Файл: Учебнометодическое пособие по дисциплине информационная экология для студентов 3 курса цзопб.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 16.03.2024

Просмотров: 8

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский технический университет связи и информатики Кафедра экологии, безопасности жизнедеятельности и электропитания
Учебно-методическое пособие по дисциплине
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Для студентов 3 курса ЦЗОПБ
Направления подготовки 02.03.02, 09.03.01, 09.03.02, 10.03.01,
10.05.02, 11.03.01, 11.03.02 Москва 2022

2 План УМД на 2021/22 уч.г.
Учебно-методическое пособие по дисциплине
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Авторы С.Л. Яблочников, д.п.н., профессор
В.В. Ерофеева, к.б.н., доцент
ОП. Иевлев, к.т.н., доцент
К.Ф. Шакиров, ст. преподаватель
Издание утверждено на заседании кафедры. Протокол № 2 от 14.09.2021 г.
Рецензент Е.В. Аникина, к.б.н., ст. преподаватель

3 При изучении курса Информационная экология для бакалавров заочной формы обучения проводятся следующие виды учебных занятий лекции, групповые и индивидуальные консультации, лабораторные работы. Однако, основным видом образовательной деятельности является самостоятельная работа. Занятия вовремя обучения студентов непосредственно в университете (в период экзаменационной сессии) должны способствовать закреплению знаний, приобретенных вовремя осуществления самостоятельной работы. Основным инструментом оценки качества знаний студентов, приобретенных в период самостоятельной работы, является контрольная работа. Студент может быть допущен к сдаче зачета только при представлении им в нормативные сроки в деканат выполненной в полном объеме контрольной работы, а также ее защиты. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Для успешного самостоятельного изучения дисциплины Информационная экология и эффективного формирования компетенций в рамках основных тем данного учебного курса студентам рекомендуется вести конспект соответствующего материала. Необходимо также научиться успешно решать типовые задачи, которые приведены в рекомендованной учебной литературе (список приведен в финальной части данных методических указаний. При возникновении трудностей относительно понимания сущности учебного материала студенты могут обратиться за консультацией или разъяснением некоторых вопросов на кафедру экологии, безопасности жизнедеятельности и электропитания МТУСИ к соответствующему ведущему преподавателю или заведующему кафедрой. Порядок изучения разделов курса следующий
1) самостоятельное изучение, с использованием литературных источников, а также выполнение индивидуального задания по контрольной работе
2) посещение лекций
3) выполнение лабораторных работ
4) защита лабораторных работ
5) защита контрольной работы и сдача экзамена (зачета) по курсу.

4 Студенты, не прошедшие собеседование и не защитившие лабораторные работы и контрольную работу, к зачетным мероприятиям (экзамену или зачету) не допускаются. Более детально проработка совокупности специальных вопросов сферы экологической деятельности должна быть реализована вовремя изучения иных дисциплин и осуществления иных видов образовательной деятельности. Разработка вопросов, касающихся обеспечения экологической безопасности, является важным компонентом формирования совокупности компетенций будущих профессионалов сферы телекоммуникаций, компьютерных сетей, связи и вычислительных комплексов, а также эффективной подготовки их к осуществлению практической трудовой деятельности. Цель контрольной работы – сформировать соответствующие компетенции, а также обеспечить наличие совокупности теоретических знаний и практических навыков и умений, научить студента самостоятельно решать задачи по экологии, понимать их сущность, анализировать реальные ситуации, а также обеспечить достижение определенных целей. В соответствии с планом бакалаврской подготовки студенты выполняют контрольную работу, которая содержит две задачи. Условия соответствующих задач должны быть отражены в отчете по выполнению контрольной работы. Ответы на теоретические вопросы сопровождаются ссылками на соответствующие нормативные данные, а также кратко излагается методика решения задачи обосновываются применяемые для осуществления расчетов алгоритмы и формулы. Выбор варианта выполнения задания из соответствующих таблиц студентом осуществляется в соответствии с последней и предпоследней цифрами номера студенческого билета. Практическая часть контрольной работы (решение задач) является успешно выполненной, если
• цель работы достигнута, в частности, студентом грамотно сформулирован конкретный ответ на поставленный в задаче вопрос
• ответ научно обоснован, представлен алгоритм решения задачи с соответствующими подробными пояснениями
• решение задачи содержит комментарии, позволяющие оценить имеющиеся у студента знания поданному учебному предмету.

