Файл: Тушение пожаров и ликвидация последствий чс на транспорте.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


УТВЕРЖДАЮ:

Начальник ПЧ № 32 ГПС

по охране р.п. Пителино
________ Д.А. Сердцев
«_____»__________2016 г.



МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН


проведения занятий с личным составом ПЧ № 32 ГПС по охране

р.п. Пителино
Тема: «Тушение пожаров и ликвидация последствий ЧС на транспорте».
Дата проведения: 15.06.2016г., 16.06.2016г., 17.06.2016г., 18.06.2016г.
Вид занятия: классно - групповое.
Отводимое время: 1 учебный час
Цель занятия: обучить личный состав работе по тушению пожаров и ликвидация ЧС на транспорте.
1. Литература, используемая при проведении занятия:

- «Программа подготовки личного состава подразделений ГПС МЧС Рос­сии»;

- Учебник - «Основы пожарного дела»;

- Учебник - «Пожарная тактика».

- Приказ № 1100н от 23.12.2014г.

2. Развернутый план занятия.



п/п

Учебные во­просы (вклю­чая контроль занятий)

Время

(мин)

Содержание учебного вопроса, метод отработки и материальное обеспече­ние (в т.ч. технические средства обучения) учебного вопроса

1.

2.

3.

4.

I.

Подготовительная часть занятия – 5 минут

1.



Проверка го­товно­сти л/с к занятиям.

5

мин.

Проверка наличия личного состава и готов­ности его к занятиям.

Объявление темы и целей занятия.

II.

Основная часть занятия – 35 минут

1.

Классификация и техническая харак­теристика воздуш­ных, под­вижного состава ж/д транс­порта .Роль и задачи ГПС МЧС России и ава­рийно-спасательных служб, принципы их взаимодействия.

5

мин.

Транспортные средства автономны в пути следования и зачастую уда­лены от мест, где возможно оказание необходимой помощи при ЧС или по­жаре.

Транспорт осуществляет свои функции в различных, в том числе и осо­бых, условиях: на земле, под землей, в воздухе, на воде.

Транспортные средства могут быть разделены на классы: наземный (под­зем­ный), воздушный (космический), водный (подводный), специаль­ный и под­классы:

  1. наземный безрельсовый - автомобили, автобусы, троллейбусы, трак­торы, мотоциклы, мотороллеры, мопеды, велосипеды, снегоходы, везде­ходы, те­леги, сани;

  2. наземный (подземный) рельсовый - железнодорожные поезда, поезда метро­политена, трамваи, дрезины, монорельсовый;

  3. воздушный - самолеты, вертолеты, планеры, дельтапланы, дирижабли, аэро­статы, амфибии (гидропланы и экранопланы);

  4. космические - спутники, станции, корабли;

  5. водный морской и водный речной - теплоходы, катера, танкеры, сухо­грузы, паромы, баржи, буксиры, контейнеровозы, сейнеры, ледоколы, па­русники, плоты, гребные суда, катамараны, суда на воздушной подушке;

  6. подводные - подводные лодки, батискафы, батисферы;

  7. специальные - эскалаторы, лифты, фуникулеры, канатные дороги, тру­бопро­воды.

Все транспортные пути всегда опасны из-за движущихся по ним ТС. Опасны также остановки городского наземного транспорта, особенно во время по­садки. При постоянном дефиците городского транспорта в часы пик возможно огромное скопление пассажиров на остановках, что чревато трав­мами. Но наибольшую опасность представляет перевозка на всех видах транспорта опасных грузов.

Рост грузооборот , использование транспортных средств повышенной гру­зо­подъемности и применение тяжеловесных со­ставов, увеличивают возмож­ность распространения пожаров до круп­ных разме­ров. Количество погиб­ших увели­чивается в связи с тем, что происходит переход к массовой экс­плуатации средств с большой вместимостью пассажиров.

Статистические данные свидетельствуют о том, что число человеческих жертв и материальный ущерб от пожаров на транспорте не только не умень­шаются, но имеют тенденцию роста.

