Файл: Презентация цикла занятий Мы разные, но мы вместе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Симфония урока

Тема «Презентация цикла занятий «Мы разные, но мы вместе»

Проблема воспитания детей является одной из центральных психолого-педагогических проблем. Все чаще приходится сталкиваться с явлениями игнорирования общественных норм и агрессивного поведения детей.

Мой класс, сформированный в 2011 году -это класс агрессивных детей, более 50 % состава класса -это дети, с которыми трудно работать, и, зачастую, я просто не знала как с ними справляться. Проявление конфликтности, жестокости у них граничит с правонарушениями. Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасало, — это анализ ситуации, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее, и их поведение начинает соответствовать требованиям.

Агрессивный конфликтный ребёнок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе. Они более шумные, крикливые, неусидчивые, «моторные», неуступчивые, драчливые. Из бесед с родителями выяснилось, что и дома с ними трудно справиться, они часто бывают жестоки (кричат, замахиваются на родителей, настаивая на своём любыми способами, открыто показывают непослушание).

Наиболее эффективным средством коррекции в младшем школьном возрасте выступает игровая и тренинговая деятельность, специально орга­низуемая педагогом. Именно это может служить не только целям коррекции, но и дать ценный диагностический матери­ал, позволяющий увидеть проблему глазами ребенка.

Цикл занятий, который я представляю, называется «Мы- разные, но мы вместе»

Цель: устранение агрессивного конфликтного поведения младших школьников, накопление положительного опыта безконфликтного взаимодействия.

Задачи:

- осуществить комплексный подход к профилактике и коррекции конфликтного поведения детей младшего школьного возраста;

- создать благоприятные условия для адекватного восприятия и принятия детей с повышенным уровнем конфликтности;

- оказать помощь родителям в работе с конфликтными детьми.

Концептуальные основы цикла:

1.Интеграция и координация усилий всех субъектов воспитания.


2.Принцип личностной направленности – учёт индивидуальных склонностей и интересов, своеобразие характеров, упор на личностное достоинство ребенка, опора на положительные качества.

3.Учёт индивидуально-личностных особенностей младших школьников.

4.Принцип единства образования, организация досуга и индивидуальной помощи и поддержки детей агрессивного поведения.

Субъекты реализации проекта: классный руководитель, родители, дети.

В качестве основных методов и приёмов на занятии используются:

- имитационные игры;

- тренинг;

- просмотр и анализ фрагментов фильмов с последующим моделированием новых версий;

- дискуссия;

- обыгрывание конфликтных ситуаций и моделирование выхода из них;

- выражение своего эмоционального состояния в рисунке, музыке.

Продолжительность занятий – по 40 минут два раза в месяц в течение года.

Каждое занятие строится на уважении, доверии, взаимопонимании, взаимопомощи. Каждое занятие заканчивается игрой, исполнением весёлых детских песен, что, в свою очередь, способствует фиксации положительных эмоций и поддержанию интереса к занятиям.

Все занятия можно условно разделить на четыре блока.

Занятия – диагностики. Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Это различные анкеты, беседы, рисуночные диагностики.

В результате анкетирования были выявлены причины возникновения конфликтов у учащихся. К ним относятся:

1.Трудности в общении, которые в основном выражаются в негативных высказываниях по отношению друг к другу. 42% учащихся отметили, что такая ситуация случается часто, 44% - редко и 14% никогда.

Стоит отметить, что такую ситуацию по отношению к другим со своей стороны большинство учащихся отметило «сами не дразнят и не обижают другого никогда» – 61%, и только 16% честно отметили, что они тоже часто дразнят и обзывают своих одноклассников.

Агрессивные формы общения, которые отметили 61% учащихся, как частое проявление, 39%, как редкое;

Не понимание со стороны одноклассников, как частую причину отметили 54% учащихся.

Приведу пример диагностики «Кактус» (графическая методика М.А. Панфиловой)


Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. По завершении рисования дают ответы, которые помогут уточнить интерпретацию:


1. Кактус домашний или дикий?


2. Его можно потрогать? Он сильно колется?


3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?


4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству?


5.Если растет с соседом, то, какое это растение?


6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

(показываю) примеры рисунков.

Х орошо сработала методика «Назови состояние человечков». Я выяснила, что многие дети не умеют увидеть состояние другого человека, а следовательно не могут и выстроить модель поведения с ним.


Второй блок: занятия – соревнования. У всех участников занятия равные возможности в достижении результата при этом необходимо быстро разрешить неизбежно возникающую конфликтную ситуацию.

Результат: сохранение прочных партнерских отношений между участниками игры, команды, получение опыта выхода из конфликтной ситуации.

Эти занятия проходили в кабинете хореографии, в качестве содержания были выбраны подвижные игры народов Урала, а также подвижные игры- эстафеты на совместное выполнение действий.