5 При подготовке к формированию контрольной работы студентам необходимо ознакомиться с программой курса соответствующей учебной дисциплины, методическими указаниями, содержанием учебного пособия или электронного конспекта лекций, с целью научного понимания данной учебной дисциплины. Перед выполнением контрольной работы студент может обратиться за консультацией к преподавателю кафедры ЭБЖиЭ МТУСИ. Необходимо обратить внимание на актуальность сведений, которые изложены в соответствующей научной, технической или методической литературе. В случае выявления фактов плагиата при выполнении контрольной работы (прямое заимствование текста учебника, учебного пособия, научной работы или иного источника информации, в том числе электронного, представленная студентом контрольная работа не засчитывается и возвращается студенту на переработку. Срок сдачи контрольной работы преподавателю для ее проверки и формирования рецензии – не менее 14 дней до официального начала экзаменационной сессии. Контрольные работы, оформленные небрежно и без соблюдения предъявленных к ним требований, не рассматриваются ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Контрольная работа может быть представлена в виде документа на бумажном носителе, исполненного в рукописной или печатной форме. Работа, выполненная без применения средств ИТ, должна быть написана аккуратным почерком, вполне понятным рецензенту. Примерный объем работы составляет 10-15 страниц текста в ученической тетради или же 5-9 листов текста на листах формата А, набранного водном из редакторов на компьютере (шрифт Times New Roman, размер шрифта - 14, междустрочный интервал 1,5, отступ - 1,25). Листы контрольной работы должны быть пронумерованы, при этом на титульном листе номер страницы не проставляется. В обязательном порядке студент должен указать номер варианта и тему. Поля формирования текста должны быть следующие левое поле – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Контрольная работа должна быть подписана студентом, выполнившим ее, с указанием даты завершения работы на ее последней странице. Титульный лист оформляется согласно Приложению 4.

6 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЙ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ Раздел 1. Оценка качества атмосферного воздуха Основным критерием качества атмосферного воздуха являются нормативы предельно допустимых концентраций (ПДК. ПДК — максимальная концентрация примеси в атмосфере, отнесенная к определенному времени осреднения, которая при периодическом воздействии или на протяжении всей жизни человека не оказывает на него вредного влияния, включая отдаленные последствия В нашей стране действуют
ПДК
м.р.
– максимально разовая ПДК минутного осреднения,
ПДК
с.с.
– среднесуточная ПДК длительного осреднения. При одновременном присутствии нескольких загрязняющих веществ (ЗВ), обладающих эффектом суммации (аддитивным действием, их безразмерная концентрация X не должна превышать 1.
1 ПДК. (1.1) Оценка качества атмосферного воздуха основана на сравнении фактически измеренной концентрации с ПДК. Чем больше кратность превышения ПДК, тем хуже качество воздуха. Чем выше безразмерный показатель X для веществ с аддитивным действием, тем хуже качество воздуха. На практике в воздухе имеется, как правило, несколько загрязняющих веществ, поэтому для оценки качества воздуха применяется комплексный показатель — индекс загрязнения атмосферы (ИЗА), который равен сумме нормированных по ПДК и приведенных к концентрации диоксида серы средних содержаний ЗВ. Для одного вещества
К
с
с
ПДК
c
I






=
, (1.2) где
c
– средняя за год концентрация, мг/м
3
;
ПДК
с.с.
– среднесуточная ПДК ЗВ, мг/м
3
, в случае отсутствия ПДК
с.с. вместо нее принимается
ПДК
м.р.
или ОБУВ.
Значение параметра К равно — 1 класс опасности,
1,3 — 2 класс опасности,
1,0 — 3 класс опасности,
0,9 — 4 класс опасности. Для нескольких веществ
i
К
n
i
с
с
i
n
i
i
ПДК
c
I
I








=
=
(1.3) На практике для сравнения качества атмосферного воздуха разных городов используются данные по первым пяти веществам в ряду по степени убывания показателя I
i

7 ПРИМЕР 1.1 В городе А концентрации контролируемых ЗВ, мг/м
3
, равны N0 2
- 0,1; S0 2
- 0,03; СО - 3; ТВЧ - 0,2; H
2
S - 0,01; аммиак - 0,1; керосин - 1,0. В городе В NO
2
- 0,09; S0 2
- 0,05; СО - 1,0; ТВЧ - 0,05; стирол - 0,01; полиэтилен - 0,03; ксилол - 0,3. Сравните качество атмосферного воздуха в городах. РЕШЕНИЕ Находим I
i для веществ Город А
1,3 2
0,1
:
3,3 0,04
NO