В связи с этим во всем мире уже изменилась или меняется роль пожарных служб. Пожарная служба по сути стала аварийно-спасательной, где доля числа пожаров от общего числа выездов колеблется от 30 % до 1- 2 %. При этом 80 % выездов приходиться на оказание медпомощи людям. Пожарный стано­виться не только спасателем, но в определенной степени медиком. Та­кая спе­циализация ГПС начала развиваться и в России, когда были созданы специ­альные отряды и части. Оснащение их, помимо пожарного, аварийно-спаса­тельным, медицинским оборудованием, приближает ГПС к мировым стан­дартам.

Кроме того ведение АСР на объектах транспорта требует привлечения дру­гих аварийно-спасательных служб и служб жизнеобеспечения: аварийно-спаса­тельные формирования; ПАСС аэропортов; пожарные поезда ж/д; службы ме­дицины катастроф; ГИБДД и т.п. Для организации чёткого взаи­модействия между службами в подразделениях и органах управления ГПС МЧС создаются инструкции и соглашения.

2.

Пожарная опас­ность ТС. Характер пожара в зависимо­сти от места его возникновения.

Прогнозирование обстановки в зави­симости от места возникновения по­жара, вида защиты, пожарной опасно­сти, класса пожар­ной нагрузки.

Принципы выбора тактических прие­мов и способов ту­шения пожара.

Особенности так­тических действий по спасанию людей и тушению пожара с учетом опасности грузов и допусти­мого времени пре­бывания человека в зоне действия опас­ных факторов по­жара.

Подведение итогов заня­тия.


30 мин


Автомобильный транспорт является лидером по количеству жертв и ма­тери­альному ущербу при ЧС. Кроме пассажиров, автотранспорт перевозит боль­шое количество разнообразных грузов, среди которых многие явля­ются опас­ными.

Основные причины ЧС на автотранспорте являются

• лобовое, боковое, касательное столкновение - 40 %;

• наезды на неподвижные или движущиеся объекты - 40 %;

• опрокидывание - 10 %;

• другие причины -10 %.

В результате происходит: деформация корпуса, заклинивание дверей, по­жары и взрывы.

Типичные травмы у пассажиров и водителей

• ушибы;

• переломы;

• сотрясение мозга;

• повреждение внутренних органов; ожоги;

• смерть.

Часто при этом люди не могут самостоятельно покинуть машину, они ока­зы­ваются прижатыми к передней или боковым стенкам салона, спинкам кре­сел, стойкам, перегородкам. Сначала спасатели (в качестве их выступают пожар­ные, оснащенные аварийно-спасательным оборудованием) оказывают по­мощь по­страдавшим, которые не зажаты, а блокированы в деформирован­ном салоне. Они могут покинуть его через не застекленные, оконные про­емы, люки, двери самостоятельно или с помощью спасателей. А затем спаса­тели приступают к освобождению людей, зажатых в салонах.

В зависимости от ситуации осуществляются операции

• отгибание листового и разнопрофильного металла (разжимами, ломом, ку­валдой, топором);

• перекусывание стоек, перегородок, сидений (гидроножницами);

• проделывание отверстий в корпусе, крыше, днище (циркулярной пилой);

• снятие крыши, когда это необходимо;

• поднятие машины домкратами, подъемником, рычагом, пневмоподуш­ками или подкопом в грунте, если требуется извлечь человека.

Тушение пожаров в гаражах (троллейбусных и трамвайных парках).

Большие гаражи строятся на спец-но выделенных площадках с удобными подъездами. Основные здания для стоянки ав­томобилей чаще бывают 1 этажн. с покрытиями больших площадей (могут быть сгораемыми). В зда­ниях гара­жей могут размещаются: ремонтные мастерские, аккумуляторные, вулка­низа­ционные и т.п. В полу гаража размещаются люки канализацион­ной сис­темы для стока воды и смотровые ямы.

Автомобили в гараже располагаются, как правило, группами:

- постоянно эксплуатируемые;

- резервные - могут быть на подставках для разгрузки рессор;

- автомобили в ремонте - на смотровых ямах и на домкратах.

Большее кол-во автомобилей и плотная парковка тр.средств в гаражах, на территории и на подъездных путях, особенно в ночное время, выходные и праздничные дни.

Наличие в гаражах тр.средств заправленных бензином (газом), в троллей­бус­ных и трамвайных парках - эл.сетей под высоким напряжением.

