Файл: московский медународный университет.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 18

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 11. Подберите и опишите диагностический материал для выявления суицидальных намерений. Опишите методы работы с людьми склонных к суицидальным намерениям

Для раннего выявления признаков суицидального поведения особое значение имеют: учет перенесенных заболеваний или травмы мозга;

влияние сложных отношений в семье на психику ребенка как

дополнительного стресс-фактора; анализ причин повышения раздражительности, повышенной

впечатлительности, появления робости, чувства собственной неполноценности, преувеличения своих недостатков, принижения успехов и достоинств. В целях определения социально-психологического отношения к суицидальным действиям немаловажно тактично, не акцентируя особого внимания на вопросы, выяснить мнение ребенка по поводу высказываний о смысле жизни и смерти. Перечень некоторых высказываний, положительное отношение к которым говорит об отсутствии в мировоззрении подростка активных антисуицидальных позиций: можно оправдать людей, выбравших добровольную смерть;
я не осуждаю людей, которые совершают попытки уйти из жизни;
выбор добровольной смерти человеком в обычной жизни, безусловно, может быть оправдан; я понимаю людей, которые не хотят жить дальше, если их предают; родные и близкие. Исследования показали, что аутоагрессивные тенденции и факторы, формирующие суицидальные намерения, можно измерить с помощью теста, который прошел многократную проверку на практике.
Инструкция: Внимание ребенка сосредотачивается на тесте, цель которого вуалируется как определение интеллектуальных способностей ребенка. Ребенку зачитываются выражения, его задача соотнести их с соответствующими колонками заранее подготовленной таблицы в бланке ответа. На обдумывание внутреннего смысла выражения и определение темы его содержания отводится 5-7 секунд. Если ребенок не может отнести услышанное выражение к какой-либо теме, он его пропускает. Убедившись, что ребенок готов к работе, приступите к чтению высказываний. 


Задание 12. Что говорят нам мимика и жесты? Выберите наиболее правильные, с вашей точки зрения, варианты для следующих утверждений.

1. Вы считаете, что мимика и жесты это - … а) спонтанное выражение душевного состояния человека в данный конкретный момент; б) дополнение к речи; в) предательское проявление нашего самосознания; г) отпечаток культуры и происхождения, который трудно скрыть; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. У женщин по сравнению с мужчинами язык мимики и жестов: а) более выразителен; б) менее выразителен; в) более сложен; г) более многозначен; д) более индивидуален; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

3. Какая мимика и какие жесты во всём мире значат одно и то же: а) качание головой из стороны в сторону; б) кивок головы вверх-вниз; в) когда морщат нос; г) когда поднимают вверх указательный палец; д) когда хмурят лоб; е) когда подмигивают; ж) когда улыбаются; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.
4. Какая часть тела «выразительнее» всего: а) ноги; б) руки; в) пальцы; г) плечи; д) кисти рук; е) ступни; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

5. Какая часть человеческого лица наиболее «информативна»: а) лоб; б) глаза; в) губы; г) брови; д) нос; е) уголки рта; ж) все ответы верны; з) все ответы неверны.

6. Когда люди видят человека в первый раз, то они обращают внимание в первую очередь на: а) одежду; б) походку; в) внешность; г) осанку; д) манеры; е) речь; ж) деятельность; з) все ответы верны; и) все ответы неверны.

7. Если собеседник, говоря с вами, отводит глаза, то вы делаете вывод о его: а) нечестности; б) неуверенности в себе; в) комплексе неполноценности; г) сосредоточенности; д) шизоидной акцентуации; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

8. Преступника всегда легко узнать по внешнему виду, так как у него: а) злой взгляд; б) взгляд исподлобья; в) низкий лоб; г) бегающие глаза; д) циничная ухмылка; е) шишковатый череп; ж) руки с наколками; з) бритая голова; и) все ответы верны; к) все ответы неверны.

9. Большинство используемых жестов и поз: а) передаются из поколения в поколение; б) заучены с детства от родителей; в) подсмотрены у других и заучены; г) заложены в человеке от природы; д) имеют национально-культурную специфику; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны

