Файл: Годфруа Ж. Что такое психология в 2х т. Оглавление предисловие редактора перевода.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 16.03.2024
Просмотров: 844
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
психофармаколог пытается оценить воздействие на поведение новых лекарственных препаратов. Зоопсихолог изучает поведение животных, с тем чтобы лучше понять их родственные связи с человеком. Парапсихолог старается убедиться в существовании явлений, еще не получивших объяснения, и понять, как они соотносятся с «обычными» способностями человека. Что касается специалистов по искусственному интеллекту, то их усилия направлены на углубление наших представлений о процессах познания путем проведения аналогий с работой вычислительных машин.
8. В психологии используются методы двух категорий описательныеи экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом.
9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возможность проверить действиенезависимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменныеопределяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявленыпромежуточные переменные (присущие испытуемым), способные повлиять на результаты.
10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испытуемых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.
11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.
Чем занимаются психологи 129
Литература
Общие работы
Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger
Fourastie J 1966 Les conditions de 1'espnt scientifique, Pans, Gallimard
Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-
des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d'action, Momreal, Les Editions
HRM Ltee
Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1'etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart
Цитированнаялитература
Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press Kinse\АСPomeroy WВMartinСЕ
1948 Sexual behavior in the human male,
Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils
I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness",
Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on RС 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology,
Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc RВ (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.
2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному.
3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желающим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или...
4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.
5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.
6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов...
7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования.
8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека
9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных
130 Глава 3
10. Парапсихолог занимается проверкой ..... психических явлений, еще не получивших объяснения.
11. ..... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те
объяснения поведения животных, которые дают ..... .
12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать ..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.
13. При ..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.
14. Результаты опроса тем ...... чем лучше ..... отражает реальную популяцию.
15. При ..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, существующей между двумя ..... .
16. Экспериментальный метод состоит во ..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.
17. ..... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.
18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой переменной, называют ..... группой.
19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим ...... чтобы они не были различными для разных испытуемых.
20. Эффектом Розенталя называют ..... результатов, вызываемое тем, что ..... экспериментатора может передаваться ..... .
21. Эффект ..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответствии с его ..... .
22. Оценка с использованием ..... дает возможность свести к минимуму ..... результатов.
23. При графическом представлении результатов изменения ..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс.
24. В науке не бывает ..... фактов; бывают лишь плохие ...... не контролируемые надлежащим образом.
Верно или неверно?
1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный подход в терапии.
2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.
3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.
4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.
5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку некоторым учащимся.
6. Генетическая психология изучает действие генов.
7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психологов.
8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.
9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.
10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных.
11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.
12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.
13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.
14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую переменную.
15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.
Выбрать правильный ответ
1. Звание психолога
а) защищено в большей части стран;
б) не может быть присвоено любым человеком;
в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;
г) может быть присвоено только клиническому психологу.
2. Клинический психолог
а) играет ту же роль
, что и психиатр;
б) всегда работает в частном кабинете;
в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.
г) Все ответы неверны.
3. Психолог-консультант
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей.
г) Верны все ответы.
4. Педагогический психолог
а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;
б) проводит собеседования и тесты;
в) стремится вводить эффективные методы обучения.
г) Верны все ответы.
5. Генетическая психология
а) изучает психическое развитие личности;
б) уделяет главное внимание изучению детей;
в) связана с биологией;
г) мало занимается пренатальным развитием.
6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом
а) зоопсихология;
б) парапсихология;
в) психофармакология;
г) психофизиология.
7. Метод опросов
а) использует специально разработанные анкеты;
б) должен применяться на репрезентативных выборках;
в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.
г) Верны все ответы.
8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью
а) установить причинную зависимость между двумя переменными;
б) выявить роль третьей переменной;
в) разъяснить используемые термины.
г) Неверны все ответы.
9. Гипотеза всегда формируется в форме
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях.
г) Все ответы неверны.
10. Независимая переменная всегда вводится
а) в экспериментальную группу;
б) в контрольную группу;
в) в обе группы.
г) Все ответы неверны.
11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:
а) лабиринт;
б) характер среды;
в) быстрота научения.