В гаражах бывают 3и характерных вида пожаров:

- горение только автомобилей;

- горение строительных конструкции;

- горение автомобилей и строительных конструкции одновременно.

Наибольшую опасность возникновения и развития пожара представляют места стоянок ввиду наличия сгораемых частей способствующих распростра­нению огня по по­верхности автомобилей, стоящих близко друг от друга.

При пожаре возможно:

- резкое усиление горения и увеличение площади пожара при взрывах ба­ков с ГСМ, при этом огонь может перейти на сгораемые покрытия (при этом по­жар принимает слож­ный характер);

- образование новых очагов горения при попадании разлившегося горящего ГСМ в люки канализации;

- быстро задымление помещений гаража, высокая температура;

- выделение токсичных газов при горении полимерных материалов.

Действия по тушению. Основная задача пожарных подразде­лений по прибы­тию на пожар состоит в том, чтобы в пер­вую очередь обеспечить со­хранность подвижного состава. В зависимости от внешних признаков н ин­формации встречающих лиц, принимается решение о пер­воначальной рас­становке СиС и организации разведки пожара.

В разведке РТП устанавливает:

- места горения, его вид и пло­щадь, угрозу распространения огня по автомо­билям и строительным конструкциям;

- установить места складирования ГСМ, баллонов с газом (при необходимо­сти организовать эвакуацию и защиту);

- количество автомобилей, их расположение и состояние (на ходу, в ре­монте и т. п.);

- наличие стационарных установок пожаротушения их запуск;

- количество обслуживающего персонала, который можно привлечь для эва­куации автомобилей.

При расстановке СиС, прокладка рукав­ных линий не должны затруднять эва­куацию автомобилей из гаража.

Эвакуация транспорта организуется в зависимости от размера пожара и ха­рактера его развития, для этого:

- привлекают дежурных шоферов, ремонтных рабочих для эвакуации авто­мо­билей своим ходом,

- используют исправные автомобили в качестве тягачей,

- для буксировки применяют жёсткие сцепки, тросы, выкидные (напорные) рукава,

- организуется выгон отдельных автомобилей вручную л/с прибывшего под­раз­деления и рабочими.

Эвакуированные автомобили разме­щаются так, чтобы им не было угрозы за­горания и они не мешали тушению пожара. Руководство эвакуацией авто­мо­билей РТП может возглавить сам или же выделить 1го из ком.отд. в по­мощь местной администрации. Для обеспечения безопасности при эвакуа­ции тр.средств могут вводится стволы на защиту путей эвакуации негоря­щих ав­томобилей и покрытия.

При горении 1го или нескольких автомобилей вблизи ворот организуется их эвакуацию путем буксировки. Для этой цели может быть использовано АЦ 2го отд (АН). В этом случае поданный ствол от АЦ 1го отд обеспечивает ту­шение горящих, эвакуированных автомобилей на свободной площадке. Вво­дят ствол от АЦ на сопровождение эвакуируемого горящего авто­мобиля для защиты соседних автомобилей от загорания и пре­дотвращения взрыва бака с ГСМ.

При горении 1го или несколько автомобилей вдали от ворот, СиС вводятся для тушения и одновременно организуется эвакуация не горя­щих автомоби­лей. Первые стволы вводятся на ликвидацию открытого горения автомоби­лей и одновременно на защиту негорящих. Последующие стволы, чаще всего А, вводятся непосредственно в очаг горения и на защиту сгораемого покрытия снизу. Действующими стволами необходимо так же охлаждать баллоны и баки с ГСМ.

В случае взрывов баков с ГСМ и растекания горящего бензина вводят в дей­ствие стволы-распылители и СВП (ГПС), устраивают обвалования из песка и гравия на путях растекания ЛВЖ и ГЖ, необходимо исключить по­падания ЛВЖ в канализацию, в противном случае крышки лючков вскры­ваются и вво­дится СВП (ГПС).

При развившихся пожарах (горение автомобилей и сгораемого покрытия)

- внутрь гаража вводят­ся стволы А для тушения основного очага пожара (за­дача этих стволов состоит в том, чтобы быстрее ликвидировать интенсив­ные очаги горения в зоне стоянки и обеспечить тушение и защиту покрытия снизу);

- на покрытия - стволы Б, с одновременными работами по вскрытию и раз­борке горящих конструкций

- устанавливает наблюдение за состоянием покрытия и при угрозе его обру­шения личный состав выводится в безопасную зону.

