Файл: Ответы на билеты по истории Казахстана 1 вариант Билет 1. Этапы формирования человека в древности.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 217

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Предпосылки образования Казахского ханства:

Кризис в ханстве Абулхаира и Магулистане

Войны и междоусобицы

Усиление феодального угнетения простого народа, нарушение маршрута кочевок

Этническая и культурная близость, сходство племен.

Стремление Жанибека и Керея использовать исторический шанс в своих целях.

Хан Жанибек – сын хана Барака, хан Керей – сын его старшего брата Болата. Переселились в Западное Жетысу к берегам Чу и Талас – ставка город Козыбасы. Основная цель – присоединение Присырдарьинского региона. Казахское ханство объединило как переместившиеся из Центрального и Южного Казахстана казахские роды и племена, так и местные.

2.Мухаммад Хайдар Дулат относит время образования Казахского ханства к 870 г. хиджры (1465-1466 гг.).

После 30-летней борьбы Казахского ханства с Могулистаном и наследниками Абулхаира заключили договор:

К Мухаммаду айбани отошли Отрар, Туркестан, Оркок, Боскент.

К Могулистану отошли Такент и Сайрам.

К Казахскому ханству отошли Сыгнак, Сауран, Сузак и Северная часть Туркестана. Города Сауран, Сыгнак, Сузак преумножили мощь Казахского ханства.

Образование Казахского ханства имело важнейшее значение для консолидации, сохранения целостности казахского этноса на длительном пути его развития. Ханы Жанибек и Керей сумели преодолеть раздробленность, политическую разобщенность частей казахского народа в разных государственных объединениях. Их династийные интересы, борьба с другими чингизидами за власть в степи совпали с интересами различных социальных групп народа, как из родовой знати, так и рядовых труженников.

2.В чем проявилось, непоследовательность действий хана Нуралы во время Крестьянской войны под руководством Е.Пугачева. В восстании 1773-1775 годов на Волге и Яике активно участвовали казахи Младшего и Среднего жузов. Причины: захват рус­скими помещиками и казаками Яицкого казачьего войска пастбищных угодий, бесчинства карательных отрядов, строительство военно-­опорных баз, расширение колонизации казахских.

19 октября 1742 г. хан Нуралы под давлением народных масс потребовал от правительства снять ограничения на выпас скота вдоль побережья Яика. Лишь в 1756 г. по указанию императрицы Елизаветы Петровны за участие в подавлении башкирского восстания казахам временно разрешили пасти свой скот на левом берегу Яика.


В 1773 г. 20 сентября - Е.Пугачев направил Нуралы хану личное обращение, с просьбой поддержки вооруженными отрядами казахов и оказать содействие в возвращении ему «незаконно отобранного» трона.

В 1773 г. 17 ноября - на берегу р.Усиха в своей ставке Е.Пугачев встречался с личным представителем Нуралы хана Забир муллой.

В 1773 г. 18 ноября - распространение Манифеста по казахским аулам, с обещанием утолить «земельный голод», т.е. вернуть всех захваченных казаками земель, рек и о поддержке восстания. В начальный период Нуралы хан поддерживал восстание, но неудача Пугачева при осаде Яицкой крепости привело к его отходу от повстанцев. Основной ударной силой Пугачева при взятии Кулагинской крепости были - казахские отряды. В осаде Оренбурга приняло участие казахские отряды из 2000 чел. Казахские рода также активно помогали повстанцам продовольствием, фуражом и скотом. В ноябре 1773 г. казахи пользуясь поддержкой Пугачева, открыто пасли свои стада на правом берегу Яика.

 С этого периода Нуралы придерживался двойственной позиции:
1. Стремился использовать восстание для возвращения отобранных российским правительством земель;
2. Держать в повиновении те казахские роды которые активно участвовали в восстании, в случае проявления гнева правительства оправдать свои действия. Ослабление
восстания, приближение карательных войск ускорило отход большей части
 феодалов от восстаний( январь 1775 г. хан Нуралы просит правительство прислать ему карательный отряд). В этом и проявилось непоследовательность действий хана Нуралы. Сам Нуралы и его брат Айшуак перекочевали ближе к военным линиям.

Если в 1775 г. на Яике восстание в основном затихло, то в казахской степи оно развернулось с особой силой. Одним из руководителей повстанческих отрядов был Сырым Датов. Крестьянская война была по­давлена войсками генерала Суворова.

3.Заполните таблицу:

Развитие системы образования Казахстана в 1920-е 1930-е годы

Ликвидация безграмотности

Средняя школа

Высшая школа

1918 г. – Декларация о единой трудовой школе

1919 г. –Декрет о ликвидации неграмотности

1921 г. – создания Казграмчека

1924 г. – усоверенствование арабской графики

1929 г. – переход на латинскую графику

1930 г. – введение всеобщего начального образования

1931 г. – обязательное всеобщее 7-летнее образование «Всеобуч»

 К 1935 году обучением в Казахстане уже было охвачено 91% детей школьного возраста, однако лишь треть из них училась в семилетних и средних школах.

за 1926-1939 гг. грамотность населения Казахстана в возрасте 9-49 лет возросла с 25,2% до 83,6%.

В 1940 году в республике уже работало 5,3 тыс. начальных, 1,8 тыс. семилетних и около 700 средних школ.

1928 год - Казахский государственный педагогический институт

1929 год - Алма-Атинский зооветеринарный институт

1930 год - Казахский сельскохозяйственный институт

1931 год - Алма-Атинский медицинский институт

1934 год - Казахский государственный университет имени С. М. Кирова , Горно-металлургический институт

В 1938 году при КазГУ была открыта первая в Казахстане аспирантура.