 =




1 2
0,03
:
0,6 0,05
SO

 =




0,9 3
:
1 3
CO
  =
 
 
1 0, 2
:
1,33 0,15
ТВЧ

 =




1,3 2
0,01
:
1,3 0,008
H S

 =




0,9 3
0,1
:
2,3 0,04
NH

 =




0,9 1,0
:
0,85 керосин Находим комплексный ИЗА для города А по пяти веществам
9
,
9 1
3
,
1 3
,
2 2
3
,
3 Город В
1,3 2
0,09
:
2,87 0,04
NO

 =




1 2
0,05
:
1 0,05
SO

 =




0,9 1
:
0,37 3
CO
  =
 
 
1 0,05
:
0,33 0,15
ТВЧ

 =




1,3 0,01
:
8,1 стирол =




1,3 0,03
:
4,2 полиэтилен =




1 0,3
:
1,5 ксилол =




5 2,87 8,1 4,2 1,5 1 17,67.
i
i
I
I
=
=
+
+
+
+ Вывод воздух в городе В загрязнен в большей степени, чем в городе А, в 17,67:9,9 = 1,8 раза. ЗАДАНИЕ 1.1 Сравните качество атмосферного воздуха в городах. Исходные данные по вариантам в Приложении 1. Гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 Предельно допустимые концентрации ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест можно найти по ссылке http://docs.cntd.ru/document/556185926
Сокращенный вариант в Приложении 3.

8
1.2. Классификация состояния загрязнения атмосферного воздуха Классы экологического состояния атмосферы определяют по балльной шкале, где класс нормы соответствует уровню загрязнения ниже среднего по стране, класс риска — равен среднему уровню, класс кризиса — выше среднего уровня, класс бедствия — значительно выше среднего уровня. Ранжирование экологического состояния атмосферы по классам осуществляется через расчет комплексного индекса загрязнения атмосферы. Класс экологического состояния атмосферы
I Норма
< 5 Риск
5-8 Кризис
8-15 Бедствие
>15 ПРИМЕР К какому классу относится экологическое состояние атмосферы в г. Кирове, если поданным мониторинга среднегодовые концентрации ЗВ за 2005 г. Равны, мг/м
3
: бенз(а)пирен - 2,9; N0 2
- 0,03; СО - 1,0; ТВЧ - 0,1; формальдегид - 0,005? РЕШЕНИЕ. Находим комплексный индекс загрязнения атмосферы для каждого из веществ.
1,7
бенз(а)пирен
2,9 6,11 1,0
I


=
=




2 1,3 0,03 0,7 0,04
NO
I


=
=




0,9 1,0 0,37 3,0
CO
I


=
=




1 0,1 0,67 0,15
ТВЧ
I


=
=




1,3 0,005 1,94 формальдегид. Находим суммарный индекс загрязнения атмосферы по пяти веществами определяем класс экологического состояния атмосферы.
I
i
= 6,11+0,7+0,37+0,67+1,94= 9,79 > 8 – Кризис. ЗАДАНИЕ 1.2 Найти класс экологического состояния атмосферы. Исходные данные по вариантам в Приложении 2.

