Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 87

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"


Программа среднего профессионального образования

44.02.03 Педагогика дополнительного образования

Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности

Практическое занятие 1.


Выполнил:

Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна

Преподаватель:

Проняева Надежда Анатольевна
 

Задание 1. 


№ п/п

Виды общения

Сходные

признаки

Отличительные признаки

1.


Определение понятия «общение». А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”.

Социально ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т. п., либо обеспечивает "фон" 12 для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию, и т.д.

Групповое предметно ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения личностно ориентированное общение. Это и есть, общение одного человека с другим, та самая исходная "клеточка", за которую держится большинство теоретиков общения. Но если посмотреть на нее "сверху", то легко увидеть, что такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно ориентированным (диктальное общение), а может быть "выяснение отношений", не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение).

Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания.

Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования.

В социально ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. Можно сказать, что это своего рода процессы "саморегуляции" общества или какой-то его части.

В предметно ориентированном общении тоже социальная; предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда.

Происходит взаимодействие двух и более сторон

Обмен навыками, информацией, опытом.

Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения.

Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку.

В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения.
Не несет за собой потенциальную ответственность с двух сторон за донесенную друг другом информацию
Создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса

2.

Под профессионально-педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи.

Определение понятия «профессионально- педагогическое общение».

И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”.



Задание 2. 

Тема: «Моя будущая профессия»

Класс: 11

Цель: изучение профессии для удачного выбора будущей профессии

Задачи:

Обучающие:

- Сформировать представление о мире профессий, о требованиях предъявляемых профессиями к человеку.

Развивающие:

- Развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации.

Воспитывающие:

- Воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.

Метапредметные

Познавательные УУД:

- способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель

Регулятивные УУД:

- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;

- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;

Коммуникативные УУД- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебно-профессиональных проблем

Личностные:

- самоопределение;

- готовность к выбору направления профильного образования;

- формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;

Ключевые вопросы:

- как выбрать будущую профессию;

- как работать с профессиограммами;

-какие цели преследует человек, выбирая себе профессию
У меня растут года,

будет и семнадцать.

Где работать мне тогда,

чем заниматься?

Известное стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?», написанное в 1928 году, не утратило своей актуальности по сей день. Вопросом выбора будущей профессии задаётся каждый человек. Кто-то еще до школы решает стать моряком или хирургом и затем целенаправленно идет к своей мечте. А кто-то мучается сомнениями и в 18 лет. И здесь главное вовремя вспомнить мудрость, изреченную классиком: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»

Будущая профессия должна приносить радость. Чтобы, отправляясь на работу, не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало заниматься. В XXI веке очень популярны профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, общественно-политической деятельностью. Однако не стоит ломать себя и стремиться стать банкиром или судьей, если в душе горит желание мчаться по бескрайним просторам нашей страны в кабине машиниста поезда.


ПРОФЕССИЯ (от латинского professio) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий и из такого обширного списка очень трудно подобрать ту, которая будет по душе любому. И именно поэтому все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.

Выбор профессии зависит от наших способностей. Все это заставило нас задуматься о будущей профессии. Ведь выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.

Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст нам та или иная профессия.

Каковы главные критерии выбора будущей профессии?

Она должна быть интересна и не должна ассоциироваться со словами из одной малоизвестной песни: «…твой бунт против папы и мамы закончится офисным креслом, мерцающим синим экраном и нудным трудом бесполезным, на смену протесту и крику придут тишина и усталость, твоя жизнь не кино и не книга, какая жалость». Захватывающее занятие, которое действительно нравится - это важная составная часть счастья в жизни. Затем следует учесть необходимость зарабатывать на жизнь.

Каждая профессия требует своих определённых знаний, умений и даже талантов. Например, врачу - необходимо знать на отлично – биологию, химию, анатомию и психологию. Продавцу – математику, русский, психологию. Юристу – историю, обществознание, психологию, русский. Всем необходимо знать русский, так как это государственный язык, иметь знания по разным предметам, не относящимся к выбору их профессии, для гармоничного развития, чтобы они могли общаться на другие темы. Но в каждой профессии есть люди, которые учились вместе одному и тому же, но кто-то достиг огромных высот. А кто-то остался посредственным работником. Почему?


Возможно на это влияют качества личности, которые препятствуют профессиональной деятельности, такие как:

  • безответственность;

  • невнимательность;

  • эгоистичность;

  • эмоциональная несдержанность;

  • жестокость;

  • брезгливость;

  • нетерпимость;

  • рассеянность.

- Проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.

- Какие профессии вам известны? Немного вам помогу.

Учитель называет букву «О», а учащиеся должны назвать профессии на эту букву. Учащиеся называют профессии.

Далее на букву «Р», «П», «К». Учащиеся называют профессии.

Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:

1.Человек-человек. Тут предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.

Как вы думаете, кого сюда можно отнести?

- Врача, учителя, продавца, журналиста.

2.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.

- Кого сюда можно отнести?

- Агроном, ветеринара, гидролога, пахаря, скотовода

3. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.

- Летчики, водители, матросы, электромонтёры, слесари, трактористы

4. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.

- Художники, актёры, певцы, литераторы, поэты, писатели.

5. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.

- Бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.

- Сейчас буду показывать слайды, а ваша задача определить к какому типу относится данная профессия

Показываются слайды, учащиеся определяют.

- Что необходимо учитывать при выборе профессии?

- Востребованность на рынке труда, доходность.

Основная масса учеников выбирает обыденную профессию.

-Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.


У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов.

Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.

Задача: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. Затем из 8 зачеркиваем еще 4, далее зачеркиваем еще 2. Остается то, что вы предпочли

Учащиеся выполняют это задание.

- Как вы считаете, во все времена актуальны одни и те же профессии или предпочтения меняются?

- Предпочтения меняются со временем.

- Скажите, что вы хотите сегодня на этой беседе узнать?

- Расширить свой круг знаний о профессиях.

Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Ты и твоя будущая профессия»

Ученики просматривают видеоролик.

Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды

- Раньше мы никогда не слышали о таких профессиях, как промоутер, байер, шоппер, флейворист, копирайтер.

- Как вы считаете, чем занимаются люди данных специальностей?

- Давайте, найдем информацию в информационных источниках.

Учащиеся находят информацию, озвучивают ее.

- Как вы считаете, какие профессии будут актуальны во все времена?

- Учитель, воспитатель, продавец, ветеринар, врач, юрист

Я раздам вам листочки с таблицей, в которой написаны профессии и род деятельности людей, характерный для них. Нужно поставить в соответствие эти два пункта и заполнить таблицу.

Учащиеся работают с таблицей. Далее проверяются результаты этой работы.

И в конце нашей беседы сыграем в игру: «Закончи предложения»

1.Люди работают ради…

2. Настоящий труд – это…

3. При выборе профессии люди часто не учитывают…

4. В любом профессиональном труде самое важное…

5. Счастье – это…

- Ребята, что вы интересного узнали на занятии? Были ли задания, которые принесли вам пользу и заставили задуматься?

Ответы учащихся.

- Сегодня вы вспомнили о различных типах профессии, узнали о востребованных профессиях. Поняли, что выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.

Заключение.

На занятиях учащиеся учатся:

- анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;