Файл: Дисциплина Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социальнопедагогической деятельности Практическое занятие Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна Преподаватель Проняева Надежда Анатольевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 106
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.03 Педагогика дополнительного образования
Дисциплина: Методика преподавания по программам дополнительного образования в области социально-педагогической деятельности
Практическое занятие 1.
Выполнил:
Обучающийся Чубарова Эмина Рашидбековна
Преподаватель:
Проняева Надежда Анатольевна
Задание 1.
№ п/п | Виды общения | Сходные признаки | Отличительные признаки |
1. | Определение понятия «общение». А.Н. Леонтьев определяет педагогическое общество как “профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, имеющее определенные педагогические функции и направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимся внутри ученического коллектива”. Социально ориентированное общение (лекция, доклад, ораторская речь, телевизионное выступление). В этом случае лектор, докладчик всегда выступает как представитель общества (коллектива, социальной группы), и та задача, которую он решает, есть социальная задача. Он либо побуждает слушателей к непосредственной социальной активности, либо объединяет их вокруг социально значимой идеи, формирует или изменяет их убеждения, систему ценностей, социальные установки и т. п., либо обеспечивает "фон" 12 для такого социального воздействия, сообщая социально-значимую информацию, и т.д. Групповое предметно ориентированное общение, общение, включенное в коллективный труд и непосредственно его обслуживающее, помогающее коллективу решить стоящую перед ним задачу. Здесь на первом месте производственные отношения личностно ориентированное общение. Это и есть, общение одного человека с другим, та самая исходная "клеточка", за которую держится большинство теоретиков общения. Но если посмотреть на нее "сверху", то легко увидеть, что такое общение может быть принципиально различным: это может быть деловое общение, нацеленное на какую-то совместную деятельность и, по сути, совпадающее с предметно ориентированным (диктальное общение), а может быть "выяснение отношений", не имеющее такой связи с деятельностью (модальное общение). | Общение - неотъемлемый элемент педагогической деятельности; вне его невозможно достижение целей обучения и воспитания. Общение занимает значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования. В социально ориентированном общении непосредственно реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие. Можно сказать, что это своего рода процессы "саморегуляции" общества или какой-то его части. В предметно ориентированном общении тоже социальная; предмет и цель такого общения - организация коллективного взаимодействия в процессе труда. Происходит взаимодействие двух и более сторон Обмен навыками, информацией, опытом. | Специфика педагогического общения, прежде всего, проявляется в его направленности. Оно направленно не только на само взаимодействие и на воспитанников в целях их личностного развития, но и является основным для самой педагогической системы, направленно на организацию освоения знаний и формирование на этой основе умений. В силу этого педагогическое общение характеризуется как бы тройной направленностью - на само взаимодействие, на воспитанников и на предмет освоения. Общение в педагогической деятельности выступает как средство организации учебно-воспитательного процесса, как инструмент воздействия, при этом обычные условия и функции общения получают дополнительную нагрузку. В целенаправленной педагогической деятельности общение приобретает специальные задачи. Педагог должен знать закономерности педагогического общения, обладать коммуникативными способностями и культурой общения. Не несет за собой потенциальную ответственность с двух сторон за донесенную друг другом информацию Создает условия для реализации потенциальных сущностных сил субъектов педагогического процесса |
2. | Под профессионально-педагогическим общением понимается система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, познание личности, оказание воспитательного воздействия. Собственно педагогическим общение становится тогда, когда обусловлено целями, заранее специально осмысливается и программируется воспитателями. Педагогическое общение характеризуется целенаправленностью, сознательной постановкой цели, стремлением педагога решить в процессе и в результате общения определенные учебные, образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Определение понятия «профессионально- педагогическое общение». И.А. Зимняя обращает внимание на то, что педагогическое общение “как форма учебного сотрудничества есть условие оптимизации обучения и развития личности самих учащихся”. |
Задание 2.
Тема: «Моя будущая профессия»
Класс: 11
Цель: изучение профессии для удачного выбора будущей профессии
Задачи:
Обучающие:
- Сформировать представление о мире профессий, о требованиях предъявляемых профессиями к человеку.
