Файл: методика изучения морфемного состава слова в начальной школе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 46

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Непроизводная основа - основа слова, которое ни от чего не образовано, например, море, синий, бегать, спать, еще.

Производная основа - такая основа, которая включает в себя исходную, илипроизводящую, основу (которая может быть как производной, так и непроизводной и от которой слово образовано) и словообразовательное средство (словообразовательный аффикс).

Словообразовательное значение - наращение в значении производного слова по сравнению с исходным.

Способы словообразования. В первую очередь это способы аффиксальные:


Конверсия - способ словообразования, состоящий в переходе слова из одной части речи в другую: любимый детьми (прич.) - любимый фильм(прилаг.); отдыхающий от трудов (прич.) - пляж для отдыхающих (сущ.); рабочие материалы (прил.) - рабочий и колхозница (сущ.)

Словосложение - способ словообразования, состоящий в морфологическом соединении двух или более корней (основ).

По способу соединения корней или основ в сложное слово выделяются соединение без соединительной гласной (т.е. без интерфикса) и с соединительной гласной.

Например:

а) основа присоединяется к целому слову при помощи интерфикса: сам-о-лет, син-(е)-зеленый;


б) сложносокращенные слова при усечении первого компонента сложного слова: завхоз(заведующий хозяйством), колхоз (коллективное хозяйство), избирком (избирательная комиссия);

в) аббревиация - слово состоит из начальных букв длинного названия: МХАТ - Московский художественный академический театр, нэп - новая экономическая политика, загс - запись актов гражданского состояния.

Следующее важное понятие словообразования - словообразовательная модель (т.е. способ словообразования в сочетании со словообразовательным значением). А вот множество производных слов, в которых одно и то же словообразовательное значение выражено одним и тем же словообразовательным средством, называется словообразовательным типом. Например, слова салатница, игольница, конфетница, мыльница, сигаретница, макаронницаобъединяет общее словообразовательное значение «существительное образовано от существительного; обозначает название емкости, где хранится то, что названо исходной основой», и одно и то же словообразовательное средство - суффикс -ниц-.

Словообразовательная цепочка. Если исходная (производящая) основа слова является производной, то можно найти, от какого слова оно само образовано. В результате получается словообразовательная цепочка. Например, подсинивание < от подсинивать (суф. сп.) < подсинить (суф. сп.) < синить (префикс. сп.) < от синий (суф. сп.). Чтобы счесть основу слова производной, нужно найти более простое слово, через которое можно его объяснить. Такой критерий называют 
критерием Винокура (по имени Г.О. Винокура, который первым предложил его использовать). К примеру, слова понимать, достигать будут считаться непроизводными в современном языке. Между тем в приведенных выше словах легко выделяются приставка и корень, если мы откажемся от семантической производности, а будем анализировать лишь формальные соответствия (ср. занимать, постигать). В этом случае можно говорить о частичном опрощении основы.

Если слово не поддается объяснению через более простое однокоренное слово, его нельзя считать на синхроническом уровне производным, даже если один из его звуковых комплексов очень похож на приставку или суффикс. Например, слово пригожий можно растолковать как красивый, симпатичный, приятный, но не как подходящий к чему-то, годящийся для чего-то, если вычленять в нем приставку со значением приближения, присоединения и корень- - гожий, годится, т.е. подходит для какой-то работы, дела. Объясняя это слово, мы применяли диахронический подход. Такие «экскурсы» к этимологии следует специально оговаривать при разборе слова. Критерий Винокура принимается не всеми. Логика рассуждений может быть такова. Попробуем определить членимость на морфемы (производность) таких слов, как малина, рябина, крушина, калина. Эти слова имеют много общего: 1) они называют ягодные кустарники и ягоды, которые на них растут; 2) имеют общий фонемный комплекс -ин- в исходе основы. Нужно определить: является ли их основа производной? Допустим, что это так. Тогда мы можем объяснить данные слова через более простое однокоренное слово, поскольку оставшаяся после выделения «суффикса -ин-» часть слова должна быть корнем:

ягода

В современном русском языке нельзя растолковать значение этих слов через составляющие их морфемы. Значение есть только у всего слова в целом. Значит, эти слова непроизводные.

Пользуясь критерием Винокура, т.е. подбирая более простое однокоренное слово, можно объяснить членение на морфемы таких, например, слов: черн-ик-а - ягода черного цвета; рыж-ик - гриб рыжего цвета, ряб-чик - пестро окрашенная, рябая птица, рог-ат-ка - рогатая палка, с раздвоенными концами, как рога у животного, на-перст-ок - предмет, который надевают

на палец, перст для защиты от уколов иголкой,

пер-ин-а - мешок для спанья, набитый чем-нибудь мягким, в том числе пером, покрыва-л-о - ткань, которая покрывает что-либо сверху), плет-ень - забор, плетенный из гибких веток, под-осин-ов-ик - гриб, растущий чаще всего под осинами, слов-арь - книга, где дается толкование словам, рук-авиц-а - то, что надевается на руку, замаск-ирова-ть-ся - спрятаться, укрыться, как будто под маской, морож-ен-ое - вкусная сладкая смесь, которую морозили, и т.д.



С помощью критерия Винокура мы находим более простое слово, присутствующее звено в цепочке производных слов:


Наблюдая последовательно звенья словообразовательной цепочки, мы открываем и отмечаем синхронические способы словообразования. Часто, однако, цепочка последовательностей может выстраиваться разными путями, например:

торопить --> торопливый --> торопливость --> неторопливость

или

торопить --> торопиться --> торопливый --> неторопливый --> неторопливость,

дырявить --> продырявить --> продырявливаться

или

продырявить --> продырявливать --> продырявливаться,

быстрый ® быстренький ® быстренько

или

быстрый --> быстро --> быстренько.