Задание 13. Запишите признаки трёх вариантов посттравматического стрессового расстройства (острого, хронического, с отсроченным началом). Дайте подробную характеристику стратегиям преодоления стресса при экстремальной ситуации (понятие совладания, копинг – стратегии, концепция преодоления, избегание).
Определение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Психические расстройства, являющиеся реакцией на стрессовое событие или происшествие, связанное с чрезвычайной опасностью или имеющее масштабы катастрофы, способное вызвать глубокие переживания практически у любого человека (несчастные случаи, терроризм, пытки и истязания). Замедленное развитие с интервалом от недель до нескольких месяцев Эпидемиология посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Данные значительно варьируют в связи с многообразием диагностических критериев (условно считается так называемым модным диагнозом). Распространенность заболевания 1-9% • Тяжелые дорожно-транспортные происшествия приводят к развитию посттравматического стрессового синдрома у 10-20% пострадавших, у 50-90% жертв изнасилования также наблюдается данное расстройство. Риск развития посттравматического стрессового расстройства у женщин в 2 раза выше, чем у мужчин Этиопатогенез посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Факторами риска для развития ПТСР являются: перенесенный ранее опыт расставания с близкими; предшествующие психические и серьезные соматические заболевания; невротизм и отсутствие поддержки со стороны семьи. Нейробиологические параметры: наличие атрофии гиппокампа, а также колебания уровня гормонов стресса. Классификация посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Тип 1: короткая продолжительность, единичная травма • Тип 2: долговременный, множественные травмы

Основные симптомы посттравматического стрессового расстройства (ПТСР). Повторяющиеся, интенсивные, вновь возникающие воспоминания и кошмарные сновидения («травматическая память») с высоким уровнем возбудимости (раздражительность, нарушения сна) Диагностические критерии посттравматического стрессового расстройства по МКБ-10 F-43.1 • Больной непродолжительное или длительное время подвергается воздействию стрессового события или происшествия, связанного с чрезвычайной опасностью или имеющего масштабы катастрофы, вызывающего глубокие потрясения практически у любого человека, включая здорового • Постоянные воспоминания и переживания стресса («стоп-кадр»), ожившие воспоминания, повторяющиеся сны и тяжелое внутреннее состояние в ситуациях, напоминающих о травме или связанных с ней • Заметное изменение поведения, значительные отличия от предтравматического периода: старательное избегание обстоятельств или ситуаций, схожих с обстоятельствами травмы или связанных с ней • Наличие признаков, указанных в пункте 1 или 2: 1. Частичная или полная неспособность вспомнить ключевые аспекты травмы 2. Сохраняющиеся симптомы повышенной психической чувствительности и возбудимости (которых не было до травмы), сопровождающиеся двумя из ниже перечисленных признаков: - проблемы с засыпанием и пробуждением - раздражительность или приступы ярости - трудности концентрации - гипервигильность (тенденция к гипертрофированным реакциям) - повышенная пугливость/боязливость • Основные критерии проявляются в течение 6 мес. после травматического события или по окончании стрессового периода (в отдельных случаях следует учесть возможность позднего начала, которое должно быть обозначено особо) Важно: Диагностические критерии DSM-IV представлены более обширным списком мелких травматических факторов, чем МКБ-10. Дифференциальная диагностика посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Фобические расстройства, например, агорафобия с паническим расстройством • Диссоциативные расстройства • Пограничное расстройство личности Лечение посттравматического стрессового расстройства (ПТСР): • Когнитивная поведенческая терапия • Десенсибилизация и переработка психической травмы; глазодвигательное воздействие: пациент вспоминает о стрессовой ситуации, врач индуцирует «билатеральную стимуляцию» посредством движения глаз, что запускает процесс переработки, который ведет к эмоциональному облегчению/когнитивному переструктурированию • Попытка заблокировать мысли и воспоминания, так же как и уклонение, ведут к ухудшению • Серотонинергические антидепрессанты (СИОЗС), например пароксетин, при назначении их в невысокой начальной дозе могут быть эффективны от 8-10 нед. до 1-2 лет Важно: Отсутствие положительных эффектов вплоть до ухудшения состояния вследствие так называемого разбора полетов (т.е. краткого стандартизированного психологического вмешательства). Течение и прогноз посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) • 