Тушение пожара при стоянке автомобилей под сгораемыми на­весами осу­ще­ствляется стволами А с одновременной эвакуацией не горящих автомоби­лей.

При горении отдельных автомобилей, заправленных бензином и стоящих на открытых площадках, вводят стволы с распы­ленной водяной струей или ВМП.

Тушение пожаров в трамвайных и троллейбусных парках. При невозможно­сти быстро эвакуировать го­рящий трамвай или троллейбус, РТП обязан по­требовать от де­журного персонала обесточить подвесные линии и только по­сле этого ввести водяные стволы на тушение. Л/С не имеют права самостоя­тельно отключать эл.энергию в сети, по которой подается ток к подвижному со­ставу. Тушение горящего трамвая или троллейбуса, находя­щегося на линии, можно начинать только после отключения токо­приемника (бугеля) от прово­дов. Загоревшиеся эл.моторы не­обходимо тушить углеки­слотными огнетуши­телями и ВМП через крышки люков, расположенные в полу.

Железнодорожный транспорт, железнодорожные станции.

На долю железнодорожного транспорта приходится 65 % суммарного гру­зо­оборота и более 40 % пассажирооборота.

Основные причины ЧС на ж/д транспорте которые требуют привлечения спа­сателей-пожарных:

- сход с рельс подвижного состава;

- взрывы опасных грузов, взрывы в поездах и на путях следования поезда;

- пожары в поездах;

- наезды на автомобили и другую технику на перекрестках;

- столкновение поездов на путях;

- утечки и рассыпания опасных грузов.

Объектами ж/д транспорта являются: подвижной состав, пакгаузы, депо, мас­терские и другие стационарные постройки. Как правило, ж/д узел имеет сильно разветвленную ж/д сеть, которая ограничивает подъезды к местам го­рения и затрудняет боевое развертывание пожарных подразделений при ту­шении пожара.

Подвижной состав разнообразен - это пассажирские и товарные вагоны, от­крытые платформы, цистерны, тепловозы, электровозы и др. Ж/Д перевозит людей, животных и разнообразные по степени пожарной опасности грузы (го­рючие, взрывоопасные, ядовитые и пр.).

Пожарная опасность ж/д станций и подвижного состава

Наибольшую пожарную опасность представляют сортировочные и гру­зо­вые станции где происходит накопление вагонов и которые имеют развитую сеть ж/д путей. В крупных пар­ках станций ежедневно перерабатывается до 20тыс единиц вагонов с гру­зами. Среди них наиболее опасными являются цистерны с ЛВЖ, сжижен­ными газами.

Пожарная опасность ж/д характеризу­ется:

- наличием большого кол-ва единиц подвижного состава с раз­личными го­рю­чими, легковоспламеняющимися пожаровзрывоопас­ными жидко­стями, сжи­женными газами, твердыми горючими материа­лами;

- высокой плотностью застройки участковых, сортировочных и грузо­вых станций складскими помещениями и заполнения подвижным со­ста­вом;

- наличием на грузовых, сортировочных, участковых станциях боль­шого ко­личества различных типов параллельно стоящих на путях сфор­миро­ван­ных ж/д составов;

- наличием узких протяженных разрывов между составами, способст­вую­щих быстрому распространению огня на большую площадь;

- развитой сетью ж/д путей, занятых составами, затрудняющими подъ­езд пож.автомобилей и прокладку линий к месту пожара;

- недостаточной мощностью и слабо развитой сетью ППВ.

Пожарная опас­ность увеличивается при нарушении технологического про­цесса рас­формиро­вания и формирования составов. Соединение вагонов с пре­вышением ус­тановленных скоростей приводит к повреждению грузов, ава­рийному роз­ливу и истечению огнеопасных жидкостей и газов.

Для наружного ППВ на ж/д станциях используют ПГ, устанавливаемые на водопроводных сетях и водоемы. В рабочих парках у крайних ж/д путей уста­навливают ПГ. При необходимости для целей по­жаротушения исполь­зуют водоисточники городской водопро­водной сети и соседних объектов.

