка из повести Гайдара «Тимур и его команда»
Женька: Очень странно! Этот чердак был обитаем. Вот мотки верёвок, фонарь, два скрещённых сигнальных флага и карта посёлка, она вся исчерчена непонятными знаками. В углу охапка соломы. А это колесо! Оно похоже на штурвальное. Пусть голуби будут чайками, этот старый сарай с его верёвками, фонарями и флагами — большим кораблём. А я буду капитаном.
— Лево руля на борт!
Тимур: (по телефону) — Алло! Алло! Отвечайте. Какой осёл обрывает провода и подаёт сигналы, глупые и непонятные?
Женька: Это не осёл. Это я — Женя.
Тимур: Сумасшедшая девчонка! Оставь штурвальное колесо и беги прочь! Сейчас примчатся... люди, и они тебя поколотят.
Вбегают мальчишки.
Женька: Кто вы такие? Уходите! Это наш сад. Я вас сюда не звала.
Тимур: Тише, Женя! Кричать не надо. Никто тебя не тронет. Мы с тобой знакомы. Я — Тимур.
Женька: Ты Тимур?! Это ты укрыл меня ночью простынёй? Ты оставил мне на столе записку? Ты отправил папе на фронт телеграмму, а мне прислал ключ и квитанцию? Но зачем? За что? Откуда ты меня знаешь?
Тимур подошёл к ней, взял её за руку и ответил:
Тимур: А вот оставайся с нами! Садись и слушай, и тогда тебе всё будет понятно. Завтра, на рассвете, пока люди спят, я и Колокольчиков исправим оборванные ею (он показал на Женю) провода.
Гейка:— Он проспит. Он просыпается только к завтраку и к обеду.
Коля: — Клевета! Я встаю вместе с первым лучом солнца.
Гейка: Я не знаю, какой у солнца луч первый, какой второй, но он проспит обязательно.
Коля: В саду дома номер тридцать четыре по Кривому переулку неизвестные мальчишки обтрясли яблоню, — обиженно сообщил Коля Колокольчиков. — Они сломали две ветки и помяли клумбу.
Тимур: Чей дом? ( Тимур заглянул в клеёнчатую тетрадь) Дом красноармейца Крюкова. Кто у нас здесь бывший специалист по чужим садам и яблоням?
Мальчик: Я.
Тимур: Кто это мог сделать?
Мальчик: Это работал Мишка Квакин и его помощник под названием Фигура. Яблоня — мичуринка, сорт «Золотой налив», и, конечно, взята на выбор.
Тимур: Опять и опять Квакин! Гейка! У тебя с ним разговор был?
Гейка: Был.
Тимур: Ну и что же?
Гейка: Дал ему два раза по шее.
Тимур: А он?
Гейка: Ну и он сунул мне раза два тоже.
Тимур: Эк у тебя всё — дал да сунул... А толку что-то нет. Ладно! Квакиным мы займёмся особо. Давайте дальше.
2 мальчик: В доме номер двадцать пять у старухи молочницы взяли в кавалерию сына.
Тимур: Вот хватил! Да там на воротах ещё третьего дня наш знак поставлен. А кто ставил? Колокольчиков, ты?
Коля: Я.
Тимур: Так почему же у тебя верхний левый луч звезды кривой, как пиявка? Взялся сделать—сделай хорошо. Люди придут — смеяться будут. Давайте дальше.
Сима Симаков: В доме номер пятьдесят четыре по Пушкарёвой улице коза пропала. Я иду, вижу — старуха девчонку колотит. Я кричу: Тётенька, бить не по закону! Она говорит: «Коза пропала. Ах, будь ты проклята! Вон там, в овраге за перелеском, обгрызла мочалу и провалилась, как будто её волки съели!
Тимур: Погоди! Чей дом?
Сима: Дом красноармейца Павла Гурьева. Девчонка — его дочь, зовут Нюрка. Колотила её бабка. Как зовут, не знаю. Коза серая, со спины чёрная. Зовут Манька.