Часто - спонтанная ремиссия, в 15-25% случаев симптоматика сохраняется, имеет место длительное и переменчивое течение, зачастую коморбидное с депрессией и страхом • При хроническом течении - длительное изменение личности после экстремальной стрессовой нагрузки • Последствия: алкогольная или наркотическая зависимость (как результат самолечения), риск суицида В качестве особой формы сегодня выделяют посттравматическое состояние озлобленности (ПТСО). Это понятие включает в себя нарушения адаптации - часто принимающие хроническое течение, - которые может вызвать развитие решающих, но не чрезвычайных - как это бывает при ПТСР - жизненных событий. Обычно у таких пациентов при воспоминании о травмирующем событии (например, увольнение, развод) развиваются симптомы озлобления, агрессии, «ухода в себя», депрессивности и, как следствие, неспособность работать. Диагностическим указателем является психопатологическое функциональное нарушение, а не механизм, запустивший развитие состояния озлобленности. Больные сконцентрированы на собственной личности, обычно обладают в большей мере хорошей работоспособностью и легко ранимы в тех областях и сферах деятельности, которые наиболее важны для них. Ситуации критики воспринимаются ими как «несправедливость», они считают себя жертвой, беспомощны, имеют тенденцию к уединению и упрекам самих себя. Лечение часто затруднено фаталистическим и кажущимся агрессивным поведением пациента, который нередко вообще не обращается за терапевтической помощью. Получила развитие особая форма когнитивной поведенческой терапии, обозначаемая как «лечение мудростью» (Schippan, Linden) и содержащая следующие элементы: смена перспектив, соотнесение проблем и притязаний, юмор. Задача данного вида терапии - переработка прошлого, а также создание новых перспектив в будущем. На основе фиктивных примеров возможных проблем создается дистанция, удаление от собственной ситуации, а посредством техники ролевых игр тренируется способность менять перспективы. Целью терапии является функция, а не содержание.

Задание 14 Запишите собственное мнение о влиянии психосоматических патологий на формирование стрессоустойчивости.
Считается, что в условиях воздействия на человека психической травмы (стресса) возникает альтернатива: либо в связи со стрессоустойчивостью и под влиянием методов психологической защиты человек остается психически и соматически здоровым, либо он заболевает неврозом или психосоматическим страданием.
Стресс опосредованно, через нервные и гуморальные механизмы, возбуждает те органы и системы, активация которых необходима для общего адаптационного синдрома, реализующего реакции «боевая тревога» и «битвабегство». Многие   исследователи и клиницисты считают сердечно-сосудистую систему основным концевым органом стрессорной реакции.  На втором месте по частоте находятся желудок и кишечный тракт, которые чаще всего реагируют на эмоции ярости и гнева.
В настоящее время представляется наиболее   рациональным рассмотрение генеза психосоматических расстройств с позиций системно-структурного перехода, предусматривающего выделение четырех компонентов: 1) психологического компонента (особенности личности, психологической защиты на стресс); 2) корково-подкоркового компонента (особенности деятельности коры головного мозга, системы гипоталамус гипофиз - надпочечники, лимбической системы, ретикулярной формации и ствола мозга); 3) нейрогуморального компонента, включающего вегетативную  нервную и эндокринные системы; 4) органного или системного компонента.
Выделение четырех компонентов механизма формирования психосоматических расстройств дает возможность проследить, как конфликт, взаимодействуя с личностью вначале на психологическом уровне, переходит на физиологический уровень, трансформируясь в патологию внутренних органов.



Задание 15. Опишите стратегии «жизнестойкого стиля преодоления» трудной жизненной ситуации и виктимного стиля преодоления трудной жизненной ситуации. Проанализируйте возможные «психологические защиты» и «копинг-стратегии».

На уровне знаний:
знает основные алгоритмы поведения в целях предотвращения и в условиях ситуаций опасных или потенциально опасных для жизни и психологического здоровья;
основы психологического подхода к проблеме безопасности жизнедеятельности, объяснению 
психологических причин различных типов преступлений, манипуляций, псевдонаучных областей и других явлений, нарушающих безопасность человека, группы лиц, общества в целом;
основные виды психологических угроз и способы их преодоления;
основные механизмы появления психологических угроз

На уровне умений:
умеет анализировать и выделять психологические причины опасных для жизни психологического здоровья ситуаций и явлений;
умеет вырабатывать наиболее эффективные подходы к решению подобных ситуаций с учетом понимания их психологических составляющих;
умеет выявить психологические механизмы, лежащие в основе ситуаций и явлений, нарушающих безопасность

На уровне умений:
умеет анализировать и выделять психологические причины опасных для жизни психологического здоровья ситуаций и явлений;
умеет вырабатывать наиболее эффективные подходы к решению подобных ситуаций с учетом понимания их психологических составляющих;
умеет выявить психологические механизмы, лежащие в основе ситуаций и явлений, нарушающих безопасность.


Задание 16. Выписать классификацию нарушений, связанных со стрессом:

1) тревожно-фобические расстройства;

2) паническое расстройство;

3) обсессивно-компульсивное расстройство;

4) реакция на тяжелый стресс: - острая реакция на стресс, - посттравматическое стрессовое расстройство, - расстройства адаптации;

5) диссоциативные (конверсионные) расстройства;

6) соматоформные расстройства;

7) невротические расстройства: - неврастения, - синдром деперсонализации