Охраняют объекты ж/д транспорта пожарные поезда. Обслуживает по­жар­ный поезд объекты, расположенные на землях ж/д, время его прибы­тия на пожар до 1,5 ч.

Пожары на ж/д транспорте имеют свои особенности и отличаются слож­но­стью боевых действий подразделений ГПС. Сложность заключа­ется в том, что при пожаре зачастую задерживается введение огнетуша­щих ве­ществ до выяс­нения физико-химических свойств грузов и обесто­чивания эл.контактной сети над горящим составом.

При пожаре, другой ЧС возможно

наличие большого количества подвижного состава и транспортных единиц с пассажирами и различными грузами;

наличие развитой сети ж/д путей занятых составами, затрудняющих подъ­езд пожарной и аварийно-спасательной техники и прокладку рукавных ли­ний к горящему составу;

быстрое распространение огня внутри вагонов, переход огня на соседние по­езда, здания и сооружения;

наличие узких протяженных разрывов между составами, способствующих быстрому распространению огня на большую площадь;

взрывы и интенсивное горение ж/д цистерн с ЛВЖ, ГЖ, СУГ;

растекание ЛВЖ, ГЖ, АХОВ из цистерн и образование загазованных зон на прилегающей территории;

наличие угрозы людям, находящихся в вагонах горящего и соседних поез­дов, персоналу станции, возникновение паники;

непрекращающееся движение поездов и локомотивов;

сложность выяснения вида горящих и находящихся в соседних вагонах (цис­тернах) веществ, материалов;

отсутствие или удаленность водоисточников, недостаточное ППВ;

наличие эл.контактных сетей, находящихся под высоким напряжением;

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на ж/д транспорте

При возникновении пожаров в подвижном составе на ж/д станциях, перего­нах (в пути следования) работники ж/д транспорта действуют согласно тре­бо­ваниям ведомственной инструкции. Они должны обеспечить: немедлен­ное сообщение о пожаре в ПО, эвакуацию пассажиров, расцепку поезда и отвод вагонов на безопасные расстояния, эвакуацию соседних поездов, сня­тие оста­точного напряжения с контактных проводов над местом пожара, принятие мер к ликвидации горения первичными средствами пожаротуше­ния, предотвра­щение растекания ЛВЖ и ПК и отвода их в безопасное место и т. д. .

Ответственность за организацию и руководство тушением пожара, спаса­ние пассажиров, эвакуацию подвижного состава и грузов до ГПС возлага­ется на должностные лица ж/д дорог.

С прибытием к месту пожара подразделений ПО старший оперативный на­чальник подразделений ГПС возглавляет работы по тушению пожара и осу­ществляет управление всеми подразделениями ПО, участвующими в ликви­да­ции пожара.

Боевые действия подразделений должны обеспечить: эвакуацию пассажи­ров; тушение и охлаждение цистерн и вагонов со взрывчатыми и взрыво­опасными веществами и газами, ЛВЖ, ПК, а также избежание утечки и раз­лива жидко­стей, распространения огня на соседние поезда, здания и соору­жения.

На пожаре РТП через представи­теля администрации, входящего в со­став ОШ, обязан:

- установить у диспетчера местонахождение горящего или аварийного со­става, наличие подъездов к нему, номер его аварийной карточки по транс­порт­ным документам, вид материалов в го­рящих и соседних вагонах;

- принять меры по отцепке горя­щих вагонов и выводу их на специаль­ную площадку или в безопасное мес­то;

- до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии на­пряжения с контактных электросетей на участках работы пожарных подраз­делений.

После расшифровки вида горя­щих материалов РТП совместно с ад­минист­ра­цией по аварийным карточ­кам определяет их свойства, пожарную опас­ность и необходимые огнетушащие вещества и средства защиты л/с.

Для обеспечения тушения пожа­ра создаются БУ: по обеспечению эвакуа­ции состава, защите состава, тушению пожара и ох­лаждению выведенных из зоны пожара ж/д цистерн (вагонов).

Ликвидацию пожаров в подвижном составе на электрифицированных уча­стках производят только после получения письменного разрешения с указа­нием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках до обесточивания электросети и сня­тия остаточного напряжения запрещается приближаться на расстояние не менее 2 м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам. Не допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горя­щих предметов, расположенных на расстояниях менее 7 м от кон­тактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находя­щихся под напряже­нием.

