Файл: 1. Здравствуйте, ребята. Проверьте, готовы ли вы к уроку.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.03.2024

Просмотров: 26

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


я поняла, что…
 
Тема урока: Обобщающие слова при однородных членах

Цели:

         Обучающая: расширить представления учащихся об  обобщающих словах при однородных членах; научиться находить их в тексте, определять их роль в речи и использовать в собственных высказываниях.

         Развивающая: развитие мышления учащихся, формирование умения выделять главное, сравнивать, обобщать, развитие познавательного интереса и расширение кругозора.

         Воспитывающая: прививать любовь к русскому языку, Способствовать формированию навыков контроля и самоконтроля, уверенности в себе, честности, самостоятельности, ответственности.

                                                 

Ход урока

I.  Организационный момент.

II.  Актуализация знаний (вызов)

         Обращаю ваше внимание на экран (слайд № 1)

На соломе(н, нн)ое чучело Маслен…цы над…вали тулуп шапку и лапти.

Его возили всю неделю по деревн… а в воскресенье торжестве(н,нно) …жигали.

 Животные волки журавли драконы ослы медведи зайцы вдохновляли наших пре…ков на создание пр…чудливых нарядов.

       Посмотрите, пожалуйста, на предложения и скажите, чего здесь не хватает? (совершенно верно, пропущены знаки препинания)

Исправим этот недостаток. У вас на партах есть желтые карточки, на которых вы и выполните исправления. Расставьте знаки препинания и найдите в чем сходство и в чем различие этих предложений.

 (общее: объединены одной темой, есть однородные члены предложения, все простые;.

различие: два односоставных, одно двусоставное, в первых двух предложениях ставится союз, в третьем предложении ставится двоеточие, однородные члены разные (дополнения, сказуемые, подлежащие).

        Проверьте себя (слайд № 2) и оцените правильность выполнения  в листке контроля.

Что объединяет предложения? И чем они различаются?

III. Целеполагание и мотивация

Скажите, пожалуйста, чем является в предложении слово животные ?

(это обобщающее слово).

Таким образом, тема нашего урока (слайд № 3)

Каковы должны быть цели нашего урока?      

(вспомнить, что такое обобщающие слова

, какие ставятся знаки препинания, схема предложения)

(слайд № 4) Цели урока

        Приведите свои примеры обобщающих слов при однородных членах предложения

(посмотрите вокруг, используйте пространство кабинета: мебель: столы, стулья, шкафы; учителя: …, …, … . и т.д.)

IV. Первичное усвоение, осознание и осмысление нового материала

  1. Откройте учебник, параграф 28, поработаем с текстом, составление кластера.

  2. используя стратегию ИНСЕРТ, у вас на столах лежат таблички с условными обозначениями. Предлагаю осмыслить информацию и занести свои наблюдения в таблицу.

галочка

плюс

минус

вопрос













Поделитесь друг с другом своими наблюдениями. Подведем итоги:

Что нам было уже известно? Что нового? И т.д.

  1. Опорный конспект «Знаки препинания при однородных членах предложения». Делаются выводы по постановке знаков препинания. Слайд 5




(слайд № 6) обращаю ваше внимание на то, что:


  • Обобщающее слово заключает в себе родовое понятие (более общее), а однородные члены — видовые(реки: Волга, Обь, Дунай; художники: Рафаэль, Левитан, Репин; сказки, былины — фольклор).

  • Обобщающие слова могут быть и словосочетанием (гипербола, метафора, олицетворение изобразительно-выразительные средства языка).

V.Систематизация и применение знаний и умений.

Приступим к закреплению материала, первое упражнение на экране.

             1. Упражнение Составить предложение: (слайд № 7) Записать это предложение

1)  из предложения Неопытному грибнику легко заблудиться в лесувзять обстоятельство места (в лесу);

2)  добавить сказуемое  предложения  Экскурсантов поражает старинный сад в усадьбе Тургенева (поражает);

3)  добавить   подлежащее   предложения   В  маленьком   домике   на окраине всё напоминало об отце(всё).

