Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 806

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

Эволюционная теория

Эволюция поведения

Таксисы

Рефлексы

Инстинктивное поведение

Врожденные пусковые механизмы

Импринтинг

Научение

Способность к умозаключениям

Эволюция человека

Рождение научной психологии

Психология и ее разделы

Область научных поисков

Выводы

Глава 4 Внутренний мир и состояния сознания

Употребление наркотических средств и патологические состояния

Возбуждающие средства

Документ 4.1. Электрическая активность мозга

Внимание и восприятие

Экстрасенсорное восприятие

Мотивация и эмоции

Эмоции

Резюме

Мышление

Речь

Теории научения

Резюме

Материал для самопроверки

Ответы на вопросы

Особенности творческого мышленияТворческое мышление, во-первых, пластично. Творческие люди предлагают множество решений в тех случаях, когда обычный человек может найти лишь одно или два.Творческое мышление подвижно: для него не составляет труда перейти от одного аспекта проблемы к другому, не ограничиваясь одной единственной точкой зрения.И наконец, главное-это то, что творческое мышление оригинально. Оно порождает неожиданные, небанальные и непривычные решения (Guilford, 1967).Творческая личность разглядит в силуэте горной цепи очертания головы крокодила, сравнит пустые полки в библиотеке с «пустыми глазами идиота» (Barron, 1958), найдет два десятка различных применений зубочистке, или газете (рис. 9.7).Пикассо говорил: «Я не ищу, я нахожу». Очевидно, именно в этом кроется главное различие между интеллектуальной и творческой личностью. С другой стороны, совершенно ясно, что эти два качества должны сочетаться, и для того, чтобы творческий дух проявил себя в полную силу, необходим определенный уровень интеллекта. У людейоооо  Дополнить рисунок Обычный ответ:стол с предметами на немОригинальный ответ:стопа с пальцами Ответ обычного типа Обычный ответ:два шалашаОригинальный ответ:два стога сена на коврах-самолетахОригинальный ответРис. 9.7. Стандартные и оригинальные решения в тестах на творческие способности (слева -тест Barron, 1958; справа-тест Wallach, 1968). Видно, что оригинальные решения более сложны и необычны.S-440      Глава 9циалом оказываются в традиционной системе школьного воспитания самыми несчастными. Они постоянно испытывают страх из-за противоречий между их собственными представлениями и требованиями школы. которые они никак не могут выполнить. Осознание этого недостатка приводит к тому, что они все больше и больше страдают от «комплекса неполноценности» и неверия в свои возможности. Они раздражают учителей тем, что не могут сосредоточиться, и это приводит к еще большей их изоляции. В отличие от детей предыдущей группы они особенно боятся оценки своих поступков другими и чувствуют себя комфортно лишь тогда, когда им представляется возможность вести себя в соответствии с их собственным ритмом деятельности и собственной фантазией.Наконец, дети с низким уровнем интеллекта и творческих способностей, по-видимому (по крайней мере внешне), наиболее адаптированы и довольны своей участью. Они верят в свои возможности и компенсируют недостаток интеллекта обилием социальных контактов или определенной пассивностью, которая вполне может сойти за равнодушие.Таким образом, в условиях более или менее открытого принуждения к определенным правилам плохая адаптация наиболее вероятна у детей, принадлежащих к двум промежуточным группам.Особенности творческих личностейТворцом, так же как и интеллектуалом, не рождаются. Все зависит от того, какие возможности предоставит окружение для реализации того потенциала, который в различной степени и в той или иной форме присущ каждому из нас.Как отмечает Фергюсон (Ferguson, 1974), «творческие способности не создаются, а высвобождаются». Поэтому, для того чтобы понять, как развилась творческая деятельность, надо оценить не только и даже не столько необходимый для этой деятельности базовый уровень интеллекта, сколько личность человека и пути ее формирования.Любая система воспитания, созданная обществом, основана на конформизме. Это самый надежный путь к обеспечению единства всех членов социальной группы, но одновременно и самый верный способ подавить развитие творческого мышления.Действительно, творческая личность в основе своей чужда конформизму. Именно независимость суждений позволяет ей исследовать пути, на которые из боязни показаться смешными не осмеливаются вступить остальные люди. Творческий человек с трудом входит в жизнь социальной группы, хотя он и открыт для окружающих и пользуется определенной популярностью. Он принимает общепринятые ценности только в том случае, если они совпадают с его собственными. В то же время он мало догматичен, и его представления о жизни и обществе, а также о смысле собственных поступков могут быть весьма неоднозначными.