Развивающие:
- Развить черты характера, обеспечивающие успех в профессиональной деятельности и навыки самопрезентации.
Воспитывающие:
- Воспитать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии.
Метапредметные
Познавательные УУД:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебно-профессиональную цель
Регулятивные УУД:
- умение осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;
- анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;
Коммуникативные УУД- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебно-профессиональных проблем
Личностные:
- самоопределение;
- готовность к выбору направления профильного образования;
- формирование адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
Ключевые вопросы:
- как выбрать будущую профессию;
- как работать с профессиограммами;
-какие цели преследует человек, выбирая себе профессию
У меня растут года,
будет и семнадцать.
Где работать мне тогда,
чем заниматься?
Известное стихотворение Владимира Маяковского «Кем быть?», написанное в 1928 году, не утратило своей актуальности по сей день. Вопросом выбора будущей профессии задаётся каждый человек. Кто-то еще до школы решает стать моряком или хирургом и затем целенаправленно идет к своей мечте. А кто-то мучается сомнениями и в 18 лет. И здесь главное вовремя вспомнить мудрость, изреченную классиком: «Все работы хороши, выбирай на вкус!»
Будущая профессия должна приносить радость. Чтобы, отправляясь на работу, не испытывать чувство тягости, нужно любить то дело, которым выпало заниматься. В XXI веке очень популярны профессии, связанные с экономикой, юриспруденцией, общественно-политической деятельностью. Однако не стоит ломать себя и стремиться стать банкиром или судьей, если в душе горит желание мчаться по бескрайним просторам нашей страны в кабине машиниста поезда.
ПРОФЕССИЯ (от латинского professio) - род трудовой деятельности, занятий, требующий определенной подготовки и являющийся обычно источником существования. Выбор профессии – жизненно важный вопрос. Он сравнивается со вторым рождением. Обдумать вопрос о будущей профессии - полезно. Это значит поставить себе много вопросов и найти правильный ответ. В мире насчитывается около 40 тысяч разных профессий и из такого обширного списка очень трудно подобрать ту, которая будет по душе любому. И именно поэтому все мы хотим, чтобы работа соответствовала нашим интересам и возможностям, приносила радость и достойно оплачивалась, ведь большую часть своего времени люди посвящают именно работе.
Выбор профессии зависит от наших способностей. Все это заставило нас задуматься о будущей профессии. Ведь выбор профессии – это достаточно серьезный вопрос, к которому стоит подходить обдуманно.
Во-первых, нужно учитывать свои личные интересы. Во-вторых, оценить собственные способности. В-третьих, проанализировать соответствие своих личностных качеств с теми качествами, наличия которых требует выбранная профессия. В-четвертых, изучить возможные жизненные перспективы, которые даст нам та или иная профессия.
Каковы главные критерии выбора будущей профессии?
Она должна быть интересна и не должна ассоциироваться со словами из одной малоизвестной песни: «…твой бунт против папы и мамы закончится офисным креслом, мерцающим синим экраном и нудным трудом бесполезным, на смену протесту и крику придут тишина и усталость, твоя жизнь не кино и не книга, какая жалость». Захватывающее занятие, которое действительно нравится - это важная составная часть счастья в жизни. Затем следует учесть необходимость зарабатывать на жизнь.
Каждая профессия требует своих определённых знаний, умений и даже талантов. Например, врачу - необходимо знать на отлично – биологию, химию, анатомию и психологию. Продавцу – математику, русский, психологию. Юристу – историю, обществознание, психологию, русский. Всем необходимо знать русский, так как это государственный язык, иметь знания по разным предметам, не относящимся к выбору их профессии, для гармоничного развития, чтобы они могли общаться на другие темы. Но в каждой профессии есть люди, которые учились вместе одному и тому же, но кто-то достиг огромных высот. А кто-то остался посредственным работником. Почему?
Возможно на это влияют качества личности, которые препятствуют профессиональной деятельности, такие как:
-
безответственность; -
невнимательность; -
эгоистичность; -
эмоциональная несдержанность; -
жестокость; -
брезгливость; -
нетерпимость; -
рассеянность.
- Проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии. То, чем будет заниматься человек в будущем, существенно будет влиять на финансовое положение, социальный статус, общество, с которым придется пересекаться и общаться, на всю жизнь в целом.
- Какие профессии вам известны? Немного вам помогу.
Учитель называет букву «О», а учащиеся должны назвать профессии на эту букву. Учащиеся называют профессии.
Далее на букву «Р», «П», «К». Учащиеся называют профессии.
Классификация профессора Е.А. Климова делит все профессии на 5 основных типов:
1.Человек-человек. Тут предметом труда является другой человек, а характерной чертой деятельности - необходимость воздействия на других людей.
Как вы думаете, кого сюда можно отнести?
- Врача, учителя, продавца, журналиста.
2.Человек-природа. Этот тип объединяет профессии, представители которых имеют дело с объектами, явлениями и процессами живой и неживой природы.
- Кого сюда можно отнести?
- Агроном, ветеринара, гидролога, пахаря, скотовода
3. Человек-техника. Люди, использующие технические устройства.
- Летчики, водители, матросы, электромонтёры, слесари, трактористы
4. Человек - художественный образ. Людей этого типы отличает наличие живого образного мышления, художественная фантазия, талант.
- Художники, актёры, певцы, литераторы, поэты, писатели.
5. Человек - знаковая система. Люди, выбравшие этот тип профессиональной деятельности, должны уметь оперировать абстрактными понятиями, иметь широкий кругозор.
- Бухгалтеры, учёные, операторы ЭВМ, люди, работающие в лабораториях, научных центрах.
- Сейчас буду показывать слайды, а ваша задача определить к какому типу относится данная профессия
Показываются слайды, учащиеся определяют.
- Что необходимо учитывать при выборе профессии?
- Востребованность на рынке труда, доходность.
Основная масса учеников выбирает обыденную профессию.
-Давайте мы выясним, почему же так происходит и что влияет на наш выбор.
У каждого из вас распечатка 16 основных мотивов.
Это упражнение помогает разобраться в том, что же двигает человеком при выборе профессии.
Задача: зачеркнуть 8 из 16 мотивов, которые к тебе меньше всего относятся. Затем из 8 зачеркиваем еще 4, далее зачеркиваем еще 2. Остается то, что вы предпочли
Учащиеся выполняют это задание.
- Как вы считаете, во все времена актуальны одни и те же профессии или предпочтения меняются?
- Предпочтения меняются со временем.
- Скажите, что вы хотите сегодня на этой беседе узнать?
- Расширить свой круг знаний о профессиях.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик «Ты и твоя будущая профессия»
Ученики просматривают видеоролик.
Современный рынок профессий должен динамически меняться и подстраиваться под сформировавшиеся нужды
- Раньше мы никогда не слышали о таких профессиях, как промоутер, байер, шоппер, флейворист, копирайтер.
- Как вы считаете, чем занимаются люди данных специальностей?
- Давайте, найдем информацию в информационных источниках.
Учащиеся находят информацию, озвучивают ее.
- Как вы считаете, какие профессии будут актуальны во все времена?
- Учитель, воспитатель, продавец, ветеринар, врач, юрист
Я раздам вам листочки с таблицей, в которой написаны профессии и род деятельности людей, характерный для них. Нужно поставить в соответствие эти два пункта и заполнить таблицу.
Учащиеся работают с таблицей. Далее проверяются результаты этой работы.
И в конце нашей беседы сыграем в игру: «Закончи предложения»
1.Люди работают ради…
2. Настоящий труд – это…
3. При выборе профессии люди часто не учитывают…
4. В любом профессиональном труде самое важное…
5. Счастье – это…
- Ребята, что вы интересного узнали на занятии? Были ли задания, которые принесли вам пользу и заставили задуматься?
Ответы учащихся.
- Сегодня вы вспомнили о различных типах профессии, узнали о востребованных профессиях. Поняли, что выбрать свое дело в жизни – задача нелегкая, к ней надо готовиться уже сейчас. Для этого надо узнавать себя, изучать себя, знать свои сильные и слабые стороны. Только тогда вы не ошибетесь и сделаете правильный выбор.
Заключение.
На занятиях учащиеся учатся:
- анализировать профессиограммы, находить информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности;