Файл: Аналитическая деятельность педагога неотъемлемая часть профессионального роста.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 13

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Аналитическая деятельность педагога –неотъемлемая часть профессионального роста

 Логика педагогического труда такова, что невозможно работать, если мы не будем постоянно анализировать связь настоящего с прошлым и будущим.

В.А. Сухомлинский

Что же такое анализ? Педагогическая энциклопедия определят анализ, происходящий от греческого слова разложение, расчленение изучаемого предмета или явления на характерные для него составные элементы, выделение в нем отдельных сторон, изучение каждого элемента или стороны явления в отдельности как части единого целого. Анализ существует в двух формах 1) как мыслительная операция, 2) как практическое действие.

В педагогической литературе выделяют следующие направления аналитической деятельности:

Информационное – сбор информации, определение ее объема, содержания.

Планово-прогностическое – перспективное прогнозирование, текущее планирование. Согласование планов и прогнозов на всех уровнях.

Контрольно диагностическое –Диагностика на основе информационно – аналитического метода.

Регулятивно-коррекционное – внесение корректив с помощью оперативных способов, средств воздействия в процессе управления школой.

Заполните пожалуйста анкету, её вы оставите для себя чтобы определить свои сильные и слабые стороны в аналитической деятельности (Приложение 1).

Когда мы пишем аналитическую записку на конкурс, мы, как правило, реализуем первое и третье направление.

Типичные ошибки, которые может допустить педагог при подготовке и написании анализа деятельности:

1. Педагог не указывает, с какими трудностями он сталкивается в процессе своей профессиональной деятельности.

Среди педагогов бытует мнение, что у них не должно быть никаких трудностей, иначе о каком соответствии той или иной категории может идти речь.

Но мы начинаем любую аналитическую записку с формулирования цели своей профессиональной деятельности.

Сейчас наше общение предлагаю начать с формулировки возможных целей своей профессиональной деятельности. (Приложение 2) Из тем сформулируйте возможную цель.
(Цели, направленные на развитие детей, то есть на результат деятельности и темы, направленные на развитие процесса обучения)

(Выслушала некоторые формулировки)

А далее читаем внимательно, что требуется в положении конкурса.

Например, давайте вместе «расшифруем» требования положения конкурса

«Воспитатель года» Свердловской области, который проводился в августе 2018 года.

1) динамика достижений участника конкурса в образовательной деятельности с детьми за последние 3 года;

2) результаты (эффективность) использования инновационных технологий в образовательной деятельности участником конкурса;

3) обоснованность, аргументированность результатов работы кандидата
на участие в конкурсе;

«Учитель сельской школы».

«Аналитическая записка»:

  1. высокие результаты учебных достижений, обучающихся при их позитивной динамике за последние три года;

Сводная таблица уровня обученности по предметам (% учащихся, успевающих на «4» и «5»)

учебный год

класс




рус.язык

математика

лит.чтение

окр. мир

2011-2012

1




75%

71%

83%

83%

2012-2013

2




81%

82%

91%

93%

Сводная таблица количества творческих работ учащихся, получивших

высокую оценку в рамках конкурсов различного уровня

(победители, призёры).




2010-2011

2011-2012

муниципальный

региональный

федеральный

муниципальный

региональный

федеральный

Проекты

5

1




7

1

1

Конкурсы творческих работ

5







8

1

2

итого

10

1




15

2

3


Данная таблица показывает увеличение количества творческих работ, получивших высокую оценку на 45%.

2) высокие результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебному предмету;

3) создание учителем условий для приобретения обучающимися позитивного социального опыта, формирования гражданской позиции;

4) создание учителем условий для адресной работы с различными категориями обучающихся (одаренные дети, дети из социально неблагополучных семей, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети из семей мигрантов, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиантным;

5) обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения;

Также сопоставляем таблицу.

И здесь самая распространённая ошибка педагогов - избыток фактов и цифр.

Зачастую в самоанализе педагог указывает огромное количество фактов и цифр, которые не несут никакой содержательной информации и никак не участвуют ни в оценке ситуации, ни в планируемых педагогом видах деятельности.

Для самоанализа важно, прежде всего, то, для чего педагогом применялись те или иные методы, приемы и технологии, почему именно их использовал педагог в своей деятельности, как их использование повлияло на конечный результат.

То есть нужна не статистическая информация, а аналитическая.

Успешное выполнение аналитической функции в процессе управления позволяет своевременно обнаруживать возникающие противоречия, правильно их оценивать, находить ответы, ставить объективно необходимые цели и задачи, выбрать наиболее целесообразные пути и средства их решения. Все управленческие решения основываются на результатах аналитической деятельности, это способствует научной обоснованности управления.