Адаптация и творчество                     441120      140    160 180 200 Гете Вольтер Декарт Диккенс Франклин Гюго Моцарт Леонардо да Винчи Дарвин Бетховен Ньютон Линкольн Лютер Наполеон Вашингтон Рембрандт Юв 17 лет IQв возрасте 17-26 летРис. 9.8. В работе Кокса (Сох, 1926) была предпринята попытка оценить IQ знаменитых людей, исходя из их достижений в 17 лет и в возрасте от 17 до 26 лет. Несомненно, что в большинстве случаев при этом оценивались не только интеллектуальные, но и творческие способности, и отделить их друг от друга трудно.Творческий человек эклектичен, любознателен и постоянно стремится объединить данные из различных областей. Творческие люди любят забавляться, и голова у них полна всякого рода чудных идей. Как уже говорилось, они предпочитают новые и сложные вещи привычным и простым. Их восприятие мира непрерывно обновляется.Чаще всего творческие люди сохраняют детскую способность к удивлению и восхищению, и обычный цветок может вызвать у них такой же восторг, как и революционное открытие. Обычно это мечтатели, которые порой могут сойти за сумасшедших из-за того, что они претворяют в жизнь свои «бредовые идеи», одновременно принимая и интегрируя иррациональные аспекты своего поведения.Вы скажете, что все эти черты совершенно не свойственны большинству людей и, безусловно, на Земле творческих личностей должно быть немного. Однако попробуйте снова прочитать эти строки и представить себе, что речь идет о ребенке. В этом случае все сразу станет на свои места, и вам, напротив, покажется странным ребенок, не соответствующий такому описанию.Как говорил Сент-Экзюпери, во многих детях «убивают Моцарта». Как же так происходит, что хотя от рождения у большинства людей есть все внутренние условия для реализации их потенциала, ребенок, как правило, превращается в разумного, консервативного и расчетливого взрослого конформиста.442      Глава 9Частично мы уже ответили на этот вопрос, когда касались роли социального окружения-семьи или школы-в интеллектуальном развитии. Мы еще вернемся к этой проблеме в главе 11.Однако существуют и другие стороны личности, формирующиеся под влиянием социальной среды. Они в значительной степени определяют то, как человек включается в жизнь общества и полностью или частично реализует свои возможности.В следующей главе мы попытаемся проследить за главными направлениями физического, интеллектуального, аффективного и социального развития человека. При этом мы попробуем разобраться в том, каким образом в идеальном случае все обстоятельства могут способствовать полной реализации личности, а с другой стороны-как на каждом шагу возникают предвидимые и непредвидимые препятствия, способные нарушить, затормозить или порой даже необратимо подавить развитие столь хрупкого создания, каким является человеческий ребенок.Документ 9.1IQ: два ребенка -это хорошо, а девять -это, наверное, многовато!Двое сотрудников Зайонца (Belmont, Marolla, 1973) обследовали 386 114 голландских юношей в возрасте в среднем 19 лет, проходивших обязательную военную службу. Таким образом, в эту выборку входили все мужчины Голландии, родившиеся между 1944 и 1947 годами.Исследователи изучали, в частности, связь между IQ молодых людей и их положением в семье. Представив полученные результаты в графическом виде, ученые пришли к выводу, что в среднем IQ тем ниже, чем больше детей в семье (рис. 9.9). Кроме того, наиболее высокие баллы получали, как правило, старшие дети, особенно в тех случаях, когда в семье было двое детей. Что касается младших детей, то по IQ они были тем дальше от первенца, чем больше было в семье детей промежуточного возраста.Зайонц и Маркус (Zajonc, Marcus, 1975) предложили свое объяснение этих результатов. По мнению этих авторов, от числа детей в семье зависит ее «интеллектуальный климат». Исследователи разработали методику расчета показателя, характеризующего этот климат. Они исходили из того, что у каждого индивидуума, будь то родитель или ребенок, имеется определенный интеллектуальный уровень, зависящий от его возраста и накопленного жизненного опыта. Таким образом, каждому члену семьи можно присвоить некоторое число, соответствующее его интеллектуальному уровню. Например, для каждого из родителей это число можно принять равным 30, а для новорожденного-0. Числа для остальных детей будут промежуточными соответственно ихАдаптация и творчество                     443 