г) Все ответы неверны.
12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X», следует контролировать
а) дозу наркотика X;
б) число оборотов;
в) пол животных.
г) Верны все ответы.
13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой
а) независимую переменную;
б) зависимую переменную;
в) контролируемую переменную;
г) промежуточную переменную.
14. Двойной слепой метод позволяет избежать
а) эффекта Розенталя;
б) эффекта Хоторна;
г) субъективных интерпретаций.
г) Верны все ответы.
15. Публикация сообщения о результатах эксперимента
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна содержать описания использованного метода;
в) не должна вызывать новых вопросов.
г) Все ответы неверны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, членами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обучения; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;
10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска
жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.
Верно или неверно
1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;
14-Н; 15-'В.
Выбрать правильный ответ
1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;
15 г.
2. Сознание и активация
Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.
В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом информации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта
8. В психологии используются методы двух категорий описательныеи экспериментальные. Корреляционный анализ позволяет сравнивать между собой показатели, полученные такими описательными методами, как наблюдения в естественных условиях, систематические наблюдения, а также опросы и тесты, этому анализу, однако, свойственны некоторые ограничения в возможностях интерпретации результатов. Что касается экспериментального метода, позволяющего установить причинно-следственную связь между изучаемыми переменными, то он остается наилучшим научным методом.
9. Создание экспериментальных и контрольных групп дает возможность проверить действиенезависимой переменной, влияние которой хотят оценить, на зависимые переменныеопределяемые поведением испытуемых, после того как взяты под контроль все другие факторы и выявленыпромежуточные переменные (присущие испытуемым), способные повлиять на результаты.
10. Результаты эксперимента могут быть искажены под влиянием ряда субъективных факторов, зависящих от экспериментатора и испытуемых. Этого можно избежать, используя двойной слепой метод.
11. Обработка результатов и подготовка сообщения – два последних акта, необходимые для доведения исследования до конца.
Чем занимаются психологи 129
Литература
Общие работы
Cohen D 1976 Psychologists on Psychology, New York, Taphnger
Fourastie J 1966 Les conditions de 1'espnt scientifique, Pans, Gallimard
Fraisse P Piaget J 1963 Traite de psychologie expenmentale, 1 Historic et Metho-
des. Pans, P U F Henneman P H 1975 La psychologie et son champ d'action, Momreal, Les Editions
HRM Ltee
Reuchhn M Huteau M 1973 Guide de 1'etudiant en psychologie. Pans, P U F Richeile M 1968 Pourquol des psychologues 9 Bruxelles, Dessart
Цитированнаялитература
Hunt M 1974 Sexual behavior in the 1970's, Chicago, Playboy Press Kinse\АСPomeroy WВMartinСЕ
1948 Sexual behavior in the human male,
Philadelphia, Saunders Rosenthal R Jacobwn L (1966) "Teachers expectancies Determinants of pupils
I Q gain". Psychological reports, n° 19, p 115 118 Searle L V (1949) "The organisation of hereditary maze-brightness and maze-dullness",
Genet Psychol Monogr, n° 39, p 279 325 Try on RС 1942 "Individual differences", in F A Moss, Comparative Psychology,
Englewood Cliffs, N J Prentice Hall Zajonc RВ (1985) "Social facilitation". Science, n° 149, p 269 274
Материал для самопроверки
Заполнить пробелы
1 Только………подготовка поможет психологу объективно оценить возможные последствия того или иного вмешательства.
2 ……..психолог работает в основном в больницах и центрах психического здоровья, где он подбирает и применяет….., наиболее подходящую данному больному.
3 Психолог-консультант оказывает помощь преимущественно лицам, желающим разрешить какую-то проблему, связанную чаще всего со…между… или...
4 Роль …состоит в том, чтобы помогать людям в осознании и разрешении тех или иных проблем.
5 Задача …психолога, так же как и….психолога, состоит в том, чтобы помогать учащимся и работающим людям выбрать специальность или работу, в наибольшей степени соответствующую их склонностям.
6 Педагогический психолог занимается внедрением наиболее эффективных методов...
7 Одна из главных функций психолога-…..состоит в консультировании конструкторов машин и промышленного оборудования.