В таких случаях при словообразовательном анализе одно производное может иметь две или даже три исходные или производящие основы.

Иерархию строения слова самолетный можно изобразить таким образом {(сам- + -о- + -лет-) -н-} + ый. Читается эта запись так: слово самолетный образовано суффиксальным способом от основы самолет, которая сама образована путем сложения основ сам и лет (летать) при помощи соединительной гласной о.

Учительница: {(учи- + -тель) + -ниц-} + -а;

колхозник: {(кол- + -хоз-) + -ник};

преумный: {пре- + (ум- + -н-)} + -ый;

переписывание: [{(пере- + пис-) + -ыва-} + -ниj-] + -е.

Сравните, насколько короче такой тип записи последовательности образования слова, чем обычный: писать --> переписать --> переписывать --> переписываниj(е).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Профессионализм, любовь к детям, ответственное отношение к их судьбе, к их будущему, постоянное самообразование, поиск, творчество помогут каждому учителю уже при обучении детей составу слов, заложить прочные основы последующих шагов ребенка в овладении богатствами родного языка в развитии и совершенствовании своей речи.

Чтобы правильно вести работу по морфемике, учителю необходимо постоянно помнить некоторые важные языковые закономерности.

Морфема - это минимальная значимая часть слова, которая, как и всякая другая языковая единица, имеет две неразрывно связанные между собою стороны: внешнюю и внутреннюю. Морфема выделяется в ряду слов, имеющих сходство по указанным двум признакам: общность в значении и фонемном составе.

Постоянное внимание учителя к тому, что в нашем языке возможны морфемы-синонимы, омонимичные значимые части и т.п., создает у учащихся представление о неисчерпаемом богатстве языка, его безграничных возможностях для выражения всех оттенков мысли.


При разборе слов по составу, так и при звуковом анализе, учитель должен очень внимательно относиться к подбору слов для работы и быть готовым дать правильное объяснение современной структуры слова и его происхождения.

Морфемика позволяет получить сведения о строении слова, широко используемые в словообразовании и морфологии. Становление морфемики как особой лингвистической дисциплины стало возможным благодаря исследованиям основателя Казанской лингвистической школы И.А. Бодуэна де Куртенэ, который в 1881 ввел в научный оборот понятие морфемы.

ЛИТЕРАТУРА

1.Газета «Русский язык» № 25/2001, Т.А. Рочко «Морфологический и словообразовательный разбор слова»

.Методика обучения русскому языку в начальных классах/ М.Р. Львов, Т.Г. Рамзаева, Н.Н. Светловская.-2 -е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1987. - 415 с.

.Методика русского языка/ В.А. Кустарева, Л.К. Назарова, Н.С. Рождественский и др. - 3-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1982. - 406 с.

.Методика преподавания русского языка в начальных классах/ М.Р. Львов, В.Г. Горецкий, О.В. Сосновская. - 2 -е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 464 с.

.Русский язык в начальных классах/ М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др. Под ред. М.С. Соловейчик.- М.: Просвещение, 1993.- 383.

.Русский язык/ Л.Л. Косаткин, Е.В. Клобуков, Л.П. Крысин; под ред. Л.Л. Косаткина. - 3-е изд. - М.: изд. Издательский центр «Академия», 2005. - 768 с.

.Русский язык/ М.Т. Баранов, Т.П. Костляев, А.В. Прудникова; под ред. Н.М. Шанского. - М.: Просвещение, 1984. - 287 с.

.Русский язык: учебное пособие. - 5-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2000. - 386 с.

.Русский язык/ М.: Просвещение, 1974. - 320 с.

10.Русский язык / С.С. Вартопетова, Д.Ф. Кузина, Г.В. Кузьмина и др.; под ред. Г.Г. Гародиловой. - Л.: Просвещение. Ленинград. отделение, 1987. - 496 с.

.Русский язык / И.И. Воронеблицкая, Э.С. Горбецкая, Л.А. Лазаренко и др.; под ред. А.В. Барандеева.- М.: Просвещение, 1987. - 399 с.

.Русский язык/ Л.А. Чешко: учебное пособие 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1990. - 333 с.

.Русский язык/ Э.И. Борисоглебская, В.П. Гурченнова, А.Е. Курбыко, Г.В. Паранкевич, М.Ф. Сморщак. - М.: «Высшая школа», 1985. - 218 с.

.Современный русский язык: учебное пособие для студ. ВУЗов, обуч. по спец. «Филология»/ П.А. Лекант, Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин и др.; под ред. П.А. Леканта. - 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2001. - 560 с.

.Современный русский язык/ П.А. Лекант, Е.В. Клобуков, Т.В. Маркелова и др.; под ред. П.А. Леканта. - М.: Дрофа, 2001. - 448 с.

.Современный русский язык/ В.В. Бабайцева, Н.А. Николина, Л.Д. Чеснокова и др.; под ред. Дибровой Е.И..- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 704 с.


.Современный русский язык/ Е.И. Диброва, Л.Л. Касаткин, Н.А. НиколинаИ.И. Щеголева и др.; под ред. Е.И. Дибровой. - М., 2001. - ч. 1. - 704 с.

.Современный русский язык: теория. Анализ языковых единиц: В 2 ч. - ч.1/ Е.И. Диброва, О.В. Сосновская; под ред. Е.И. Дибровой. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 544 с.

.Современный русский язык/ под ред. Н.С. Волгиной: учебник для ВУЗов - изд. 6, перераб. и доп. - М.: Логос, 2002. - 528 с.

.Современный русский язык/ Н.М. Шанский, А.Н. Тихонов, 2-е изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1987. - 256 с.

.Теория языка. Вводный курс. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 368 с.

ПРИЛОЖЕНИЕ