Файл: Смысловое чтение как метапредметный результат образования Смысловое чтение или осмысленное чтение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 9

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Смысловое чтение как метапредметный результат образования
Смысловое чтение или осмысленное чтение– это такое качество чтения, при котором достигается понимание информационной, смысловой и идейной сторон произведения.

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Мы разделились на 5 групп, в которых учителя разных предметных областей, разные по мировоззрению и стажу работы. Наша цель сегодня –актуализировать основные этапы применения этой технологии на уроке. Напоминаю, что нельзя говорить о технологии, если мы применяем не её не целиком, а берём какие-то фрагменты. Тогда это методика (способ деятельности учителя), в тоже время как технология прописывает деятельность детей.

Первое задание в группах: назовите одну характеристику современного типа чтения:

  1. Преобладающее функциональное, а не эмоциональное чтение. Наши дети на самом деле читают даже больше чем их ровесники, но это чтение ограничивается чтением переписки в социальных сетях, новостной ленты на интересующих их сайтах.

  2. Читатель воспринимает лучше короткие фразы –инструкции. Что делать? Ответ получен. Всё!

  3. Желание получить мгновенный ответ на свой вопрос, если ответ требует действий, то теряется интерес, а чаще просто чтение забрасывается. Но, когда ребенок действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение, он может активно взаимодействовать со своими внутренними образами. Человек сам устанавливает соотношение между собой, текстом и окружающим миром. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Мы все знаем, что плохо читающие дети – это, априори, дети, испытывающие трудности в обучении.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

! Никакой уровень читательской грамотности недостижим, если человек не осознает, что чтением он должен 
заниматься. Если человек не погружен в чтение, не читает для себя, то и профессиональное, образовательное, прагматическое чтение будет для него насилием.

Но мы понимаем, что современная модель чтения –«чтение для жизни», процент «читающих для души» даже в нашей педагогической среде всё меньше, мы ссылаемся на крайнюю степень занятости.

То есть мы обучаем детей читать для решения жизненно важных проблем, а это значит

  1. Осмысленно читать самостоятельно и воспринимать на слух читаемые тексты информационного и прикладного характера, литературные тексты;

  2. извлекать информацию из разных источников: критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;

  3. пользоваться источниками и ссылаться на них;

  4. читать информацию, представленную в разном виде (рисунок, фотография, таблицы, диаграммы, схемы, карты и уметь применять их при подготовке собственных текстов)

  5. использовать разные стратегии чтения при работе с текстом.

Выделяют три этапа технологии смыслового чтения: чтение до чтения, чтение во время чтения и чтение после чтения.

На каждом из этапов применяется следующий вид чтения.

1 этап –чтение до чтения или просмотровое чтение.

Просмотровое чтение — вид смыслового чтения, при котором происходит поиск конкретной информации или факта.
При отборе учебного материала для формирования навыка просмотрового чтения учителю не обязательно подбирать дополнительные тексты для работы, нужно использовать учебника. Главное, чтобы обучающиеся овладели системой действий, приводящих их успешному освоению нужного вида чтения, и заложить основы самостоятельной читательской деятельности.


  1. Предугадать по заголовку, иллюстрации текста важность информации текста.

  2. Просмотрев текст, определить его тематику и основную цель.

  3. Научиться выделять смысловые опорные пункты и важную информацию, при этом исключать второстепенную информацию.

  4. Определять, насколько просматриваемый текст интересен и полезен для будущего чтения.

  5. Уметь быстро оценить содержащуюся в нём информацию с точки зрения актуальности и перспективности её использования.

Упражнение 1



Учитель читает начало и ли конец предложения из текста, а ученики как можно быстрее должны найти все предложение и прочитать его.

Упражнение 2. Учитель говорит слово из текста, ученики должны посчитать, сколько раз повторяется это слово на странице.

Упражнение 3. Просмотреть текст и посчитать, сколько разных имён собственных употребляется в данном тексте? (за определённый промежуток времени, например, за 1 минуту). Определите, какой текст перед вами

Упражнение 4. Просмотрите текст и выберите иллюстрацию, которая подходит к тексту (иллюстрации должны быть на одну и ту же тему, одна из них наиболее точно отражает содержание просмотренного текста).