Резюме

Литература

Материал для самопроверки

Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Предисловие редактора перевода ....8 
Предисловие ..........11
Предисловие автора ........ 13
Представление книги ...... 14 
Благодарности ........ 17
Предисловие автора к русскому изданию
….19

ЧАСТЬ 1. ИЗУЧЕНИЕ ПОВЕДЕНИЯ ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ
Введение ........................ 24 
Глава 1. Что такое поведение? ................ 24 
Врожденное и приобретенное ............. 26 
Эволюционная теория ................ 30
Эволюция поведения ................ 30
Таксисы .................... 31
Рефлексы .................. 32
Инстинктивное поведение ............. 33
Импринтинг ................. 34
Научение ................... 36
Способность к умозаключениям .......... 37 
Эволюция человека ................ 37
От деревьев до первых поселений .......... 41
Развитие речи ................. 42 
Социальная и культурная эволюция ......... 44
Агрессивность человека ............. 46
Документ 1.1. Уровни поведения и эволюция ..... 47
Документ 1.2. Миграция лососей -инстинктивное поведение или результат научения? ............. 47
Документ 1.3. Охрана территории у колюшки ..... 48
Документ 1.4. Материнский инстинкт или научение? . . . 49
Документ 1.5. Собака, обезьяна и способность к умозаключениям .................. 50
Документ 1.6. Эволюция человекообразных обезьян и гоминид .......... 52
Резюме ..................... 53
Литература ................... 53
Материал для самопроверки ............... 56
Ответы на вопросы
 ............... 
Глава 2. Что такое психология? ................
Введение ....................
Развитие психологии ................
Первые шаги .................
Донаучная психология .............. 
Рождение научной психологии ...........
Психология в XX столетии ............
Документ 2.1. Культ черепа ............
Документ 2.2. Происхождение слова «психология» ....
Документ 2.3. Душа и тело: 1+1=2 или 1+1=1?. . . 
Документ 2.4. Четыре этапа, составляющие научный метод 
Документ 2.5. В лаборатории Вундта в 1879 году ....
Документ 2.6. Функционалисты и роль сознания . . . .
Документ 2.7. Структуры и функции ..........
Документ 2.8. Утверждение бихевиористской веры Уотсона 
Документ 2.9. Социобиология и размножение .....
Документ 2.10. Младенцы и гештальт ........
Документ 2.11. Пятилетний ребенок и «равновесие» . . . 
Документ 2.12. Повседневная жизнь и «бессознательное» 
Документ 2.13. Путь к самовыражению .......
Документ 2.14. Покорность и пытка ........
Резюме .....................
Литература ...................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы
 ...............
Глава 3. Чем занимаются психологи? ..............
Введение ....................
Психология и ее разделы ..............
Прикладные области ...............
Область научных поисков .............
Методы психологии ................
Описательные методы ..............
Экспериментальный метод ............
Документ 3.1. Клиническая психология и клаустрофобия 
Документ 3.2. Психолог-консультант и взаимодействия между родителями и детьми ............
Документ 3.3. Эксперименты на животных ......
Документ 3.4. Опросы, касающиеся полового поведения 
Документ 3.5. Наследственность и научение ......
Документ 3.6. Научные исследования и связанные с ними артефакты Документ 3,7. Плацебо, Пигмалион и двойной слепой метод 
Резюме .....................
Литература ..................
Материал для самопроверки ............
Ответы на вопросы .............