8 Генетический психолог пытается понять, как происходит … человека
9 Роль психофармаколога заключается в испытании новых …на животных
130 Глава 3
10. Парапсихолог занимается проверкой ..... психических явлений, еще не получивших объяснения.
11. ..... используют психологические методы для того, чтобы дополнить те
объяснения поведения животных, которые дают ..... .
12. При наблюдениях в естественных условиях самое трудное -это дать ..... наблюдаемого поведения с учетом конкретных обстоятельств.
13. При ..... наблюдениях используется опросник или карта наблюдений.
14. Результаты опроса тем ...... чем лучше ..... отражает реальную популяцию.
15. При ..... анализе возникает проблема интерпретации зависимости, существующей между двумя ..... .
16. Экспериментальный метод состоит во ..... в ход событий, с тем чтобы установить, как изменение одного фактора влияет на изменение другого.
17. ..... переменной называют переменную, которую изменяет экспериментатор.
18. Группу испытуемых, которых подвергают воздействию независимой переменной, называют ..... группой.
19. Контролируемыми переменными называют все переменные, находящиеся под строгим ...... чтобы они не были различными для разных испытуемых.
20. Эффектом Розенталя называют ..... результатов, вызываемое тем, что ..... экспериментатора может передаваться ..... .
21. Эффект ..... - это искажение результатов, вызываемое тем, что испытуемые, знающие о гипотезе экспериментатора, будут склонны вести себя в соответствии с его ..... .
22. Оценка с использованием ..... дает возможность свести к минимуму ..... результатов.
23. При графическом представлении результатов изменения ..... переменной всегда откладывают по оси абсцисс.
24. В науке не бывает ..... фактов; бывают лишь плохие ...... не контролируемые надлежащим образом.
Верно или неверно?
1. Только солидная подготовка психолога может гарантировать серьезный подход в терапии.
2. Психологи, не занимающиеся научными исследованиями или преподаванием, чаще всего выступают в роли консультантов разного профиля.
3. Клинический психолог занимается тем же, что и психиатр.
4. Психолог-консультант лишь в редких случаях занимается лечением тех, кого он консультирует.
5. Школьному психологу иногда приходится оказывать психологическую поддержку некоторым учащимся.
6. Генетическая психология изучает действие генов.
7. Существует лишь одна теория личности, принимаемая большинством психологов.
8. Психофизиолог изучает связи, существующие между нервными структурами и поведением.
9. Зоопсихология отличается от этологии главным образом методами, которые она применяет.
10. Метод наблюдения в естественных условиях -один из самых нудных.
11. Использование тестов - испытанный метод, который в наши дни больше не подвергается сомнениям.
12. Корреляционный анализ позволяет установить причинно-следственную связь между двумя переменными.
13. Изменения зависимой переменной определяются экспериментатором.
14. Контрольная группа -это та группа, в которую вводят независимую переменную.
15. Экспериментировать - значит изучать влияние независимой переменной на одну или несколько зависимых переменных.
Выбрать правильный ответ
1. Звание психолога
а) защищено в большей части стран;
б) не может быть присвоено любым человеком;
в) не может быть достигнуто без серьезной подготовки;
г) может быть присвоено только клиническому психологу.
2. Клинический психолог
а) играет ту же роль
, что и психиатр;
б) всегда работает в частном кабинете;
в) занимается лишь случаями, требующими применения терапии.
г) Все ответы неверны.
3. Психолог-консультант
а) работает с обращающимися к нему людьми;
б) имеет дело главным образом с такими проблемами, как самоубийства или наркомания;
в) помогает организациям находить нужные ответы на проблемы, касающиеся людей.
г) Верны все ответы.
4. Педагогический психолог
а) может иногда оказать психологическую поддержку учащимся;
б) проводит собеседования и тесты;
в) стремится вводить эффективные методы обучения.
г) Верны все ответы.
5. Генетическая психология
а) изучает психическое развитие личности;
б) уделяет главное внимание изучению детей;
в) связана с биологией;
г) мало занимается пренатальным развитием.
6. Изучением связей между нервной системой и поведением занимается главным образом
а) зоопсихология;
б) парапсихология;
в) психофармакология;
г) психофизиология.