9 ПРИЛОЖЕНИЯ ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Варианты задач Среднегодовая концентрация В, мг/м
3
№ вар. Город А Город В
N0
2
S0
2
ТВЧ
NO
2
S0
2
ТВЧ
1 0,1 0,02 0,1
V
2
O
5 0,004; MnO
2 0,001; пропилен FeO 0,02 0,03 0,05 0,3 Оксид Fe 0,1; пыль зерновая 0,5; Стирол 0,005 2
0,15 0,07 0,1 Кислота азот. 0,2; С 0,007 Сажа 0;06; Толуол 0,3 0,06 0,1;
0,15 Пыль абразивная 0,1; Тетраэтилсвинец 210
-6
, СО 5,2 3
0,04 0,07 0,2 Пропилен 3,0; Hg 0,0005; Скипидар
1,6 0,02 0,1;
0,32
HNO
3 0,35; фурфурол 0,06; Пыль бум. 0,3 4
0,07 0,08 0,7 Фурфурол 1,3; Скипидар 1,3 Сажа 0,15 0,11 0,03 0,1
Hg 0,0007; Ацетон 0,8; Зола сланц. 0,08 5
0,03 0,12 1,2 Ксилол 0,35; Оксид железа 0,06 Бутилацетат 0,27 0,1 0,1 0,1 Кислота уксусн. 0,1; Стирол 0,003; Пропилен 3,0 6
0,04 0,05 0,15 Толуол 1,8; ТЭС 4 
10
-6
H
2
S 0,01 0,02 0,07 0,1
H
2
SO
4 0,17; Фурфурол 0,08; Толуол 1,3 7
0,1 0,15 0,03 Стирол 0,005; Пыль мех. 0,05; Оксид меди 0,003 0,03 0,1 0,12 Аммиак 0,12; Ацетон 0,3; Пыль зерна 0,05 8
0,13 0,01 0,1
ТЭС 4,7 10
-6
; Пропилен 1,0; Кислота уксусная 0,05 0,04 0,17 0,4 Фенол 0,1; Сажа 0,07; Пыль зерновая 0,07 9
0,18 0,02 0,18 Бутилацетат 0,22; МпО
2 0,003; Фурфурол 0,03 0,15 0,08 0,05 Скипидар 1,2; Сажа 0,12; Метилмеркаптан 20 
10
-6 10 0,09 0,21 0,1 Стирол 0,005; Сажа 0,04; HNO
3 0,2 0,11 0,06 0,1 Тетраэтилсвинец 3 10
-6
; Свинец 0,0007 Пыль бум. 0,3 11 0,04 0,07 0,22
Hg 0,0005; Кислота уксусная 0,09; Аммиак 0,25 0,07 0,1 0,3 Фенол 0,009; H
2
SO
4 0,08; Бензин малосерн. 1,2 12 0,09 0,03 0,17 Скипидар 2,7; Пропилен 0,9;
Метилмеркаптан 7 10
- 6 0,02 0,3 0,12 Зола сланц. 0,23; Фенол 0,01; HNO
3 0,12 13 0,05 0,12 0,11 Стирол 0,007; Hg 0,0004; Зола сланц. 0,15 0,03 0,24 0,27 Окись меди 0,005; Пропилен 6,5; Бутилацетат Фурфурол 0,05; СО 5,2; С 6+
0,002 0,06 0,13 0,1 Фенол 0,006; Сажа 0,03; Ксилол 0,65 15 0,03 0,1 0,32 Окись меди 0,004; NH
3 0,12 Тетраэтилсвинец 5,2  10
-6 0,07 0,2 0,2
V
2
O
5 0,06; Пыль древесн. 0,15; СО 5,2 16 0,06 0,03 0,4
H
2
S 0,018; С 0,002; Пропилен 2,0 0,04 0,03 0,1 Толуол 0,25; Кислота уксусн. 0,2; Бутилацетат 0,35 17 0,13 0,2 0,17 Стирол 0,003; Толуол 0,25; Скипидар
0,8 0,05 0,15 0,11 Сажа 0,12; Оксид меди 0,003; Зола мазутная 0,0001 18 0,03 0,07 0,13 Серная кислота 0,13; Пропилен 5,2; Фурфурол 0,05 0,08 0,08 0,17 Сероводород 0,006; Кислота уксусная Сажа 0,08 19 0,09 0,09 0,09 Кислота азотная 0,32; Оксид марганца
0,0012; Аммиак 0,03 0,1 0,03 0,08 Хром 6+ 0,002; Кислота серная 0,17; Пыль древесная
0,2 20 0,07 0,03 0,18 Ртуть 0,0007; Ацетон 0,48; Ксилол 0,36 0,11 0,11 0,05 Свинец 0,0007; Фенол 0,005; Бутилацетат 0,17 21 0,12 0,06 0,27 Фенол 0,002; Скипидар 0,8; Оксид меди 0,003 0,06 0,11 0,18 Зола мазутная 0,0045; Бутилацетат 0,08; Марганец
0,017 22 0,08 0,13 0,35 Пропилен 0,7; Пятиокись ванадия
0,007; Кислота укс.0,1 0,14 0,08 0,1 Хром 6+ 0,002; Кислота азотная 0,18; Сажа 0,15 23 0,17 0,03 0,12 Стирол 0,004; Аммиак 0,03; Ксилол 0,7 0,07 0,1 0,18 Свинец 0,001; Скипидар 0,7; Кислота серная 0, 17 24 0,15 0,12 0,2 Марганец 0,0017; Скипидар 1,3; Сажа 0,04 0,1 0,15 0,3 Фенол 0,1; Ксилол 0,35; Бензин малосерн. 1,2 25 0,07 0,03 1,2 Ртуть 0,0005; Толуол 1,3; Фурфурол 0,06 0,11 0,02 0,05 Пыль мех. 0,05; Ацетон 0,8; Кислота уксусная 0,2

