Файл: Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 256

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 3.Докажите, что реформы 1886 года и 1891 года усилили позиции колониальной администрации в казахской степи.

Административно-территориальные реформы 1867-1868 гг не были доведены до логического конца. Необходимость продолжения реформ диктовалось тем, что разделение территории Казахстана на три генерал-губернаторства не позволяло оперативно решать вопросы, связанные с массовым переселением из европейской части России в Казахстан. Военное присоединение Средней Азии к Российской империи требовало использования единого подхода в экономии средств в управлении регионом. В 1882 году было образовано Степное генерал-губернаторство. В 1886 году Александр III подписал Указ об управлении Туркестанским краем. Таким образом, вместо трех генерал-губернаторств были образованы два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно этих генерал-губернаторств. Младший жуз был разделен на три части: одна часть – в составе Внутренней Орды, вторая часть – в Закаспийской области, третья – в структуре Степного генерал-губернаторства и МВД. Произошли изменения в судопроизводстве. Теперь за ряд преступлений казахов привлекали к уголовной ответственности на основе общеимперских законов. Авторитет биев падал. Генерал-губернаторы имели неограниченную власть. Степной генерал-губернатор получил право осуществления административной высылки политически неблагонадежных граждан. В крупных городах возникли полицейские управления. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян были созданы переселенческие управления. Размер кибиточной подати был увеличен до 4 рублей.


Билет № 26.

1.Этапы сложения казахского народа.

Ответ: Первый этап (Индоевропейский) – эпоха бронзы(2-е тыс.-VIII в до н. э.) и железа(VIII-IIIв. До н. э.). Индоевропейская языковая семья. Облик племен имел ярко выраженные европеоидные черты. Основная част Евразии, включая Казахстан и Сред. Азию, было местом расселения племен древнего европеоидного антропологического типа. В период раннего железа в евразийских степях расселяются индоевропейские племена саков ( так же кангюев, уйсуней, сарматов). В связи с переселением племен гуннов на территорию Казахстана , в облике казахских племен стали появляться монголоидные черты.

Второй этап ( Трюкский) – массовое расселение тюрков в серед. 1 тыс. до н. э. Тюрки смешивались с предками древних саков, сарматов, уйсуней, кангюев, изменили лингвистическую и антропологическую обстановку в Казахстане. VI – нач.XIII в. Образование тюркских государств, увеличение доли монголоидных черт, распространение тюркского языка. Государственное образование кыпчакских племен объедениело многие тюркские племена и этнические группы огромного региона называемого Дешт-и Кыпчак. Жители этого региона называли себя кыпчаками, впоследствии вошли в состав казахской народности. Этническую основу казахской народности составили многочисленные племена от андроновцев, санов, уйсунов, кангюев, хуннудо многочисленных тюркских племен (тюргешей, карлуков, огузов, кимаков, кыпчаков, найманов, аргынов и др). живших в разное время на территории Казахстана. Монгольское завоевание привело к усилению монголоидных черт.

Заверение формирования казахской народности – образование государств послемонгольского периода – Ак Орды, ханства Абулхаира, Ногайской Орды и Могулистана. В XIV – 1-й пол. XVвв. стабилизируется этнический состав племен. В XIV – XVвв. формируется единый язык, последствии названный казахским. Объединение во 2-ой пол. XV – XVIвв. основных этнических групп казахской народности и ее этнической территории в Казахское ханство завершило формирование народности.

2.Определите трудности и успехи НЭПа.

Ответ: Годы НЭПа 1921-1927г. В марте 1921 г. 10-ый съезд РКП (б): ввел продналог. Налог смешанный, с 1924 г. – только деньгами.

Трудности: Засуха 1921г. , в последствии джут. Гибель до 80% скота.

-Число голодающих составило 1/3 населения республики, в ноябре 1921 г. их было 1 508 000, а в марте 1922 г. — 2 303 200 человек, в мае-июне это число стало заметно уменьшаться.



-К июню 1922 г. численность голодающих и больных в Западном Казахстане достигла 82% от общей численности населения. Причинами голода стал не только джут, но и изъятие сельхоз излишков.

-Декретом ВЦИК население неурожайных районов республики было освобождено от продналога. В 1922 г. около 60% посевной площади было засеяно семенами, отпущенными по распоряжению Советского правительства.

Успехи: Результаты в ходе Новой экономической политики: к 1928 г.- посевная площадь =4,4 млн га (показатель 1913 г.) Поголовье скота – 40,5 млн голов.

Промышленность восстановлена на 61%. В 1923 г. Риддерский свинцовый завод давал 40% общесоюзного свинца. Доссор и Макад начали свою работу. Построены ЖД Гурьев – нефтепромыслов.

В период НЭПа возросло значение товарообмена и товарооборота. Разрешалась частная торговля.

3. Докажите, что реформы 1886 г и 1891 г усилили позиции колониальной администрации в казахской степи.

Ответ: Административно-территориальные реформы 1867-1868 гг не 29 были доведены до логического конца. Необходимость продолжения реформ диктовалось тем, что разделение территории Казахстана на три генерал-губернаторства не позволяло оперативно решать вопросы, связанные с массовым переселением из европейской части России в Казахстан. Военное присоединение Средней Азии к Российской империи требовало использования единого подхода в экономии средств в управлении регионом. В 1882 году было образовано Степное генерал- губернаторство. В 1886 году Александр III подписал Указ об управлении Туркестанским краем. Таким образом, вместо трех генерал- губернаторств были образованы два. Мангышлакский уезд не вошел ни в одно этих генерал-губернаторств. Младший жуз был разделен на три части: одна часть – в составе Внутренней Орды, вторая часть – в Закаспийской области, третья – в структуре Степного генерал- губернаторства и МВД. Произошли изменения в судопроизводстве. Теперь за ряд преступлений казахов привлекали к уголовной ответственности на основе общеимперских законов. Авторитет биев падал. Генерал-губернаторы имели неограниченную власть. Степной генерал-губернатор получил право осуществления административной высылки политически неблагонадежных граждан. В крупных городах возникли полицейские управления. С целью упорядочения вопроса переселения крестьян были созданы переселенческие управления. Размер кибиточной подати был увеличен до 4 руб.