Билет 29.

1.Научные и военные экспедиции, организованные царским правительством в Казахстан в XVIII веке. Экспедиция А. Тевкелева в Младшем жузе. Для приведения казахов к присяге царское правительство весной 1731 года отправило к Абулхаиру из Петербурга посольство во главе с дипломатом А.И. Тевкелевым. Он получил инструкцию склонить правителей Младшего жуза к подданству. Данная дипломатическая миссия должна была собрать разведывательные сведения: описать местность, собрать информацию о языке, обычаях и обрядах казахов. Она должна была узнать и о настроениях населения при принятии подданства. А. Тевкелеву было предписано собрать данные и о ближайших соседях казахов. Петр I был заинтересован присоединением Казахского ханства к России. Оренбургская («Киргиз-кайсацкая») экспедиция. Для закрепления позиций царизма в приграничных землях Младшего жуза в 1734 году была создана Киргиз-кайсацкая экспедиция, которую возглавил И.К. Кириллов — один из сподвижников Петра I. Его помощником стал большой знаток казахских обычаев и права толмач А. Тевкелев. Позднее Киргиз-кайсацкая экспедиция была переименована в Оренбургскую. Экспедиция состояла из 2700 человек. Она получила правительственное задание по всестороннему изучению Младшего жуза. В частности, она проводила разведку природных ресурсов и картографирование земель. 2. Раскройте понятия волюнтаризм, субъективизм, целина, совнархозы. Экономический волюнтаризм — произвольные решения в хозяйственной практике, пренебрегающие объективными условиями и научно обоснованными рекомендациями (в таком значении это слово официально употреблялось в СССР в 1964—1985 для оценки деятельности Н. С. Хрущева) Кроме того , в политическом смысле волюнтаризм —это политическая позиция, согласно которой все формы человеческого объединения должны быть добровольными настолько, насколько это возможно. Субъективизммировоззренческая позиция, игнорирующая объективный подход к действительности, отрицающая наличие объективных законов природы и общества. Целина – государственная программа увеличения продовольствия страны через освоение Целины в 1950-1960-ые годы Термин приобрёл широкое распространение в СССР именно с 1954 по 1960-е годы, когда проводилось массовое освоение целины. Совнархозы – советы народного хозяйства. Государственные органы территориального управления народным хозяйством СССР. Деятельность совнархозов охватывает два разделенных во времени периода истории советского государства – с 1917 по 1932 год и период проведения экономической реформы в 1957 – 1965 годы.


3. Сравните исторические личности ханов Касыма и Есима. Выявите общие и различные черты их деятельности. Хан Касым (1511 – 18(23) гг.) , хан Есим (1598 – 1628 гг.) В своей деятельности ханов объединяет:

Боролись за присырдарьинские города; Планировали расширить и создать единое централизованное государство; Оба разработали свои своди законов ( Касым - «Касымханнын каска жолы», Есим – «Исконный путь хана Есима» Отличия: Во время правления хана Касыма Казахское ханство стало экономически мощным и политически влиятельным государством. А во время правления хана Есима в стране усилились феодальные междоусобицы, появились независимые султаны, что привело к ослаблению государства и началу Казахско-бухарской войны.

Билет 30. 1. Система правления в Казахском ханстве. 7 ступеней общественного строя:

Ауыл – ауылбасы

Ата аймак – аксакал

Арыс – бий

Род – рубасы

Улус – султан

Жуз – хан

Ханство – великий хан всех ханов. Курултай – собрание родоправителей , султанов, батыров, ханов, раз в году. Соц. Состав: Белая кость (знать) Черная кость (аруа) Мусульманские служители: симамы, хаджи. Знать – чингизиды , эмиры, беки, баи, батыры. 2.Охарактеризуйте просветительскую деятельность Жангира - хана Букеевской Орды.

К середине 30-х годов XIX века Жангир обдумывает возможность организации центральной школы в ханской ставке. По его замыслу она должна была готовить детей к поступлению в российские специальные учебные заведения. Открытие этой школы состоялось в ханской ставке Орды в 1841 году. Затраты на содержание школы хан взял на себя. До самой смерти, то есть до 1845 года, хан содержал школу за счет своих доходов, сам экзаменовал обучавшихся. По существу он был первым учителем школы, а его помощником в школьном деле – татарин Садриддин Аминов. Эта школа была единственной в то время во всем Казахстане, следовательно, Жангир был первым казахским просветителем. Школа хана способствовала пробуждению у казахского населения определенной тяги к грамоте, образованию и связи с культурой. Посещал Казанский университет. 3.Заполните таблицу:

Кардинальные реформы в экономике Казахстана 90-ых годах XX века.

Начало экономических реформ

97% экспортированной продукции составляли сырье, материалы и полуфабрикаты.

В ноябре 1990 совместно с Саудовской Аравииейсоздан «Аль-Барака банк Казахстан», установлены отноения с южнокорейской корпорацией «Самсунг». Без экономической и технологической помощи иностранных государств восстановление разваленной экономики республики было невозможно.

Денежная реформа

Национальная валюта тенге была Введена в обращение 15 ноября 1993 года.

Трудности при провидении реформ

Сырьевая направленность экономики, отсутствие перерабатывающих предприятий оказались серьезным препятствием на пути к экономической самостоятельности. В экономике сложилось такое положение, при котором невыгодно было заниматься производством, прибыль приносила только торговля и спекулятивная деятельность.