10 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Варианты задач
№ вар. Среднегодовая концентрация С, мг/м
3
S0
2
NO
2
ТВЧ
Hg Фенол H
2
S Фурф. Сг
+6
H
2
S0
4
HNO
3
МпО
2
Ацетон К К К К
=1,7 1,7 К
=1,3 К 1,3 К 1
K
i
=l,7
K
i
= l,3 К 1,3 К 1,3 К = 0,9
1
0,08 0,2 0,15 0,0005 0,2 0,003 0,45
2
0,1 0,19 0,16 0,008 0,0025 0,15
3
0,03 0,08 0,17 0,008 0,13 0,40
4
0,04 0,17 0,18 0,0007 0,0035 0,2
5
0,05 0,16 0,19 0,14 0,08 0,002
6
0,06 0,15 0,20 0,015 0,25
7
0,09 0,14 0,21 0,011 0,1 0,35
8
0,1 0,13 0,22 0,021 0,005 0,12
9
0,11 0,12 0,13 0,001 0,3 0,004
10
0,12 0,11 0,11 0,09 0,3 0,2
11
0,13 0,10 0,09 0,01 0,003 0,30
12
0,14 0,09 0,1 0,013 0,004
13
0,05 0,08 0,08 0,0002 0,08 0,25
14
0,06 0,07 0,22 0,023 0,15 0,25
15
0,17 0,06 0,25 0,005 0,5
16
0,08 0,05 0,21 0,10 0,001 0,001
17
0,19 0,04 0,05 0,009 0,1 0,38
18
0,08 0,03 0,20 0,0004 0,013 0,22
19
0,09 0,07 0,11 0,11 0,002 0,007
20
0,10 0,08 0,08 0,012 0,13 0,28
21
0,11 0,05 0,18 0,0008 0,05 0,006
22
0,12 0,06 0,21 0,006 0,004 0,05
23
0,07 0,08 0,10 0,004 0,1 0,15
24
0,06 0,12 0,17 0,0005 0,009 0,002
25
0,10 0,03 0,10 0,1 0,003 0,1 0,1

11 ПРИЛОЖЕНИЕ 3 ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ЗАГРЯЗНЯЮЩИХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРНОМ ВОЗДУХЕ НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ

п/п Наименование вещества Формула Величина ПДК (мг/м
3
) ОБУВ Класс опасности максимальная разовая среднесуточная
1. Азотная кислота
HNO
3 0,4 0,15 2
2. Азота оксид
NO
2 0,04 2
3. Аммиак
NH
3 0,2 0,04 4
4. Бензин (нефтяной, малосернистый) (в пересчете на углерод)
5 1,5 4
5.
Бенз(а)пирен
1 1
6. Бутилацетат
C
6
H
12
O
2 0,1
-
4 7. диВанадий пентоксид (пыль)
V
2
O
5
-
0,002 1
8.
Дигидросульфид
(сероводород)
H
2
S
0,008
-
2 9. Диметилбензол (ксилол)
C
8
H
10 0,2
-
3 10. диЖелезо триоксид, железо оскид (в пересчете на железо) Fe
2
O
3
, FeO
-
0,04 3
11. Зола сланцевая
0,3 0,1 3
12. Мазутная зола теплоэлектростанций (в пересчете на ванадий)
-
0,002 2
13. Марганец и его соединения (в пересчете на марганец (IV) оксид)
0,01 0,001 2
14. Медь оксид (в пересчете на медь)
CuO
-
0,002 2
15.
Метантиол
(метилмеркаптан)
CH
4
S
0,0001
-
4 16. Метилбензол (толуол)
C
7
H
8 0,6
-
3 17. Полиэтилен
0,01 2
18.
Пропан-2-он (ацетон)
C
3
H
6
O
0,35
-
4 19.
Пропен (пропилен)
C
3
H
6 3
-
3 20. Пыль зерновая (по массе)
0,5 0,15 3
21. Пыль древесная
0,1 3
22. Пыль меховая (шерстяная, пуховая)
0,03 3
23. Пыль бумажная (с примесью диоксида кремния менее 2
%)
6 3
24. Пыль абразивная
0,05 3
25. Ртуть
Hg
-
0,0003 1
26. Свинец и его неорганические соединения (в пересчете на свинец)
0,001 0,0003 1
27. Серная кислота по молекуле H
2
SO
4
H
2
O
4
S
0,3 0,1 2
28. Серы оксид
SO
2 0,05 3
29. Скипидар (в пересчете на углерод)
2,0 1,0 4
30. Тетраэтилсвинец
C
8
H
20
Pb
0,0001 0,00004 1
31.
ТВЧ
0,15 3
32. Углерод (сажа)
C
0,15 0,05 3
33. Углерод оксид
CO
5 3
4 34. Фенолы сланцевые
0,007
-
3 35. Формальдегид
0,003 2
36.
Фуран-2-альдегид
(фурфурол)
C
5
H
4
O
2 0,08 0,04 3
37. Хром (в пересчете на хрома (VI) оксид)
-
0,0015 1
38.
Этановая кислота (кислота уксусная)
C
2
H
4
O
2 0,2 0,06 3
39.
Этенилбензол (стирол)
C
8
H
8 0,04 0,002 2