7. Метод опросов
а) использует специально разработанные анкеты;
б) должен применяться на репрезентативных выборках;
в) позволяет получить достаточно точное отображение данной популяции.
г) Верны все ответы.
8. Преимущества корреляционного анализа обусловлены его способностью
а) установить причинную зависимость между двумя переменными;
б) выявить роль третьей переменной;
в) разъяснить используемые термины.
г) Неверны все ответы.
9. Гипотеза всегда формируется в форме
а) вопроса, который ставит перед собой исследователь;
б) утверждения, опирающегося на уже установленные факты;
в) теории, основанной на предвзятых идеях.
г) Все ответы неверны.
10. Независимая переменная всегда вводится
а) в экспериментальную группу;
б) в контрольную группу;
в) в обе группы.
г) Все ответы неверны.
11. В гипотезе, согласно которой «все крысы, выращенные в полной изоляции, будут не так быстро научаться проходить лабиринт, как крысы, выращенные в нормальной среде», независимую переменную составляет:
а) лабиринт;
б) характер среды;
в) быстрота научения.
г) Все ответы неверны.
12. При проверке гипотезы, согласно которой «число оборотов, совершаемых крысами при беге в колесе, возрастает в зависимости от количества введенного им наркотика X», следует контролировать
а) дозу наркотика X;
б) число оборотов;
в) пол животных.
г) Верны все ответы.
13. В эксперименте по изучению памяти легкость запоминания испытуемым предложенного материала представляет собой
а) независимую переменную;
б) зависимую переменную;
в) контролируемую переменную;
г) промежуточную переменную.
14. Двойной слепой метод позволяет избежать
а) эффекта Розенталя;
б) эффекта Хоторна;
г) субъективных интерпретаций.
г) Верны все ответы.
15. Публикация сообщения о результатах эксперимента
а) необходима только в случае получения убедительных результатов;
б) не должна содержать описания использованного метода;
в) не должна вызывать новых вопросов.
г) Все ответы неверны.
Ответы на вопросы
Заполнить пробелы
1-солидная; 2 -Клинический, терапию; 3-взаимоотношениями, супругами, членами семьи; 4-общинного психолога; 5-школьного, промышленного; 6-обучения; 7 - эргономиста; 8-психическое развитие; 9-лекарственных препаратов;
10-существования; 11-Зоопсихологи, этологи; 12-интерпретацию; 13-система-тических; 14-достовернее, выборка; 15 - корреляционном, переменными; 16-вме-шательстве; 17-Независимой; 18-экспериментальной; 19 - контролем; 20-иска
жение ожидания, испытуемым; 21 -Хоторна, ожиданиями; 22-двойного слепого метода, искажение; 23-независимой; 24-плохих, эксперименты.
Верно или неверно
1 В;2-Н; 3 Н;4 В: 5 В; 6-Н;7-Н; 8-В;9-В; 10-В; 11-Н; 12-Н; 13-Н;
14-Н; 15-'В.
Выбрать правильный ответ
1-в; 2-г; 3-г; 4-в; 5-а; 6-г; 7-г; 8-г; 9-г; 10-а; 11-б; 12-в; 13-г; 14-г;
15 г.
2. Сознание и активация
Существование человека не отличается принципиальным образом от существования других живых организмов. Оно состоит из непрерывного взаимодействия с окружающим миром, что позволяет индивидууму обеспечивать свою адаптацию, а тем самым и выживание с момента рождения до самой смерти. Человеческое существо ежеминутно сталкивается с ситуациями, значение которых варьирует в зависимости от его потребностей или намеченных целей.
В связи с этим инициация тех или иных действий представляет собой лишь последний этап трехстадийной последовательности. Ее первый этап состоит в активации мозга, которая происходит в результате сопоставления внутреннего состояния человека с внешними объектами или ситуациями. Второй этап заключается в обработке мозгом информации, поступающей от организма и из внешнего мира, с целью запустить третий этап - наиболее подходящее поведение с учетом как текущих обстоятельств, так и прошлого опыта. Когда речь идет о рефлекторных реакциях или инстинктивном поведении, эта