Подвижные игры - «Стой, олень», «Солнце и луна», «Большой мяч», «Капканы», «Медведи на льдине». Игры на взаимодействие –«Передай мяч», «Многоножка», «Почтальоны» и др.

В результате таких занятий ребята приобрели опыт понимания себя и соперника по игре, проживания удач и неудач, необходимости сохранения партнёрских отношений для достижения успеха.

Третий блок: Занятия на поиск компромиссов, когда каждый участник занятия достигает определенного компромиссного результата. При этом компромиссный результат соответствует желаемому результату или субъект вынужден был принять компромиссное решение, но оно его не удовлетворяет и он рассматривает его как временную уступку.


Эти занятия начались с простых упражнений «Волшебный клубочек», когда ребята катят по рукам клубок и говорят определённые тёплые слова – пожелания или просто разматывают клубок под музыку, оставляя нить в своих руках. Затем я предлагаю им разорвать клубок, и задаю вопрос «Что можно сделать из такой нитки?», дети называют несколько слов и убеждаются, что из целого клубка можно сделать гораздо больше. Я предлагаю найти выход из ситуации, и дети связывают ниточки, образуя так называемые «узелки на память» (порвать нитку отношений между людьми легко, связать очень трудно и даже не всем под силу).

Затем занятия стали более сложными, когда ребята выполняли совместные действия –нарисовать пару рукавиц, крону одного дерева и т.д. Освоим эти несложные техники, ребята стали выполнять более сложные задание –создание творческих работ в паре.

Ребятам даётся задание «Писатель-художник». При этом договариваются, что писатель и художник описывают один и тот же уголок природы, то есть их работы должны совпадать, но способы выполнения работы должны быть разными.

Ребятам запомнилось занятие «Цветок мира и согласия», в результате которого в классе был создан необычный цветок, где на каждом лепестке было имя ученика и его лучшее качество, а затем дети написали письмо пожелание самим себе, которое мы откроем на общественной презентации в четвёртом классе.

И, наконец, четвёртый самый сложный для разработки блок занятий –это занятия на развитие навыка сотрудничества.

Такие занятия носят более длительный характер сюжетной игры. Я провела три таких игры «Моя школа», «Необитаемый остров» (3 класс). Цель игры – показать учащимся значимость каждого в достижении общей цели.

Задания были продуманы таким образом, чтобы каждый ученик класса смог проявить себя. В процессе игры учащиеся смогли увидеть своих одноклассников с лучших сторон, что было подчёркнуто в обсуждении. Некоторые учащиеся отмечали, что они не знали о способностях своих одноклассников и теперь относятся к ним лучше.

Приведу пример игры «Необитаемый остров»

1 задание. Создание игровой ситуации. Дети вместе открывают необитаемый остров и рассказывают о нём.


  1. Каким вы представляете себе ваш необитаемый остров, как бы вы его назвали?


  2. Какие три вещи вы взяли бы с собой?


  3. Чем бы вы хотели заниматься на этом острове?


  4. Если бы вы попали в беду, то кто бы вам пришел на помощь?


  5. Какое важное правило вы будете выполнять на этом острове и почему?


После того как создан сюжет игры, начинаются сами игровые задания.

2) «Прогулка с компасом». Цель: формирование у детей чувства доверия к окружающим.Группа разбивается на пары, где есть ведомый («турист») и ведущий («компас»). Каждому ведомому (он стоит впереди, а ведущий сзади, положив партнеру руки на плечи) завязывают глаза. Задание: пройти все игровое поле вперед и назад. При этом «турист» не может общаться с «компасом» на вербальном уровне (не может разговаривать с ним). Ведущий движением рук помогает ведомому держать направление, избегая препятствий — других туристов с компасами.
3) «Солнышко». Нужно как можно скорее собрать из ладоней солнышко так, чтобы каждому нашлось в нём место.

4) «Дерево – слон - гора», если не научиться понимать друг друга без слов, то это задание выполнить невозможно.

5) Творческое задание. Ваш остров оказался обитаемым, населёнными необычными существами. Нужно быстро создать из участников группы такое создание и подготовиться рассказать о нём.

Тема конфликта неисчерпаема. Это одна из проблем, которую можно назвать вечной. Пока существуют люди, пока развивается общество, существуют и споры, приводящие к конфликтным ситуациям. Общение младшего школьника носит непосредственный эмоциональный характер. Очень часто дети бурно реагируют на простые замечания или требования, на любые не стандартные ситуации и некоторые действия других детей. Непонимание со стороны взрослых и одноклассников, неудовлетворенность своим положением в обществе могут приводить к возникновению ярких негативных эмоций. Такие эмоции могут стать причинами глубокого и длительного расстройства всего поведения, а этого допустить нельзя. Моя работа продолжается ежедневно, результат её виден уже сейчас, но я думаю, что итог этой работы отсрочен и требует длительного разговора.
Кактус»
графическая методика М.А. Панфиловой


Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении попросите ребёнка прокомментировать свою работу. (выше вопросы)