Тимур: Козу разыскать! Пойдёт команда в четыре человека. Ты... ты и ты. Ну, всё, ребята?
Гейка: В доме номер двадцать два девчонка плачет.
Тимур: Чего же она плачет?
Гейка: Спрашивал — не говорит.
Тимур: А ты спросил бы получше. Может быть, кто-нибудь её поколотил... обидел?
Гейка: — Спрашивал — не говорит.
Тимур: — А велика ли девчонка?
Гейка: — Четыре года.
Тимур: Вот ещё беда! Постой, а чей это дом?
Гейка: Дом лейтенанта Павлова. Того, что недавно убили на границе.
Тимур: Спрашивал — не говорит. Ладно... Это я сам. Вы к этому делу не касайтесь.
3 мальчик: — На горизонте показался Мишка Квакин! Идёт по той стороне улицы. Ест яблоко. Тимур! Выслать команду: пусть дадут ему тычка или взашеину!
Тимур: — Не надо. Все оставайтесь на местах, Я вернусь скоро.
Железников. РЫЦАРЬ
1 ведущий: Саша вышел во двор и огляделся... двор был пуст, только у гаража, который стоял в глубине, ворота были открыты настежь. Ну, машины—это была его страсть. Он знал все марки автомобилей.
Шофер, совсем молодой на вид парень, возился в моторе «Волги». Он поднял голову и улыбнулся.
Саша: Здравствуйте, дядя.
Шофёр: Здравствуй, малый, если не шутишь.
Саша: Я не шучу.
Шофёр: А если не шутишь, вот тебе ведро, принеси воды. Вон там, в глубине гаража, есть водопровод.
Шофёр: Заходи, когда будет время.
Саша: — Обязательно зайду, я ведь живу в этом доме.
1ведущий: Так и ушел Саша домой, но шофера теперь считал лучшим своим другом. Прошло несколько дней, и как-то этот шофёр, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.
Шофёр: Эй, тётка! Нашла где стоять, а то толкану машиной, костей не соберёшь!
2 ведущий: И Саша это всё услышал. Это так кричали на его бабушку, на самого хорошего, доброго человека! И кричал не кто-нибудь, а его друг-шофёр. Саша покраснел, потом побелел и вдруг бросился со всех ног за машиной. Он подскочил к шофёру и крикнул ему в лицо:
Саша: Если вы ещё раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас, я вас ударю!
Шофёр: Ух ты! Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь. Ну, прости, малый, виноват, кругом сто раз виноват, и вы, бабушка, великодушно простите. Он тронул машину и помахал Саше рукой.
2 ведущий: А бабушка хотела сначала отругать Сашу за то, что он лезет не в своё дело, но потом передумала. Разве можно ругать человека за благородные поступки? Нет, конечно! И бабушка это отлично знала. Тем более, что у неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей захотелось запеть эту песню вслух, так у неё было радостно на сердце, но она сдержалась. Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы, они почему- то расползлись в улыбку. Никто бы даже не поверил, что бабушка умеет так весело и молодо улыбаться. Пели руки, когда они стали непонятно зачем поправлять шапку у Саши. Так у неё было хорошо на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! Значит, не зря она сидела около него ночами, когда он болел. Жив человечек.
Мы всегда восхищаемся теми, кто умеет хорошо делать своё дело: строить лодки и собирать компьютеры, петь под гитару или играть в школьном театре, говорить на иностранном языке, рисовать природу или превосходно танцевать, заниматься любым видом спорта. Любое умение радует и удивляет окружающих. Но это требует целеустремленности, труда, увлеченности, воли. Но недаром говорится в русской пословице: «Чем труднее дело, чем выше честь». Ребята нашего класса защищают честь класса и школы на предметных олимпиадах и конкурсах, участники творческих коллективов успешно выступают на различных фестивалях, спортсмены одерживают победы на соревнованиях.