Файл: 1. Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 12

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.- Здравствуйте, ребята. -Проверьте, готовы ли вы к уроку.

- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на занятии, ребята, вас ожидают неожиданные задания, новые открытия, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

2.  Актуализация знаний (вызов)

         Обращаю ваше внимание на распечатки.

На соломе(н, нн)ое чучело Маслен…цы над…вали тулуп шапку и лапти.

Его возили всю неделю по деревн… а в воскресенье торжестве(н,нно) …жигали.

 Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших пре…ков на создание пр…чудливых нарядов.

       Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены, орфограммы-буквы и знаки препинания)

Исправим этот недостаток. Вставьте пропущенные буквы, расставьте знаки препинания и найдите сходство и различие этих предложений.

 (общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые;.

различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).

        Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения  в листке контроля.
3.Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ?

(это обобщающее слово).

Таким образом, как вы считаете, какая тема нашего урока?

(вспомнить, что такое обобщающие слова, какие ставятся знаки препинания, схема предложения)

–Вы верно ответили на вопрос. - Попробуйте сформулировать за дачу урока.

4.– Ознакомьтесь с информацией, предложенной ниже. Составьте на ее основе сообщение об обобщающих словах.( Работают в парах)

Обобщающие слова при ОЧП

1.Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель. ЗАПОМНИТЕ! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. 2. Стоят в той же форме, что и ОЧП. 3. Являются тем же членом предложения, что и ОЧП. 4. Имеют обобщенный смысл. 5. В роли обобщающих слов часто выступают существительные, местоимения и местоименные наречия: все, всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда , реже глагола, прилагательные. 6. В схемах обозначаются




– Докажите, что слово животные в третьем предложении является обобщающим – Опираясь на эти схемы, сформулируйте правило постановки знаков препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах. – Проверьте правильность своих рассуждений, прочитайте правило на с. 147 учебника.

5.– Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.
1. Цветы цвели повсюду на лугу на холме в лесу.
2. В саду в доме всюду стояла тишина.
3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом



Дополнительный материал.

На экране даны вводные слова, которые могут сопровождать обобщающие слова: например, а именно, как-то; словом, одним словом. Примеры предложений с ними: 1)В лесу растут деревья, например( а именно, как-то): липы, берёзы, осины. 2) Яблони, груши, сливы – словом(одним словом), фруктовые деревья растут в заброшенном саду.

6.- О каких еще особенностях пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах вы узнали? Запишите примеры в тетрадь. Составьте по данным схемам предложения- 1 вариант -двоеточие при ОЧП, 2- тире при ОЧП.



- Спасибо. Вы усердно потрудились.

Считаю, настало время отдохнуть.

7. Физкультминутка. Игра «Пожмём друг другу руки, называя ОС, если перед ОЧП с ОС ставится :, отвернёмся – ставится - »

1.Она очень любила сладости, а именно: конфеты, зефир, мармелад. 2.В лесах, на полях, лугах –словом, всюду стали распускаться первые цветы. 3.Из крупных хищников встречаются животные, например : не только рысь и волк, но и шакал и вепрь. 4.Водятся здесь и разные птицы: глухарь, тетерев, рябчик, куропатка, дикая утка, чёрный аист, журавль. 5.Подосиновики, маслята, сыроежки –одним словом, съедобные грибы лежали в корзине.

8.Приступим к закреплению материала.

Работа в группах по карточкам дифференцированным заданием

Задание 1 (для I группы)

– Подберите к данным рядам однородных членов обобщающие слова и составьте с ними предложения (1 –
обобщающее слово стоит перед ОЧП; 2 – обобщающее слово стоит после ОЧП; 3 – обобщающее слово стоит перед ОЧП, а дальше следует продолжение).

1. Стол, стул, кровать. 2. Дуб, ясень, береза. 3. Дядя, тетя, бабушка, дедушка

I группа: 1.В небольшой комнате моего друга стояла старая мебель: стол, стул, кровать 2.Дуб, ясень, береза – величавые, стройные деревья росли около озера 3. Мои самые близкие: дядя, тетя, бабушка, дедушка – приехали к нам в гости неожиданно.

Задание 2 (для II группы)

– Запишите предложения, расставьте знаки препинания, объясните их:

1. Калиныча более трогали описания природы гор водопадов необыкновенных зданий больших городов. 2. Медведь не выходил ни сегодня ни вчера ни много раньше словом никогда на дорогу людей. 3. Ни на озере ни на горах ни на небе нет ничего а именно ни одной цельной линии ни одного цельного цвета ни одного одинакового момента. 4. Многие картины И. Шишкина как-то «Сосновый бор» «Лесная глушь» «Рожь» «Корабельная роща» и другие широко известны. 5. Картины И. Шишкина знают везде как в нашей стране так и за рубежом.

II группа

1. Калиныча более трогали описания природы: горы,водопады, необыкновенные здания, большие города.2. Медведь не выходил ни сегодня, ни вчера, ни много раньше – словом, никогда на дорогу людей.3. Ни на озере, ни на горах, ни на небе нет ничего, а именно: ни одной цельной линии, ни одного цельного цвета, ни одного одинакового момента.4. Многие картины И. Шишкина, как-то: «Сосновый бор», «Лесная глушь», «Рожь», «Корабельная роща» и другие - широко известны.5. Картины И. Шишкина знают везде: как в нашей стране, так и за рубежом.

