Файл: Практикум по психокоррекции Группа Вл19П191 Студент Дмитриева М. В.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 38
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная
МОСКВА 2023 |
Практическое занятие 1 по темам № 2-6
Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».
Дети, у которых есть определенные отклонения в нравственном развитии, закрепленные отрицательные формы поведения, недисциплинированность, одна из основных проблем образовательных учреждений. Это проблема как психолого-педагогическая, но и социальная. В современном мире масса причин для появления все новых случаев негативных ситуаций, связанных с трудными подростками. Непростая экономическая ситуация в стране, бесконтрольное распространение наркотиков, алкоголя и никотина в постперестроечное время, в момент взросления родителей нынешних подростков, крах моральных, традиционных устоев, рост числа неблагополучных семей, неполных семей. Также ухудшение экологии (снятие контроля по выбросу вредных веществ в конце 80х), как следствие увеличение детей с минимальными мозговыми дисфункциями, влияющими на регулирование поведение в том числе. Все это не могло не отразиться на предыдущих и нынешних поколениях подростков. Добавим к этому смену мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации и поиска работы на современном конкурентоспособном рынке труда. Также стоит сказать о развитии личности в подростковом возрасте, в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений как физиологических, так и и психических.
В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия с участием подростков. Все чаще начинают обсуждать трудные ситуации в школах, социальных сетях, по телевидению, прессе и различных интернет-площадках.
Но говорить только о трудностях и проблемах будет несправедливо по отношению к окружающим нас подросткам. Подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов:
-
сильное стремление к самостоятельности и ее утверждение в деятельности, поведении и отдельных поступках; -
качественное развитие отношений с окружающими; -
расширение сферы деятельности; -
стремление осознать свое «Я»; -
формирование критического отношения к себе и окружающим; -
усиление потребности в сравнении себя с другими; -
открытость к новому; -
эмоциональная восприимчивость.
Трудный ребенок — это ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудновоспитуемость — это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие «трудные дети» обязано своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в себе максимально приближенный к норме уровень отклонений в поведении учеников.
Л.С.Выготский в 1929 г. дал первую характеристику тяжёлых детей: у него к этой группе относились и трудные дети в массовой школе, и трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), и умственно отсталые, психически и физически больному.
Хевитт и Дженкинс выделяют 2 категории трудных детей:
1) Дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым относятся
2) Дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили вообще никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы.
К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.
Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.
Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.
Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.
Новизна программы заключается в уникальном сочетании методов диагностики и взаимодействия: измерение социального интеллекта, тренинговых занятий, работа с позицией ребенка (проверка, оценка, формирование новой), элементы арт-терапии.
Задачи:
-
гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы; -
развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции. -
усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон; -
усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации; -
формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;
Сроки реализации и возраст детей:
Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.
Каждое занятие длится 1 час.
Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 8-10 человек.
Критерии эффективности программы:
-
позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях; -
сформированность коммуникативных навыков; -
повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.
Первичная диагностика:
Цель:определение уровня социальной компетентности подростка, эмоционального состояния; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.
Итоговая диагностика:
Цель: проверка изменений в уровне социального интеллекта, определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений. Определение результативности проведенной работы.
Методы и техники работы, используемые в программе:
-
Беседа, интервью; -
Тестирования; -
Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия; -
Упражнения на формирование положительного образа-Я; -
Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование; -
Рефлексия.
Диагностические методики, используемые в работе:
-
Тест Гилфорда-Салливен и Ясюковой; -
Проективная методика «Волшебная страна чувств»; -
Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки; -
Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина; -
Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна; -
Проективная методика «Такие разные деревья»; -
Семейная социограмма; -
Незаконченные предложения.
Ожидаемые результаты.
К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.
Тематическое планирование занятий
№ | Тема | Кол-во занятий | Кол-во часов |
| Первичная диагностика, беседа, тестирование | 1 | 1 |
| «Кто я?» | 1 | 1 |
| Моя позиция. | 1 | 1 |
| «Мир чувств и эмоций» | 1 | 1 |
| «Я и общество» | 1 | 1 |
| «Моя ответственность» | 1 | 1 |
| «Навстречу к себе» | 1 | 1 |
| «Моё дерево возможностей» | 1 | 1 |
| «Моё будущее в моих руках» | 1 | 1 |
| Итоговое занятие. Диагностика. | 1 | 1 |
| Всего. | 10 | 10 |
Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям
№ | Задачи | Игры, упражнения |
| Установление контакта, доверительных отношений. | 1. Первичная диагностика. |
| ||
| Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Прогноз погоды». | ||
3. Упражнение «Рисунок имени». | ||
4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение. | ||
5. Диалог о позиции ребенка. Выяснение позиции. | ||
6. Завершение. | ||
| Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности | 1. Приветствие. |
2. Беседа «Что такое характер?» | ||
3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение. | ||
4. Диалог о позиции. Вынесение суждения, оценка старой позиции. | ||
5. Завершение. | ||
| Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами. | 1. Приветствие. |
2. Беседа «Мир чувств и эмоций». | ||
3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение. | ||
4. Диалог о позиции ребенка. Формирование новой позиции. | ||
5. Завершение. | ||
| Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение. | ||
4. Упражнение «Волшебное озеро». | ||
5. Завершение. | ||
| Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни. | 1. Приветствие. |
2. Беседа об ответственности и выборах в своей жизни. | ||
3. Упражнение «Ромашка». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции. | 1 Приветствие. |
2 Упражнение «Ладошка». Обсуждение. | ||
3 Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение. | ||
4 Завершение. | ||
| Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Наши привычки». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Дерево возможностей». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки. | 1. Приветствие. |
2. Упражнение «Непосредственность». Обсуждение. | ||
3. Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение. | ||
4. Завершение. | ||
| Завершение программы подведение итогов. Рефлексия. |
|