ЧАСТЬ 2. СОЗНАНИЕ И АКТИВАЦИЯ
Глава 4. Внутренний мир и состояния сознания ......
Сознание и активное бодрствование .......
Измененные состояния сознания .... . . . . . . . .
Сон .....................
Медитация ..................
Разнообразие измененных состояний .........
Употребление наркотических средств и патологические состояния Возбуждающие средства .............
Нейродепрессанты ...............
Наркотики ..................
Галлюциногены и психоделитики ..........
Использование психотропных препаратов и болезненное пристрастие к ним Наркотики и внутренний мир человека ........
Документ 4.1. Электрическая активность мозга .....
Документ 4.2. Картография внутреннего пространства . . Документ 4.3. Биологические часы .........
Документ 4.4. Внешняя обратная связь ........
Документ 4.5. Общедоступная медитация .......
Документ 4.6. Гипноз: измененное состояние или черта личности? 
Документ 4.7. Состояние сознания перед смертью ....
Документ 4.8. Классификация психотропных веществ . . . 
Документ 4.9. Память, связанная с определенным состоянием сознания Резюме .....................
Досье 4.1. Как мы спим? Почему мы видим сны? ....
Литература ...................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы
 ...............
Глава 5. Наше восприятие мира ................
Введение ....................
Ограничения, связанные с органами чувств ........
Роль предшествующего опыта .............
Организация наших восприятии ............
Наши восприятия остаются постоянными (константными) . . . 
Восприятие мира в трех измерениях ..........
Адаптация и привыкание ...............
Внимание и восприятие..............
Факторы, определяющие внимание ........
Избирательное внимание ............
Физиологический порог и порог восприятия ........
Перцептивная защита ...............
Подпороговое восприятие .............
Экстрасенсорное восприятие ............
Сенсорная изоляция ...............
Документ 5.1. Мир клеща ...........
Документ 5.2. Связь между современной физикой, нейро-наукой и психологией ..............
Документ 5.3. От стимуляции к восприятию .....
Документ 5.4. Гипотезы и предшествующий опыт ....
Документ 5.5. Сенсорные способности новорожденного . . 
Документ 5.6. Движение и время ..........
Документ 5.7. Зрительные иллюзии .........
Документ 5.8. Расширение зрачка при восприятии обнаженного человека .................
Документ 5.9. Сенсорная изоляция, галлюцинации и внутреннее пространство ...............
Резюме .....................
Досье 5.1. Наука и паранормальные явления .....
Литература ...................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы
 ...............
Глава 6. Мотивационная и эмоциональная активация ........
Введение ....................
Мотивация и эмоции ................
Мотивация ...................
Теория биологических побуждений .........
Теория оптимальной активации ...........
Когнитивные теории мотивации ..........
Иерархия потребностей .............
Эмоции .....................
Аспекты эмоций ................
Факторы, определяющие эмоции ..........
Стресс .....................
Документ 6.1. Терминология, относящаяся к мотивации . . 
Документ 6.2. Гидромеханическая модель мотивации . . . 
Документ 6.3. Секты и внутренняя мотивация .....
Документ 6.4. Когда электрошок порождает удовольствие 
Документ 6.5. Оргазм: все в голове .........
Документ 6.6. Детеныши обезьян, влюбленные в манекен 
Документ 6.7. Сексуальные роли и «образ» отца ....
Документ 6.8. Можно ли обнаружить ложь? ......
Документ 6.9. Когда сама информация несет эмоциональный заряд Документ 6.10. Обезьяны, крысы и язва желудка ....
Документ 6.11. Жизнь, стресс и вы .........
Резюме .....................
Досье 6.1. Агрессивность: врожденная или приобретенная мотивация? Литература ...................
Материал для самопроверки ..............
Ответы на вопросы

 ...............