Упражнение 5. Перед вами фрагменты оглавлений четырёх книг. Отметь, в каких разделах каждой книги вы можете найти информацию о таком явлении как …...

Упражнение 6. Детям предлагается выставка книг. За 2 минуты выберите те книги, в которых вы найдёте нужную информацию по теме «город Екатеринбург» для туриста.
2. Следующий этап –чтение во время чтения.

На этом этапе необходимы два вида чтения: ознакомительное и

изучающее.

Ознакомительное чтение — вид, с помощью которого в тексте определяется главный смысл, ключевая информация.



Упражнения для обучения ознакомительному чтению:

  1. Прочитайте план/утверждение, определите, соответствует ли он/оно информации в тексте;

  2. Расположите вопросы (заголовки), данные в ключе, в последовательности, соответствующей содержанию текста;

  3. Выберите правильный ответ из 3—4 вариантов;

  4. Подчеркните в каждом абзаце одно-два предложения, которые можно было бы опустить как несущественные;

  5. Просмотрите текст и озаглавьте его;

  6. Перечислите факты, которые вы хотели бы запомнить;

  7. Назовите наиболее интересные вопросы/данные, содержащиеся в тексте. Укажите, где можно использовать эти сведения.

  8. На основе содержания прочитанного текста нарисуйте карту/схему.

  9. Выскажите свое мнение о возможности использования информации, содержащейся в тексте, в вашей будущей профессии и др.



КАРТОЧКА 3

ОСТОРОЖНО - АЛЛЕРГЕН! АРАХИС В ЛИМОННОМ ПЕЧЕНЬЕ
Дата продажи: 4 июня 2019 года

Дата изготовления: 04 февраля 2019 г.

Изготовитель: ООО Файн Фудз

Информация о продукте: Лимонное печенье в пачках по 125 г, срок годности 6 месяцев с даты изготовления.

Подробности: Печенье в указанных партиях может содержать арахисовую крошку, не включенную в список исходных продуктов. Тем, кто страдает аллергией на арахис, не следует есть это печенье!

Как поступить: Если вы уже купили это печенье, можете вернуть его назад, и вам полностью возместят расходы. За дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.

Вопрос. Как поступили бы вы, купив такое печенье? Почему бы вы так поступили? Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.
Изучающее чтение — вид смыслового чтения, при котором, в зависимости от цели, происходит поиск полной и точной информации и дальнейшая ее интерпретация. Из всего написанного выделяется главное, а второстепенное опускается.



Приведите примеры заданий для изучающего чтения из своих КИМов.

Задание из КИМа по оценке читательской грамотности.

Задание: «Формулирование» -создай алгоритм решения задачи.




А что значит рефлексивное чтение? Самое вдумчивое чтение, когда ребёнок присваивает содержание текста.

Читать – и представлять картины, героев.

Читать – и ставить себя на место героев.

Читать – и переживать.

Читать - участвовать в действии.

Читать – задумываться над содержанием.

Читать – предполагать конец истории.

Читать - и реагировать на прочитанное: смеяться, грустить.

Читать - удивляться, радоваться – испытывать эмоции.
При этом неважно, как мы читаем: вслух, про себя, читаем сами или слушаем чтение другого. То есть настоящий читатель воспринимает текст через эмоции, воображение и содержание.
«В 21 веке безграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот, кто не умеет учиться и переучиваться, используя умения читать и писать»

Процесс чтения состоит из трѐх фаз.

Первая — это восприятие текста, раскрытие его содержания и смысла, своеобразная расшифровка, когда из отдельных слов, фраз, предложений складывается общее содержание. В этом случае чтение включает: просмотр, установление значений слов, нахождение соответствий, узнавание фактов, анализ сюжета и фабулы, воспроизведение и пересказ.

Вторая — это извлечение смысла, объяснение найденных фактов с помощью привлечения имеющихся знаний, интерпретация текста. Здесь происходит упорядочивание и классифицирование, объяснение и суммирование, различение, сравнение и сопоставление, группировка, анализ и обобщение, соотнесение с собственным опытом, размышление над контекстом и выводами.

Третья - это создание собственного нового смысла, то есть ―присвоение добытых новых знаний как собственных в результате размышления.