Билет 27.

1.Великие казахские бии.

Ответ: Толе би (1663 – 1756) Алибекулы.

Бий Старшего жуза. Родился в Жамбылской области в местности Жайсан. С 20 лет участвовал в судебных разбирательствах, Советник хана Тауке. Авторов свода законов «ЖетыЖаргы», оратор и поэт.

Казыбек би Каздауысы Келдыбекулы (1667-1766г.)

Бий Среднего жуза. Родился в Карагандинской области. Отличался глубоким умом и политической мудростью (способностями), ораторским искусством. Стал одним из организаторов всенародной борьбы против джунгарских оккупантов. Поддерживая налаживание дружеских связей с Россией, он одновременно выступал против тесной связи с Циньской империей. Один из авторов «ЖетыЖаргы».

Айтеке би Байбекулы (1682 – 1766 г.)

Бий Младшего жуза. Из Западного Казахстана, потомок батыра Жалантоса. Обладал поэтическими способностями, в стихах размышлял о смысле жизни, морали, этики, нравственности. Внес большой вклад в объединение казахского народа.

Великие казахские бии были современниками ханов Тауке, Самеке, Абилмамбета, Абылая.

2. Проявления культа огня у казахов в XIV – XV века.

Ответ: С VIII до XII века распространение ислама. Узбек хан в 1312 г. объявил ислам гос. Религией. С XIV века ислам стал господствующим. В XIV-XV веках многие элементы ислама и шаманизма сосуществовали параллельно. Казахи наряду с исла­мом продолжали почитать верховное божество Тенгри (Небо). Это не противоречило исламскому мировоззрению почитания единого Бога - Аллаха.

Одним из сохранившихся элементов шаманства был культ по­клонения огню. Огонь считался домашним святилищем, покрови­телем жилища. Поэтому невеста, вступая в новую семью, должна была, входя в дом отца мужа, принести в жертву огню ложку мас­ла. Казахи верили в очистительную силу огня: оставляя зимовки, разжигали костры и прогоняли между ними скот, чтобы злые духи не преследовали их на летовках. Осенью с возвращением на зи­мовки, жилища и стойла для скота вновь окуривали огнем и ды­мом. Важное место среди обрядов занимал обычай жертвоприно­шения по случаю засухи - тасаттык. В южных регионах Казах­стана этот обряд бытует до сих пор.
Чтобы оберечь от сглаза, ис­пользовали бойтумары (обереги), которые вешали на шею мало­летних детей или жеребят, верблюжат. Бойтумары изготавливали из зубов, перьев считавшихся священными зверей и птиц (волков, филинов и других).

Развитие культуры Казахстана в 1920-1930-ые годы

Театр

кино

искусство

1919 г. – премьера «На дне» в Верном

1926 г. –первый национальный казахский театр в Кызылорде

1933г. – в Алмате Уйгурский музыкальный драматический театр

1937 г. – Корейский театр

1937 г. – узбекский в Чимкенте, в Петропавловске татарский

1934 г. – пьеса «Любовь яровая» К. Тренева

1933 г. 5 сен. – республиканский Русский театр

1937 г. – Первый выпуск актерского отделения Алматинского музыкального училища

1936 г. – первый фильм «Амангельды»

1934 г. – организованна стадия хроникальных фильмов

Кинотеатры: Эйзенштейн ,Трауберг, Юткевич, Эрмлер, Черкасов, Орлова.

Снятые фильмы в Казахстане : «Восьмая гвардейская», «песни Абая», «Сын бойца», «Тебе фрон», «Фронту».

Литературное искусство: Роман «Камарсулу» поэма «Кекей» С. Торайгыров.

М. Жумабаев – «Батыр баян», «Сказка», «Жусипхан».

Кудайбердиев – «Енликкебе», «КалкаманМамыров», эссе «Ушанык», исторический труд «Родословная тюрков, кыргызов, казахов и их ханов».

Ж. Аймауытов – газеты, статьи, песни, рассказы, фельетоны: журнал «Абай», пьеса «Рабига».

М. Дулатов – «Оян казах!», сборник стихов «Азамат», «Терме», роман «БакытсызЖамал».

1936 г. – аркестрЖубанова «Хамеди».

Музыкальное искусство:

Затоевич – «100 песен киргизского народа», «500 песен и кюев казахского народа».

А. Камаубаев – выступал на всемирной выставке прикладного искусства во Фракфурде и на Майне.

ИЗО: В Казахстан эвакуировано 30 ВУЗов: «Маковский…», «Объединенный украинский государственный университет».

Таким образом, в XIV-XV веках на территории Казахстана в основном сосуществовали две религии — ислам и шаманство

3.Заполните таблицу:

Билет 28.

1.Историческое значение образования Казахского ханства.

Ответ:Основные племена населявшие казахские степи: уйсуны, канглы, конраты, найманы, кереи, мангыты и др.

Территория казахских племен: от Иртыша до Урала, от Алтая до Арала и Каспия, от Каратала до Сырдарьи, от Тянь-Шаня до Каратау.