Файл: 1. Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 17.03.2024
Просмотров: 26
Скачиваний: 0
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
я поняла, что…
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах
Цели:
Обучающая: расширить представления учащихся об обобщающих словах при однородных членах; научиться находить их в тексте, определять их роль в речи и использовать в собственных высказываниях.
Развивающая: развитие мышления учащихся, формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие познавательного интереса и расширение кругозора.
Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, уверенности в себе, честности, самостоятельности, ответственности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний (вызов)
Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1)
На соломе(н, нн)ое чучело Маслен…цы над…вали тулуп шапку и лапти.
Его возили всю неделю по деревн… а в воскресенье торжестве(н,нно) …жигали.
Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших пре…ков на создание пр…чудливых нарядов.
Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены знаки препинания)
Исправим этот недостаток. У вас на партах есть желтые карточки, на которых вы и выполните исправления. Расставьте знаки препинания и найдите в чем сходство и в чем различие этих предложений.
(общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые;.
различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).
Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения в листке контроля.
Что объединяет предложения? И чем они различаются?
III. Целеполагание и мотивация
Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ?
(это обобщающее слово).
Таким образом, тема нашего урока (слайд № 3)
Каковы должны быть цели нашего урока?
(вспомнить, что такое обобщающие слова
, какие ставятся знаки препинания, схема предложения)
(слайд № 4) Цели урока
Приведите свои примеры обобщающих слов при однородных членах предложения
(посмотрите вокруг, используйте пространство кабинета: мебель: столы, стулья, шкафы; учителя: …, …, … . и т.д.)
IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала
-
Откройте учебник, параграф 28, поработаем с текстом, составление кластера. -
используя стратегию ИНСЕРТ, у вас на столах лежат таблички с условными обозначениями. Предлагаю осмыслить информацию и занести свои наблюдения в таблицу.
галочка | плюс | минус | вопрос |
| | | |
Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:
Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.
-
Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания. Слайд 5
(слайд № 6) обращаю ваше внимание на то, что:
-
Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые(реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин; сказки, былины — фольклор). -
Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола, метафора, олицетворение —изобразительно-выразительные средства языка).
V.Систематизация и применение знаний и умений.
Приступим к закреплению материала, первое упражнение на экране.
1. Упражнение Составить предложение: (слайд № 7) Записать это предложение
1) из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесувзять обстоятельство места (в лесу);
2) добавить сказуемое предложения Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает);
3) добавить подлежащее предложения В маленьком домике на окраине всё напоминало об отце(всё).
Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову
(В лесу поражает всё: ...). составьте схему полученного предложения. (слайд № 8) о
2. Сжатие текста (слайд)
Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.
(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)
(Это один из приемов сжатия текста-СЛИЯНИЕ, который поможет нам при подготовке к ГИА).
3. (на карточках) Самостоятельная работа.
Ряды однородных членов | Обобщающие слова |
1) кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна | |
2) золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий | |
3) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс | |
4) плавание, гребля, парусные регаты, теннис, автомобильные гонки, гольф | |
VI. Проверка уровня знаний и умений (на карточках, расставить знаки препинания) Проверим уровень усвоения материала. Выполняем задание прямо на карточках карандашом.
1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.
2) Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.
3) Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.
4) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.
5) На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — одним словом, везде была изморозь.
Ключ (слайд № 10) самопроверка.
Оцените себя в листке контроля. Поднимите руки, кто выполнил на 5.
VII. Информация о домашнем задании (слайд № 11)
-
Прочитать параграф 28; -
по выбору:
а) написать миниатюру «Для чего нам нужны обобщающие слова при однородных членах»;
б) любое упражнение параграфа.
VIII. Рефлексия
Закончите фразу:
сегодня я узнал…,
мне понравилось..,
теперь я могу…,
я поняла, что…
Тема : Обобщающие слова при однородных членах. 8 класс
Цели урока:
1)анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах; 2) формировать умения употреблять обобщающие слова , обогащение словарного запаса учащихся. 3)воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи. А.П. Чехов : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».
ХОД урока
1. Орг. момент
2.Психологический настрой
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка.
Индивидуальный опрос.
- 2 ученика будут работать на карточках
Карточка № I
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.
2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].
Карточка № 2
1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.
Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.
2. Составьте предложение по схеме:
[О: и О, и О].
3.Проверка домашнего задания:
«Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли».
«Мозговой штурм»
- Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения)
- Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления)
4.Создание проблемной ситуации.
Теперь посмотрите внимательно на слова.
Дуб, береза, дерево, липа
- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?
Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.
- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.
- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).
Какова же будет тема нашего урока?
Предложения с обобщающим словом при однородных членах.
Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.
В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.