ЧАСТЬ 3. ВЫСШИЕ ФУНКЦИИ И ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ
Введение ....................
Глава 7. Научение ......... ..........
Адаптация и научение ....
Виды научения ......
Научение реактивным формам поведения Привыкание и сенсибилизация . . 
Импринтинг ........
Условные рефлексы .....
Научение в результате оперантного обусловливания .....
Научение методом проб и ошибок ..........
Формирование реакций ..............
Научение путем наблюдения (подражания модели) ....
Когнитивные формы научения .............
Латентное научение ...............
Обучение сложным психомоторным навыкам ......
Научение путем инсайта .............
Научение путем рассуждений ............
Научение и созревание ...............
Научение и его результаты ..............
Документ 7.1. Павлов, Уотсон и классическое обусловливание ....................
Документ 7.2. Законы обусловливания ........
Документ 7.3. Управление обществом по Скиннеру . . .
Документ 7.4. Созревание, научение и критические периоды
Резюме .....................
Досье 7.1. Роль врожденного и приобретенного в научении
Литература ...................
Материал для самопроверки
 .............
Глава 8. Память, мышление и общение
Память ..................... 348
Структура памяти ................ 348
Процессы, связанные с памятью ........... 353
Забывание ................... 356
Память и мышление ............... 358
Мышление ..................... 361
Процессы мышления . .............. 361
Стратегии мышления .............. 363
Теории развития когнитивных процессов ....... 365
Мышление и речь ................ 370
Речь ...................... 371
Общение и язык ................ 371
Теории развития речи .............. 372
Документ 8.1. Сенсорная память .......... 377
Документ 8.2. Образы и память .......... 378
Документ 8.3. Мнемотехнические приемы ....... 381
Документ 8.4. Нарушения памяти на события, восприятия, действия или лова ............... 384
Документ 8.5. Лжесвидетельство или просто «недоразумение» во взаимоотношениях между памятью и речью? . . . 387 
Документ 8.6. Гипотезы, дедукция и формальное мышление 389 
Документ 8.7. Дети и психолингвистика ....... 391
Документ 8.8. А что, если бы обезьяны могли говорить? 393
Резюме ..................... 397
Досье 8.1. Исследования памяти .......... 398
Литература .................... 405
Материал для самопроверки .............. 407
Ответы на вопросы
 ............... 413
Глава 9. Адаптация и творчество
Интеллект ..............
Природа интеллекта .........
Структура интеллекта ........
Истоки интеллекта .........
Оценка интеллекта .........
Интеллект, решение проблем и творчество .
Творческое мышление
Особенности творческого мышления
Творчество и адаптация ..............
Особенности творческих личностей .........
Документ 9.1. IQ: два ребенка- это хорошо, а девять – это, наверное, многовато . . ..........
Документ 9.2. Какая нужна школа и для кого? .....
Документ 9.3. Следует ли отказаться от тестов на умственное развитие? ..................
Документ 9.4. «Нормальный» и «аномальный» интеллект 
Документ 9.5. Интеллект и творчество; ребенок, особенности его личности и его семья ............
Резюме .....................
Досье 9.1. Является ли интеллект врожденным или приобретенным .....................
Досье 9.2. Интеллект компьютера и интеллект человека . . 
Литература ....................
Материал для самопроверки .............
Ответы на вопросы

 ...............