Защита и охлаждение железнодорожных цистерн с опасными грузами осу­ще­ствляется путем подачи огнетушащих веществ на верхнюю часть корпуса цистерны, что обеспечивает снижение температуры парогазовой смеси над поверхностью жидкости, ее давление и возможность предотвращения взрыва, а также равномерное и интенсивное охлаждение боковых поверхно­стей цис­терны.

Первый ствол от АЦ подается к горящим вагонам с прокладкой рукавной ли­нии через рельсы. В это же время рукав­ная линия от ПА установленного на водоисточник прокладывается под рельсы, чтобы не срывать графика движе­ния поездов. По мере готовности рукавной линии первый ствол от АЦ при­соединяет­ся к разветвлению, установленному на рукавной линии от во­доис­точника.

При прокладке рукавных линий необходимо создавать запасы рукавов для удобства маневрирования стволов и подачи их на места передвижения горя­щих вагонов. Решающее направление по вводу стволов будет зависеть от того, каким составам создается наибольшая угроза.

По прибытии к месту вызова пожарного поезда от него подаются стволы в помощь работающему на решающих направлениях подразделению. Локомо­тив пожарного поезда может использоваться для эвакуации сосед­них соста­вов.

При развившемся пожаре и угрозе соседним составам немедленно принима­ются меры к отводу из угрожающей зоны в 1ую очередь составов с людьми, с ВВо и огнеопасными грузами. До прибытия тепловоза организу­ется защита стволами соседних составов. В крайнем случае, приступа­ют к эвакуации со­седних составов или горящего состава путем расцепления и откатки отдель­ных вагонов силами пожарного подразделения и ж/д рабочих.

Для тушения горящих товарных вагонов необходимо выделять 1-2 ствола на вагон. После ликвидации горения снаружи вагона производится разгрузка и дотушивание груза, находящегося внут­ри вагона.

В случае горения ж/д цистерны с ЛВЖ или ГЖ применяются следующие приемы тушения: при горении паров ЛВЖ над горловиной бойцы под защи­той водя­ных струй поднимаются к горловине и закрывают крышку или же набра­сывают на нее кошму, брезент и продолжают охлаждать цистерну; при горе­нии растекающейся через трещины в швах или неплотно закрытую за­глушку на спускной трубе ГЖ, вводится воздушно-пенный ствол или распы­ленные водяные струи для тушения ГЖ и одновременного охлаждения цис­терны. Рас­текающаяся ГЖ отводится по дренажным канавам или же созда­ется обваловка для направления ГЖ в безопасное место, где она оконча­тельно до­тушивается.

При угрозе от горящей цистерны соседним составам или стан­ционным по­стройкам цистерна выводится в безопасное место под прикрытием водяных стволов и там организуется ее тушение.

Авиационный транспорт.

Скоротечность процесса пожара на самолете показывает, что он явля­ется объектом повышенной пожаровзрывоопасности при низкой защи­щенно­сти.

Основную пожарную опасность представляет наличие на борту боль­шого ко­личества авиатоплива (50-200т и более), которое быстро разли­вается во­круг самолета при ударе его о землю или препятствие и, вос­пла­меняясь, об­разует пожар на большой площади до 1000 м2 и более.

При этом в центре огня, отрезанными от внешней среды в практически ни­чем не защищенной алюминиевой оболочке, оказываются десятки, сотни лю­дей.

Критические условия для жизни людей, находящихся в самолете на­сту­пают уже через 2-3мин вследствие прогорания облицовки фюзеляжа, рез­кого по­вышения температуры, появления внутри фюзеляжа токсич­ных продуктов горения и разложения.

Все это в значительной степени усугубляет обстановку и делает мало­ве­роят­ным спасение людей.

На современных самолетах пожары можно классифицировать по сле­дую­щим видам:

- органов приземления (шасси);

- розлитого топлива под самолетом;

- внутри фюзеляжа;

- силовых установок (двигателей).

Пожары шасси в возникают при посадке самолета и связаны с горением 3 ви­дов материалов: резины, гидрожидкости и  магниевых сплавов. Наи­более часто встречающиеся пожа­ры -  горение гид­рожидкости при раз­рушении гид­росистемы шасси. Гидрожидкость, по­падая в разогретый до высокой темпера­туры тормозной барабан, вос­пламеняется, что приводит к заго­ранию резины покрышек. При этом из за высокой тем­пературы может произойти загорание маг­ниевых сплавов барабанов колес тележки шасси (через 6-8мин пожара). Характерный признак пожара магние­вых сплавов - белое свечение пламени, наличие брызг горящего металла, по­явление бе­лого плотного дыма.

Пожар шасси может привести к взрыву амортизаторов стойки, распро­стра­не­нию пожара в гондолу шасси и распространению его на крыло или фюзе­ляж самолета в зависимости от конструктивной схемы.

При пожаре, другой ЧС возможно

быстрое распространение огня на большую площадь при повреждении топ­ливных систем летательных аппаратов, а также по сгораемым материалам внутренней отделки салонов;

угроза жизни и здоровью людей, трудность их эвакуации в результате закли­нивания дверей и люков;

быстрое нарастание концентрации токсичных продуктов горения в летатель­ном аппарате;

интенсивное горение узлов и деталей из горючих материалов, в том числе из алюминиево-магниевых сплавов;

взрывы баллонов со сжатым газом;

быстрый прогрев и малая огнестойкость несущих конструкций и переборок летательных аппаратов;

возникновением паники среди пассажиров;

При тушении пожаров и ликвидации ЧС на летательных аппаратах

сосредоточить требуемое количество СиС у взлетно-посадочной полосы при аварийной посадке летательного аппарата, подготовить средства инди­виду­альной защиты л/с (теплоотражательные костюмы, СИЗОД), средства эвакуа­ции и спасения, медицинский персонал на автомобилях скорой по­мощи;

организовать вскрытие основных и аварийных люков, а в необходимых слу­чаях - обшивки корпуса, в специально обозначенных местах для срочной эва­куации и спасания людей;

осуществлять взаимодействие с руководителем полетов и АСС аэропорта, со­гласовывать с ними действия по тушению пожара и ведению АСР;

ликвидировать горение топлива под фюзеляжем, в первую очередь, в рай­оне эвакуационных дверей и люков, применяя пену, порошок или мощные водя­ные струи и одновременно охлаждать корпус летательного аппарата;

подавать огнетушащие вещества для предотвращения быстрого распростра­нения огня по корпусу, в наиболее важные части летательного аппарата (дви­гатели, гондолы двигателей, кабину пилотов и фюзеляж), а также на участки, где возможны взрывы баллонов и топливных баков;

производить тушение внутри двигателя пеной, порошками или двуокисью уг­лерода, подавая их через входное устройство, сопло двигателя и (или) гон­долу. Ликвидацию горения разлитого и истекающего топлива производить несколь­кими стволами одновременно;

ликвидировать горение внутри пассажирских салонов распыленной водой или раствором пенообразователя через двери, аварийные люки или специ­ально проделанные в обшивке отверстия;

ликвидировать горение шасси, компактными струями воды со смачивате­лями, из стволов с большим расходом со снятыми насадками при напоре, не­обходимом для смывания расплавленного магниевого сплава;

развернуть по возможности летательный аппарат, с помощью тягачей, в це­лях ограничения распространения огня по ветру;

При сильном ветре - ликвидировать горение топлива под летательным аппа­ратом мощными водяными струями, смывая его с бетона на грунт или в лив­невую канализацию. При отсутствии ветра - покрывать поверхность раз­лив­шегося топлива пеной, порошками или двуокисью углерода.

На стоянках и в ангарах воздушных судов

организовать немедленный отвод в безопасную зону и защиту, охлаждая во­дяными струями соседние летательные аппараты;

задействовать имеющиеся стационарные установки пожаротушения, пода­вать мощные водяные струи для охлаждения несущих конструкций ангара;

использовать для подачи стволов стремянки, стапели, трапы и пожарные ле­стницы

Заключительная часть занятия – 5 мин.

Подведение итогов занятия.

Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов

III.

Заключительная часть занятия – 5 мин.

1.

Подведение итогов заня­тия.

5

мин.

Подведение итогов занятия.

Опрос по пройденной теме, уточнение непонятых вопросов.



Руководитель занятия:

Инженер ПЧ № 32 ГПС по охране р.п. Пителино _____________ Л.В. Алаева