Задание 3 (для III группы) Составьте текст на тему «Зимний день», используя как можно больше предложений с ОЧП при ОЧП и ОП.

III группа: Сегодня необычный зимний день: солнечный, светлый, лучезарный. На деревьях, кустарниках, земле – словом, везде лежит белое покрывало, вышитое серебряными нитями. На нём различные узоры, например: морские звёзды, следы животных, воздушные шары. Иду по тропинке через сосновый бор и вижу на кронах деревьев снежных животных и птиц: белых медведей, пушистых зайцев, серебристых голубей. Удивительный день!


Проверка результатов работы групп, проговаривание правила.

9. Сжатие текста

Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)

(Это один из приемов сжатия текста- СЛИЯНИЕ, который поможет нам при подготовке к ГИА).

10. Следующее задание – проверка знания речевых норм. Исправьте ошибки, озвучьте правильный вариант (работа в парах)

Москва—город, который был родным городом Пушкина и подробно описанный им.

Москва-родной город АС. Пушкина, подробно описанный им

Везде: на улицах, площадях, (в)парках и садах- ощущается близость весны.

Родители заботятся и переживают даже за взрослых детей.(Родители заботятся даже о взрослых детях и переживают за них

11.Обобщающий тест.

1.Укажите слово, которое не может быть в роли обобщающего: а)растения б) вредители в)одуванчик г) животные

Ответ: в

2. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах (знаки препинания не расставлены) а) Ни горы ни ущелья ни быстрые реки не помешали прокладке газопровода. б) Запах черёмухи чувствовался всеми в саду в доме на улице. в) Всё и лес и поле и цветущий луг залито солнцем. г) Бычков Корнеев Сергеенко победители соревнования.

Ответ :в

3. Найдите ошибки в постановке знаков препинания:

а) В корзине была дичь: два тетерева и утка. б) Мастеровые, старики с палками, бабы – всё слилось в одну массу. в) Небо становилось разноцветным : белёсым, розовым, красным. г) Всё это – звуки и запахи, тучи и люди было странно красиво и грустно.

Ответ: г

12. Обозначьте свое участие в уроке.

Выразите ваши впечатления от урока. Продолжите предложения: Я узнал… Мне понравилось…Я открыл для себя… Было интересно… Достигли мы цели, которую поставили в начале урока…

13.Домашнее задание. Предлагаю выбрать любой вариант домашнего задания: Общее п.44, повторить п.40,41.

Варианты задания:

1. Подготовьте раздаточный материал по изученному виду орфограммы (карточки с заданиями);


2. Выполнить упр.270- задание по вариантам: I вариант записывает 1–4 предложения с обобщающим словом перед однородными членами, остальные – после однородных членов; II вариант – наоборот


Задания.

2.  Актуализация знаний (вызов) НА ДОСКЕ!

На соломе(н, нн)ое чучело Маслен…цы над…вали тулуп шапку и лапти.

Его возили всю неделю по деревн… а в воскресенье торжестве(н,нно) …жигали.

 Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших пре…ков на создание пр…чудливых нарядов. 4. Ознакомьтесь с информацией, предложенной ниже. Составьте на ее основе сообщение об обобщающих словах.( Работают в парах)

Обобщающие слова при ОЧП 1.Обозначают родовое понятие: стул, стол – мебель. ЗАПОМНИТЕ! Обобщающими называются слова, которые объединяют однородные члены предложения в одну смысловую группу. 2. Стоят в той же форме, что и ОЧП. 3. Являются тем же членом предложения, что и ОЧП. 4. Имеют обобщенный смысл. 5. В роли обобщающих слов часто выступают существительные, местоимения и местоименные наречия: все, всё, никто, ничто, везде, всюду, нигде, никогда , реже глагола, прилагательные. 6. В схемах обозначаются



5. Вам даны предложения и схемы, соотнесите предложение со схемой.
1. Цветы цвели повсюду на лугу на холме в лесу.
2. В саду в доме всюду стояла тишина.
3. Всё поля небо кусты морозный туман окрасилось розовым цветом



Дополнительный материал. НА ДОСКЕ! На доске даны вводные слова, которые могут сопровождать обобщающие слова: например, а именно, как-то; словом, одним словом. Примеры предложений с ними: 1)В лесу растут деревья, например( а именно, как-то): липы, берёзы, осины. 2) Яблони, груши, сливы – словом(одним словом), фруктовые деревья растут в заброшенном саду. 6. О каких еще особенностях пунктуационного оформления предложений с обобщающими словами при однородных членах вы узнали? Запишите примеры в тетрадь. Составьте по данным схемам предложения- 1 вариант -двоеточие при ОЧП, 2- тире при ОЧП.



8.Приступим к закреплению материала.

Работа в группах по карточкам дифференцированным заданием Задание 1 (для I группы)