ЧАСТЬ 4. Я, ДРУГИЕ И «ИНЫЕ»
Глава 10.Развитие «Я»................. 7
Введение................... 7
Различные аспекты развития............. 8
Этапы жизни , ................ 8
Неравномерность роста......... . . 10
Развитие нервной системы ..... 10
Физическое развитие................ 11
Половое развитие................. 15
Половая функция и размножение . . ........ 15
Половое поведение и развитие........... 15
Когнитивное развитие............... 19
Этапы умственного развития ребенка и подростка .... 19
Умственные способности взрослого человека...... 25
Нравственное развитие............... 26
Моральное суждение в детском возрасте . ..... 26
Развитие нравственного сознания.......... 27
Развитие личности . .............. 29
Описательные подходы.............. 29
Бихевиористский подход............. 32
Когнитивный подход.............. 33
Психодинамические подходы . . . 34
Гуманистический подход............. 38
Социальное развитие................ 41
Этапы социализации.............. 41
Жизненные кризисы ............ 43
Смерть . . . ............ 46
Приближение к смерти............. 46
Ступени смерти................ 46
Документ 10.1. Сексуальные фантазии: извращение или
психологическое «афролидирующее средство»?..... 47
Документ 10.2. Детское мышление......... 50
Документ 103, Перед лицом нравственной дилеммы . 53
Документ 10.4. Можно ли оценить личность? ..... 55
Документ 10.5. Кто такие были Эдип и Электра? .... 60
Материал для самопроверки.............. 63
Литература
................... 69
Глава 11.Человек и другие люди........ 71
Введение.................... 71
Жизнь в обществе............. . . 72
Территория и индивидуальный участок .. 72
Факторы окружающей среды........... 74
Социальное положение и роль в группе.. 74
Власть и подчинение.............. 76
Конформизм................. 77
Влияние меньшинства....... .... 78
Альтруизм и апатия.......... . 78
Взаимодействие и коммуникация........:.. 79
Межличностное влечение ............ 79
Коммуникация...... .... 81
Социальное восприятие............... 84
Впечатления ......... 84
Каузальная атрибуция............. 85
Стереотипы ........... 86
Установки . 
Составляющие установок ....... 88
Выработка установок.............. 89
Изменение установок.............. 89
Предубеждения................ 93
Документ 11.1. «Внутренняя галактика»....... 95
Документ П.2. Чем многолюднее, тем безответственнее 97
Документ 11.3. Шум и успеваемость в школе..... 98
Документ I L4. Доминирование, власть и лидерство ... 99 
Документ 11.5. Приказы и жизнь других людей ..... 103 
Документ 11.6. Конформизм и преобразование действительности ......... 105
Документ 117, Влияние меньшинств и- социальные сдвиги.................... 107
Документ 11.8, Безмолвные свидетели и снисходительные жертвы.............. 108
Документ 11.9. Межличностное влечение зависит и от обоняния.................. 110
Документ 11.10. Похвала и критика......... 112
Документ 11,11. Парадоксальная коммуникация, двойное принуждение и шизофрения... 113
Документ 11.12. Любовь и истолкование улыбки , . . . 115
Резюме..................... 116
Материал для самопроверки............. 117
Ответы................... 121
Литература

................... 122
Глава 12.«Иные»..................... 124
Тревога и стресс................. 124
Что такое аномальное поведение?........... 126
Некоторые подходы к пониманию аномального поведения 127
Демонология................ !27
Медицинский подход.............. 129
Психоаналитический подход ..:....... 130
Бихевиористский подход . ........... 134
Оглавление 369
Когнитивный подход............ . 135
Гуманистический подход............. 136
Социо-культурный подход............ 137
Классификация психических расстройств , ... 138
Расстройства, свойственные детскому и подростковому возрасту . ..... 140
Расстройства органического происхождения.. 141
Функциональные расстройства . ....... 142
Расстройства личности............. 151
«Приклеивание ярлыков» и его последствия 152
Лечение...... . 153
Психиатрия и медицинский подход к лечению психичес¬ких расстройств........ 154
Психотерапия................. 157
Поведенческая терапия (бихевиористский подход) .... 166
Альтернативные ресурсы и групповая терапия . . . 170
Документ 12.1. Уравновешенный человек н «норма» , 175 
Документ 12.2. Жизнь и механизмы психологической защиты 177
Документ 12.3. Психические расстройства в детстве н от¬рочестве ........ . 178
Документ 12.4. Путешествие через психическое страда-
Документ 12.5. Здравый рассудок среди безумия .... 187 
Документ 12.6. Антипсихиатрия и психиатрия: право на безумие или право на лечение? 189
Документ 12.7. Не сводится ли весь секрет терапии к эф¬фекту плацебо? . 190
Документ 12.8. Пример фрейдистской интерпретации 192
Документ 12.9. От одной формы терапии к другой ... 194
Резюме..................... 203
Материал для самопроверки............. 206
Ответы................... 212
Литература
................... 213
Приложение А.Биологические основы поведения ... 215
Наследственность и размножение . 215
Генетические основы развития 215
Хромосомные аномалии.......... 219
Близнецы ............ .... 220
Резюме................. 220
Физиология поведения.......... 221
Организация нервной системы ........ 221
Рецепторы............... 222
Дополнение А.1. Звук и свет......... 233
Эффекторы ................ 236
Периферическая нервная система....... 240
Дополнение А.2. Три «мозга» и эволюция нервной системы, 244
Центральная нервная система......... 246
Кора большого мозга......... . . 253
Дополнение A3. Расщепленный мозг 260
Структура и функции нейрона ......... 262
Дополнение А.4. Нервная активность и сканер . 270
Резюме.................. 272
Литература
................. 276
Приложение Б.