12 ПРИЛОЖЕНИЕ 4 Образец оформления титульного листа МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ордена Трудового Красного Знамени федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московский технический университет связи и информатики Факультет Кибернетика и информационная безопасность Кафедра Экология, безопасность жизнедеятельности и электропитание
_______________________________________ Фамилия, имя отчество студента) КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ИНФОРМАЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ название работы или номер варианта) студента (номер) группы, (номер) курса
(название формы обучения) заочной формы обучения Научный руководитель ученая степень, должность или ученое звание) (фамилия и инициалы) Дата сдачи __________________ Дата рецензирования _________ Оценка _____________________ Москва 20___

13 Список литературы Основная
1. Яблочников С.Л. Экология практикум / С.Л. Яблочников, В.В. Ерофеева,
К.Ф. Шакиров. — Саратов Вузовское образование, 2020. — 84 c. — ISBN 978-5-4487-
0602-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : сайт. — URL: http://www.iprbookshop.ru/88051.html (дата обращения 12.10.2019).
2. Экология учебное пособие / В.В. Ерофеева, В.В. Глебов, С.Л. Яблочников.
— Саратов Вузовское образование, 2020. — 148 с. — (Высшее образование. — Текст : электронный. Дополнительная
3.
Пономарева И.Н. Экология наука и образование / И.Н. Пономарева. —
СПб.: Российский государственный педагогический университет им. АИ. Герцена,
2016. — 361 c. — ISBN 978-5-8064-2220-1. — Текст электронный // Электронно- библиотечная система
IPR
BOOKS: сайт.

URL: http://www.iprbookshop.ru/51700.html (дата обращения 12.10.2019).
4. Вершинин В.Л. Экология города учебное пособие для СПО /
В.Л. Вершинин. — Изд. е. — Саратов, Екатеринбург Профобразование, Уральский федеральный университет, 2019. — 87 c. — ISBN 978-5-4488-0417-5, 978-5-7996-
2895-6. — Текст электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS: сайт. — URL: http://www.iprbookshop.ru/87909.html (дата обращения 12.10.2019).
5. Надежкина ЕЮ. Экология человека. Ч. 1. Экологическая физиология учебное пособие / ЕЮ. Надежкина, Е.И. Новикова, ОС. Филимонова. — Волгоград Волгоградский государственный социально-педагогический университет, Перемена, 2019. — 164 c. — ISBN 2227-8397. — Текст электронный // Электронно- библиотечная система
IPR
BOOKS: сайт.

URL: http://www.iprbookshop.ru/84393.html (дата обращения 12.10.2019).

14
Учебно-методическое пособие по дисциплине
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОЛОГИЯ Для студентов 3 курса ЦЗОПБ
Направления подготовки 02.03.02, 09.03.01, 09.03.02, 10.03.01,
10.05.02, 11.03.01, 11.03.02 Подписано в печать г. Формат х 1/16.
Объём 0,9 усл.п.л. Изд. № 15.

15 ВЫГОДНО. УДОБНО.
НАДЕЖНО
ИНТЕРНЕТ
WI-FI СТАБИЛЬНАЯ СКОРОСТЬ НАДЕЖНОЕ СОЕДИНЕНИЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ТЕЛЕКАНАЛЫ СО ВСЕГО МИРА НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ
HDTV
WWW.AKADO.RU ОАО «КОМКОР», 117535, РОССИЯ, МОСКВА, ВАРШАВСКОЕ ШОССЕ, 133 ЛИЦЕНЗИИ № 123058, 123059, 123056, 123057, 153190, 153191, 153189, 123060