Файл: Практикум по психокоррекции Группа Вл19П191 Студент Дмитриева М. В.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 38

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования

«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций

Форма обучения: заочная

ВЫПОЛНЕНИЕ

ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

Практикум по психокоррекции

Группа Вл19П191

Студент




Дмитриева М.В.







МОСКВА 2023

Практическое занятие 1 по темам № 2-6

Коррекционно-развивающая программа для девиантных подростков, направленная на изменение их «образа Я».

Дети, у которых есть определенные отклонения в нравственном развитии, закрепленные отрицательные формы поведения, недисциплинированность, одна из основных проблем образовательных учреждений. Это проблема как психолого-педагогическая, но и социальная. В современном мире масса причин для появления все новых случаев негативных ситуаций, связанных с трудными подростками. Непростая экономическая ситуация в стране, бесконтрольное распространение наркотиков, алкоголя и никотина в постперестроечное время, в момент взросления родителей нынешних подростков, крах моральных, традиционных устоев, рост числа неблагополучных семей, неполных семей. Также ухудшение экологии (снятие контроля по выбросу вредных веществ в конце 80х), как следствие увеличение детей с минимальными мозговыми дисфункциями, влияющими на регулирование поведение в том числе. Все это не могло не отразиться на предыдущих и нынешних поколениях подростков. Добавим к этому смену мировоззрения, отсутствие знаний, умений и навыков необходимых для социализации и поиска работы на современном конкурентоспособном рынке труда. Также стоит сказать о развитии личности в подростковом возрасте, в котором осуществляется переход от детства к взрослости. На данном этапе происходит масса изменений как физиологических, так и и психических.


В современном обществе участились случаи агрессивности, жестокости, насилия с участием подростков. Все чаще начинают обсуждать трудные ситуации в школах, социальных сетях, по телевидению, прессе и различных интернет-площадках.

Но говорить только о трудностях и проблемах будет несправедливо по отношению к окружающим нас подросткам. Подростковый период — это также новый виток развития положительных моментов:

  • сильное стремление к самостоятельности и ее утверждение в деятельности, поведении и отдельных поступках;

  • качественное развитие отношений с окружающими;

  • расширение сферы деятельности;

  • стремление осознать свое «Я»;

  • формирование критического отношения к себе и окружающим;

  • усиление потребности в сравнении себя с другими;

  • открытость к новому;

  • эмоциональная восприимчивость.

Трудный ребенок — это ребенок, который требует особого отношения, повышенного внимания семьи, воспитателя. Трудновоспитуемость — это невосприимчивость индивида к усвоению позитивного социального опыта человечества, или резкие различия между общественными этическими нормами и поведением человека, его невосприимчивость к воздействию других людей к тем или других воспитательных воздействий. Понятие «трудные дети» обязано своим происхождением педагогической практике и первоначально включало в себя все случаи отклонений в развитии ребенка. Это понятие фиксирует в себе максимально приближенный к норме уровень отклонений в поведении учеников.

Л.С.Выготский в 1929 г. дал первую характеристику тяжёлых детей: у него к этой группе относились и трудные дети в массовой школе, и трудновоспитуемые в узком смысле этого слова (беспризорные, правонарушители, педагогически запущенные), и умственно отсталые, психически и физически больному.

Хевитт и Дженкинс выделяют 2 категории трудных детей:

1) Дети с социализированными формами антиобщественного поведения, для которых не характерны эмоциональные расстройства и которые легко приспосабливаются к социальным нормам внутри тех антиобщественных групп, к которым относятся
2) Дети с несоциализированным антиобщественным агрессивным поведением, находящихся в плохих отношениях с другими детьми и своей семьей и имеют значительные эмоциональные расстройства. П. Скотт уточнил эту классификацию и отнес к категории социализированных подростков 2 группы детей: тех, которые не усвоили вообще никакой системы норм поведения и тех, которые усвоили антиобщественные нормы.



К категории «трудных детей» относятся дети из неблагополучных семей, подростки, проявляющие девиантное поведение, неуспевающих, недисциплинированных, а также социально и педагогически запущенных школьников.

Основной задачей специалистов, работающих с данной категорией детей является оказание помощи в социализации, трудных жизненных ситуациях и приспособлении к современному миру, миру взрослых и опасностей, которые встретятся на их пути. Профилактика и коррекция девиантного поведения и реабилитации подростков групп социального риска актуальное и чрезвычайно важное направление.

Программа коррекционно-развивающей работы с трудными подростками направлена на формирование социальных качеств, составляющих основу адекватного поведения подростков и молодежи: ответственность, умение контролировать свое поведение, уважение к другим людям и самоуважение.

Данная программа окажет большую помощь педагогам при работе со школьниками среднего и старшего возраста по формированию адекватных форм поведения.

Новизна программы заключается в уникальном сочетании методов диагностики и взаимодействия: измерение социального интеллекта, тренинговых занятий, работа с позицией ребенка (проверка, оценка, формирование новой), элементы арт-терапии.

Задачи:

  • гармонизация личности подростка на основе развития его эмоционально - волевой сферы;

  • развитие у подростка навыков самосознания, самоконтроля и саморегуляции.

  • усиление позитивных тенденций личности, самораскрытие и осознание своих сильных сторон;

  • усиление личностных ресурсов, препятствующих социальной дезадаптации;

  • формирование стратегии поведения в сложных жизненных ситуациях, в выборе и реализации безопасных и конструктивных стратегий поведения и преодоления кризисных ситуаций;

Сроки реализации и возраст детей:

Занятия рассчитаны на 10 часов с детьми 12-17 лет.