Продолжить полученное предложение однородными членами к обобщающему слову

(В лесу поражает всё: ...). составьте схему полученного предложения. (слайд № 8) о

           
2. Сжатие текста (слайд)

         Все из моего окна виделось мне здесь сказочным. На горе между двух озер стояла горстка высоких теремных изб. У стен задымленных бань лежали поленницы березовых дров. Вокруг стояли бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.

(Все из моего окна виделось мне сказочным: горстка высоких теремных изб, поленницы березовых дров, бесконечные изгороди с белобокими сороками на березовых кольях.)

(Это один из приемов сжатия текста-СЛИЯНИЕ, который поможет нам при подготовке к ГИА).

         3. (на карточках) Самостоятельная работа.

Ряды однородных членов

Обобщающие слова

1) кенгуру, коала, сумчатая белка, утконос, муравьед, ехидна




2) золото, серебро, медные и железные руды, каменный уголь, уран, алюминий




3) Моцарт, Бетховен, Шуберт, Штраус, Брамс




4) плавание, гребля, парусные регаты, теннис, автомобильные гонки, гольф




VI. Проверка уровня знаний и умений (на карточках, расставить знаки препинания) Проверим уровень усвоения материала. Выполняем задание прямо на карточках карандашом.

1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах: Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

2)  Крупнейшие реки Западной Сибири: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.

3)  Отовсюду веяло запахом весны: и от влажной земли, и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

4)  Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.

5)  На крышах домов, на деревьях, на скамейках аллеи — одним словом, везде была изморозь.

Ключ (слайд № 10) самопроверка.

Оцените себя в листке контроля. Поднимите руки, кто выполнил на 5.

 VII. Информация о домашнем задании (слайд № 11)

  1. Прочитать параграф 28;

  2. по выбору:

а) написать миниатюру «Для чего нам нужны обобщающие слова при однородных членах»;

б)  любое упражнение параграфа.

VIII. Рефлексия

Закончите фразу:

сегодня я  узнал…,  

мне понравилось..,        

теперь я могу…,  

я  поняла, что…


Тема : Обобщающие слова при однородных членах. 8 класс

Цели урока:

1)анализируя вместе с учащимися предложения, дать понятие об обобщающем слове ; помочь учащимся самостоятельно вывести правила постановки знаков препинания при обобщающих словах; 2) формировать умения употреблять обобщающие слова , обогащение словарного запаса учащихся. 3)воспитывать организованность, чувство коллективизма, взаимной помощи. А.П. Чехов : « В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли».

ХОД урока

1. Орг. момент

2.Психологический настрой 
- Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке вас ожидает много интересных заданий, а помощниками вам будут внимание, находчивость, смекалка. 
Индивидуальный опрос.

- 2 ученика будут работать на карточках

Карточка № I

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Дети набрали полные корзины грибов подосиновиков подберезовиков2 маслят.

2. Составьте предложение по схеме: [О, О - О].

Карточка № 2

1. Расставьте знаки препинания, начертите схему предложения.

Ни войны ни поля ни товарищей ничего не видел2 теперь Алексей.

2. Составьте предложение по схеме:

[О: и О, и О].

3.Проверка домашнего задания:  
«Повторяем то, что знали, вспоминаем, что забыли». 
«Мозговой штурм» 
- Какие члены предложения называются однородными? (которые относятся к одному и тому же члену предложения, отвечают на один и тот же вопрос, являются одним и тем же членом предложения) 
- Чем соединяются однородные члены предложения? (соединительными союзами, разделительными союзами, противительными союзами, интонацией перечисления) 
4.Создание проблемной ситуации.

Теперь посмотрите внимательно на слова.

Дуб, береза, дерево, липа

- Как вы думаете, могут ли все эти слова являться однородными членами? Или здесь какое-либо слово лишнее? Почему?

Слово «дерево» является общим для всех остальных слов, его значение шире.

- Как же называются слова, значение которых является общим для других слов.

- Как же называются слова с общим значением? (обобщающими).

Какова же будет тема нашего урока?

Предложения с обобщающим словом при однородных членах.

Давайте составим из данных слов предложение с однородными членами, поставив обобщающее слово впереди.

В лесу растут разные деревья: дубы, березы, липы.