Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 15
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
1. Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей).
Приемы косвенного воздействия:
• наблюдения;
• целевые прогулки;
• экскурсии
• беседы;
• чтение художественной литературы;
• просмотр кино -, видеофильмов;
• занятия (особенно речевые)
• рассмотрение иллюстраций;
• ознакомление с атрибутами, предметами-заменителями и способами их использования;
• организация игрового пространства (подбор, изготовление своими руками)
• игры (конструктивные, дидактические, подвижные);
• изобразительная деятельность;
• игры-имитации;
• мнимые «телефонные разговоры»;
• придумывание историй для планирования игры, например, «Придумаем историю о больной девочке и то, как помог ей необычный чай».
• домашние задания, которые приучили ребенка к самостоятельному поиску информации, например: «Как мама убирает, что делает сначала, что потом».
2. Прямое руководство (с вмешательством в игру).
Прямые педагогические приемы:
• ролевое участие в игре
• участие в сговоре детей
• показ образца игрового действия
• предложение готового сюжета игры
• предложение готовой темы игры
• совет по ходу игры
• разъяснение
• беседа о содержании предстоящей игры
• о распределении в ней ролей
• помощь в распределении ролей
• подборе игрушек, атрибутов
• обучение ролевому поведению.
По содержанию игры детей младшего дошкольного возраста отличаются от игр детей, более старшего возраста. Эти отличия связаны с относительной ограниченностью опыта, особенностями развития воображения, мышления, речи.
Воспитатель - носитель игровых действий (младший дошкольный возраст) предполагает активное участие воспитателя в игре, способствует устойчивости игрового замысла.
Задача - научить играть (воспитатель исполнитель главной роли)
• показ игровых действий;
• описание сюжета или персонажа (например, больной куклы);
• рассуждения воспитателя (например, о причинах болезни куклы);
• упражнения ребенка в игровых действиях;
• упражнения в игровых действиях в новых ситуациях («Скорая помощь везет в больницу», «Больного несут на носилках»);
• обращение персонажа к детям; • вопросы к ребенку, к персонажу;
• проблемные игровые ситуации («У Мишки температура», «Зайчик сломал ножку»). В младших группах преимущественно через индивидуальные формы работы.
На первом этапе (1,5-3 года) педагог делает акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создаёт ситуации, которые стимулируют ребёнка к осуществлению действий с предметом.
Воспитатель - партнер и помощник в игре (средняя группа)
Задача - обогащение содержания игр, формирование умения организовывать совместные игры: вместе составлять сюжет, комбинировать события в определенной последовательности и согласовывать их с партнером:
• непосредственное участие в игре (преимущественно второстепенные роли);
• вопросы;
• предложение темы игры;
• совет в игровой форме;
• беседа с детьми перед началом игры (помощь начать игру);
• беседа о распределении вещей;
беседа о чем должно состояться (помощь в планировании игры);
• напоминание о том, что наблюдали;
• подсказка ходу игры (игровые действия); • сообщение любого нового факта во время игры.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развёртывать ролевое взаимодействие, переходить от од- ной роли к другой.
Воспитатель-наблюдатель при необходимости (старшая и подготовительная группа) руководство и помощник.
Задача - формирование умений вместе строить сюжет, понимание партнера по игре, согласовывать свои действия с ними:
• совет (например, напомнить, что главную роль можно выполнять поочередно); • уместен вопрос перед началом игры;
• помощь в объединении нескольких сюжетов в одну развернутую игру (подсказкой, намеком, советом, вопросом, предложением, отнюдь не навязчиво) • прямое вмешательство в игру, если она приобрела отрицательного направления (воспитатель в игровой форме подталкивает способы выхода в сложившейся ситуации). Развитие сюжетно- ролевой игры на протяжении дошкольного периода проходит по этапам.
На третьем этапе (5 - 7 лет) воспитатель совместно с детьми может развернуть своеобразную игру-придумывание, протекающую в речевом плане, а дети продолжают придумывать разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. Особенность процесса формирования игровых умений заключается в том
, что взрослый выступает в роли равного партнёра, занимает позицию ребёнка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры.
Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.
Краткие выводы по первой главе
-
Сюжетно-ролевые игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. -
Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отождествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Главным компонентом сюжетно-ролевой игры является сюжет, без него нет самой сюжетно-ролевой игры. Сюжет игры – эта та сфера действительности, которая воспроизводится детьми. Содержание сюжетно-ролевой игры воплощается ребенком с помощью роли, которую он берет. -
Руководство сюжетно- ролевой игрой в дошкольном учреждении осуществляется в двух основных направлениях:
Косвенное руководство (без вмешательства воспитателя в игру, направленное на обеспечение опыта детей). 2. Прямое руководство (с вмешательством в игру). Сюжетно-ролевая игра проходит длительный и сложный путь развития, начинаясь в младшем дошкольном возрасте с простейшей ролевой игры и игры «рядом», в старшем дошкольном возрасте она достигает наиболее высокого развития, трансформируясь в длительную коллективную творческую игру с развёрнутым сюжетом.
Заключение
Теоретический анализ, учебно-методических, научных, периодических источников по проблеме исследования «сюжетно ролевая игра в жизни дошкольников» позволяет заключить следующее:
-
Сюжетно — ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т.е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни -
Основными структурными элементами игры являются: игровой замысел, сюжет или ее содержание; игровые действия; роли; правила, которые диктуются самой игрой и создаются детьми или предлагаются взрослыми. Эти элементы тесно взаимосвязаны.
Сюжетно-ролевые игры: различаются по содержанию (отражение быта, труда взрослых, событий общественной жизни); по организации, количеству участников (индивидуальные, групповые, коллективные); по виду (игры, сюжет которых придумывают сами дети, игры-драматизации — разыгрывание сказок и рассказов; строительные).
-
Руководя игрой, воспитатель воздействует на все стороны личности ребенка: на его сознание, чувства, волю, поведение, использует ее в целях умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.
Список использованных источников
Монографии, учебники, учебные пособия, журналы (печатные)
1. Менджритская Д.В. Воспитателю о детской игре М.: Просвещение, 1982. 210 с. (дата обращения .7.01.2019)
2. Дошкольная педагогика / под ред. В.И. Ядешко. М.: Просвещение, 1978. 321 с. (дата обращения .7.01.2019)
3. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология М.: Просвещение, 1988. 336 с. (дата обращения .7.01.2019)
4. Игра дошкольника /под ред. С.Л. Новосёловой. М.: Просвещение, 1989. 284 с. (дата обращения .7.01.2019)
Электронные источники удалённого/локального доступа
-
MAAM.RU [Электронный ресурс] Руководство сюжетно ролевой игрой у детей дошкольного возраста: [сайт]. [2016]. URL http://www.maam.ru/ (дата обращения .7.01.2019)
Глоссарий
№ | Понятие | Определение |
| Игра | - тип осмысленной непродуктивной деятельности, где мотив лежит не в ее результате, а в самом процессе. |
| Игровая деятельность | - естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым |
| Сюжетно ролевая игра | - это вид деятельности детей, в процессе которой они в условных ситуациях воспроизводят ту или иную сферу деятельности и общения взрослых с целью усвоения важнейших социальных ролей и выработки навыков формального и неформального общения |
| Роль | - средство реализации сюжета через ролевое действие, ролевой диалог, ролевые действия и ролевую речь |
| Игровой замысел | -. это общее определение темы игры, определение во что и как будут играть дети.. |