Каждое занятие длится 1 час.

Занятия проводятся 1-2 раза в неделю в группах по 8-10 человек.

Критерии эффективности программы:

  • позитивное восприятие себя, расширение знаний о себе, своем характере и личностных особенностях;

  • сформированность коммуникативных навыков;

  • повышенная мотивация к достижению позитивных жизненных целей.


Первичная диагностика:

Цель:определение уровня социальной компетентности подростка, эмоционального состояния; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений.

Итоговая диагностика:

Цель: проверка изменений в уровне социального интеллекта, определение эмоционального состояния ребенка; выявление уровня адаптивности к жизненным обстоятельствам, уровня самооценки, агрессивности, тревожности, внутрисемейных отношений. Определение результативности проведенной работы.

Методы и техники работы, используемые в программе:

  1. Беседа, интервью;

  2. Тестирования;

  3. Упражнения на осознание своей уникальности, самоценности, формирование самопринятия;

  4. Упражнения на формирование положительного образа-Я;

  5. Элементы арт-терапии: рисование, коллажирование;

  6. Рефлексия.

Диагностические методики, используемые в работе:

  • Тест Гилфорда-Салливен и Ясюковой;

  • Проективная методика «Волшебная страна чувств»;

  • Опросник уровня агрессивности Басса-Дарки;

  • Шкала самооценки уровня тревожности Спилберга-Ханина;

  • Исследование самооценки по методике Дембо-Рубинштейна;

  • Проективная методика «Такие разные деревья»;

  • Семейная социограмма;

  • Незаконченные предложения.

Ожидаемые результаты.

К концу занятий у подростков должны развиться коммуникативные навыки, снизиться тревога, эмоциональное напряжение и развиться эмоционально-волевая сфера. А также, с помощью изученных и отработанных техник сформироваться индивидуальный способ саморегуляции и выражения эмоций.

Тематическое планирование занятий



Тема

Кол-во занятий

Кол-во часов



Первичная диагностика, беседа, тестирование

1

1



«Кто я?»

1

1



Моя позиция.

1

1



«Мир чувств и эмоций»

1

1



«Я и общество»

1

1



«Моя ответственность»

1

1



«Навстречу к себе»

1

1



«Моё дерево возможностей»

1

1



«Моё будущее в моих руках»

1

1



Итоговое занятие. Диагностика.

1

1



Всего.

10

10



Коррекционно-развивающие игры и упражнения к занятиям



Задачи

Игры, упражнения



Установление контакта, доверительных отношений.

1. Первичная диагностика.


  1. Тест Гиллфорда-Салливен и Ясюковой



Формирование у подростка принятия себя, анализ собственного «Я – образа» и его составляющих, осознание своей уникальности, самоценности.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Прогноз погоды».

3. Упражнение «Рисунок имени».

4. Упражнение «Кто Я?». Обсуждение.

5. Диалог о позиции ребенка. Выяснение позиции.

6. Завершение.



Развитие способности самоанализа, самопознания, умения анализировать и определять психологические характеристики свои и окружающих людей; выявление и активизация внутренних ресурсов и инициативности подростка, формирование самоценности

1. Приветствие.

2. Беседа «Что такое характер?»

3. Упражнения «Мои качества характера». Обсуждение.

4. Диалог о позиции. Вынесение суждения, оценка старой позиции.

5. Завершение.



Знакомство подростка с разнообразием чувств и эмоций; выявление зависимости поступков от эмоционального состояния; осознание необходимости управлять своими чувствами.

1. Приветствие.

2. Беседа «Мир чувств и эмоций».

3. Упражнение «О пользе и вреде эмоций». Обсуждение.

4. Диалог о позиции ребенка. Формирование новой позиции.

5. Завершение.



Развитие у подростка навыков самопрезентации, рефлексии; развитие толерантности к себе и другим, формирование положительного отношения к себе, принятия себя; развитие чувства собственного достоинства.

1. Приветствие.

2. Упражнение «Хиппи». Обсуждение.

3. Упражнение «Четыре квадрата». Обсуждение.

4. Упражнение «Волшебное озеро».

5. Завершение.




Формирование представлений о своем вкладе (каких либо действий, поступков и бездействий) в собственной жизни.

1.      Приветствие.

2.      Беседа об ответственности и выборах в своей жизни.

3.      Упражнение «Ромашка». Обсуждение.

4.      Завершение.



Развитие компетенции целеполагания, повышение уровня самоактуализации и осмысленности жизненной позиции.

1            Приветствие.

2            Упражнение «Ладошка». Обсуждение.

3            Создание Коллажа «Мои мечты». Обсуждение.

4            Завершение.



Актуализировать понятия «зависимое», «независимое» поведение. Закрепление важности делать правильный выбор жизни.

1.      Приветствие.


2.      Упражнение «Наши привычки». Обсуждение.


3.      Упражнение «Дерево возможностей».  Обсуждение.


4.      Завершение.




Формирование у подростка понятия личной ответственности за свой выбор. Активизация ресурсов для стремления к успеху, повышение самооценки.

1.      Приветствие.


2.      Упражнение «Непосредственность». Обсуждение.


3.      Упражнение «Успех и неуспех». Обсуждение.


4.      Завершение.




Завершение программы подведение итогов. Рефлексия.

  1. Итоговая диагностика